СД. 10. Управленческий консалтинг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СД. 10. Управленческий консалтинг



Факультет управления и региональной экономики

Кафедра менеджмента

 

 

УТВЕРЖДЕНО   УТВЕРЖДАЮ
Ученым советом   Декан факультета
факультета   _________А.Э. Калинина
Протокол № от    
«_____»___________200_ г.   «_____»___________200_ г.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

СД. 10. Управленческий консалтинг

СД.В.02.Управленческое консультирование

по основной образовательной программе подготовки направления

08. 05. 07специалистов «Менеджмент организации»

 

 

Составитель УМК:

к. э. н., ст. преподаватель кафедры менеджмента Ракутина

Наталья Михайловна

 

Волгоград – 2009

 

Содержание

Рабочая программа учебной дисциплины -методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов: советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины; сценарий изучения дисциплины; рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к экзамену (зачету); разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля. Примерные темы рефератов, эссе. Варианты контрольных работ, тесты. Контрольные вопросы по каждой теме.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине.

 

Учебно-методические материалы (УММ) -лекции; семинарские занятия - план проведения занятий; краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме; вопросы, выносимые на обсуждение; список литературы по каждой теме; тексты практических ситуаций для анализа, заданий, задач; методические указания для преподавателей, ведущих семинарские занятия; хрестоматии.

Словарь терминов и персоналий.

 

Оглавление

1.1. Рабочая программа по дисциплине ………………………………2

1.1.1. Выписка из стандарта…………………………………………….4

1.1.2. Цель и задачи преподавания дисциплины………………………4

1.2. Содержание учебной дисциплины…………………………………7

1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….7

1.2.2. Тематический план дисциплины…………………………………7

1.3. Содержание программы курса Управленческое консультирование (консалтинг)………………………………………………………………8

1.3.1. Краткое содержание тем…………………………………………..8

1.3.2. Краткие планы семинарских занятий……………………………10

1.3.3. Примерная тематика эссе…………………………………………14

1.4. Учебно-методическое обеспечение курса…………………………15

1.4. 1. Общие указания…………………………………………………..15

2.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины…………17

3.1. Учебно-методические материалы (УММ)…………………………20

3.1.1.Лекции………………………………………………………………20

3.1.2. Семинарские занятия…………………………………………….134

3.1.3. Планы семинаров и домашнее задание…………………………136

3.1.4. Кейсы для семинарских занятий………………………………..140

3.1.5. Словарь терминов и персоналий………………………………..151

4.1. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля……..168

4.1.1. Вопросы контрольных работ……………………………………168

4.1.2. Тесты……………………………………………………………...171

4.1.3. Вопросы к экзамену……………………………………………..178

4.1.4. Рекомендации по оформлению рефератов…………………….179

4.1.5. Тематика рефератов для учебного курса………………………181

4.1.6. Примерная тематика эссе………………………………………182

4.1.7. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов……………………………………………………………….183

5.1. Курсовая работа……………………………………………………185

5.1.1. Общие требования к выполнению курсовой работы………….185

5.1.2. Подготовка к написанию курсовой работы…………………….186

5.1.3. Структура курсовой работы……………………………………..188

5.1.4. Оформление курсовой работы…………………………………..191

5.1.5. Защита курсовой работы…………………………………………193

5.1.6. Рекомендуемая тематика курсовой работы……………………..194

 

1.1. Рабочая программа по дисциплине Управленческое консультирование (консалтинг).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.2.1.Объём дисциплины и виды учебной работы

№ п/п Вид учебной работы Всего часов
1. Аудиторные занятия (всего)  
1.1 Лекции  
1.2 Практические занятия  
2. Самостоятельная работа (всего)  
3. Общая трудоёмкость дисциплины  
4. Вид итогового контроля зачет

1.2.2.Тематический план дисциплины

№ п/п Тематика лекций и практических занятий Количество часов
лекции Семинарские занятия СРС
Консалтинг как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки бизнеса.      
Становление и развитие управленческого консалтинга.      
Консалтинговый процесс. Консалтинговый проект.        
Маркетинг консалтинговых услуг.        
5. Управленческий консалтинг в малом бизнесе.        
Всего часов:      
ИТОГО:  
             

1.3. Содержание программы курса Управленческое консультирование (консалтинг).

1.3.1. Краткое содержание тем курса.

Тема 1. Консалтинг как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки бизнеса – 4 часа (2часа – лекция, 2 часа - семинарское занятие).

