Тема: Публичное выступление (презентационная речь). Дискутивно-полемическая речь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Публичное выступление (презентационная речь). Дискутивно-полемическая речь



План:

1) Придумать и написать юридический текст, используя тропы и фигуры речи.

2) Проанализировать средства речевой выразительности своего/чужого текста.

3) Тактика оппонента и тактика пропонента в публичном споре по выбранной теме.

4) Саморецензирование.

Литература:

1. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М., 2002

3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов. М., 2000

4. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998

5. Русский язык и культура речи: Практикум. / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000

6. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. М., СПб., 2003

7. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000

8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1999

 


Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие «современный русский литературный язык».

2. Норма языка как центральное понятие культуры речи.

3. Узус и литературный язык, норма и кодификация. Параметры сопоставления норм языка и норм права.

4. Понятие нормы языковой. Правильность и культурность речи.

5. Понятие «национальный язык».

6. Характеристика функциональных стилей русского литературного языка.

7. Диалект как результат развития социума.

8. Общая характеристика нелитературной сферы национального языка.

9. Типы жаргонов. Понятие «общего жаргона».

10. Характеристика официально-делового стиля современного русского литературного языка.

11.Стилистические особенности юридических текстов. Клише и штампы в речи юриста.

12. Характеристика подстилей официально-делового стиля современного русского литературного языка.

13. История формирования официально-делового стиля русского языка.

14. Характеристика организационных и распорядительных документов.

15. Текстовые и языковые нормы документа.

16. Виды документов внешнего пользования.

17. Тропы и фигуры как способы выразительности и воздействия в юридических текстах.

18. Композиционно-смысловая структура ораторской речи.

19. Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции.

20. Презентационная речь.

21. Характеристика дискутивно-полемической речи.

22. Спор, полемика, дискуссия, диспут – характеристика понятий.

23. Стратегии и тактики ведения спора.

24. Понятие продуктивного/непродуктивного спора.

25. Правила и формулы делового речевого этикета.

 


Примерная тематика реферативных и курсовых работ

1. Перечислить и охарактеризовать первые русские риторики.

2. Почему М.В.Ломоносова называют "отцом русского красноречия"?

3. Как развивается риторика в XIX веке?

4. Современное состояние риторики.

5. Объясните различие между антикультурой речи и слабым владением культурной речи.

6. Что такое литературный язык? Сфера использования литературного языка.

7. Основные признаки литературного языка. Устная и письменная разновидности литературного языка.

8. Дать понятие нормы русского языка. Объяснить природу норм русского языка (динамическая теория нормы)

9. Что такое реализуемая норма русского языка?

10. Перечислить признаки нормы, как взаимодействуют и соотносятся варианты и норма русского языка?

11. Что такое языковые дублеты?

12. По каким критериям определяется правильная или неправильная речь?

13. Перечислить и кратко охарактеризовать признаки правильной речи.

14. Дать понятие речевой и грамматической ошибки.

15. Чистота речи? Перечислить и дать подробную характеристику средствам, нарушающим чистоту речи.

16. Точность речи. Охарактеризовать причины неточного словоупотребления.

17. Логичность речи. При помощи чего она достигается?

18. Простота речи. При помощи чего она достигается?

19. Уместность речи. Как достигается?

20. Выразительность речи. Охарактеризовать признаки выразительности речи.

21. Тропы. Речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением тропов.

22. Фигуры. Речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением фигур.

23. Охарактеризовать речевую роль и речевое поведение социального лидера монархического типа.

24. Речевое поведение правоведа в современном демократическом обществе.

25. Взаимоотношение риторики и власти.

26. Перечислить и охарактеризовать юридические документы.

27. Вид юридического диалога.


