Вопрос. Контроль и оценка результатов учащихся в курсе «О.М.» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Контроль и оценка результатов учащихся в курсе «О.М.»



Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.Проверка, как неоднократно подтверждено школьной практикой, обеспечивает учителю возможность выяснить качества знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет установить готовность учащихся к изучению нового материала, а также оценить эффективность применяемых методов и приемов обучения, внести коррективы в методику. Для учащихся проверка важна потому, что, во-первых, она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей, во-вторых, сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль. В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы. Применяется текущий(на каждом уроке), тематический(в конце темы или раздела) и итоговый учет знаний(в конце четверти).

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету О.М. используются:индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Позволяют следить учителю за успешностью продвижения детей в обучении,своевременно выявить возникающие осложнения,пробелы,неточностми в знаниях каждого ребенка и всего класса в целом.

Устный опрос: 1)Фронтальный опрос: проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса (кто это? что? какой? почему? зачем? сравни), на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. 2)Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности его логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предмету О.М. используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам: поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.(все задания прочитываются детям вслух,затем ими самостоятельно)

Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Основная цель этих проверочных работ- определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

15 вопрос. Типы уроков О.М..Специфика их образовательных целей.Методика подготовки урока О.М.

Урок проводится в классе, обязателен для всех детей, в определенной последоват-ти,ограничен во времени. Урок выполняет след.функции:- обучающая (ребеной должен усвоить опред.знания,систематиз-ть их,овладеть умениями);- воспитат-ная (восп-ть ответственность,бережное отнош-е к своему здоровью); -развив-я (разв-ть мышление, воображение, внимание, наблюдательность);- стимулирующая (интерес к познанию О.М.);- самообразоват-я (сам.ра. с учеб-м,картой,учебным мат-м). Курс О.М.представлен определ-ми разделами и опред-ми темами. В связи с этим выдел-ся различные типы уроков:

Вводный урок: такой у. проводится в начале учебного года,раздела, как введение в предмет. Основная дидактич.цель -формирование у уч-ся общих предст-ний об учебном предмете,познакомить с содер-м предмета,формами,методами,средствами.Структура урока имеет свои особ-ти:в нем нет повторения знаний предыд-го ур.Если в прошлом году дети уже изучали этот предмет,а в этом году будет его продолжение,следует вспомнить,что является основным объектом изучения данного объекта,что уже известно.

Комбинированный у: -предметные(используются предметы);-комбин-е(без раздаточного материала-если нет практич.работы).Самый распространенный.Цель: проверка ранее усвоенных знаний,У и Н,систематизация имеющихся З,У и Н,формирование новых З,У и Н.

Предметные у.: у. работы с раздаточным материалом,у. с практическими работами.Сущность:объект для изучения передается в руки ученика,и ведущими формами явл-ся практич-е и лабор-е работы.Роль данного типа уроков очень велика.Они позволяют накопить опред-ный запас конкр-х представ-й о предметах и явлениях природы,т.е.является основой формир-я и разв-я понятий.

Обобщающий урок: обычно строится на материале отдельной темы или учебного предмета в целом.Цель орбобщения складывается из решения нескольких задач:выявление,повторение имеющихся знаний,задания уточнения и закрепления знаний;привидение заний в систему,углубление знаний.

Методика подготовки к уроку О.М. При проведении уроков О.М. учитель часто сталкивается с нехваткой времени на уроке.Некоторые сложные положения лучше учителю объяснить самому,оставив более легкие открытия для учеников.Важно,чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети открывали сами.Главная причина нехватки времени:неумение пользоваться принципом минимакса.(школьники на уроке могут узнать много нового-максимум,но должны узнать лишь важнейшие знания-минимум).

Подготовка к уроку:

1)Определить тему(по тематическому плану)

2)Определить место данного урока в системе изучения раздела(пожар-раздел здоровье и безопасность)

3)Определить тип урока,структуру

4)Содержание урока(определение содержания по новой и предыдущей теме)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.009 с.)