Определение консалтинга, его значение в управленческой инфраструктуре. Функциональные потребности современных предприятий и управленческий консалтинг в России. Профессиональные услуги по экономике и управлению и управленческий консалтинг. Специфика работы консультантов и виды консультационной деятельности. Классификация консалтинговых услуг. Качество консалтинговых услуг. Современная инфраструктура регулирования и саморегулирования консалтинговых услуг. Ситуации, стимулирующие обращение к профессиональному консультанту. Ценообразование на консалтинговые услуги.

Тема 2. Становление и развитие управленческого консалтинга – 2 часа, лекция.

Возникновение, современное состояние и перспективы развития консалтинга в мире. Структура услуг в современном консалтинге и тенденции его развития. Особенности развития рынка консультационных услуг в России. Появление черт зрелости. Приоритеты спроса в России. Профессиональные объединения консультантов.

Тема 3. Консалтинговый процесс. Консалтинговый проект. – 6 часов (2 часа – лекция, 4 часа – семинарское занятие).

Стадии процесса консультирования. Предпроектная стадия консалтингового процесса, ее особенности. Проектная стадия: диагностика, разработка решений, внедрение решений. Послепроектная стадия. Процедура выбора консультантов. Виды договоров. Процесс исследования: источники информации, способы получения информации, аналитические методы генерирования данных.

Тема 4. Маркетинг консалтинговых услуг. – 8 часов (4 часа – лекция, 4 часа – семинарское занятие)

Специфика маркетинга консалтинговых услуг. Программа развития консультационной практики. Понимание и выявление потребностей клиентов консалтинговых фирм. Стадии маркетинговых кампаний консультационных фирм. Методы привлечения новых клиентов в консалтинге. Маркетинговая стратегия консультационной фирмы. Этапы маркетинговой программы «поиск клиентов» по Ф.Кроссману.

Контрольная работа.

Тема 5. Управленческий консалтинг в малом бизнесе.- 4 часа (2 часа – лекция, 2 часа – семинарское занятие).

Роль малого бизнеса в рыночной экономике. Условия развития малого бизнеса. Особенности малого бизнеса и консалтинг. Франчайзинг как своеобразный способ консультирования. Привлечение консалтинговых фирм предприятиями малого бизнеса.

1.3.2. Краткие планы семинарских занятий.

Тема 1. Консалтинг как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки бизнеса.

1. Управленческий консалтинг и профессиональные услуги по экономике и управлению, их соотношение.. 2. Характеристика основных видов профессиональных услуг. 3. Классификация видов консалтинговой деятельности (ФЕАКО), основные группы. 4. Факторы, стимулирующие обращение менеджеров к профессиональному консультанту. 5. Оценка качества консалтинговых услуг, и ценообразование. 6. Принципы Кодекса поведения консультантов (ФЕАКО).

Список рекомендуемой литературы:

1. Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии: в 2 т. / Под ред. М.Кубра. Пер с нем. 2-е изд., перераб. М.: Интерэксперт, 1992. 2. Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин — М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 240 с.
3.Алешникова ВИ. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 208 с.
4. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие / Под ред. А.П.Посадского. М.:, Джангл, 1998.
5. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования: Учеб. пособие/ ГУУ; Нац. фонд. подготовки фин. и управленческих кадров. — М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ». 2000. — 366 с.
6. Лузин А.Е. Ассоциации консультантов по управлению и кодекс их деятельности /1 ЭКО.

 

Примерная тематика эссе.

Студентам предлагается написать аналитическую работу по теме курса Управленческий консалтинг, в которой необходимо выделить основные характеристики и черты тех или иных наиболее актуальных процессов для экономики России, встречающихся на практике. Подобный вид обучающего задания дает студентам возможность проявить свои умения анализировать разнообразные ситуации, которые реально и потенциально возникают, и что самое главное, дает возможность управлять ими на основе собственного превентивного стиля, полученного в ходе прохождения соответствующих видов практики. Допускается коллективная работа (3-4 человека). Темы эссе предлагается выбрать из темы 8 «Управленческий консалтинг в малом бизнесе».

 

1.Роль малого бизнеса в рыночной экономике.

2. Основные условия и факторы развития малого бизнеса в региональной экономике.

3. Отраслевое развитие малого бизнеса в России.

4. Развитие сервисного малого бизнеса (аутсоринг).

