Укажите, какое словосочетание имеет ошибку в управлении? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Укажите, какое словосочетание имеет ошибку в управлении?



 

1) беспокоиться за друга

2) рецензия на статью

3) превосходство над коллегами

4) преимущество перед ним

 

28. Отметьте неверное высказывание:

 

1) Гегемония - противоречие.

2) Привилегия – превосходство.

3) Аргумент – довод, доказательство.

4) Фиолетовый – лиловый.

 

29. Отметьте верное высказывание:

 

1) Натуралист – художник, изображающий животных.

2) Декламация – краткое изложение книги или статьи.

3) Синоптик – специалист по установлению погоды.

4) Вернисаж – показ какого-либо предмета на выставке или в музее.

30. Стилистическими особенностями юридических текстов являются:

 

1) императивность

2) точность

3) речевые штампы

4) именной характер речи

5) стандартизация

6) неличный характер речи

 

31. Ошибки на управление допущены:

 

1) отчёт в проделанной работе

2) ответ по заявлению жалобщика

3) стражи порядка часто грубят с задержанными гражданами

4) чего хочет женщина

5) отклики на произведение

 

32. В предложении « Хороший дом, содержащийся в идеальном порядке, всегда видно потому, одинаковое ли время в нём показывают часы в разных комнатах» допущена ошибка:

 

1) орфографическая

2) пунктуационная

3) речевая

4) ошибок нет


З адание к экзамену

Нормы произношения

«Е»: термин, демон, патент, агрессор;

«Э»: тезис, темп, тенденция, энергетика, детектив, альтернатива, атеист, тент;

«Е-Э»: сессия, декан, депрессия, стратегия, торф.

Произношения сочетания «Чн»

Конечно, скучно, нарочно, булочная, яичница, пустячный, прачечная, скворечник, молочный.

Выбор буквы «Е-Ё» в словах

Планер, маневр, поблекший, афера, новорожденный, издевка, свекла.

Нормы ударения. Трудности.

1. В существительных. Неподвижное ударение:

Склад – склады – складов

Средство – средства – средствами

Стержень – стержни – стержней

Досуг – досуга

2. Подвижное ударение:

Волк – волка – волков

Должность – должности – должностей

3. В прилагательных ударение падает в ж.р. на окончание; м.р., ср.р. – на основу, корень.

Бледный – бледна – бледны

Доп. вар. во мн.ч.: видны, белы, вредны, новы.

4. В глаголах прош. вр. Обычно ударение совпадает:

Велеть – велела – велел

В древних глаголах ударение регулируется правилом: в женском роде – на окончания, в среднем и мужском – на 1-й слог:

Звать, рвать, ждать, гнать, дать, взять, быть, брать, плыть, понять.

Нормы ударения могут быть вариативными

Корысть, нефтепровод, блага, звонит, каталог, откупорить, ходатайство.

 

Грамматические нормы

1. Форма именительного падежа множественного числа:

Только «А»: бока, директора, доктора, катера, округа, сторожа, повара.

Только «Ы»: тренеры, офицеры, пути.

Варианты: В деловой и научной речи «Ы-И», в разговорной – «А»: Годы – года, инспекторы – инспектора, крейсеры – крейсера, секторы – сектора.

2. Родительный падеж множественного числи существительных:

«Ов - ев»: городов, название фруктов, овощей: помидоров, мандаринов, лимонов; но – яблок.

Полотенец, туфель, мест, зданий, сапог, цапель: но – носков, килограммов, верховьев (ий), рельсов (рельс).

Яслей, платьев.

Принадлежность к национальности: болгар, таджиков, якутов, башкир, цыган, узбеков.

Ботинок, зернышек, кресел, блюдец, макарон, кумовьев, юношей, плеч, окон, ножей, яслей, платьев.


Итоговые контрольные работы

1. Правильность речи

 

Вариант 1

1. Определите место ударения в данных словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка

Договор, арбуз, баржа, диспансер, верба, алфавит, давнишний, баловать, звонит, досуг, документ, добыча, жерло, квартал, ломоть, магазин, мельком, молодежь, недуг, некролог, каучук, каталог, обеспечение, паралич, партер, портфель, процент, пеня.

2. В данных словах расставьте ударение, определите варианты и дублеты, отдельно проанализируйте выделенные слова с точки зрения нормы русского литературного языка.

Замок, гладильный, двоюродный, угнались, шелохнуться, шелковица, характерный, трапеза, фистула, глядя, силос, коклюш, диспансер, гусеница, портфель, гражданство, шофер, парить, тефтели, хаос, ненависть, острота.

