Предприятие как объект управления в системе народного хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие как объект управления в системе народного хозяйства.



Под предприятием понимается устойчивое объедин. совместно раб. людей, деятельность которого сознательно координируется для достижения общей цели.

Предприятие представляет собой сложный организм, в кот. переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и неформальные инициативы. Целостность предприятия и его открытость как системы обуславливают четкое взаимодействие ключевых факторов внутр. и внешн. среды.

Предприятие характеризуется организационным единством, полной или частичной самостоятельностью в хозяйственном обороте и формальными или неформальными признаками юридического лица. Предприятие самостоятельно принимает решение, использует факторы производства (ресурсы) и изготовление и реализация продукции, и стремится к получению экономического эффекта выходящего в виде прибыли, дохода и т.д.

Факторы внешн. среды характеризуются как совокупность перемен, кот. находятся за пределами предприятия, практически не контролируются и не явл. объектом непосредственного воздействия со стороны аппарата управлением предприятия. К ним относятся поставщики, законы и гос. органы, потребители, конкуренты и иные собственники, состояние экон., технологич., соц.-культурное, международное.

Внутр. факторы для предприятия явл. чем-то известным, частично возникают в результате предыдущих управленческих воздествий и могут в кокой-то мере контролироваться.

К основным переменам внутренней среды предприятия относятся: цели, структура, труд. ресурсы, обор., матер. запасы, технолог., орган. культура. Процесс управления предполагает наличие управленческого объекта и субъекта. В качестве субъектов управления обычно выступает администр-управл. аппарат заводоуправления, управляемой – цехи; в цехе управляющая подсистема – цеховой аппарат во главе с начальником цеха, управляемая – участки и т.д. В зависимости от типа произв., стратегии развития каждому предприятию свойственна своя структура управления. Наиболее традиционная структура упр.: предприятие – цех – участок. Сам процесс управления может осуществл. только при условии получения, передачи, переработки и использования информации между управляющей и управляемой подсистемах.

 


Менеджмент и внутренняя среда организации

Внутренняя среда определяется:

• структурой организации (например, «снабжение—производство—финансы—отдел кадров—сбыт продукции»);

• системой ее управления;

• производственными технологическими процессами;

• уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.

Внутренние ситуационные факторы в организации образуют ее внутреннюю среду. К числу этих факторов обычно относят цели, структуры, задачи, технологии и людей, работающих в организации.

Цели. Организацию можно рассматривать как средство коллективного достижения целей, которые не могут быть достигнуты людьми индивидуально. Цель — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В процессе планирования руководство формулирует цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой механизм координации, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

Для современных организаций характерно разнообразие целей. Коммерческие организации создают товары и услуги в условиях необходимости получения прибыли и ограничения затрат. Их цели связаны с прибыльностью и производительностью.

Государственные органы, некоммерческие организации не стремятся получать прибыль, но контролируют затраты. Их цели — это предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.

Разнообразие целей также связано с тем, что крупные организации имеют много целей. Например, для получения прибыли необходимо сформулировать цели в таких сферах, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, социальная ответственность.

Структура. Организации состоят из нескольких уровней управления и подразделений. Подразделения могут быть определены как функциональные области. Их не следует смешивать с функциями управления. Понятие «функциональная область» относится к работе, которую выполняет подразделение, например, маркетинг, производство, обучение персонала, учет, планирование.

Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее установленные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность предназначается для выполнения ряда задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, то организация будет действовать успешно.

Технология — четвертый важнейший внутренний фактор - имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с машинами, например, полупроводниками и компьютерами. Технологии оказывают сильнейшее воздействие на управление и организационную эффективность.ПЕРСОНАЛ Индивидуальные характеристики личности. Люди являются главным фактором в любой модели управления. В ситуационном подходе к управлению существуют следующие основные аспекты человеческого фактора: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.

Менеджмент и внешняя среда организации как открытой социальной системы прямого и косвенного воздействия

Значение внешней среды. Руководители самых важных для общества организаций — деловых, образовательных, государственных — вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации.

Менеджеры должны выявлять существенные факторы в окружающей среде, находить способы реагирования на внешние воздействия. Организации должны приспосабливаться к среде, чтобы действовать эффективно.

Среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия1. Следует различать силы прямого и косвенного воздействия на организацию извне. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам относят поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.

Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. К ним относятся состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Сложность внешней среды — это многочисленность факторов, на которые организация обязана реагировать, а также высокий уровень изменчивости каждого фактора. В числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, — давление государственных актов, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения. Организации, использующие много видов исходных материалов, разных специалистов и ведущие дела с многими предприятиями мира, действуют в более сложной среде, чем организации, у которых эти параметры иные. В более сложных условиях действуют быстро развивающиеся организации, использующие разнообразные технологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.007 с.)