5. Развитие инновационного малого бизнеса, его возможности.

6. Франчайзинг как метод взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, его преимущества и недостатки.

7. Востребованность управленческого консалтинга в сфере малого бизнеса.

8. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России.

9. Роль и сущность бизнес-инкубаторов в становлении и развитии инновационного малого предпринимательства.

 

Учебно-методическое обеспечение курса.

Общие указания.

Управленческий консалтинг давно превратился в важнейшую отрасль современного предпринимательства, развитие которого во всех странах рыночной экономики опирается на мощную инфраструктуру его поддержки. Зарождение управленческого консультирования было вызвано постоянным поиском предпринимателями новых средств повышения эффективности производства, попытками со стороны менеджеров найти коммерческое приложение своим способностям, логикой развития управленческой и организационной науки и практики. Управленческий консалтинг как научная дисциплина является эффективным направлением в подготовке менеджеров для региональной экономики.

Изучение дисциплины «Управленческое консультирование» требует от студентов получения комплекса знаний и умений, которые подлежат контролю. Контроль включает в себя выполнение письменной контрольной работы, предусмотренной рабочей программой дисциплины в течение семестра. В курсе используются классические аудиторные методы для всех занятий. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре. На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее существенные и сложные проблемы и вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, достаточно трудно усваиваются студентами или актуальны для развития современной российской экономики. При обсуждении проблем необходимо учитывать сложившуюся практику управленческого консалтинга в нашей стране в последние годы. В ходе семинаров должны быть рассмотрены как традиционные направления деятельности управленческого консалтинга, а так же особенности применения новых инновационных методов и способов консультирования с учетом развития российской модели экономики. Для этого предполагается использование материалов из периодических изданий, а также предложенных преподавателем учебных и методических пособий.

Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателям или избрана самим студентом. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Помимо докладов на семинарских занятиях применяются следующие формы работы студентов: подготовка презентаций, эссе, написание рефератов, выполнение кейсов (конкретных ситуаций), домашних заданий, контрольных работ, выполнения тестов, устных аудиторных промежуточных зачетов по темам курса.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется обращаться к материалам учебного пособия по предмету «Управленческий консалтинг» автора Маринко Г. И., в котором изложена содержательная основа, особенности и этапы становления и развития управленческого консалтинга. Подробно проанализированы основные этапы и особенности консалтингового процесса, взаимоотношения консультант – клиент, роли консультанта, специфика маркетинга консалтинговых услуг. Особое внимание уделяется новым методам воздействия на управленческую структуру организаций, таких как реинжиниринг, бенчмаринг, аутсорсинг, всеобщее управление качеством, сравнительное тестирование, метод «Шесть сигм», новым формам оказания консультационных услуг (коучинг), а также анализу еще недостаточно развитой форме управленческого консультирования в сфере малого бизнеса.

Помощь может оказать книга из серии практическое руководство для менеджеров Ю. Л. Котляровского «Управленческое консультирование в России». Автор - известный системный консультант, раскрывает в своей работе результат многолетнего анализа практики менеджмента и консалтинга в тех неповторимых социокультурных условиях, которые сложились в России. Эта книга представляет собой единство теории и эффективной практики. В ней описано не только содержание возникающих проблем, но и детально характеризуются методы работы. Особая ценность данной книги в том, что в ней описываются национальные особенности менеджмента и консалтинга, и дается определение того, что без понимания процессов, реально происходящих в нашем обществе, консультант рискует не уловить подлинного смысла явлений.

Рекомендуем студентам обратиться и книге практикующего бизнесмена Ю.Мороз «Управленческий консалтинг – нет ничего проще», в которой автор на основании письменных дискуссий, живым языком высказывает свою точку зрения по основным проблемам управленческого консалтинга.

Рекомендуем полезное практическое пособие для студентов, желающих более глубоко разобраться в «жизненных проблемах» российских организаций на современном этапе. – «Российская промышленность: 10 деловых ситуаций по реструктуризации» под редакцией И.В. Липсица, Г.А. Полонского. В ней объясняются практические этапы взаимодействия консультанта и клиента: постановка задач, разработка стратегии, творчество и необходимость перемен, оценка потенциала бизнеса клиента, а также все аспекты консалтингового проекта, возникающего на практике.

Также рекомендуем путеводитель по профессии под редакцией М. Кубра «Управленческое консультирование» как хрестоматийное пособие по консалтингу, где студенты найдут все теоретические знания, необходимые для изучения предмета «Управленческий консалтинг».