Рекомендуемая литература по дисциплине «Коммуникации в правовой сфере»

Основная:

1. Ивакина Н.Н. Орфография и пунктуация. Пособие для юриста. М., 1999

2. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997

3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. М., 2000

4. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов. М., 2000

5. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1997

7. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. М., СПб., 2003

8. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000

9. Русский язык и культура речи: Практикум. / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000

10. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1999

 

Дополнительная:

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской мыслительной традиции. М., 1996

2. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999

3. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. М., 1989

4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2003

5. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М., 2003

6. Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. Казань, 1990

7. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. Изд-во Казан. ун-та, 1995.

8. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998

9. Ивакина Н.Н. Искусство судебного оратора. М., 1996

10. Кони А.Ф. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1959

11. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. М., 1998

12. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992

13. Крысин Л.П., Статкус В.Ф. Обвинительное заключение: язык и стиль: Практическое пособие для следователей. (Серия «Правовое поле»). М., 2002

14. Ларин В.В. Ловушки и ошибки в договоре и судебном процессе. СПБ., 2000

1. Львова С.И. “Позвольте пригласить вас…”, или Речевой этикет: пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2004

2. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996

3. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1999

4. Сергеич П. Искусство речи на суде. Тула, 1999

5. Сопер П.Л.Основы искусства речи. М., 1996

6. Шугрина Е.С. Техника юридического письма. М., 2000

7. Язык и стиль судебных документов: Практические рекомендации по оформлению судебных актов. СПб., 2002

Справочная литература

1. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003

2. Мильяненков Л. «По ту сторону закона». Энциклопедия преступного мира. СПб, 1992

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений. М.: Азъ Ltd., 1992

4. Полубинский Я. «Блатяки и феня». Словарь преступного жаргона. М., 1997

5. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Н.Ю. Караулова. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003

6. Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга (сленговые слова и выражения 60-90-х годов)/ Под редакцией А.Н.Баранова. М., 1997

А также словари заимствованной лексики, словари синонимов, паронимов, антонимов современного русского литературного языка.

 


4. Организация самостоятельной работы студентов

 

В рамках курса «Коммуникации в правовой сфере» самостоятельная работа магистров организовывается посредством:

1) подготовки и выполнения зачётных заданий по орфографии и пунктуации;

2) выполнения домашних письменных заданий;

3) выполнения самостоятельной домашней работы по стилистическому анализу юридического текста.

 

В течение семестра магистры выполняют письменные работы, к которым готовятся дома самостоятельно. Выполнение данного задания стимулирует магистра повышать качество грамотного письма, которое необходимо будущему юристу.

Письменные домашние (составление предложений и текстов с заимствованной лексикой) задания предполагают пополнение лексикона учащегося и приучает к работе со словарными источниками.

В течение семестра магистры работают с текстами научного, официально-делового и публицистического стилей, выполняя задания по орфоэпии, лексикологии, орфографии и пунктуации.

К экзамену магистры выполняют творческую самостоятельную работу: анализируют композиционную структуру и стилистические особенности образцовой классической речи адвоката/прокурора по выбору.

Возможность выхода за пределы аудиторных занятий в курсе «Коммуникации в правовой сфере» является важным элементом формирования лингвистической культуры, предполагающей осознанное владение языком. Автор предполагает не столько заучивание правил и слов, сколько их использование в живой разговорной речи, внедрение приобретённого опыта в создание собственных творческих произведений.

 

Самостоятельная работа № 1

 

Задание: Составьте с данными словами-паронимами предложения.

Вариант 1

Авторитарный – авторитетный, адресант – адресат, активизация – активность, беда – бедствие, безответность – безответственность, вбежать – взбежать, вещевой – вещественный, виноватый – виновный, военный – воинский, впечатлительный – впечатляющий.

Вариант 2

Вред – вредность, проверить – сверить, замысел – умысел, выследить – проследить, гарантийный – гарантированный, глазастый – глазной, глубинный – глубокий, горделивый – гордый, грех – погрешность, демократический – демократичный.

Вариант 3

Дерматин – дерматит, дипломант – дипломат – дипломник, дисциплинарный – дисциплинированный, доход – доходность, единообразие – однообразие, женский – женственный, завидный – завистливый, законный – закономерный, опечатки – отпечатки, зачинатель – зачинщик.

