Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды



Пенсионный фонд – это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный прежде всего, на выплату пенсий. Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: - страховых взносов; - средств федерального бюджета;

- сумм пеней и иных финансовых санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;

- иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Она основана на установлении трехуровневой пенсии: - базовая часть пенсии (6 %);

- страховая часть пенсии (10 %); - накопительная часть пенсии (4%).

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет: - страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; - доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда; - добровольных взносов граждан и юридических лиц; - ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Фонд обязательного медицинского страхования направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований.

Состояние и развитие пенсионной системы в Российской Федерации. В ходе пенсионной реформы, проведенной в 2002 г., сформирована современная российская пенсионная система, составными частями которой являются: · государственное пенсионное обеспечение;

· обязательное пенсионное страхование;

· негосударственное пенсионное обеспечение (страхование).

Введен накопительный компонент, полноправными участниками которого стали негосударственные пенсионные фонды. Усилены страховые принципы в системе обязательного пенсионного страхования – размер значительной части трудовой пенсии поставлен в зависимость от объема страховых взносов, уплачиваемых в течение трудовой деятельности. Введены механизмы сохранения пенсионных прав граждан, приобретенных до реформы – с учетом трудового стажа и заработка до 1 января 2002 года.

Проблемы развития пенсионной системы. Анализ долгосрочных перспектив пенсионного обеспечения граждан показывает, что если не предпринимать никаких дальнейших действий по развитию пенсионной системы, то:- трудовая пенсия по старости до 2050 года не будет превышать 1,6-1,7 прожиточных минимумов пенсионера – т.е. уровня, который планируется достичь к концу 2009 года;

- материальное обеспечение 14-15% пенсионеров будет ниже прожиточного минимума даже с учетом предоставляемых мер социальной поддержки;

- доходы обязательного пенсионного страхования в составе единого социального налога будут систематически снижаться по отношению росту фонда оплаты труда, и к 2050 году потребность в средствах на выплату страховой части трудовых пенсий на 86% должна будет обеспечиваться за счет федерального бюджета;

- соотношение назначаемых трудовых пенсий с прежним заработком также будет систематически снижаться: после 2020 года, например 3/4 работников будут иметь заработок свыше 600 тыс. рублей в год и зарабатывать права на будущую пенсию по старости не более 18% прежнего заработка;

- расходы на выплату пенсий сократятся с нынешнего невысокого для мировой практики показателя 4,6% ВВП (среднеевропейский показатель 12% ВВП) до 1,6% ВВП притом, что доля пенсионеров по старости увеличится с 26% до 34% населения страны.

Разумеется, такое прогнозируемое перераспределение ресурсов не в пользу пенсионеров и системное ухудшение их положения не может являться целью государственной социальной политики в сфере пенсионного обеспечения. Также государственная политика не может сводиться к ежегодному обсуждению того, какой именно объем средств федерального бюджета необходимо направлять на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Меры по развитию пенсионной системы Для решения задач развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагается следующий комплекс мер.

1) повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидация бедности среди пенсионеров за счет: увеличения денежной оценки (валоризации) пенсионных прав, приобретенных к моменту начала пенсионной реформы, позволяющей повысить страховую часть трудовой пенсии нынешним пенсионерам, имеющим продолжительный «дореформенный» трудовой стаж и по возрастным ограничениям не способным заработать существенную часть трудовой пенсии по новым правилам.

2) усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий за счет: перевода базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет средств страховых взносов, и индексации в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста среднемесячной начисленной заработной платы,

3) изменение источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования и создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме, предусматривающее: увеличение тарифа страховых взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах граждан и определяющих объем приобретаемых пенсионных прав, с 14 процентных пунктов до 16;

4) совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы за счет: стимулирования добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования при софинансировании за счет средств Фонда национального благосостояния,

Реализация мер по развитию пенсионной системы должна сопровождаться масштабной информационной кампанией, с целью побудить работающих граждан к активному участию в формировании своих пенсионных прав на будущую пенсию и дать объективную информацию о состоянии и перспективах пенсионного обеспечения. Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достаточно высокий требуемый рост уровня пенсионного обеспечения старшего поколения и создаст предпосылки для достойных пенсий в отношение ныне работающего поколения

 

2 вар. РФ Соц.защита как соц. институт, представляющий собой совок-ть правовых норм, призванных решать определенные эконом. и соц. проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными закон-ом категориями граждан, к-рые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем соц. защиты таким гражданам при наступлении установленных закон-ом неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного хар-ра в ден. и натур. формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того,ССЗ осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.Финансирование выплат по соц.страх-ю осущ-ся за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем соц. страх-я иногда также участвует гос-во.В странах с рын. эк-кой также активно используется такая организационно-правовая форма соц. защиты, как соц. помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости. Если они не имеют других источников существования.В текущем году страховые взносы в Пенсионный фонд РФ для большинства работодателей составляют 20% по отношению к начисленному фонду оплаты труда. Ср-ва Фонда расходуются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. При этом существенная часть выплат финансируется за счет гос. ассигнований, в частности, пенсии и пособия военнослужащим, детское пособие, социальная пенсия.Ср-ва Фонда социального страхования РФ формируются в основном за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (тариф – 3,2% начисленной оплаты труда), а также гос. ассигнований на покрытие расходов, связанных с предоставлением пособий и компенсаций отдельным категориям граждан. Ведущими направлениями расходования средств Фонда являются выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним в течение первых полутора лет жизни, социального пособия на погребение, а также покрытие расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление застрахованных и членов их семей. Недостатки:1)ограничен верхний предел выплат работнику,независимо от величины з\п,с к-рой удерживались взносы;2)оплата сан-кур. Лечения производится только по опред.учреждениями,не всегда оптимальным по критерию цена-качество. Страховые отчисления в фонды обязательного медицинского страхования составляют 2.8% начисленного фонда оплаты труда, большая часть которых поступает в территориальные фонды (2,0%). Их основная задача заключается в финансовом обеспечении прав граждан на обязательную медицинскую помощь. Недостатки:1)Страх.компанию выбирает работодатель;2)Качество и кол-во мед.услуг не зависит от величины взносов;3)Перечень страх.мед.услуг не гарантирован;4)Врачи и мед.учреждения не мотивированы но оказание страх.мед.услуг. Необходим переход к платной медицине с добровольным стр-ем. Особенности современной пенсионной системы Финансирование государственных пенсий, как уже отмечалось, осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан, а также ассигнований из федерального бюджета. Предполагается, что государственная пенсия будет состоять из трех частей: 1)базовой, по-прежнему финансируемой на распределительной основе за счет единого социального налога в размере 1260р.; 2)страховой, накопленной на персональных счетах в ПФР,10%(14%) от з\п / 228 мес.(ск-ко в среднем живет пенсионер);3)накопительная часть(начисл.лицам,рожденным с 1967г. В размере 4% от з\п).

Базовая и страх.часть явл-ся перераспределительными компонентами.Есть угрозы:1)старение населения вследствие роста продолжительности жизни,снижение смертности и сокращение рождаемости;2)уязвимость перед эк.кризисом(сниж. V пр-ва,сниж.прибыли и т.д.,след-но ПФ не откуда будет взять деньги!);3)уравнительность выплат;4)отсутствие матер.стимула(стимула отчислений в ПФ нет;з\п в конвертах,теневой сектор). Принципы реформирования:

1.Разделить соц.помощь и пенс.обеспечение;

2.Соц.помощь оказывать семьям исходя из величины среднедушевого дохода и рын.ст-ти имущества на члена семьи.

3.Пенс.обеспечение исключительно накопительное.

4.Стимул-е негос-го пенс.обеспечения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.016 с.)