Достаточно подробно рассматриваются теоретические и практические вопросы и проблемы в пособии для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин «Основы консалтинга», А. П. Полонского, то есть все аспекты деятельности консультанта - методика выполнения консалтинговых проектов, необходимых для повышения эффективности работы предприятий, психологические проблемы взаимоотношений между консультантами и сотрудниками клиентских организаций, основные проблемы внедрения проектов по информационным технологиям на предприятиях, а также по другим проблемам, ежедневно решаемыми менеджерами организаций.

2.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.

Часть курса Управленческое консультирование (консалтинг) изучается студентами самостоятельно. С этой целью им предлагается комплекс рекомендаций и разъяснений, способствующих оптимальным образам организовать самостоятельно процесс изучения дисциплины.

Основой мотивации для эффективной самостоятельной работы студентов по изучению предмета является понимание того, что самостоятельная работа есть важная форма приобретения знаний, способствующая развитию творческих возможностей, умению учиться, активизирующая переход от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Цель самостоятельной работы научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свое образование и профессиональную квалификацию.

Эффективность обучения во многом зависит от правильной организации самостоятельной работы студентов. По дидактическим целям самостоятельная работа студентов подразделяется на обобщенно-повторительный, тренировочный и контрольный характер.

Самостоятельная работа по изучению тем предмета Управленческий консалтинг может выполняться студентом в следующей последовательности:

- прочитать текст материала, предлагаемого преподавателем по теме (рекомендуется использовать несколько источников);

- обратить внимание на новые незнакомые термины, категории;

- обратиться к глоссарию, предлагаемому в учебно-методическом комплексе, или получить информацию по поисковым системам Интернета;

- определения наиболее важных для данной темы категорий законспектировать, и повторить вслух с целью запоминания и понимания;

- в случае затруднения с пониманием специфических терминов обратиться за консультацией к ведущему преподавателю.

При подготовке пересказа текста обратить внимание на структурирование (выделить главную идею, части, высказать свою точку зрения).

Таким образом, студенту рекомендуется при самостоятельной работе для овладения новыми знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно - исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

Для контроля степени изучения тем предмета предлагается работа с тестами, который отличается объективностью, экономит время, обладает высокой степенью дифференциации студентов по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов в процессе обучения при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
Самостоятельной работой для студентов является написание рефератов и курсовых работ. Рекомендуем эти серьезные наиболее эффективные в процессе обучения работы, дающие студентам возможность приобрести аналитические и исследовательские навыки, глубже понять практическую деятельность писать самостоятельно. Самостоятельная работа дает навыки добывания знаний, структурирования и выстраивания материала в логическом порядке. Кроме того, это позволит совершенствовать умение излагать свои мысли, которое необходимо каждому человеку в течение всей жизни. Также легко читаемые и толковые отчеты, которые специалисту приходится писать постоянно, являются еще одной ступенькой в его карьерном росте. Необходимо обратить внимание, что в отчете самое главное — вразумительные выводы и рекомендации, а потом уже то, как сделана работа.

Краткие рекомендации по подготовке к экзамену (зачету). Следует заранее ознакомиться с вопросами и структурой экзаменационного материала, ликвидировать задолженности по имеющимся отдельным темам предмета. Рекомендуем изученный материал пересказать вслух, уделяя особое внимание навыкам формулировать предложения в соответствии со спецификой предмета и его терминологией, а также обращать внимание на структуру и форму высказывания, на выражение своей точки зрения по поводу проблемной тематики.

Для более глубокого усвоения учебного материала по предмету Управленческий консалтинг, понимания основных экономических и управленческих проблем в России можно порекомендовать студентам для самостоятельной работы использовать периодические издания. Рекомендуется при работе с литературой конспектировать основные определения и положения, выписывать новые термины и раскрывать их содержание.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ (БЮЛЛЕТЕНЬ, ВЕСТНИК, ГАЗЕТА, ЖУРНАЛ)

1. Деловая жизнь.

2. Деловое Поволжье.

3. Деньги и кредит.

4. ПЛАС (Платежи. Системы. Карточки) /PLUS.

5. Право и экономика.

6. Практическая бухгалтерия.

7. Российская газета.

8. Российские вести.

9. Рынок ценных бумаг в лицах.

10. Экономика и жизнь.

11. Экономические науки.

12. Эксперт.

