Как посравнить да посмотреть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как посравнить да посмотреть



Век нынешний и век минувший;

Свежо предание, а верится с трудом… (д.2, явл.2)

Служить бы рад, прислуживаться тошно (д.2, явл.2)

Дома новы, но предрассудки стары (д.2, явл.5)

Прошедшего житья подлейшие черты. (д.2, явл.5)

Воскреснем ли когда от чужевластья мод? (д.3, явл22)

Ну вот и день прошёл, и с ним

Все призраки, весь чад и дым

Надежд, которые мне душу наполняли (д.4, явл.3)

Да, мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков,

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,

А пуще голове от всяких пустяков (д.3, явл.22)

Чацкий о Молчалине:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных (д.1,явл.7)

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье! (д.3, явл.1)

Молчалины блаженствуют на свете! (д.4, явл.13)

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей (д.4, явл.14)

Чачкий о Софье:

Обманщица смеялась надо мною! (д.3, явл.3)

Никем по совести она не дорожит (д.4, явл.10)

Чацкий о Скалозубе:

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки! (д.3, явл.1)

Фамусов:

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой (д.1, явл.4)

Кто беден, тот тебе не пара (д.1, явл.4)

А, главное, поди-тка послужи (д.2, явл.2)

Ученье – вот чума, учёность – вот причина (д.3, явл.21)

Ах! боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна! (д.4, явл.15)

Софья о Фамусове:

Что мне молва? Кто хочет, так и судит,

Да батюшка задуматься принудит:

Брюзглив, неугомонен, скор…(д.1, явл.5)

Софья о Чацком:

Остёр, умён, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот о себе задумал он высоко…(д.1, явл.5)

Софья о Молчалине:

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе поступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, -

Вот я за что его люблю (д.3, явл.1)

Молчалин:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была…

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека (д.4, явл.12)

Скалозуб:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь перебиты (…)

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы (д.2, явл.5)

Лиза о Скалозубе:

И золотой мешок, и метит в генералы (д.1, явл.5)

Крылатые выражения героев комедии:

Счастливые часов не наблюдают (Софья)

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь (Лиза)

Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (Чацкий)

И дым Отечества нам сладок и приятен! (Чацкий)

Господствует смешенье языков:

Французского с нижегородским (Чацкий)

Хотел объехать целый свет,

И не объехал сотой доли (Чацкий)

Читай не так, как пономарь,

А с чувством, с толком, с расстановкой. (Фамусов)

Кто служит делу, а не лицам… (Чацкий)

Свежо предание, а верится с трудом (Чацкий)

Что говорит! и говорит, как пишет! (Фамусов)

Ну как не порадеть родному человечку!.. (Фамусов)

Ах, злые языки страшнее пистолета (Молчалин)

Герой… Не моего романа (Софья)

Чины людьми даются,

А люди могут обмануться(Чацкий)

А у меня к тебе влеченье, род недуга (Репетилов)

О! Если б кто в людей проник:

Что хуже в них? душа или язык? (Чацкий)

Ба! знакомые всё лица! (Фамусов)

А судьи кто? (Чацкий)

В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов (Фамусов)

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок (Чацкий)

О творчестве А.С. Пушкина

 

«Солнце русской поэзии закатилось…» (В.А. Жуковский)

«Пушкин составляет эпоху в истории нашей литературы» (Ф.В. Булгарин)

«Пушкин – наше всё» (А.А. Григорьев)

«Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека»

(В.Г. Белинский)

«В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер» (Н.В. Гоголь)

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина», «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»

(В.Г. Белинский)

«Цель художества есть идеал, а не нравоучение» (А,С, Пушкин)

Тема свободы в лирике Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы (К Чаадаеву, 1818)

И над отечеством Свободы просвещённой

Взойдёт ли наконец прекрасная Заря? (Деревня, 1819)

 

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут (Во глубине сибирских руд,1827)

На свете счастья нет, но есть покой и воля (Пора, мой друг, пора, 1834)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал (Я памятник себе воздвиг нерукотворный, 1836)

Тема поэта и поэзии:

Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать (Разговор книгопродавца с поэтом, 1824)

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей (Пророк, 1826)

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснётся,

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл (Поэт, 1827)

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв (Поэт и толпа, 1828)

Поэт! Не дорожи любовию народной (Поэту, 1830)

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца (Я памятник воздвиг себе нерукотворный, 1836)

Тема любви:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты (К***, 1825)

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад! (Признание, 1826)

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим (Я вас любил, 1829)

Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец (Мадонна, 1830)

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной (Элегия,1830)

Тема дружбы:

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыплённый.

