Олигополия. Основные черты олигополистического рынка. Сущность современных форм тайных соглашений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополия. Основные черты олигополистического рынка. Сущность современных форм тайных соглашений.



 

Олигополия

Это форма несовершенной конкуренции, которая господствует в ряде отраслей экономики в современных развитых странах и характеризуется тем, что на рынке доминирует несколько крупных производителей однородного или дифференцированного продукта. Различают два типа олигополии: чистую и дифференцированную. Первый тип олигополии образуют фирмы, производящие однородный продукт – нефть, сталь, алюминий, цемент; второй – дифференцированную продукцию – автомобили, металлообрабатывающие станки, бытовую технику, электронное оборудование.

Рынок того или иного товара может быть относительно равномерно распределен между несколькими крупными олигополистами. Это – симметричная олигополистическая структура. Если на олигополистическом рынке одна крупнейшая фирма и довольно большое количество средних и мелких фирм, то это – асимметричная олигополистическая структура. В первом случае появляется возможность для согласования рыночной политики, а во втором случае неизбежна острая конкурентная борьба. Олигополия занимает промежуточное положение между монополией и свободной конкуренцией. На этом рынке фирм больше, чем при монополии, но значительно меньше, чем при совершенной конкуренции. Причем олигополист, обладая рыночной властью над ценой, ограничен в этой власти количеством фирм, хозяйствующих на данном рынке. Каждый олигополист, принимая хозяйственное решение, должен учитывать поведение своих конкурентов, а также поведение потребителей своей продукции. Олигополия характеризуется стратегическим поведением и взаимозависимостью. Под стратегическим поведением понимается такое поведение, которое учитывает реакцию других участников олигополистического рынка. Олигополии разрабатывают стратегию ценообразования, определяют рыночную долю производства, рынки сбыта, осуществляют рекламную деятельность в целях максимизации прибыли и роста своего бизнеса. Но все эти действия определяются взаимозависимостью. Олигополистический рынок характеризуется высокими барьерами: экономия на масштабах, значительный первоначальный капитал, политика ценообразования и рекламная деятельность. Все это создает неопределимую ситуацию для новых фирм. Концентрацию рынка и степень власти над ценой на олигополистическом рынке определяют при помощи нами уже рассмотренного индекса Герфиндаля-Хиршмана (ННУ) и коэффициента концентрации

ННУ = S12 + S22 + S32 + … + Sn2,

где S – доля фирмы в общем объеме продаж;

1-n – число фирм в отрасли;

Возведение в квадрат доли каждой фирмы и их суммирование.

В дуополии n = 2, S1 = 50 %, S2 = 50 %, Н = 502 + 502 = 5000. Коэффициент концентрации показывает выраженную в процентах долю крупных фирм в общем объеме продаж отрасли.

Простейшая олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие фирмы – дуополия. Эта модель впервые была представлена еще в 1838 г. французским экономистом О. Курно.

Модели дуополии классической школы

1. Модель Курно основывалась на предположении, что взаимодействие фирм-дуополистов предопределяется максимизацией прибыли. Он также допускал, что конкурирующей фирме известен объем производства 1-й фирмы и ей нужно определить свой объем. При установлении фиксированной цены они будут производить неизменный объем продукции, руководствуясь правилом МС = MR. А. Курно показал, что при олигополии объем производства выше, чем при монополии, но ниже достигаемой в условиях совершенной конкуренции.

Qмоноп. < Qолиг. < Qсовер.

Что касается цен, то они аналогично будут выше, чем в условиях совершенной конкуренции, но ниже достигаемой при монополии.

Для любой фирмы-дуополиста объем рынка не является постоянной величиной, он регулируется на основе решений конкурентов. Модель в конечном итоге исходит из того, что объем выпуска рассматривается как постоянная. В точке равновесия ожидаемый объем выпуска продукции каждой фирмы-дуополиста совпадает с фактическим и является оптимальным. А. Курно доказал, что в любой отрасли достигается равновесие между объемом продаж и ценами товаров. Сама же цена равновесия зависит от числа продавцов. Модель в дальнейшем разрабатывалась на основе выявлении зависимостей в рамках парадигмы: строение – поведение – результат.

2. Так, например, американский экономист Э. Чемберлин в своей модели дуополии выдвинул положение о взаимозависимости производителей, т. е. о создании такой системы связей, которая позволит дуополистам, не вступая в сговор, установить монопольную цену.

3. Модель асимметричной дуополии была предложена Г. фон Штакельбергом в 1934 г. как дальнейшая модификация дуополии Курно и Чемберлина. Асимметричная модель предполагала, что дуополисты могут придерживаться разных типов поведения – быть лидером или последователем.

4. Несколько отлична от модели Курно модель французского математика Ж. Бертрана. Дуополисты Бертрана исходят из предположения о независимости цен. Если Курно считал, что объем выпуска продукции или услуг конкурента является величиной постоянной, то Бертран это относил к ценам.

