Сравнительные преимущества и специализация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительные преимущества и специализация.



Специализация является следствием разделения труда и характеризуется концентрацией выпуска однородной продукции в отдельных производствах. Руководствуясь принципом рационализации использования ресурсов, каждая страна может определить свой вариант соотношения видов производимой продукции.

Те́ория сравн́ительных преим́уществ — это экономическая модель, сформулированная Давидом Рикардо в начале XIX века.

Суть модели состоит в том, что специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна, даже если нет абсолютных преимуществ. Его сущность состоит в том, что совокупный объем выпуска продукции достигнет наибольшего значения при условии, что каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже временные издержки.
Сравнительное преимущество — по Д. Рикардо — концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительнымопытом и квалификацией.
Абсолютное преимущество — преимущество в производстве определенных товаров и услуг, которым одна страна обладает по отношению ко всем или большинству других стран благодаря особенностям климата, образования, трудовых навыков населения и других особых факторов производства.

Наличие у страны абсолютных преимуществ в определенных отраслях означает, что страна имеет возможность производить соответствующие товары или услуги с меньшими удельными издержками.

 

№43. Показатели национальных счетов и их характеристика

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).

ВВП – валовая стоимость всех товаров и услуг, созданных на территории данного государства в течение определенного срока за вычетом промежуточного потребления. ВВП измеряет результаты деятельности субъектов хозяйствования на экономической территории данного государства, но он не предназначен для оценки производства за пределами страны.

ВНП – в отличие от ВВП, характеризует стоимостный объем конечной продукции, созданный резидентами на территории данного государства и заграницей, но не включает деятельность нерезидентов на экономической территории данной страны. Т.е использует территориальный принцип.

ЧНП – это валовой национальный продукт за вычетом той части производственного продукта, которая необходима для замены средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизации).

НД – это показатель общего размера заработной платы, процента, прибыли, рентных платежей, которые получены в результате производства объема ВНП данного года; т.е НД= ЧНП – косвенные налоги на бизнес. Т.е. национальный доход представляет годовой поток товаров и услуг, исчисленный в денежном выражении; т.е. окончательный итог производства машин, оборудования и т.д. за год.

ЛД – доход, полученный до уплаты индивидуальных налогов. Он может быть исчислен как разница между национальным доходом и доходами, которые заработаны, но не получены (налоги на социальное страхование, налоги на прибыль корпорации, нераспределенные прибыли корпораций), плюс необходимо прибавить сумму трансферов (выплаты по страхованию по старости, от несчастных случаев, пособия, субстидии и т.д).

РД (доход после уплаты налогов) – это личный доход за вычетом индивидуальных налогов, т.е. личных подоходных, налогов на личное имущество и налогов на наследство. Это та сумма, которой располагает домашние хозяйства в окончательном варианте.

 

№42. Система национальных счетов. ВВП как основной показатель объема национального производства.

Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНД) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.

СНС характеризует воспроизводимые и невоспроизводимые (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т. д.) материально-вещественные ресурсы, а также финансовые активы и пассивы, увязанные с движением финансовых потоков. Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.

Валово́й вну́тренний проду́кт –ВВП- выражает результат функционирования экономики за определенный период развития, характеризует готовую продукцию и произведенные услуги. ВВП НЕ включает стоимость потребленных предметов труда, т.е. исключает повторный счет. ВВП помимо результатов материального производства, включает и стоимость произведенных услуг.

Таким обр, ВВП – валовая стоимость всех товаров и услуг, созданных на территории данного государства в течение определенного срока за вычетом промежуточного потребления. ВВП измеряет результаты деятельности субъектов хозяйствования на экономической территории данного государства, но он не предназначен для оценки производства за пределами страны.

Номинальный ВВП - это показатель в текущих ценах, т.те сложившихся на момент расчета.

Реальный ВВП – это ВВП в неизменных ценах, т.е. скорректированный с учетом инфляции.

Потенциальный ВВП характеризует объем производства, который может быть достигнут при имеющихся факторах производства; разрыв же между этим показателем и реальным ВВП представляет собой лаг ВВП.