Вариант 4

Избирательный – избирательский, именитый – именной, искусный – искусственный, исправимый – исправительный, квалификационный – квалифицированный, компетенция – компетентность, манера – манерность, находка – находчивость, невежа – невежда, невинный – невиновный.

Вариант 5

Норма – норматив, оклик – отклик, опасливый - опасный, оперативник – оператор, оправданный – оправдательный, останки – остатки, ответный – ответственный, отеческий – отечественный, отличие – различие, отсталый – отстающий.

Вариант 6

Пересечь – пресечь, переменный – переменчивый, песочный –песчаный, плавательный – плавающий, пожар – пожарище, поиски – происки, показание – показатель – показуха, поступок – проступок, похитить – расхитить, праздничный – праздный.

Вариант 7

Практик – практикант, преступление – преступность, признание – признательность, проверенный – проверочный, продажа – продажность, продуктивный – продуктовый, просьба – прошение, раздеть – разодеть, рецепт – рецептура, своевременный – современный.

Вариант 8

Скрытный – скрытый, словарный – словесный, сопротивление – сопротивляемость, спасатель – спаситель, специализация – специальность, судебный – судейский, терпение – терпимость, террор – терроризм, требование – требовательность, указ – указание.

Вариант 9

Факультативный – факультетский, фамильный – фамильярный, хозяйский – хозяйственный, цена – ценность, человеческий – человечный, читальный – читательский, штатный – штатский, экономика – экономия, явный – явственный, яблоневый – яблочный.

 

 

Самостоятельная работа № 2

Вариант 1

 

Задание 1. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Быт – бытие, воспоминание – напоминание, героизм – геройство, доброта – добротность, жесткость – жестокость, консервация – консервирование, поза – позёрство – позиция, тема – тематика, будний – будничный, глубинный – глубокий.

Задание 2. Определите, какое из двух словосочетаний в каждой из пар является правильным и почему.

Техничный боксёр – технический боксёр, террористическая группа – террористская группа, водные растения – водяные растения, национальная культура – националистическая культура, желанный покой – желательный покой.

Задание 3. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.

В моей жизни это было самое памятливое событие. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан. Напрягая последние усилия, мы достигли вершины горы. Он пытается прояснить содержимое рукописи. Скорому отлёту президента в Пекин мешал сильный снег.

Задание 4. Запишите текст в официально-деловом стиле.

Трое жуликов, прикрываясь тем, что на заводе нет якобы нужных материалов, похищали деньги акционеров, делили их между собой, к тому же давали взятки должностным лицам других предприятий.

 

Вариант 2

 

Задание 1. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Далёкий – дальний, дипломатический – дипломатичный, доверительный – доверчивый, исполнительный – исполнительский, нестерпимый – нетерпимый, редакторский – редакционный, вдохнуть – вздохнуть, покрыть – укрыть, снискать – сыскать, дефектный – дефективный.

Задание 2. Определите, какое из двух словосочетаний в каждой из пар является правильным и почему.

Гуманная профессия – гуманитарная профессия, изобретательная голова – изобретательская – голова, изобретательное право – изобретательское право, комичный – эффект – комический эффект, сопротивление организма – сопротивляемость организма.

Задание 3. Найдите ошибки в предложениях и справьте их.

Вполне реалистично принять закон в первом чтении. Зря вы не стали гадать последнее слово в кроссворде. Сейчас распространяют много порочных сведений об известных политиках. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды. Как расширился круг познаний студентов!

Задание 4. Запишите текст в официально-деловом стиле.

Галина Половцева, молодая женщина, имеющая ребёнка, вела себя, скажем мягко, недостойно. День ли, вечер, не заботясь о двухлетней дочурке, «гуляла». Либо дома, либо «в гостях». Часто всю ночь.

 


Тест по дисциплине «Коммуникации в правовой сфере»

В каждом задании может быть один, два и более правильных ответов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.034 с.)