Недостатки моделей Курно и Бертрана заключаются главным образом в том, что они наделяют дуополистов способностью таким образом воздействовать на производственные мощности, что их объем производства может колебаться от 0 до 100 % рынка, чего в реальности вообще не может быть.

5. Д. Эджуорт предложил модель ценовой дуополии с ограничением производственной мощности каждой фирмы.

Указанные модели дуополии классической школы разрабатываются и в настоящее время. Причем имеет место переход от предположительных вариаций, лежащих в понимании всех моделей к трактовке такой основы в поведении олигополии, как стремление к сговору. Не участвующие в сговоре олигополисты сталкиваются с ломаной кривой спроса.

Разновидности олигополии (модели ценового поведения олигополистов)

1. Олигополия с ломаной кривой спроса;

2. Сговор (картель);

3. Лидерство в ценах;

4. Принцип ценообразования «издержки плюс».

 

 

Рис. 6. 8 Модель олигополии с ломаной кривой спроса

В данной модели олигополии рассматривается реакция участников на изменение поведения их конкурента. Некооперативное поведение связано с изменением цены одного из олигополистов. Конкуренты будут игнорировать увеличение цены, но следовать снижению цены. В результате кривая спроса будет принимать форму ломаной, а кривая предельной выручки – вертикального разрыва. Изменение в предельной выручке может привести к сокращению вертикального отрезка. В итоге на рынке олигополии никакого изменения цен или объемов производства не произойдет, поскольку любое изменение в цене нежелательно. Если цена увеличится, фирмы потеряют клиентов, а если уменьшится, то объем реализации возрастет незначительно. Олигополист будет стремиться к неизменности рыночной конъюнктуры, т. е. к сохранению сложившегося равновесного объема производства (Q1) и равновесной цене (Р1).

Правила игры, в которой участвуют олигополисты, стремящиеся достичь результатов чистой монополии, напоминают законы «дилеммы заключенных». Смысл этой дилеммы заключаются в том, что, руководствуясь собственными интересами, каждый из заключенных придет к признанию. Тем самым будет избран неоптимальный вариант взаимодействия. Так и на олигополистическом рынке собственные интересы затрудняют подчас кооперативные действия, направленные на максимизацию прибыли. «Дилемма заключенных или узников» – это история о двух преступниках[2], которым представлено право выбора. Он заключается в том, что если каждый из них не признает себя виновным, то они получат по 1 году тюрьмы, поскольку только на этот срок их могут осудить. Если каждый из них признается в преступлении, то они получат по 8 лет тюремного заключения. Если только один из них признается в содеянном, а другой – нет, то первый выходит на свободу, а второй получает 20 лет тюрьмы.

  Признание Отказ от дачи показаний
Признание 8 лет для каждого 1-й получает 20 лет 2-й выходит на свободу
Отказ от дачи показаний 1-й выходит на свободу 2-й получает 20 лет 1 год каждому

Рис. 6. 9 «Дилемма узников»

С точки зрения теории игр стратегия каждого из них называется доминирующей, она приведет первого и второго узника к признанию и каждый из них получит 8 лет тюрьмы.

Экономисты Дж. Нейман и О. Монгерстерн применили теорию игр для объяснения экономического поведения олигополий. Стратегическое равновесие олигополистов (равновесие Нэша) – есть результат учета интересов всех других олигополистов. Причем каждый участник во взаимодействии с другими выбирает оптимальный вариант стратегии, с учетом того, что его конкуренты также имеют определенный план решений.

Изменения в издержках до определенных границ не будет оказывать воздействия на цену и объем производства. Данная теория объясняет жесткость и асимметричность цен в условиях олигополии и причины нежелания олигополиста менять цену. В экономической науке имеет место и другое объяснение, почему олигополии не стремятся к быстрому изменению цен, а если она изменяется, то нечасто, но значительно.

Фирмы-олигополисты, столкнувшись с изменением спроса в краткосрочном периоде, желают сохранить установившиеся цены на рынке при помощи изменения объемов производства. Об этом свидетельствуют исследования лауреата Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглера. Кривая средних переменных издержек (AVC) олигополиста имеет горизонтальный вид. Это говорит о том, что фирмы, хозяйствующие на олигополистическом рынке, заранее готовятся к изменению спроса и соответствующим образом варьируют капитальным оборудованием. Спрос олигополиста будет иметь низкую эластичность по цене.

Модель олигополии, основанной на сговоре

Тайный сговор олигополистов имеет место тогда, когда участники достигают соглашения о ценах, о рынках сбыта, о долях производства с целью максимизации прибыли. Такая ситуация на олигополистическом рынке будет напоминать условия чистой монополии, поскольку олигополистам будет выгодно поддерживать фиксированный уровень производства и неизменные (высокие) цены. Разновидностью тайного сговора является картель. В экономической теории различают два основных типа картелей:

а) картели, преследующие цель максимизации отраслевой прибыли;

б) картели, устанавливающие рыночные доли.

