Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.



В условиях рыночной экономики конкурентные силы приводят к соответствию объемов спроса и объемов предложения. Точка пересечения на графике будет означать состояние рыночного равновесия.

 

Рис. 3.3. Рыночное равновесие.

Цена Ре при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. Количество товара Qе, реализуемое на рынке по равновесной цене, называется равновесным количеством товара. Способность конкуренции синхронизировать цены спроса и цены предложения приводит к рыночному равновесию. Это явление называется уравновешивающей функцией цен.

Конъюнктура рынка чрезвычайно подвижна, она может вызывать изменение спроса, предложения и самого равновесия.

Под воздействием неценовых факторов спроса и предложения происходит сдвиг соответствующей кривой, в результате возникает новое рыночное состояние. Это движение на отдельном рынке можно представить в виде принципа «равновесие – неравновесие» и проиллюстрировать в виде графика.

График 3.4. может свидетельствовать о чрезмерной подвижности конъюнктуры рынка.

В экономической теории существуют две основные точки зрения по поводу установления в условиях совершенной конкуренции равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Л. Вальрас считал, что если на отдельном рынке имеет место избыток спроса или избыток предложения, то в первом случае в результате конкуренции покупателей цены будет повышаться до тех пор, пока не исчезнет избыток. Во 2-м случае, конкуренция продавцов также приведет к исчезновению избытка. В результате возникнет состояние рыночного равновесия. Эта позиция отражает движение рынка к равновесию в краткосрочном периоде. Точка зрения А. Маршалла характеризует долгосрочный период развития рынка. Разница цены спроса и цены предложения, на которую больше реагируют продавцы, увеличивая или уменьшая предложение, в конечном итоге приведет к состоянию равновесия. Конкуренция и механизм цен лежат в основе механизма саморегулирования рыночной экономики.

 

Рис 3.4. Рыночное «равновесие – неравновесие» на отдельном рынке.

Устойчивость равновесия достигается в условиях колебательных движений экономики. Наибольший интерес вызывает паутинообразная модель, которая показывает затухающие колебания, в результате чего формируется равновесие.

 

 

Рис. 3. 5 Паутинообразная модель.

Движение к равновесию проходит ряд этапов. Избыток предложения (АВ) толкает цены вниз (ВС), что ведет к образованию избытка спроса (СД). Это поднимет цены вверх (ДF), и снова образуется избыток предложения. В конечном счете, в результате затухающего колебания устанавливается равновесие.

В рыночной экономике важное значение имеют расчеты поведения спроса или предложения под воздействием на них каких-либо факторов. С этой целью в экономической теории вводится такое понятие как эластичность.

Под эластичностью понимается реакция экономического показателя на изменение каких-либо факторов. Различают следующие виды: эластичность спроса от цены, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность и эластичность предложения.

По каждому виду можно рассчитать коэффициент эластичности – как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению переменного фактора. Эластичность спроса по цене как коэффициент рассчитывается следующим образом:

ЕРД = ,

где Q – величина спроса;

ΔQ/Q – процентное изменение величины спроса;

Р – цена;

ΔР/Р –процентное изменение цены.

ЕРД показывает, на сколько процентов изменяется спрос в случае изменения цены на 1 %.

 

 

Рис. 3.6. Свойства эластичности.

Спрос называют эластичным, когда ЕРД > 1, это означает, что спрос растет или снижается быстрее цены, неэластичным, когда ЕРД < 1. То есть спрос растет (снижается) медленнее, чем изменяются цены. В этом случае общая выручка (TR) растет (снижается). Имеет место единичная эластичность ЕРД = 1. Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то ЕРД = 0.

ЕРД может быть равно ∞ в том случае, когда бесконечное малое изменение цены вызывает бесконечное изменение спроса.

Спрос считается эластичным, если реакция покупателя на изменение цены ярко выражена. Высокой эластичностью отличается рынок мыла и моющих средств, а неэластичностью – рынок хлебопродуктов, электролампочек. Даже при условии роста цены на последние товары потребитель не откажется от их покупки, поскольку близких субститутов почти нет. Изменение эластичности спроса по цене происходит под воздействием следующих факторов:

1. Наличие товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос на данный товар и наоборот;

2. Фактор времени. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком;

3. Специфика отдельных рынков. Ряд товаров покупаются вне зависимости от установленных на них цен, например: лекарства, очки, протезы, инвалидные коляски и т. д.

Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается только по взаимозаменяемым или взаимодополняющим товарам. Он характеризует зависимость спроса на данный товар от изменения цены на другой товар. Например, если цена на кофе увеличивается, а цена чая остается неизменной, то спрос на чай при прочих равных условиях возрастает. Коэффициент перекрестной эластичности на взаимозаменяемый товар имеет положительное значение, поскольку Е > 0, а по взаимодополняющим товарам – отрицательное Е < 0.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар А при изменении дохода потребителя на 1 %.

ЕJD = ,

где ЕJD – коэффициент эластичности спроса по доходу;

J – доход покупателя;

Q – величина спроса.

Данный коэффициент применяется по отношению к «товарам Энгеля» (качественных и низкокачественных). С увеличением доходов спрос растет на качественные товары Е > 0 и наоборот.

Эластичность предложения характеризует реакцию предложения различных товаров на колебания их цены. Однако в отличие от спроса, предложение товаров меняется в том же направлении, что и цена. Реакция производителя на изменение рыночной цены зависит от фактора времени. Чем большим периодом времени располагает производитель, тем больше возникает возможность воздействовать на объем производства и тем самым изменять объем предложения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.007 с.)