13. «Менеджмент в России и за рубежом».

14. Вопросы экономики.

15. «Деловые вести».

16. «Коммерсант».

17. «Маркетинг в России и за рубежом».

18. «Наука – производству».

19. «Экономист».


Лекции.

Лекция является формой учебного аудиторного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме.

Определение консалтинга

Общее замечание


Консультирование по экономике и управлению является специальной сферой приложения экономических знаний, отличающейся как от их непосредственного применения в управлении экономическими процессами, так и от преподавания. Оно представляет собой также особую сферу услуг и составную часть инфраструктуры рыночной экономики.

 

Определение консалтинга
В соответствии с определением, данным Евро­пейской федерацией ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO — ФЕАКО), «менеджмент-консалтинг заключается в предос­тавлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомен­дации соответствующих мер и помощь в их реализации».

Консалтинг – процесс


Консалтинг — это процесс, в рамках которого клиент получает профес­сиональную помощь в виде совета.

Процессом консультирования называется последовательная серия действий, шагов и организованных событий, которые предпринимает консуль­тант в организации клиента для достижения позитивных перемен внутри клиентской организации.

Консалтинг – услуга


Консалтинг — это услуга.

Предоставление консалтинговой услуги отдельной личности или ор­ганизации означает осуществление деятельности определенного плана, ко­торая является полезной и приемлемой для клиента.

Определение консалтинга как метапрофессиональной деятельности


В целом консалтинг можно определить как мета (над)профессиональную деятельность. Этот факт определяет суть методологии консалтинга: консалтинг – это профессиональная де­ятельность, содержанием которой является помощь другим видам профес­сиональной деятельности. (Управленческой – менеджмент-консалтинг, инже­нерной – инжиниринг, политической – политический консалтинг и т.д.)

Т-образный профиль инструментария консалтинга


В этой связи можно сказать, что профессиональный профиль инструмен­тария консультанта Т-образен (Рис. 1): «верхняя перекладина» буквы Т – это профес­сиональное владение методами внедрения своих знаний в деятельность дру­гих профессионалов. Дженералист (от англ. general – общий) – это консультант универсального типа, разбирающийся в общих проблемах управления, которые не зависят от того, что является объектом управления. В русскоязычных переводах для обозначения консультанта такого рода иногда применяется термин «универсал». Дженералисты консультируют на основе знаний о законах управления вообще.

«Нижняя перекладина» – это владение специальными знаниями в той или иной предметной области (экономика, техника, право и т.д.). Сово­купность этих методов и предметных знаний и составляет инструментарий консалтинга. Специалисты консультируют на основе знаний в конкретных областях управления и экономики (финансы, конъюнктура рынка, стратегическое планирование и т.д.).

 

 
 

 


Рис. 1. Т-образный профиль инструментария консалтинга

 

Уточняющее замечание
Следует отметить, что применяемое в мировой практике понятие «профес­сиональные услуги по экономике и управлению» является более широким, чем менеджмент-консалтинг. Их отличие состоит в том, что консалтинг предполагает предоставление советов и рекомендаций, а другие профессиональные услуги (ауди­торские, юридические, бухгалтерские, рекрутментские и т.д.) предполагают выполне­ние внешними специалистами определенных функций менеджмента вместо штатных менеджеров и специалистов предприятия.

Уточняющее замечание


Профессиональные услуги по экономике и управлению объединяет с понятием «консультирование» независимость производителей таких услуг от администра­тивной структуры их получателя и то, что эти услуги оказываются на основе применения определенных научных и профессиональных знаний.

Расширение консалтинговых услуг


Следует также отметить, что в последнее время многие консалтинговые фирмы начинают оказывать и неконсалтинговые профессиональные услуги. Таким образом, можно констатировать, что происходит определенное переплетение консалтинга и других видов профессиональных услуг, при этом менеджмент-консалтинг связан со всеми элементами этой системы (Рис. 2).

 

 

Рис. 2. Связь менеджмент-консалтинга и других видов профессиональных услуг

 

Уточняющее замечание
В российской практике иногда всю совокупность оказываемых хозяйственным руководителям услуг по экономике и управлению называют обобщенным термином «консалтинг». Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений определяют в этом случае термином «менеджмент-консалтинг» или «управленческое консультирование».

Консалтинг – бизнес


В рыночной экономике консалтинг выступает в форме предпринимательской деятельности (бизнеса). В этом аспекте можно дать ему следующее определение.