Взгляни: здесь круг твоих друзей;

Бутыль вином налита,

За здравье нашей музы пей,

Парнасский волокита (Пирующие студенты, 1814)

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена! (К Чаадаеву, 1818)

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас (Во глубине сибирских руд, 1827)

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли! (19 октября 1827)

Тема жизни и смерти:

Покину скоро я друзей,

И жизни горестной моей

Никто следов уж не приметит;

Последний взор моих очей

Луча бессмертия не встретит (Элегия, 1816)

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет (Если жизнь тебя обманет, 1825)

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (Элегия, 1830)

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрём. (Пора, мой друг, пора,1834)

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит (Я памятник себе воздвиг нерукотворный, 1836)

Об Онегине:

Нет: рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум (1, 37)

Он застрелиться, слава Богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел (1, 38)

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной (1, 54)

В любви считаясь инвалидом,

Онегин слушал с важным видом (2, 19)

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей (…)

Так точно думал мой Евгений (4, 9)

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был (4, 11)

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя (4, 14)

Прямым Онегин Чильд-Гарольдом

Вдался в задумчивую лень (4, 44)

(…)но Евгений

Наедине с своей душой

Был недоволен сам собой (6, 9)

Он мог бы чувства обнаружить (…)

Но шёпот, хохотня глупцов…

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чём вертится мир! (6, 11)

(…) Хоть я сердечно

Люблю героя моего (6, 43)

Уж не пародия ли он? (7, 24)

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел (8, 12)

Запретный плод вам подавай (8, 27)

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан (8, 32)

О Татьяне:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой (2, 25)

Задумчивость, её подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшали ей (2, 26)

Татьяна, милая Татьяна! (3, 15)

Письмо Татьяны предо мною;

Его я свято берегу (3, 31)

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины (5, 5)

Уж был сердит. Но, девы томной

Заметя трепетный порыв,

С досады взоры опустив,

Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить (5, 31)

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь… (7, 53)

Та девочка… иль это сон?..

Та девочка, которой он

Пренебрегал в смиренной доле,

Ужели с ним сейчас была

Так равнодушна, так смела? (8, 20)

Как изменилася Татьяна!

Как твёрдо в роль свою вошла! (8, 28)

Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была (8, 43)

А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны…

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна (8, 47)

Татьяны милой идеал… (8, 51)

О Ленском:

По имени Владимир Ленский,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт (2, 6)

Он сердцем милый был невежда (…)

Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загадкой (2, 7)

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой (2, 13)

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рождён (6, 37)

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел (6, 38,39)

Увы, любовник молодой,

Поэт, задумчивый мечтатель,

Убит приятельской рукой! (6, 40)

Об Ольге:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, лёгкий стан,

Всё в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдёте верно

Её портрет (2, 23)

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне (3, 5)

Мой бедный Ленский! Изнывая,

Не долго плакала она.

Увы! Невеста молодая

Своей печали неверна (7, 8, 9, 10)

 

О творчестве М.Ю. Лермонтова

 

«Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах» (А.И. Герцен)

«Но как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так и Печорин выше Онегина по идеи… Что такое Онегин?… Он является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому всё пригляделось, всё приелось, всё прилюбилось… Не таков Печорин. Это человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях» (В.Г. Белинский)

Тема одиночества:

Один среди людского шума,

Возрос под сенью чуждой я,

И гордо творческая дума

На сердце зрела у меня (Один среди людского шума, 1830)

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье – все готовы –

Никто не хочет грусть делить (Одиночество, 1830)

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина! (Ужасная судьба отца и сына, 1830)

Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой (Нет, я не Байрон, я другой, 1832)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?.. (Парус, 1832)

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит! (Смерть поэта, 1837)

Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнём (Узник, 1837)

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (И скучно и грустно, 1840)

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя (Листок, 1841)

Тема поэта и поэзии:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных (Поэт, 1838)

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья (Пророк, 1841)

Тема смерти:

Пора туда, где будущего нет,

Ни прошлого, ни вечности, ни лет;

Где нет ни ожиданий, ни страстей,

Ни горьких слёз, ни славы, ни честей (Смерть, 1830)

Ужасный жребий ясно для меня

Начертан был кровавыми словами (Смерть, 1831)

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты (Из Гёте, 1840)

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь (Выхожу один я на дорогу, 1841)

Тема любви:

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою! (Нищий, Е.А. Сушковой, 1830)

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор (К***, Н.Ф. Ивановой, 1832)

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье;

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою (***, В.А. Лопухиной, 1841)

Я к вам пишу: случайно! право,

Не знаю, как и для чего.

Я потерял на это право.

И что скажу вам? – ничего!