Способы расчета ВВП: 1) производственный, в основе которого лежит валовой выпуск; 2) распределительный, в основе которого лежит сумма доходов; 3) конечного пользования, в основе которого лежит конечное потребление материальных благ и услуг и т.д.

При расчете ВВП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов: домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш экспорт). Суммарные расходы состоят из:

личных потребительских расходов, включающих расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья;

валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения, или инвестиции в основные фонды, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы. Валовые инвестиции можно представить как сумму чистых инвестиций и амортизации. Чистые инвестиции увеличивают запас капитала в экономике;

государственные закупки товаров и услуг, например, на строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата. Сюда не входят трансфертные платежи (пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию);

чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта.

ВВП по расходам = П + И + Г + (Эксп. – Имп.)

(Валовые инвестиции – амортизация = чистые инвестиции).

При расчете ВВП по доходам суммируются все доходы, полученные резидентами страны от производства (заработная плата, рента, проценты, прибыли), а также два компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес.

ВВП по доходам = з/пл + рента + дивиденды + проценты + амортизация + косвенные налоги

Прибыль для расчета ВВП включает в себя: налог на прибыль, нераспределенную прибыль и дивиденды.

Личный доход = з/пл + рента + дивиденды + проценты

Личный располагаемый доход = личный доход – индивидуальные налоги + трансферты

Чистый национальный продукт = ВНП – амортизация

Национальный доход = чистый национальный продукт – косвенные налоги

 

 

№44 Экономический рост и его факторы. Измерение экономического роста

Экономический рост - постоянное увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год). Может измеряться как в физическом выражении (тонны, метры, штуки и т. д.), так и в стоимостном.

Первый способ более надежен, так как позволяет исключить воздействие инфляции, но не универсален, поскольку при расчете темпов роста трудно рассчитать общий показатель для производства разных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляционных наслоений. На макроэкономическом уровне основными показателями динамики экономического роста являются: а) увеличение объема ВВП; б) темпы роста ВВП в расчете на душу населения; в) темпы роста промышленного производства в целом, по отраслям и на душу населения. В экономической статистике для изучения динамики используются коэффициент роста X, который исчисляется по формуле: Х=у1/у0, где у1, уо - показатели соответственно в изучаемом и базовом периодах. Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100. Темп прироста равен темпу роста минус 100. На практике часто под темпом роста понимают темп прироста.

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. В первом случае рост достигается путем количественного увеличения факторов производства, а во втором - за счет роста производительности труда, использования новой техники и технологии, т. е. за счет качественных факторов. В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие. Экономический рост является главным и единственным источником повышения уровня и качества жизни населения.

Факторы экономического роста. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми называют те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.

К прямым относятся факторы, непосредственно определяющие динамику совокупного производства и предложения: увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов; рост объема и улучшение качественного состава основного капитала; совершенствование технологии и организации производства; повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов; рост предпринимательских способностей в обществе.

В состав косвенных входят факторы спроса и распределения: снижение степени монополизации рынков; уменьшение цен на производственные ресурсы; снижение налогов на прибыль; расширение возможности получения кредитов.

Если применение косвенных факторов происходит в обратном порядке (увеличивается монополизация, растут налоги и т.п.), то экономический рост будет сдерживаться.

№15. Рыночное равновесие. Сдвиги кривой спроса и кривой предложения

Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

В результате взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена. Рыночная цена(цена равновесия) – это компромиссная цена, по которой товар действительно продается и покупается. Уровень пересечения кривых спроса и предложения и определяет уровень рыночной цены.

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ: 1)Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага. 2)Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага. 3)Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага. 4)Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

 

 

№45. Экономические циклы. Причины и факторы экономических колебаний

Экономические циклы – это последовательные движения рыночной экономики, которые периодически повторяются и проходят четыре фазы от кризиса к кризису: кризис, депрессия, оживление, подъем.

