II. Знакомство с учебником. Актуализация знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Знакомство с учебником. Актуализация знаний.



Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок веселый,

Торопит всех нас в школу.

Мы все хотим о мире знать,

Природы тайны открывать.

Что значит общество?

И что в нем значим мы?

Нам многие ответы

В учебнике даны.

Продолжим же учиться,

Мир наш познавать,

Историей родной будем гордиться,

Хотим достойной сменой предков стать.

II. Знакомство с учебником. Актуализация знаний.

1. Чтение вступительной статьи «Как работать с учебником» на с. 3 учащимися самостоятельно.

2. Обсуждение прочитанной статьи по вопросам:

– Вы перелистали свой новый предметный учебник «Окружающий мир». Кто его авторы? Чем интересен учебник, на ваш взгляд?

– Какие основные темы предстоит вам изучать на уроках окружающего мира в четвертом классе?

– Какими сообщениями начинается каждый новый раздел в учебнике? Что это дает?

– Что предлагают вам авторы учебника для запоминания содержания текстов?

– Вспомните материал, изученный в третьем классе: какими цифрами обозначаются века?

– Каким шрифтом выделены в учебнике незнакомые слова? Как будете определять их значение?

– Нравится ли вам работать с контурными картами?

– Как советуют путешествовать по картам авторы учебника?

– Что бы вы хотели узнать об окружающем мире в этом учебном году?

3. Выполнение практических заданий.

1) Сделайте табличку из двух колонок: в одной колонке запишите арабские цифры, а в другой – соответствующие им римские цифры.

2) Вспомните и назовите правила чтения карты. Попробуйте совершить путешествие по физической карте России из столицы нашей Родины в то место, где вы находитесь. Расскажите, какой путь вы преодолеваете.

IV. Закрепление изученного.

1. Выполнение заданий и ответы на вопросы:

– Рассмотрите строение нервной системы по рисунку на с. 7 учебника.

– Назовите основные органы человека.

– Покажите их в таблице. Какую работу они выполняют?

– Что входит в нервную систему человека?

– Какую роль нервная система играет в организме?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

– Самостоятельно выполните задания 2 и 3 на с. 3.

V. Итог урока.

1. Обобщение по вопросам:

– Что составляют органы, совместно выполняющие общие функции?

– Что такое орган?

– Какие органы вы знаете?

– Какие системы органов вам известны?

2. Заключительное слово учителя.

– Мы выяснили, что системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Например, быстрый бег может быть обеспечен работой ряда органов и систем. Кто догадался и может ответить, каких именно? (Нервной системой, органов движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и др.)

Итак, организм человека имеет сложное строение: он состоит из систем органов, каждая система органов – из различных органов, но обеспечить благоприятное развитие всего организма они все способны только сообща. Выведение какого-либо органа или системы органов из строя (сбой в работе, болезнь, потеря, перестает функционировать) непременно повлечет за собой нарушение жизнеобеспечивающей деятельности организма и может повлиять не ухудшение состояния здоровья человека. Поэтому очень важно беречь все органы, заботиться о своем здоровье каждому человеку.

Домашнее задание: выполнить задания 1 и 6 в рабочей тетради, читать с. 6–9 учебника.

Урок 2
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА

Цель: расширять представления учащихся о скелете, мышцах, их значении и связи друг с другом.

Оборудование: портрет И. М. Сеченова; выставка научно-популярной литературы о научных открытиях ХХ века.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. О здоровье и нездоровье сложено много пословиц.

Некоторые из них записаны на доске. Прочитайте эти пословицы и подумайте, какую народную мудрость они содержат.

Учащиеся читают по цепочке.

џ Дал бог здоровья, а счастье найдем.

џ Здоров будешь – все добудешь.

џ Здоровье не купишь – его разум дарит.

џ Здоровьем слаб, так и духом не герой.

џ Не рад больной и золотой кровати.

џ У кого болят кости, тот не думает идти в гости.

џ У кого что болит, тот о том и говорит.

џ Ребенком хил, так и взрослым гнил.