3. Образуйте множественное число существительных в соответствии с нормами русского литературного языка

Цех, раз, почерк, фронт, лектор, катер, торт, порт, слесарь.

4. Раскройте скобки, определите род существительных

1. Лицо дамы (скрывать) (густой) вуаль.

2. Отличник гордится (свой) (табель).

3. Машина ехала по (асфальтированный) шоссе.

4. На озере (плавать) (черный) лебедь.

5. Голову моют (шампунь).

 

Вариант 2

1. Определите место ударения в данных словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка

Прозорливый, сетчатый, сметливый, статуя, танго, индустрия, заголовок, камбала, избалованный, премированный, приданое, эксперт, запломбированный, танцовщица, ходатайство, шестью, факсимиле, черпать щавель, юродивый.

2. В данных словах расставьте ударение, определите варианты и дублеты, отдельно проанализируйте выделенные слова с точки зрения нормы русского литературного языка.

Атомный, бедовый, договор, мастерски, мельком, свекла, черпать, мышление, таможня, руководит, жаворонок, судно, иначе, темно, опрощение, начался, компас, тотчас, обыденный, непревзойденный, широко, языковой.

3. Раскройте скобки, определите род существительных

1. В зале сидит (компетентный) жюри.

2. Ребенок с удовольствием ест (картофельный) пюре.

3. В праздники в доме обычно варили (вкусный) студень.

4. Я долго грёб веслами, отчего на руке (вздуться) (огромный) мозоль.

5. Мать чисто прибрала к комнате, на окна повесила (красивый) тюль.

4. Образуйте множественное число существительных в соответствии с нормами русского литературного языка

Редактор, отпуск, якорь, трактор, договор, библиотекарь, аптекарь, выбор.

 

Вариант 3

1. Определите место ударения в данных словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка

Планер, перчить, петля, ржаветь, ремень, скула, столяр, нормированный, украинский, искра, оптовый, феномен, творог, призывник,

принудить, дремота, коклюш, кашлянуть, колосс, кулинария, кремень, красивее, приговор, опорожнить.

2. В данных словах расставьте ударение, определите варианты и дублеты, отдельно проанализируйте выделенные слова с точки зрения нормы русского литературного языка.

Атлас, древко, агентство, документ, девица, творог, красивее, рыхлить, раскупорить, кухонный, наверх, тигровый, звонишь, заем, глубоко, квартал, филистер, хлопок, ледник, шелковый, баржа, яслей.

3. Раскройте скобки, определите род существительных

1. У стены стоит (черный) рояль.

2. На ужин мы приготовили (жареный) картофель.

3. Чтобы крыша не текла, её нужно покрыть (толь).

4. Друг пригласил меня на чашечку (черный) кофе.

5. Для прослойки торта можно использовать (яблочный) повидло.

4. Образуйте множественное число существительных в соответствии с нормами русского литературного языка

Директор, доктор, инспектор, профессор, инженер, суп, бухгалтер, фельдшер.

 

2. Правильность речи

Вариант 1

Задание 1 Что такое ударение? Проиллюстрируйте правило примерами.

Задание 2 В чем заключается подвижность русского ударения? Приведите примеры, иллюстрирующие это его свойство.

Задание 3 Укажите, в каких словах ударение определяет семантику, стилистическую окраску слова, в каких - не изменяет внутренней его характеристики.

Молодец - молодец, белка - белка, хлопок - хлопок, пили - пили.

Задание 4 Укажите отклонения от норм современного русского литературного произношения, наблюдающиеся в огласовке рифмующихся слов.

Нарушая тишь в саду,

Песня хлынула на дождь,

Улыбаясь на ходу,

Ты с подругами идешь. (Б.Котов)

Задание 5 Затранскрибируйте в соответствии с орфоэпическими нормами имена и отчества.

Олег Николаевич, Лев Владимирович, Любовь Ефимовна.

Задание 6 Как в соответствии с орфоэпическими нормами необходимо произносить данные слова? Какие из перечисленных слов могут произносится двояко (то с [чн], то с [шн], а какие - только с [чн] или с [шн])?

Дачный, скучный, конечно, скворечник.

Задание 7 Укажите место ударения, характерное для данных слов в соответствии с литературными нормами.

Агентство, алфавит, ампер, атлет, банты, блюда, вахтер, верба, гренки, завидно, дебаркадер.

Задание 8 Объясните, как определяется род сложных (составных) имен существительных. Определите род данных слов, составьте с ними предложения.

Плащ-палатка, роман-газета, школа-интернат.

Задание 9 Объясните, как выражается значение числа в именах существительных. Образуйте, где возможно, форму множественного (ед.) числа.

