Государство как осн. полит.институт. Концепции происхождения и сущности гос-ва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как осн. полит.институт. Концепции происхождения и сущности гос-ва.



Гос-во-полит. общность, имеющая определ. структуру, определенную организацию полит. власти и управления соц. процессами на опр. территории. Гос-во — это осн. институт полит.системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью опр. населения на опр. территории с помощью гос. власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Гос-во, по мнению политологов, существовало не всегда. Оно появилось при разложении первобытнообщинного строя по причине развития производительных сил и общ.отношений. Нужно вспомнить и различные теории происхождения гос-ва, в том числе:

1) Мифологические и религиозные (теологические) концепции, приписывающие создание гос-ва деятельности Богов и мифических героев. 2) Идеалистические системы, признающие гос-во воплощением идеи (совершенной модели объединения людей). У Платона самое близкое к идеалу гос-во сущ. во времена Богов Олимпийцев – потом деградация. 3) Циклические концепции, рассмат. всю историю как движение по кругу, для них гос-во всегда было и всегда будет формой совместного проживания людей, проход. через множество стадий от полного развала до торжества Совершенного порядка. Таково представление о гос-ве в конфуцианстве и даосизме. 4) Договорные теории, где гос-во результат общес. договора. Родоначальники теории ‑ Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк и Ж-Ж. Руссо. 5) Либеральные концепции, где гос-во средство защиты неотъемлемых прав и интересов личности. Представителями данной школы-амер.политики Джефферсон, Бжезинский и т.д. 6) Эволюционные (органические) теории, гос-во как естественный результат соц.эволюции. Ярчайшие представитель О. Конт и Г. Спенсер, представившие становление и развитие государств как аналог усложнения-дифференциации биолог. организмов в борьбе за существование. 7) Патриархальные и патерналистские концепции, счит., что древняя семья и отеческая власть постепенно трансформировались в гос-во. Самое последовательное изложение у Р. Филмера.

8) Революционно-классовые теории, рассмат. гос-во как орудие классового господства, кот. угнетенный класс для собственного освобождения должен отнять у господствующего класса и сломать. Примеры – марксизм (Маркс, Энгельс) и ленинизм (Ленин), где классовая борьба и революция обусловлены экономически (развитием производительных сил и производственных отношений). 9) «Теории насилия», где гос-во ‑ продукт насилия (внешнего или внутреннего). Представители Л. Гумпиловича, Е.К. Дюринга, К. Каутского. 10) Биологические и психологические концепции, рассмат. гос-во как проявление присущих каждому человеку биолог. и психолог. особенностей. Согласно учению З.Фрейда гос-во создается для обуздания сильных подсознательных влечений, а властвуют в нем люди с чрезмерно развитыми влечениями.

22.Понятие парламента, его структура и полномочия. Развитие парламентаризма в РБ. Судебная власть. Парламент -это общенац. (общегос.) представительный орган, важнейшая функция которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти. Общегос. представительный характер этого органа означает, что, во-первых, именно парламент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, является непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; а во-вторых, что парламент, в отличие от других (местных) представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь явл. представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (палаты территориального представительства).

Палата представителей (110 депутатов):

принимает законы, в том числе об изменении норм Конституции, за исключением изменяемых только республиканскими референдумами; назначает выборы Президента;

дает согласие на назначение Премьер-министра; одобряет или отклоняет программы деятельности Правительства (в случае отклонения Парламент может быть распущен Президентом), а также рассматривает вопрос о доверии Правительству; принимает отставку Президента, выдвигает против него обвинения в совершении гос.измены или иного тяжкого преступления и совместно с Советом Республики может сместить Президента, признанного виновным; принимает решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. Совет Республики (64 члена по 8 от каждой области, города Минска и Президента): одобряет или отклоняет принятые законы; согласовывает некот. Президентские назначения (в судебные, контрольные и некоторые иные высшие госорганы); избирает половину Конституционного Суда и Центризбиркома; отменяет решения местных Советов, не соответствующие законодательству и распускает эти Советы в случае систематических и грубых правонарушений; рассматривает обвинение против Президента и соучаствует в его смещении; рассматривает указы о введении чрезвычайного и военного положения, а также о мобилизации; принимает решения по другим вопросам согласно Конституции. Развитие парламентаризма.Институт парламентаризма в РБ имеет многовековую историю, неотделимую от развития ее государственности. В Беларуси сущ. почти все виды и формы представительной демократии, известные в Европе. Истоки бел. парламентаризма берут свое начало в Полоцком вече, сеймах ВКЛ и РП, Гос. думе Российской империи. В советскую эпоху нар. волеизъявление осуществлялось во время проведения всебел. съездов Советов и созывов Верховного Совета Белорусской ССР. 27 июля 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о гос. суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. В августе 1991 года было объявлено о полит. и эконом. независимости, и Декларация о гос. суверенитете приобрела статус конституционного акта. Беларусь в этот период являлась парламентской республикой. 15 марта 1994 года была принята новая Конституция РБ, кот. вводился институт президентства. Президент РБ явл. главой гос-ва и исполнительной власти. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию РБ республиканским референдумом 24 ноября 1996 года, представительным и законодательным органом страны является Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Совета Республики и Палаты представителей. Судебная власть - система полномочий и гос. органов по осущ. правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.