џ Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

II. Проверка домашнего задания.

1. Опрос по индивидуальным карточкам.

Учащимся раздаются карточки с представленными вопросами.

Карточка № 1.

Задание. Напишите основные органы человека.

Карточка № 2.

Задание. Напишите, что входит в нервную систему человека.

2. Фронтальный опрос.

– Что защищает головной и спинной мозг от повреждений?

– Что вы знаете о головном мозге?

– Какая ему нужна профилактика?

– Что вы знаете о спинном мозге?

3. Рассказы учащихся о научных открытиях ХХ века.

– Ученые постоянно изучают окружающий нас мир. Они пытаются объяснить самые обыкновенные вещи – например, как возникает молния, почему текут реки. Они делают открытия и изобретения – электрические приборы, автомобили и компьютеры, – которые изменяют образ жизни человека.

Ученики, подготовившие свои сообщения, познакомят нас с некоторыми интересными открытиями ХХ столетия.

ЛАЗЕРЫ

Лазеры создают особый тонкий луч света, который не рассеивается, как обычный свет. Этот луч является самым ярким видом света, даже более ярким, чем солнечный свет. Лазерный луч обладает столь мощной яркой энергией, что может даже резать металл.

Лазеры находят самые разнообразные применения. Они используются для передачи компьютерных данных и телефонных звонков по волоконно-оптическим линиям. Лазеры применяются для проверки остроты зрения у людей, для печатания газет, для точного измерения расстояний, а также хирургических операций.

На компакт-диске звук записывается путем преобразования его в числовую информацию аналогично компьютерным данным. Плеер для компактдисков содержит лазер. Лазерный луч считывает числовую информацию с диска, благодаря чему она может быть вновь преобразована в звуковые волны.

Голограммы – особые трехмерные фотографии, сделанные с помощью лазерного луча. Изображения на голограммах выглядят как реальные предметы, так как, двигаясь вокруг голограмм, вы можете видеть изображенный на них предмет под разными углами зрения.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Для работы многих вещей необходимо электричество. Некоторые устройства, например фонарики, используют электроэнергию, хранящуюся в батарейках. Другие, например лампы и телевизоры, работают от сети. Они получают электроэнергию по проводам, идущим от электростанции.

Нервы в нашем теле также проводят электричество. Электросигналы из мозга заставляют сокращаться мышцы вашего тела. Эти сигналы несут информацию, воспринятую вашими глазами, ушами, носом, языком и кожей, и направляют ее в мозг.

СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА

В наших глазах имеются особые нервные клетки, позволяющие нам различать цвета. Они могут выполнять свою роль только при ярком свете. Поэтому в сумерках все предметы кажутся блеклыми. Цвета сообщают нам немало полезной информации. Однако некоторые люди не могут различать цвета. Они не замечают разницы между цветами.

Не все животные могут, подобно людям, различать цвета. Так, пустынный муравей видит некоторые цвета даже лучше, чем человек. А вот кальмар вообще лишен способности различать цвета.

Гремучие змеи способны «видеть» тепло. Они могут находить и ловить свои жертвы даже в полной темноте. Возле глаз у них имеются впадины, где находятся особые нервные клетки, способные воспринимать инфракрасное излучение.

КАК РАБОТАЮТ ВАШИ ГЛАЗА

Предметы вокруг вас излучают свет сами либо отражают свет других тел. Вы видите их, когда свет попадает в ваши глаза.

Изображение, возникающее на сетчатке, перевернуто. Ваш мозг возвращает его в нормальное положение, и вы можете воспринимать все в привычном виде.

Ваш мозг превращает сигналы от сетчатки в готовое изображение.

Когда свет раздражает нервные клетки сетчатки, они посылают сигналы в мозг через зрительный нерв.

4. Доклад о жизни и творчестве И. М. Сеченова.

Русский естествоиспытатель, мыслитель-материалист, основоположник русской физиологической школы, создатель естественно-научного направления в психологии. С 1869 года – член-корреспондент Петербургской академии наук, а с 1904 года – ее почетный член. В 1863 году была впервые напечатана работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В 1869 году опубликована работа И. М. Сеченова «Физиология нервной системы».