Что помню вас? – но, Боже правый,

Вы это знаете давно.

И вам, конечно, всё равно (Валерик, В.А. Лопухиной, 1840)

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно… потому что весело тебе (Отчего, М.А. Щербатовой, 1840)

О Печорине:

Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии

(авторское предисловие к роману)

Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? А. Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… (Журнал Печорина, 16-го июня)

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно (Журнал Печорина, 16-го июня)

 

О творчестве Н.В. Гоголя

 

 

«Гоголь…своим именем означил эпоху в истории нашей литературы» (И.С. Тургенев)

«Поэзия Гоголя – это крик ужаса и стыда» (А.И. Герцен)

«Шутки Гоголя, которых передать нет никакой возможности, были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал; сам же он всегда шутил, не улыбаясь» (С.Т. Аксаков)

«Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня, Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!»

(А.С. Пушкин)

«Мы все вышли из «Шинели» Гоголя» (Ф.М. Достоевский)

«Гоголь не льстит жизни, но и не клевещет на неё; он рад выставить наружу всё, что есть в ней прекрасного, человеческого, и, в то же время, не скрывает нимало и её безобразия» (В.Г. Белинский)

О «Ревизоре»:

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, которое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем

(Н.В. Гоголь. Авторская исповедь)

О Хлестакове:

Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорится, без царя в голове (Замечания для господ актёров)

Да меня уже везде знают… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну, что, брат Пушкин?» - «Да так, брат», отвечает бывало: «так как-то всё…» Большой оригинал. (…) На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. (д.3, явл. 6)

О городничем Антоне Антоновиче Сквозник-Дмухановском:

Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души (Замечания для господ актёров)

(Квартальному): Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берёшь! (д.1, явл.4)

Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеётесь? над собою смеётесь (д.5, явл.8)

О судье Ляпкине-Тяпкине:

Судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен (Замечания для господ актёров)

Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками (д.1, явл.1)

О попечителе богоугодных заведений Землянике:

Проныра и плут. Очень услужлив и суетлив (Замечания для господ актёров)

С тех пор, как я принял начальство, - может быть вам покажется даже невероятным, - все, как мухи, выздоравливают (д.3, явл.5)

О «Мёртвых душах»:

Пушкин заставил взглянуть меня на дело серьёзно. Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение.., и в заключении всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мёртвых душ» (Н.В. Гоголь. Авторская исповедь)

«Мёртвые души» - история болезни, написанная мастерской рукой (А.И. Герцен)

О Манилове:

Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё(…) черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару(…)Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост(…) впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами (глава 2)

(Реакция на предложение Чичикова): Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут(…)

Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос, - чёрт его знает(…) Не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России? (…)

- А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего, - сказал Манилов и

совершенно успокоился.

О Коробочке:

Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядёвые мешочки, размещённые по ящикам комодов (глава 3)

(Реакция на предложение Чичикова): Право, не знаю, - произнесла хозяйка с расстановкой. – Ведь я мёртвых никогда не продавала (…) А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…

О Ноздрёве:

Они называются разбитными малыми(…) Они всегда говоруны, кутилы, лихачи(…) Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории (глава 4)

(Реакция на предложение Чичикова): Ну, послушай, хочешь, метнём банчик? Я поставлю всех умерших на карту, шарманку тоже.

О Собакевиче:

Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности(…) «Экой кулак!» (глава 5)

(Реакция на предложение Чичикова): Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе (…) по сту рублей за штуку!

О Плюшкине:

Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик(…) это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко(…) Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости(…) и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве (глава 6)

(Реакция на предложение Чичикова): Ах, батюшка! ах, благодетель мой! – вскрикнул Плюшкин, не замечая от радости, что у него из носа выглянул весьма некартинно табак…

О Чичикове:

А добродетельный человек всё-таки не взят в герои(…) Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!

Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – бог ведает (…) вечная пропись перед глазами: «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце» (…) и вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев (…) При расставании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь (…) а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой». (…) Он вдруг смекнул и понял дело и повёл себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же. (…) Он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (…) подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. (…) Но в нём не было привязанности собственно к деньгам для денег; им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками (…) А между тем героя нашего осенила вдохновеннейшая мысль (…) Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока ещё не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу! (глава 11)

О России:

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? (…) Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик;

гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства (глава 11)

О творчестве И.С. Тургенева

 

 

«Он один из тех редких романистов, который почти никогда не фальшивит» (Андре Моруа)

«Тургенев… имеет гордую цель во временном указать вечное» (Н.Н. Страхов)

«Странные судьбы отцов и детей! Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить по головке, - это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов – и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтоб посечь сына, он выпорол отцов» (А.И. Герцен)

«Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети» (А.П. Чехов)

О Базарове:

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель… (И.С. Тургенев. Из письма К.К. Случевскому)

Это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, выражаясь более поэтически, асмодей (М.А. Антонович. Статья «Асмодей нашего времени») Как не стыдно Тургеневу было спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином! (М.Н. Катков. Статья «О нашем нигилизме»)

У Базарова есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое (Д.И.Писарев. Статья «Базаров»)

Писарев в Базарове узнал себя и своих (А.И. Герцен. Статья «Ещё раз Базаров»)

(Базаров об искусстве): Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта (гл.6)

Рафаэль гроша медного не стоит (гл.10)

(Базаров о природе): Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник (гл.9)

(Базаров о своём происхождении): Мой дед землю пахал, - с надменной гордостью отвечал Базаров (гл.10)

(Базаров о нигилистах): Мы действуем в силу того, что признаём полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё бесполезное (гл.10)

(Базаров о своей цели): Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие (гл.10)

(Базаров о любви): Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью (гл.16)

(Базаров о себе перед смертью): Я нужен России… Нет, видно, не нужен… Да и кто нужен? (гл.27)

(Николай Петрович Кирсанов о нигилистах): Нигилист, - проговорил Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признаёт? (гл.5)

(Аркадий о нигилистах): Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип (гл.5)

(Решение конфликта отцов и детей в конце романа): Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

О творчестве Н.А. Некрасова

 

 

«Вся Россия – это «Забытая деревня» Некрасова» (В.Г. Белинский)

«Некрасов знал свой народ, знал не понаслышке, а по разделённой судьбе»

(А.Т. Твардовский)

«Поэзия Некрасова – это голос совести народной. И так же, как народная совесть, она бессмертна» (Н.И. Рыленков)

Тема народа:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – «страдания народа»

И что поэзия забыть её должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она (Элегия, 1874)

Умерла Ненила; на чужой землице

У соседа-плута – урожай сторицей;

Прежние парнишки ходят бородаты,

Хлебопашец вольный угодил в солдаты,

И сама Наташа свадьбой уж не бредит…

Барина всё нету… барин всё не едет! (Забытая деревня, 1855)

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснёшься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?.. (Размышления у парадного подъезда, 1858)

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе (Железная дорога, 1864)

В рабстве спасённое

Сердце свободное –

Золото, золото

Сердце народное! (Кому на Руси жить хорошо, 1877)

Тема горькой доли русской женщины:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную,

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!» (Вчерашний день, часу в шестом, 1848)

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать (В полном разгаре страда деревенская, 1862)

От работы и чёрной и трудной

Отцветёшь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть (Тройка, 1846)

Где ты теперь? С нищетой горемычной

Злая тебя сокрушила борьба?

Или пошла ты дорогой обычной,

И роковая свершится судьба? (Еду ли ночью по улице тёмной, 1847)

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого! (Кому на Руси жить хорошо, 1877)

Тема революции:

С этой ненавистью правою,

С этой верою святой

Над неправдою лукавою

Грянешь божьею грозой… (Песня Ерёмушке, 1859)

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрёшь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь… (Поэт и гражданин, 1856)

Душно! без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чашу народного горя

Всю расплещи! (Душно! без счастья и воли, 1868)

Рать подымается –

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая! (Кому на Руси жить хорошо, 1877)

Тема поэта и поэзии:

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут,

И как любил он – ненавидя! (Блажен незлобливый поэт, 1852)

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан (Поэт и гражданин, 1856)

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ! (Умру я скоро. Жалкое наследство, 1867)

Его ещё покамест не распяли,

Но час придёт – он будет на кресте;

Его послал бог Гнева и Печали

Рабам земли напомнить о Христе (Пророк, 1874)

Тема любви:

Когда из мрака заблужденья

Горячим словом убежденья

Я душу падшую извлёк,

И вся полна глубокой муки,

Ты прокляла, ломая руки,

Тебя опутавший порок (Когда из мрака заблужденья, 1845)

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмём и с неё долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья… (Мы с тобой бестолковые люди, 1851)

О сердце бедное моё!

Боюсь: ты скоро изнеможешь…

Простить не можешь ты её…

Зачем же не любить не можешь?.. (О сердце бедное моё, 1856)

Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова –

Неурожайка тож,

Сошлися и заспорили:

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси? (часть первая, пролог)

Нет меры хмелю русскому.

А горе наше меряли?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит? (глава III Пьяная ночь)

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой! (глава IV Счастливые)

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь (Пир - на весь мир)

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею (Эпилог)

Из поэмы «Мороз, красный нос»:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.355 с.)