Исполнительная власть в полит.системе бел.общества. Понятие, состав, структура правительства, его полномочия и функции. Местная власть. Испол. власть - это система полномочий и органов гос. власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики гос-ва. Высший орган испол. власти - правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления.

Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь. Это центральный орган гос. управления. Правительство в своей дея-ти подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры, председатели гос. комитетов, руководители иных республиканских органов управления. Компетенция Правительства: • разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации; • проведение единой гос. политики; • разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;• принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов гос-ва, нац. безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; • организация управления гос. собственностью. Премьер-министр: 1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; 2) подписывает постановления Правительства; 3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев; 4) информирует Президента об осн. направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях; 5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения. Местное управление и самоуправление осуществляется местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами (исполкомами), органами территориального общественного самоуправления. Местные Советы и исполкомы решают вопросы местного значения, исходя из общегос. и местных интересов, а также исполняют решения вышестоящих органов. К исключительной компетенции местных Советов относятся: утверждение местных программ социально-эконом. развития и местных бюджетов; установление местных налогов и сборов; определение порядка управления коммунальной собственностью; назначение местных референдумов.

25.Понятие, признаки и предпосылки формирования гражданского общества. Понятие «гражданское общество» считается введенным Аристотелем для обозначения сообщества свободных и равных граждан. Правда, у Аристотеля гос-во (полит устройство) полностью охватывало гражданское общество. Начиная с XVII века «гражданское общество» стали противопоставлять как нечто самостоятельное абсолютистско-феодальному гос-ву. Это противопоставление было распространено на любые отношения между «царством принуждения» (государством) и «царством свободы» (гражданским обществом).

В современной политологии под «гражданским обществом» понимают совокупность эконом., культурных, семейных, нац., религиозных и иных общ. отношений, развивающихся автономно от гос-ва и взаимодействующих с ним. Поэтому «гражданское общество» считается существующим лишь там, где демократические права и свободы защищены надлежащим образом, а полное огосударствление общественных отношений считается явным признаком тоталитаризма. Основами гражданского общества называют: рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности и индивидуальной заинтересованности; развитую систему самоуправления: независимых муниципалитетов и влиятельных общ. организаций; численное преобладание «среднего класса», позволяющее ему быть самой влиятельной общ. и полит. силой; многопартийность и свободу участия в политике; влиятельные СМИ, представляющие весь спектр общ. мнений; идеологический плюрализм; равенство перед законом, беспристрастный суд и иные эффективные средства защиты личных прав и свобод.

26.Понятие, признаки, возникновение и развитие полит.партий. Партия ‑ группа людей или организация, созданная для завоевания и осуществления гос. (полит.) власти. Признаки партии: причастность к гос. власти (борьбе за власть либо ее осуществлению); идейное единство, отраженное в манифестах, партийных программах, полит.платформах, избирательных программах, публичных планах и обязательствах; организационное единство, закрепленное в уставах (учредительных договорах) и (или) в практической деятельности, в том числе распределение обязанностей, создание руководящих и контролирующих органов, соблюдение внутрипартийных правил (партийной дисциплины) и т.п. Развитие. Древние римляне использовали понятие «partis» для обозначения любых устойчивых группировок (полит., лит., религиозных, преступных, и т.д.). В средние века знатоки латыни продолжили эту практику. В Италии времен Ренессанса термин «партия» закрепился за полит. группировками, боровшимися между собой за власть. В Англии XVII века тот же термин получил респектабельное звучание – появились первые парламентские партии: «тори» (изначально сторонники абсолютизма – позже консерваторы) и «виги» (изначально противники абсолютизма – позже либералы).

С конца XVIII века к полит. борьбе подключались все более широкие народ.массы. Группировок, жаждущих власти, становилось все больше, и каждая из них предпочитала именоваться партией ‑ либо в солидном стиле «английского парламентаризма», либо в воинственном духе «классовой борьбы» во Франции. С завоеванием всеобщего избирательного права партийное строительство достигло своего апогея ‑ существование партий было закреплено и подробно регламентировано законами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.009 с.)