В 1901 году выходит в свет работа «Очерки рабочих движений человека», которая положила начало изучению гигиены труда.

И. П. Павлов назвал И. М. Сеченова отцом русской физиологии.

В течение многих веков люди задумывались над удивительной приспособленностью поведения животных к условиям обитания. Еще более загадочным казалось целесообразное, разумное поведение человека. Невозможность объяснить эти явления с научных позиций способствовала распространению религиозных представлений о том, что все живое создано богом. Утверждалось, что высокоразвитое сознание и мышление человека зависят от бессмертной души, вложенной в него богом.

Полная несостоятельность этих учений о душе была доказана трудами великих русских ученых Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова.

В 1863 году вышла книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В этой работе впервые в истории естествознания поведение и «душевная» – психическая деятельность человека были объяснены рефлекторным принципом работы нервной системы. И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена.

Первое, начальное звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

Второе, центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).

Третье, конечное звено – движения и действия человека, то есть его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Физкультминутка

Раз – правую ногу вперед, назад и в сторону.

Два – вправо, не торопясь, повернули голову.

Три – попрыгать три раза на левой ноге.

Четыре – туловищем потянуться к правой руке.

Пять – вдох глубокий, закончили отдыхать,

Сесть, продолжим урок изучать.

IV. Закрепление изученного.

Ответы на вопросы:

– Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

– Какие функции выполняет скелет?

– Каким образом мышцы крепятся к костям?

– Каким образом мышцы совершают работу?

– Почему мышцы устают?

– Почему мышцы сравнивают с эластичной резиновой лентой?

V. Итог урока.

– Прочитайте текст, выражающий главную мысль нашей сегодняшней темы урока (с. 12).

– Ознакомьтесь с содержанием текста в рубрике «Этот удивительный мир…» и скажите, что помогает человеку добиваться автоматизма в движениях и действиях.

– Покажите и расскажите, какие движения вы умеете выполнять автоматически, как этого достигли.

Домашнее задание: прочитать с. 10–12 учебника; выполнить задание со звездочкой на с. 13.

Ход урока

I. Организационный момент.

Запись на доске:

1) К _ _ _ _ _ _ _ _ И – это слово обозначает часть скелета.

2) Каждому человеку нужно следить за своей _____________.

Учитель. Назовите «спрятанные» слова. Можно ли по ним догадаться о теме нашего урока?

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам:

– Назовите главные части скелета.

– Покажите их на плакате.

– Из чего состоит позвоночный столб?

– Какие кости образуют грудную клетку?

– Из каких костей состоят скелеты верхних и нижних конечностей?

– Какое значение имеет скелет в теле человека?

– Какое значение имеют мышцы?

– Какой становится мышца, когда она сокращается?

2. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали: 3. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных. 4. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка. 5. Спинной хребет, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг. 6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости.

По вертикали: 1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи. 2. Самая крупная пищеварительная железа у животных и человека, вырабатывающая желчь.

Ответы: 1. Человек. 2. Печень. 3. Череп. 4. Сердце. 5. Позвоночник. 6. Ребро.

IV. Закрепление изученного.

1. Беседа по вопросам:

– Какое значение для человека имеет скелет?

– Почему необходимо бережное отношение к скелету?

– Почему нарушается осанка?

– Какое значение имеет правильная осанка?

– Как проверить, правильная ли осанка?

– Как надо правильно сидеть за столом? Почему?

– Как надо правильно носить тяжести? Почему?

2. Инсценировка сказки «Репка».

Учащиеся показывают сценку «Репка».

Автор. Возле дома огород.

Бабка с внучкой у ворот.

Жучка – хвост колечком –

Дремлет под крылечком.

На крыльцо выходит дед,

Он в большой тулуп одет.

Из открытого окна

Деду музыка слышна.

В записи звучит песня «На зарядку, на зарядку становись!» или песня «Закаляйся, если хочешь быть здоров».