Факультет, лекция, пролетарий, ягода, небо, чудо.

Задание 10 Просклоняйте прилагательные.

Четвертый, третий, сорок второй.

Задание 11 От данных прилагательных образуйте, где это возможно, все

краткие формы (муж., жен., ср. рода и множественного числа). Поставьте ударения.

Быстрый, великий, гордый.

Задание 12 Составьте предложения со следующими прилагательными.

Беж, хаки, брутто.

Задание 13 Подберите существительные к однокоренным прилагательным.

Сборный - сборочный, скрытый - скрытный, типичный - типовой.

Задание 14 Просклоняйте данные количественные числительные.

2, 11, 85.

Задание 15 Укажите, какие из данных глаголов и почему не могут употребляться в первом и втором лице единственного числа.

Возобновить, возникнуть, зеленеть, воспроизводить, кипеть, достигнуть, вечереть, таять, течь.

Задание 16 Образуйте формы глаголов повелительного наклонения.

Чистить, не портить, пить, лить, вить, шить.

Вариант 2

Задание 1 Что такое ударение? Проиллюстрируйте правило примерами.

Задание 2 В чем заключается подвижность русского ударения? Приведите примеры, иллюстрирующие это его свойство.

Задание 3 Укажите, в каких словах ударение определяет семантику, стилистическую окраску слова, в каких - не изменяет внутренней его характеристики.

Потом - потом, воды - воды, иначе - иначе, дорогой - дорогой.

Задание 4 Укажите отклонения от норм современного русского литературного произношения, наблюдающиеся в огласовке рифмующихся слов.

Пусть будет твой отдых счастливым и длинным

В ромашковых звездах, в пуху тополином,

В некошеных травах, в брусничной красе...

Пусть песни беспечно летят по шоссе. (В.Тушнова)

Задание 5 Затранскрибируйте в соответствии с орфоэпическими нормами имена и отчества.

Глеб Иванович, Пров Андреевич, Леонид Яковлевич.

Задание 6 Как в соответствии с орфоэпическими нормами необходимо произносить данные слова? Какие из перечисленных слов могут произносится двояко (то с [чн], то с [шн], а какие - только с [чн] или с [шн])?

Нарочно, отлично, молочная, прачечная.

Задание 7 Укажите место ударения, характерное для данных слов в соответствии с литературными нормами.

Документ, жаворонок, заиндеветь, захламленный, значимость, комбайнер, кирзовый, мельком.

Задание 8 Объясните, как определяется род сложных (составных) имен существительных. Определите род данных слов, составьте с ними предложения.

Платье-костюм, ракета-носитель, лекция-концерт.

Задание 9 Объясните, как выражается значение числа в именах существительных. Образуйте, где возможно, форму множественного (ед.) числа.

Листва, лист, учитель, учительство, каникулы, ясли, очки.

Задание 10 Просклоняйте прилагательные.

Третья, третье, двадцать первый.

Задание 11 От данных прилагательных образуйте, где это возможно, все краткие формы (муж., жен., ср. рода и множественного числа). Поставьте ударения.

Далекий, добрый, молодой.

Задание 12 Составьте предложения со следующими прилагательными.

Нетто, электрик, маренго.

Задание 13 Подберите существительные к однокоренным прилагательным.

Ледовый - ледяной, каменистый - каменный, жизненный - житейский.

Задание 14 Просклоняйте данные количественные числительные.

4, 37, 40.

Задание 15 Укажите, какие из данных глаголов и почему не могут употребляться в первом и втором лице единственного числа.

Предстоять, преобладать, произойти, допустить, убедиться, ощутить, ладить, затмить, кипеть.

Задание 16 Образуйте формы глаголов повелительного наклонения.

Давать, сознаваться, сознаться, бежать, есть (еда), ехать.

Вариант 3

Задание 1 Что такое ударение? Проиллюстрируйте правило примерами.

Задание 2 В чем заключается подвижность русского ударения? Приведите примеры, иллюстрирующие это его свойство.

Задание 3 Укажите, в каких словах ударение определяет семантику, стилистическую окраску слова, в каких - не изменяет внутренней его характеристики.

Далеко - далеко, руки - руки, хаос - хаос, парить - парить.

Задание 4 Укажите отклонения от норм современного русского литературного произношения, наблюдающиеся в огласовке рифмующихся слов.

Спасибо за все. За посылку. За то, что

Нежданно нагрянули вы.

Но разве сравнится обычная почта

С приветом живым из Москвы (Я.Хелемский).

Задание 5 Затранскрибируйте в соответствии с орфоэпическими нормами имена и отчества.