Консалтинг – это предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потреб­ностей экономики и управления в консультациях и других видах профес­сиональных услуг.

 

Отличие от научно-внедренческой деятельности
В коммерческом, предпринимательском характере предоставления интеллек­туальных услуг в области экономики и управления заключается принципиальное отличие консалтинга от научно-внедренческой деятельности, которая существовала и в странах с плановой экономикой. Это отличие того же порядка, что и отличие рыночной экономики от централизованно планируемой хозяйственной деятельности вообще. Если первая регулируется законами рынка (конкуренция, спрос, предложение и т.д.), то вторая основывается на принуждении и адми­нистрировании, что и порождает ее относительную неэффективность.

 

 

Общее управление

1.01 определение эффективности системы управления

1.02 оценка бизнеса

1.03 управление нововведениями

1.04 определение конкурентоспособности / изучение

конъюнктуры рынка

1.05 диверсификация или становление нового бизнеса

1.06 международное управление

1.07 оценка управления

1.08 слияния и приобретения

1.09 организационная структура и развитие

1.10 приватизация

1.11 управление проектом

1.12 управление качеством

1.13 реинжиниринг

1.14 исследование и развитие

1.15 стратегическое планирование

1.16 бенчмаркинг

1.17 поиск партнеров

1.18 внутренний менеджмент

1.19 управление экспортом и импортом

1.20 кризисное управление

Классификация – администрирование


Администрирование

2.01 анализ документооборота

2.02 размещение или перемещение отделов

2.03 управление офисом

2.04 организация и методы управления

2.05 регулирование риска

2.06 гарантии безопасности

2.07 планирование рабочих помещений и их оснащение

 

Классификация – финансовое управление
3. Финансовое управление

3.01 системы учета

3.02 оценка капитальных затрат

3.03 оборот фирмы

3.04 снижение себестоимости

3.05 неплатежеспособность (банкротство)

3.06 увеличение прибыли

3.07 увеличение доходов

3.08 налогообложение

3.09 финансовые резервы

Классификация – управление кадрами


Управление кадрами

4.01 профессиональное движение и сокращение штатов

4.02 культура корпорации

4.03 равные возможности

4.04 поиск кадров

4.05 отбор кадров

4.06 здоровье и безопасность

4.07 программы поощрения

4.08 внутренние связи

4.09 оценка работ

4.10 трудовые соглашения и занятость

4.11 обучение менеджменту

4.12 планирование рабочей силы

4.13 мотивация

4.14 пенсии

4.15 анализ функционирования

4.16 психологическая оценка

4.17 вознаграждение

4.18 повышение квалификации работников

4.19 разрешение конфликтов

4.20 тренинг

Классификация – маркетинг


Маркетинг

5.01 реклама и содействие сбыту

5.02 корпоративный образ и отношения

с общественностью

5.03 послепродажное обслуживание заказчиков

5.04 дизайн

5.05 прямой маркетинг

5.06 международный маркетинг

5.07 исследование рынка

5.08 стратегия маркетинга

5.09 разработка новой продукции

5.10 ценообразование

5.11 розничная продажа и дилерство

5.12 управление сбытом

5.13 обучение сбыту

5.14 социально-экономические исследования

и прогнозирование

Классификация – производства


Производство

6.01 автоматизация

6.02 использование оборудованияи его

техническое обслуживание

6.03 промышленный инжиниринг

6.04 переработка материалов

6.05 регулирование внутреннего распределения

материалов

6.06 упаковка

6.07 схема организации работ на предприятии

6.08 конструирование и совершенствование продукции

6.09 управление производством

6.10 планирование и контроль производства

6.11 повышение производительности

6.12 закупки

6.13 контроль качества

6.14 управление запасами

6.15 эргономика

6.16 управление материалами

 

Классификация – информационная технология


Информационная технология

7.01 системы автоматизированного проектирования и

автоматизированные системы управления

7.02 применение компьютеров в аудите и оценке

7.03 электронная издательская деятельность

7.04 информационно-поисковые системы

7.05 административные информационные системы

7.06 проектирование и разработка систем

7.07 выбор и установка систем

7.08 внутренний аудит информационных систем

7.09 восстановление информационных систем

 

Классификация – специализированные услуги
8. Специализированные услуги

8.01 обучающее консультирование

8.02 консалтинг по управлению электроэнергетикой

8.03 инженерный консалтинг

8.04 экологический консалтинг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.295 с.)