Дед. У меня здоровье крепкое,

Посажу-ка лучше репку я.

Автор. Лопату берет

И идет в огород.

Бабка. И у бабки без зарядки,

Слава Богу, все в порядке!

Автор. Рот разевает,

Сладко зевает.

Внучка. Клонит бедную ко сну!

С понедельника начну.

Автор. На лавку садится –

Заплетает косицу.

Входят Жучка и Кошка.

Жучка. Поиграем лучше в прятки!

Кошка. Обойдемся без зарядки.

Автор. Жучка за кошкой,

Кошка в окошко.

Выходит мышка

В спортивных штанишках,

Майка на теле,

В лапках гантели.

Мышка. Раз и два! И три, четыре!

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать –

Бегемота поднимать!

Автор. Бегает, прыгает,

Лапками дрыгает.

Дед. Ох, умаялся с утра…

Уходит.

Бабка. Да и мне на печь пора.

Уходит или садится на лавочку.

Автор. На крылечке снова дед.

Видит репку в огороде

И себе не верит вроде.

Встал он возле репки –

Репка выше кепки.

Дед. Эх, бульдозер бы сюда,

Без него – совсем беда!

Автор. Тянет-потянет –

Вытянуть не может.

Дед. Где ты, бабка?

Бабка. Я сейчас!

Ай да репка удалась!

Автор. Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Дед. Как тянуть? С какого боку?

Выйди, внучка, на подмогу!

Автор. Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Внучка. Ломит спину, ноют ручки!

Нет, не справиться без Жучки.

Автор. Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Жучка. Разбудить придется кошку,

Пусть потрудится немножко.

Автор. Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Бабка. Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка. Мышку звать? Какой позор!

Мы пока и сами,

Кажется, с усами.

Автор. Тут из норки мышка – прыг,

Ухватилась за турник.

Мышка. Чем топтать без толку грядку,

Становитесь на зарядку.

Чтоб за дело браться,

Надо сил набраться!

Автор. Все выходят по порядку,

Дружно делают зарядку.

Дед и бабка. Влево-вправо, влево-вправо –

Получается на славу!

Мышка. Встали! Выдохнуть, вдохнуть!

А теперь пора тянуть!

Автор. Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянули репку!

V. Итог урока.

Учитель. Какие мышцы развивали герои сказки, вытягивая репку?

Почему мышцы нуждаются в систематической тренировке, как вы думаете?

Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются, и человек становится сильнее.

Мышечной тренировке способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Человека делают «прямостоячим» мышцы-разгибатели. Чтобы удерживать тело в вертикальном положении, мышцам-разгибателям приходится противостоять не только силе мышц-сгибателей, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности. Сведенные и опущенные плечи, впалая грудь затрудняют работу внутренних органов, в первую очередь органов дыхания, сердца, сосудов головного мозга.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, особенно важно следить за своей осанкой, позой за столом.

– Почему у школьника может искривиться позвоночник? (При неправильной позе в положении сидя.)

– Рассмотрите на плакате «Искривление позвоночника» различные положения тела.

– Объясните, какие отступления от нормального положения тела допустили дети с искривлениями позвоночника. Что бы вы им посоветовали?

Домашнее задание: выполнить задание 11 на с. 6 рабочей тетради; самостоятельное задание на с. 15 учебника; ответить на вопросы в рубрике «Проверь свои знания».

Нормальное положение Сколиоз   Нормальное положение Лордоз   Кифоз  

Искривление позвоночника

Урок 4
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Цели: формировать знания учащихся о пищеварительной системе; объяснить, почему человек ощущает чувство голода через определенный отрезок времени, почему нарушается деятельность всех органов, если не принимать пищу регулярно; формировать культурно-гигиенические навыки приема пищи; способствовать хорошему аппетиту учащихся; развивать стремление улучшать пищеварение, соблюдать режим, регулярность питания; познакомить с основными правилами здорового питания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – Начинаем наш урок! Организм свой изучаем, Его надежно защищаем От бездействия и лени, От недуг и ожиренья. Мышцы надо развивать, Вовремя и есть, и спать.