Лев Антонович, Любовь Михайловна, Олег Романович.

Задание 6 Как в соответствии с орфоэпическими нормами необходимо произносить данные слова? Какие из перечисленных слов могут

произносится двояко (то с [чн], то с [шн], а какие - олько с [чн] или с [шн])?

Никитична, гречневая, вечная, яблочная.

Задание 7 Укажите место ударения, характерное для данных слов в соответствии с литературными нормами.

Магазин, процент, творог, силос, хлопковый, шарфы, алиби, арбуз, агрономия, апостроф, арест.

Задание 8 Объясните, как определяется род сложных (составных) имен существительных. Определите род данных слов, составьте с ними предложения.

Пресс-конференция, кафе-закусочная, художник-декоратор.

Задание 9 Объясните, как выражается значение числа в именах существительных. Образуйте, где возможно, форму множественного (ед.) числа.

Купе, кафе, брат, дерево, утенок, горожанин,мать, староста, человек.

Задание 10 Просклоняйте прилагательные.

Второй, сорок третий, четвертый.

Задание 11 От данных прилагательных образуйте, где это возможно, все краткие формы (муж., жен., ср. рода и множественного числа). Поставьте ударения.

Синий, священный, счастливый.

Задание 12 Составьте предложения со следующими прилагательными.

Мини, макси, бордо.

Задание 13 Подберите существительные к однокоренным прилагательным.

Голосистый - голосовой, человеческий - человечный, жизненный - житейский.

Задание 14 Просклоняйте данные количественные числительные.

37, 5, 63.

Задание 15 Укажите, какие из данных глаголов и почему не могут употребляться в первом и втором лице единственного числа.

Отразиться, родиться, предвидеть, создаться, победить, сбежаться, гудеть,

предполагаться.

Задание 16 Образуйте формы глаголов повелительного наклонения.

Готовиться, заниматься, нести, печь, бежать, не портить.

Вариант 4

Задание 1 Что такое ударение? Проиллюстрируйте правило примерами.

Задание 2 В чем заключается подвижность русского ударения? Приведите примеры, иллюстрирующие это его свойство.

Задание 3 Укажите, в каких словах ударение определяет семантику, стилистическую окраску слова, в каких - не изменяет внутренней его характеристики.

Запах - запах, белка - белка, иначе - иначе, хаос - хаос.

Задание 4 Укажите отклонения от норм современного русского литературного произношения, наблюдающиеся в огласовке рифмующихся слов.

Он не любил нарядных слов,

В любви не клялся ей,

Но вряд ли кто свою любовь

Мог выразить нежней (Л.Татьяничева).

Задание 5 Затранскрибируйте в соответствии с орфоэпическими нормами имена и отчества.

Давид Львович, Нина Николаевна, Тамара Васильевна.

Задание 6 Как в соответствии с орфоэпическими нормами необходимо произносить данные слова? Какие из перечисленных слов могут произносится двояко (то с [чн], то с [шн], а какие - только с [чн] или с [шн])?

Сливочное, балалаечник, удачный, суточный.

Задание 7 Укажите место ударения, характерное для данных слов в соответствии с литературными нормами.

Баловать, диспансер, заем, запломбировать, заржаветь, звонишь, камбала, мизерность, остов.

Задание 8 Объясните, как определяется род сложных (составных) имен существительных. Определите род данных слов, составьте с ними предложения.

Мини-юбка, касса-полуавтомат, Амур-река.

Задание 9 Объясните, как выражается значение числа в именах существительных. Образуйте, где возможно, форму множественного (ед.) числа.

Масло, сыр, мать, утенок, кафе, дерево, учительство, ребенок.

Задание 10 Просклоняйте прилагательные.

Двадцать первый, третье, сорок второй.

Задание 11 От данных прилагательных образуйте, где это возможно, все краткие формы (муж., жен., ср. рода и множественного числа). Поставьте ударения.

Хороший, таинственный, ароматный.

Задание 12 Составьте предложения со следующими прилагательными.

Хаки, электрик, брутто.

Задание 13 Подберите существительные к однокоренным прилагательным.

Длинный - длительный, ледовый - ледяной, жизненный - житейский.

Задание 14 Просклоняйте данные количественные числительные.

3, 32, 85.

Задание 15 Укажите, какие из данных глаголов и почему не могут употребляться в первом и втором лице единственного числа.

Стонать, отметить, обсудить, гаснуть, знобить, толпиться, мерцать, зеленеть, светать, тужить.

Задание 16 Образуйте формы глаголов повелительного наклонения.

Класть, видеть, хотеть, зависеть, чтить, обнять.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.079 с.)