Основная проблема картелей заключается в том, что олигополисты стремятся к сговору. Достигнув его, они будут заинтересованы разрушить его и вновь стремиться к сговору. Цель – максимизация прибыли. Для того, чтобы достигнутое соглашение превратить в устойчивое состояние, участники картеля создают централизованное управление, лишая юридической самостоятельности каждую фирму. Это предполагает переход к более высокой форме сговора – тресту.

Классический пример олигополии картельного типа – ОПЕК. ОПЕК контролирует около ¾ мировых запасов нефти. Наибольшего успеха картель сумел добиться в период 1973–1974 и 1979–1980 гг. в результате небольшого ограничения добычи. Он стремится поднять цену на нефть посредством согласованного сокращения объемов добычи нефти и установления квоты (доли производства) для каждого участника картеля. Картель объединяет 11 стран с Норвегией и Кувейтом. Он производит около 40 % всей нефти в мире и продает 60 % нефти на мировых рынках. В настоящее время цена за баррель[3] нефти достигает более 100 долларов. Получение высокой прибыли объясняется высокой эластичностью мирового спроса стран-импортеров нефти.

Другой разновидностью сговора являются негласные договоренности или джентльменские соглашения. Это соглашение о сговоре, заключенное втайне.

Олигополии картельного типа недолговечны по следующим причинам:

1) сговор противоречит антимонопольному законодательству и может быть подвергнут соответствующему преследованию;

2) поскольку на олигополистическом рынке подвижны предельные издержки (МС) и кривая спроса (Д), это означает постоянные изменения в соотношении конкурирующих сил олигополистов, которые в целях максимизации прибыли идут на нарушение достигнутых соглашений;

3) чем больше фирм-олигополий, тем сложнее достичь каких-либо соглашений;

4) мошенничество. Каждый из олигополистов испытывает искушение тайно снизить цены, что привело бы к расширению объема продаж и к увеличению прибыли;

5) в период экономического спада сговор, как правило, разрушается, поскольку сокращающиеся рынки вызывают рост общих средних издержек (ТАС). Фирмы стремятся в этих условиях снизить цены и получить выигрыш в результате роста продаж за счет конкурентов;

6) возможность вхождения в отрасль конкурентов, привлеченных высокой прибылью.

Лидерство в ценах

Лидерство в ценах – это модель ценообразования, сущность которой заключается в том, что крупнейшая фирма устанавливает цену, а другие фирмы следуют за ней. Фирма-лидер учитывает при этом следующие обстоятельства на олигополистическом рынке. Цена изменяется редко и только под воздействием изменения спроса и издержек производства.

Ценообразование по принципу «издержки плюс» осуществляется на основе исчисления издержек производства на единицу продукции в среднем по отрасли и добавляется определенный процент «нормативной» прибыли.

Олигополисты обречены на неценовую конкуренцию. Ее формы: реклама, дифференциация выпускаемых товаров, повышение качества продукции. Особое место среди мирных методов конкуренции занимает реклама. Затраты на ее осуществление превращаются порой в один из барьеров вступления в отрасль. Периодически на олигополистическом рынке в качестве кратковременной меры может проявляться ценовая конкуренция, которая может иметь непредсказуемый и разрушительный характер для олигополистов. В результате войны цен в выигрыше может быть только потребитель, который получает возможность приобретать товары по низким ценам.

Вопрос об экономических последствиях олигополии является в экономической науке дискуссионным. Одни сравнивают поведение олигополистов с монополиями. Другие считают, что олигополии способствуют развитию НТП и поэтому их хозяйствование положительное.

Антимонопольное законодательство целесообразно рассматривать на примере США. Оно, пожалуй, самое изощренное и включает более чем вековой опыт. Свой отсчет оно начинает с Закона Шермана (1890 г.), который объявил незаконными монополизацию торговли и сговор. В 1914 г. были приняты законы Клейтона и федеральной комиссии по торговле. В результате была запрещена ценовая дискриминация, направленная на ослабление конкуренции. Закон защищал малый бизнес. В дальнейшем законодательство дополнялось и уточнялось. Законодательство в РФ также направлено на защиту конкуренции, ослабление, и запрещение монополизма, установление монопольно низких и высоких цен. Наказуемо ограничение конкуренции путем раздела рынка. В РФ проблема преодоления монополизма, сговор свидетельствуют о несовершенстве антимонопольного законодательства.

 


[1] Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.: Учеб. пос. -М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

[2] См. подробнее: Мэнкью Н. Грегори Принципы микроэкономики: пер. с англ. / Н. Мэнкью – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С. 393–401.

[3] Баррель (бочка) соответствует 158,9 литра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.024 с.)