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам:

– Каково значение мышц в организме человека?

– Где у человека есть мышцы?

– О каких свойствах мышц вы знаете?

– Как изменяется мышца при сокращении?

– Чем мышцы прикрепляются к костям?

– Что происходит с мышцами, если они выполняют одну и ту же работу?

– Что нужно делать, чтобы мышцы не утомлялись?

– Что делается с костями рук, когда прикрепляющиеся к ним мышцы сокращаются и когда перестают сокращаться?

– Как можно равномерно развивать мышцы своего тела?

– Каковы основные правила укрепления мышц?

– Почему регулярные физические упражнения способствуют развитию мышц и скелета?

– По каким причинам могут возникать искривления позвоночника?

– Как следует предупреждать искривления позвоночника?

– Как вы думаете, в чем лучше носить учебники – в сумке или в ранце? Почему?

– От чего зависит осанка?

– Можно ли исправить осанку?

– Какие вы можете дать советы?

2. Опрос по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.

Задание. Вычеркните лишнее в каждой строчке.

Язык, глотка, пищевод, сердце.

Череп, позвоночник, ребро, мышцы.

Пищевод, легкие, желудок, печень.

Карточка 2.

Задание. Перечислите органы системы дыхания:

1) Н_________. 4) Б_________.

2) Г_________. 5) Л_________.

3) Т_________.

Карточка 3.

Задание. Вставьте нужные слова.

Кости и мышцы составляют ___________ систему. Они являются ___________ нашего тела, защищают _____________ от повреждений, позволяют совершать ______________ движения.

3. Разгадывание кроссворда.

– Разгадайте кроссворд и назовите ключевое слово в выделенной строчке.

Задание к кроссворду:

1) Не часы, а тикает.

2) Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества.

3) Когда сытый – он молчит,

Когда голоден – урчит.

4) Орган зрения.

5) Органы дыхания человека.

6) И говорит, и кушает.

Ответы: 1. Сердце. 2. Кровь. 3. Желудок. 4. Глаз. 5. Легкие. 6. Рот.

IV. Закрепление изученного.

1. Беседа по вопросам:

– Почему пища – топливо, необходимое организму для жизни?

– Почему пища должна быть разнообразной?

– Расскажите, используя таблицу «Пищеварительная система», как пища проходит путь, попадая в рот?

2. Самостоятельное выполнение заданий 13 и 16 в рабочей тетради № 1.

3. Работа в парах над заданием 15 в рабочей тетради.

4. Работа с текстом в рубрике «Этот удивительный мир…».

– Прочитайте текст на с. 17.

– Какой самый тяжелый орган у человека? Сколько он весит?

– Какую функцию выполняет печень?

– Какой самый длинный орган у человека? Какова его длина?

– Какую функцию в организме выполняет тонкая кишка?

V. Итог урока.

– Какие питательные вещества человек получает с пищей?

– Из каких органов состоит пищеварительная система?

– Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

– Что нового вы узнали о том, как правильно питаться?

– Попробуйте ответить на вопрос: кто разносит питательные вещества по всему телу?

– Объясните смысл высказывания: «Пища – это топливо, необходимое организму для жизни».

С пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться.

– Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1. Вещество, без которого человек умрет через три-четыре дня.

2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.

5. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям.

8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющей рот и желудок.

9. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах.

10. Соседка желудка, но живет справа.

По вертикали:

1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах.

3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.

4. Желание есть.

6. Помидор, огурец, лук… (общее понятие).

7. Орган, в котором пища начинает перевариваться.

Ответы:

По горизонтали: 1. Вода. 2. Белки. 5. Молоко. 8. Пищевод. 9. Щетка. 10. Печень.

По вертикали: 1. Витамины. 3. Голод. 4. Аппетит. 6. Овощи.
7. Желудок.

Домашнее задание: выполнить задание 14 в рабочей тетради; читать текст на с. 16–17 учебника; составить меню на завтрак для каждого члена своей семьи; подготовить сообщение об Иване Петровиче Павлове.