Обычно выделяют четыре основных типа экономических циклов: краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 3-4 года); среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 7-11 лет); ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет); длинные волны Кондратьева (характерный период — 45-60 лет).

Исходной фазой цикла является кризисный спад производства. Он характеризуется: резким падением уровня и темпов экономического роста, которое завершается прямым сокращением масштабов производства; относительным перепроизводством товаров; накоплением товарных масс в оптовой торговле; падением цен товаров, ростом безработицы, падением жизненного уровня населения, возрастанием уровня кредитных неплатежей, кредитным напряжением, возрастанием нормы ссудного процента, недостатком денежной массы; обесценением капиталов, падением курсов акций, банкротствами, ростом социального напряжения.

Но кризис способствует отмиранию устаревших экономических элементов и дает возможность осуществлять технологическое обновление производства и структурную перестройку.

Депрессия - восстановление макроэкономического равновесия на низком уровне. Послешоковая ситуация. Признаки депрессии: стабильность производства, прекращается падение цен, прекращаются инфляционные процессы, высокий уровень безработицы, количество рабочих мест не увеличивается, восстанавливаются хозяйственные связи, уменьшаются товарные запасы, увеличивается масса свободного денежного капитала, ставка процента уменьшается до минимума.

Фаза оживления – расширение производства до докризисного уровня. Начинает обновляться капитал, начинается модернизация оборудования, восстановление инвестиционных процессов, активизируется совокупный спрос, возрастают доходы населения, прибыли предпринимателей, растет ссудный процент, растут цены. Застой сменяется экономическим ростом.

 

Подъем – массовое обновление основного капитала, активные инвестиционные процессы, возрастание прибылей, заработной платы, цен, развитие кредитных операций.

Причины циклов делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внешним причинам относятся: природные особенности - 11-летний цикл солнечной активности; обострение и ослабление классовой борьбы; мировые войны; массовая миграция населения, вызванная либо открытиями новых пространств, либо перенаселением; великие научные открытия; психологические факторы (например, эффект «толпы» - все или усиленно организуют бизнес, расширяют производство, инвестируют сбережения, - или паникуют и резко сокращают предпринимательскую деятельность).

Внутренние причины циклов.1. Эффект акселератора. Возрастание спроса на предметы потребления вызывает значительный рост производства (расширение и появление новых предприятий по производству автомобилей, телевизоров, стройиндустрии и др.). При этом происходит временное запаздывание производителей на изменение спроса потребителей. Спрос на предметы потребления уже удовлетворен, а промышленность продолжает производить (эффект «натопленной печи»). 2. Диспропорции в структуре национального хозяйства. Естественное старение одних отраслей, развитие новых отраслей, особенности развития производства по регионам - все это обусловливает диспропорции между спросом и предложением по ассортименту товаров. 3. Воздействие НТП на обновление активного основного капитала, НТП приводит к моральному износу технологического оборудования, а реальная замена оборудования запаздывает. 4. «Недопотребление» населения, вызывающее отставание спроса от предложения из-за роста сбережений. Глубинная причина кроется в неравномерном распределении доходов. 5. Ошибки правительства в государственной фискальной политике, сбои в денежном хозяйстве или банковской сфере.

 

№46 Безработица и ее виды. Определение уровня безработицы

Безработица — незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Выделяют следующие виды безработицы:

1. Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.

2. Безработица зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

3. Безработица маргинальная — безработица слабозащищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

4. Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

5. Безработица циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы.

6. Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

7. Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.

8. Безработица технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

9. Безработица институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

10. Безработица фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

Уровень безработицы определяется по формуле:

где УрБ - уровень безработицы;

Б - число безработных;

РС - рабочая сила.

Взаимосвязь с другими показателями. Можно говорить о том, что уровень безработицы напрямую определяет уровень доходов населения, и следовательно, уровень потребления. Однако при снижении безработицы и росте занятости предприниматели несут дополнительные издержки на заработную плату, поэтому при достижении критических темпов роста зарплат - показатель, начинается снижение занятости и рост безработицы.

 

№ 47. Инфляция: сущность и причины возникновения. Виды инфляции.

Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. Инфля́ция— повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

В экономической науке различают следующие причины инфляции: 1) Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды. 2) Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты. 3) Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях. 4) Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы. 5) Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Виды инфляции.

  • Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).
  • Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
  • Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.
  • Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
  • Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
  • Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
  • В зависимости от темпов роста различают: Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков.

№ 52. Финансовая система: принципы построения и структура.

Финансовая система – совокупность финансовых звеньев, предназначенных для выполнения политических и экономических функций государства. Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Финансы – это совокупность экономических отношений или обязательств денежного порядка, существующих между государством, хозяйственными субъектами по поводу формирования, распределения и использования денежных средств.

Финансы выполняют распределительную, контролирующую, стимулирующую и фискальную функции.

Выделяют два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Демократический централизм: значительная часть финансовых ресурсов (более 50%) сосредотачивалась в руках государства, остальная принадлежала предприятиям, которым предоставлялись определенные права и самостоятельность. Фискальный федерализм: разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти.

Структура: 1. Финансы домашних хозяйств. 2. Финансы предприятий и предпринимательских структур. 3. Финансы государства.

Государственные финансы – это система экономических отношений, связанных с образованием государством денежных ресурсов, мобилизованных в соответствии с действующим законодательством.

№ 48. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. 2. Инфляция перераспределяет доход, и богатства за счет тех, кто даёт деньги, исходя из нормальной и долгосрочной финансовой договорённости (ставка процента за кредит), в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества. Поэтому семьи и фирмы, имеющие значительную долю недвижимости в своей собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.

3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросомна рынке. 4. Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делатьдолгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности. 5. Инфляция приводит также к обесцениванию амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. 6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги.

Обычно выделяют два основных направления антиинфляци­онной политики государства: адаптивную политику, предпола­гающую приспособление к инфляции, смягчение ее последствий, и активную политику, направленную на ликвидацию причин ин­фляции. Суть адаптивной политики сводится к тому, что прави­тельство с определенной периодичностью индексирует основные виды фиксированных доходов населения (минимальная заработ­ная плата, пенсии, стипендии и т.п.). Обычно индексация со­ставляет 60—70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а с другой стороны, за счет разницы в 30—40 % постепенно, за полтора-два года, снизить спрос на на­циональном рынке и тем самым погасить инфляцию.

Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находя­щихся в обращении. Это предполагает, проведение денежной ре­формы конфискационного типа; контроль за денежной эмисси­ей; недопущение эмиссионного финансирования государствен­ного бюджета; текущий контроль за состоянием денежной массы в рамках осуществления кредитно-денежной политики.

Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения: увеличение налогов и сокращение государственных расходов; сокращение дефицита госбюджета; стабилизация валютного курса; сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства — плата за экономические ресурсы); борьба с монополизмом в экономике и прочие меры.

№ 14. Предложение, закон предложения. Факторы предложения и кривая предложения

 

Предложение —это количество товара, которое производители могут и хотят произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода.

Закон предложения — с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.

Факторы, приводящие к изменению предложения: неценовые факторы: 1)изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения) 2)изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары 3)перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение (экономика) снижается; ожидание снижения цен — предложение (экономика) увеличивается) 4)количество товаропроизводителей; 5) изменение в технологии производства; 6) налоги и субстидии.

Кривая предложения показывает движение предложения товара по мере изменения цены. Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).

 

№ 49.Совокупные расходы как выражение совокупного спроса. Кривая совокупного спроса.

Совокупным спросом называется общая сумма расходов па покупку всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени. Иначе - это спрос на реальный национальный продукт, который мо­жет быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупный спрос (AD) включает в себя следующие виды расхо­дов: на потребление домашних хозяйств (С); фирм и предприятий на инвестирование (I); государства (правительства) па покупку ресур­сов, товаров и услуг (G); разницу между экспортом и импортом (чистый экспорт) (Nx). Таким образом, совокупный спрос может быть выражен формулой Простая макроэкономическая модель спроса представляет собой график, па оси ординат которого откладывается уровень цен, а на оси абсцисс - национальный реальный ВВП (рис. 4.1).

Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон под вли­янием трех факторов:1) эффекта процентной ставки. С повышением уровня цен фир­мам и домашним хозяйствам требуется больше денег для покупок потребительских товаров и услуг, на выдачу заработной платы и при­обретения ресурсов, поэтому в стране увеличивается спрос на деньги. 2) эффекта богатства {эффекта реальных кассовых остатков, или эффекта Лигу1). При росте цен в стране происходит обесцени­вание денег (инфляция). Население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои активы от обесценения. В результате объем сбережений в стране сокращается, растет ажиотажный текущий спрос;3) эффект импортных закупок. При росте внутренних цен на национальном рынке относительно мировых цен население страны будет приобретать больше импортных товаров. В то же время иност­ранные покупатели уменьшат объем закупок отечественных товаров, что также приведет к падению спроса на них. Снижение внутренних цен относительно мировых, наоборот, стимулирует рост совокупного спроса па национальный продукт.

.Под влиянием неценовых факторов происходят изменения в со­вокупном спросе, проявляющиеся в сдвиге его кривой право или вле­во. К таким факторам относятся:1) изменения в потребительских расходах (С). Снижение по­требительских расходов приводит к уменьшению совокупного спроса и сдвигает кривую совокупного спроса влево, и наоборот; 2) изменения в инвестиционных расходах (I). Снижение расхо­дов на инвестиционные товары уменьшает совокупный спрос и пото­му сдвигает его кривую влево, и наоборот;3) государственные расходы (G). Увеличение государственных закупок национального продукта ведет к возрастанию совокупного спроса, и наоборот; 4) расходы на чистый экспорт (Nx). Чистый экспорт — это раз­ница между величиной экспорта и импорта страны. Увеличение заку­пок отечественных товаров иностранными покупателями ведет к увеличению чистого экспорта и смещает кривую совокупного спроса вправо, так как растет спрос на продукцию экспорто-производящих предпри­ятий, и наоборот.

 

 

№ 50.Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.

Совокупное предложение - это тот объем реального национального продукта (ре­альный ВВП), который производится и предлагается на националь­ном рынке при определенном уровне цен. Между совокупным пред­ложением и уровнем цен существует прямая связь. Кривая совокупного предложения (AS) о тражает изменения из­держек производства на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. В современной эко­номической литературе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения (рис. 4.3).Первый — горизонтальный или кейнсианский отрезок, отражает состояние спада, депрессии экономики, когда имеются избыточные мощности и ресурсы, наблюдается значительная безработица, так как предприятия полностью не загружены. Рост национального производ­ства происходит в результате загрузки простаивающих производствен­ных мощностей. Объем производства растет при сохранении суще­ствующего уровня цен, так как производители приобретают ресурсы по прежним твердым ценам. При расширении объема производства его издержки не увеличиваются, и цепы на товары остаются на том, же уровне. Второй отрезок - промежуточный, или восходящий, соответствует периоду оживления производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение реального объема производства национального про­дукта связано с ростом цен. Третий отрезок — вертикальный, или классический, отражает раз­витие экономики в условиях полной загрузки мощностей, полной за­нятости. Любое увеличение уровня цен не может изменить объем про­изводства и предложения национального продукта.

На величину предложения национального продукта влияют цено­вые и неценовые факторы. Прямая связь между уровнем цен и вели­чиной совокупного предложения выражается в движении вдоль кри­вой совокупного предложения. Нецеповые факторы сдвигают кривую предложения вправо вниз (для упрощения — вправо), или влево вверх (для упрощения — влево). Основным неценовым фактором являются издержки. Рост издержек уменьшает объем выпуска национального продукта и ведет к снижению объема предложения, и наоборот. На величину издержек, в свою очередь, влияют: цены на ресурсы (капи­тальные, трудовые, земельные); производительность факторов произ­водства; новая технология, налоги и субсидии.

 

 

№ 51. Макроэкономическое равновесие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.062 с.)