Источники таможенного права, их классификация и краткая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники таможенного права, их классификация и краткая характеристика



Система и источники таможенного права

Таможенное право состоит из Общей и Специальной части.

Общая часть таможенного права включает основные положения, понятие, особенности, методы и систему таможенного права, его институты, правовой статус таможенных органов и их должностных лиц, ответственность в таможенном праве.

Специальная часть таможенного права содержит такие институты как таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные процедуры, особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

Источники таможенного права.

Источники таможенного права (внешние формы его выражения) - это правовые акты различных государственных органов, в которых установлены нормы таможенного права. Таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Источниками таможенного права являются следующие нормативные правовые акты.

Конституция Российской Федерации

Ряд ее статей прямо устанавливает основные начала и принципы •тможенной деятельности в РФ. В п. «ж» ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации. Иными словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер.

Часть 1 ст. 74 Конституции запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.

Помимо названных статей Конституции страны, которые прямо относятся к таможенной политике и таможенному делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность. К ним можно отнести следующие:

— о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности — ч. 1 ст. 8;

— о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности — ч. 2 ст. 8;

— об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина — ч. 3 ст. 15;

— о защите достоинства личности — ст. 21;

— об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина — ч. 2 ст. 24,

— о праве каждого свободно выезжать за пределы РФ, а ее граждан — и беспрепятственно возвращаться в свою страну — ч. 2 ст. 27, что является необходимым юридическим условием свободного ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств;— о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности — ч. 1 ст. 34, что включает и право на занятие не запрещенной законом внешне экономической деятельностью;

— о праве обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления — ст, 33, что гарантирует право обращения в таможенные органы индивидуально или коллективно, а также с коллективным запросом;

— многие другие нормы Конституции РФ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, которые непосредственно относятся к таможенному регулированию.

Международные договоры Российской Федерации в области таможенного дела

Международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России.

В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

В настоящее время Российская Федерация участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов. Среди них:

— Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г.;

— Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14 июня 1983 г.)

— Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДГ1 (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г.;

— Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г.;

Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.;

— Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.;

— Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.;

Договор о создании Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

двусторонние договоры Российской Федерации с иностранными государствами в области таможенного дела.

Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС)

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из Таможенного кодекса таможенного союза, международных договоров государств - участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе и решений Комиссии таможенного союза, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом и международными договорами - государств участников таможенного союза (ст.З ТК ТС) Таможенный кодекс таможенного союза состоит из 2 частей, 8 разделов, 50 глав и включает в себя 373 статьи.

Общая часть ТК ТС содержит общие положения, главы об информировании и консультировании таможенными органами, о взаимоотношениях субъектов таможенных правоотношений, информационных системах и технологиях, таможенной статистике, стране происхождения товаров, таможенной стоимости, разделы о таможенных платежах и таможенном контроле.

В Специальной части содержатся разделы о таможенных операциях, предшествующих подаче таможенной декларации, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенных процедурах и особенностях перемещения через таможенную границу и совершении таможенных опфаций в отношении отдельных категорий товаров.

Федеральные законы Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Целями Федерального закона являются:

1) обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), решений органов

Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и

 

таможенного дела;

2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;

5) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

Предметом регулирования Федерального закона является:

1) регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

2) определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования Федерального закона;

3) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

4) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации;

5) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.

Комплексный характер таможенного права обусловливает использование отдельных норм, которые содержатся в актах иных отраслей права.

Органические (кодифицированные) законы: Уголовный кодекс Российской Федерации

Ответственность за совершение преступлений в таможенной сфере которых предусмотрена Уголовным кодексом (УК) РФ. УК устанавливает следующие составы таможенных преступлений: — контрабанда — ст. 188;

— незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники — ст. 189;

— невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран — ст. 190:

— уклонение от уплаты таможенных платежей — ст. 194.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Кодекс содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в которой помещены 22 статьи (с 16.1 до 16.22) относительно конкретных административных правонарушений в области таможенного дела. К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование

товаров и (или) транспортных средств; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ; нарушение зоны режима таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ.

Указанные статьи гл. 16 Кодекса об административных правонарушениях предусматривают различные виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, в т. ч. предупреждение; наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере, предусмотренном данными статьями, конфискацию предметов административного правонарушения, товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудием совершения административного правонарушения.

Статья 23.8 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать: Руководитель ФТС и его заместители; начальники региональных таможенных управлений и их заместители; начальники таможен и их заместители; начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

К источникам таможенного права относятся Налоговый, Бюджетный кодекс и другие отраслевые законы, а также иные текущие законы. Например: Закон РФ «О таможенном тарифе», Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

Кроме федеральных законов, которые относятся исключительно к сфере таможенного права, в РФ действуют и иные федеральные законы, содержащие отдельные таможенные нормы. Среди них Можно назвать Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон «Об оружии».

Подзаконные нормативные акты - указы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, ФТС России образуют наиболее многочисленную группу источников таможенного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.015 с.)