Урок 5
БЕРЕГИ ЗУБЫ С ДЕТСТВА

Цели: формировать у детей знания и привычки, которые помогут сохранить зубы крепкими, здоровыми и красивыми; закреплять знания учащихся о профилактике зубов; обучить способам сохранения, укрепления зубов и применения средств от зубной боли; воспитывать гигиенические навыки, культуру самообслуживания и приема пищи, использования зубочистки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнем сейчас,

Раз все у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтобы мир окружающий познавать,

Нужно серьезно все изучать.

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам:

– Какое значение для живого организма имеет пища?

– Проследите по рисунку путь пищи, попавшей в рот. Прокомментируйте этот путь.

– Почему необходимо хорошо пережёвывать пищу?

– Что происходит с пищей в желудке и кишечнике?

– Как питательные вещества попадают во все органы тела?

– Почему пища должна быть разнообразной?

– Для чего необходимы витамины?

– Сколько раз в день должен питаться школьник и в какое время? (Четыре-пять раз в день в определенное время.)

– Что желательно принимать человеку на завтрак и почему? (Завтрак должен быть плотным – молоко, хлеб, творог, яйцо, масло, каши, чтобы повышать работоспособность.)

– В школах практикуется второй горячий завтрак. Как вы думаете, для чего? (Второй завтрак необходим для компенсации затраченной энергии на учебу.)

– Сколько времени нужно отводить на завтрак, обед? (Время на завтрак – 15–20 минут, на обед – 20–25 минут.)

– Что рекомендуют специалисты по гигиене питания употреблять на ужин? (Яйцо, творог, крупяные, мучные изделия, молоко, кисель.)

– В какое время полезно ужинать? (За 1,5–2 часа до сна.)

2. Опрос по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.

Задание. Заполните таблицу своими примерами.

Растительные продукты Животные продукты
орех молоко
рис яйцо
   

Карточка 2.

Задание. Напишите органы пищеварительной системы.

Карточка 3.

Задание. Подчеркните названия органов пищеварительной системы.

Сердце, зубы, кровь, желудок, язык, кости, глотка, пищевод, почки, тонкая кишка, мышцы, толстая кишка, легкие, печень.

Карточка 4.

Задание. Рассмотрите рисунки. Какие продукты вы видите? Назовите их. Перечислите, какими витаминами они богаты.

3. Конкурс «Чей ряд больше знает о правильном питании?».

Задание первое. Назовите известные вам правила питания. Представитель каждого ряда может высказаться только один раз. Выигрывает тот ряд, который последним назовет правило.

1) Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.

2) Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот «запас».

3) Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.

4) Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.

5) Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.

6) Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.

7) Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

Задание второе. Заполните таблицу на доске своими примерами. Каждому ряду нужно за отведенное время заполнить свою таблицу (они одинаковы для всех). Побеждает тот ряд, который записал за одно и то же время наибольшее количество продуктов, содержащих белки, жиры и витамины. В колонке «Витамины» укажите, какой именно витамин содержится в продукте (А, В, С, D).

Питательные вещества, необходимые организму Название продукта с наибольшим количеством содержания питательных веществ
Белки  
Жиры  
Витамины  

4. Сообщение учащихся об И. П. Павлове.

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ
(1849–1936)

Выдающийся ученый, внесший огромный вклад в развитие мировой науки, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии. Исследования И. П. Павлова по физиологии пищеварения, кровообращения, высшей нервной деятельности животных и человека принесли ему мировую известность. И. П. Павлов любил Россию и гордился достижениями отечественного государства: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству».

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик Иван Петрович Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека.

Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника.

В Рязани Иван Павлович учился в духовной семинарии. Но его влекла физиология, и он ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в университет. После его окончания он стал учиться в Медико-хирургической академии и работать в лаборатории физиологии. Еще будучи студентом университета за свои научные исследования Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.

В 1890 году Павлов стал профессором. Потом десятки лет работал в лабораториях и на кафедре академии. Вначале он занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов.

Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы Павлов занимался изучением процессов пищеварения.

Чтобы узнать, как это происходит, были проделаны многочисленные опыты. В 1897 г. он опубликовал знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший главным руководством физиологов всего мира. За него в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Павлов был великим сыном своего народа. Любовь к России пронизывала все его мысли, чувства и действия. «Что ни делаю, – писал он, – постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке...» («Что такое, кто такой», том II, с. 350).

Иван Петрович Павлов был выдающимся учёным. Он внёс огромный вклад в физиологию – науку о том, как работает организм человека и животных, создал учение о высшей нервной деятельности.

До Павлова ученые мало знали о работе органов пищеварения.

Считали, что находящиеся в них железы выделяют соки, необходимые для переваривания пищи, без участия нервной системы. А Павлов был глубоко убеждён, что мозг управляет работой всех органов, а значит, и органов пищеварения. Но как это доказать?

Павлов сумел найти способ следить за выделением пищеварительных соков у здоровой собаки и разобраться, что заставляет железы работать. Под наркозом (наркоз – обезболивание) он делал различные операции, тщательно сохраняя кровеносные сосуды и нервы, подходящие к железам, чтобы они нормально работали после выздоровления собаки. Такие собаки жили годами.

В одном из опытов собака глотала пищу, которая в желудок не попадала. Но и при таком «кормлении» из желудка через трубку вытекал сок. Он выделялся даже при одном виде пищи.

Но стоило перерезать нерв, идущий к желудку, и выделение сока прекращалось.

Павлов доказал, что выделение слюны или другого пищеварительного сока – это обычный рефлекс, то есть ответ на раздражение. Попадая в рот, пища раздражает чувствительные окончания вкусовых нервов, которые, как по телеграфу, передают в мозг сообщение: «появилось мясо». Мозг тотчас же по другим нервам отдаёт «приказание» железам желудка, и они начинают усиленно выделять сок.

Изучая работу органов пищеварения, Павлов ставил всё новые и новые вопросы. Почему слюна и желудочный сок начинают выделяться даже и в том случае, когда собака слышит шаги человека, который всегда её кормит?

А если собака изо дня в день получает пищу в одно и то же время, слюна начинает выделяться именно в это время, хотя животное ещё не начали кормить. Почему?

Очевидно, у животного при определённых условиях могут образовываться новые рефлексы – на раздражения, которые повторялись много раз. Значит, не правы были те учёные, которые считали, что люди и животные родятся только с уже готовыми рефлексами.

Значит, в течение всей жизни у человека и животных образуются новые рефлексы, которые помогают им приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Их Павлов назвал условными.

Всю остальную жизнь Павлов занимался изучением условных рефлексов, или, иными словами, высшей нервной деятельности человека и животных.

Он доказал, что не какая-то неведомая «душа», а работа мозга, особенно его высшего отдела – коры больших полушарий, лежит в основе всех действий, мыслей, привычек, чувств и желаний людей.

В 1935 г. на Международном конгрессе физиологов, который проходил в нашей стране, Павлова единодушно провозгласили «главой физиологов мира». В том же году, обращаясь к молодёжи, Павлов писал: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни».

Именно всю жизнь посвятил науке этот замечательный учёный.

V. Итог урока.

– Кто и когда так говорит: «За чужой щекой зуб не болит»? Вам приходилось испытывать зубную боль? Что это за ощущение?

– Какой вывод вы сделали по теме сегодняшнего урока?

– Что нужно делать, чтобы сохранить зубы здоровыми?

– Разгадайте кроссворд. Назовите его ключевое слово.

Учитель на плакате показывает изображение органов, а дети их называют и записывают в клеточки кроссворда.

Ответы: 1. Желудок. 2. Сердце. 3. Легкие. 4. Глаз. 5. Печень. 6. Почки. 7. Зубы. 8. Мозг.

Ключевое слово: организм.

– Послушайте рассказ и сделайте для себя вывод, какую роль играют зубы в пищеварении, как правильно нужно пережевывать пищу.

КАК НАДО ЕСТЬ

В столовой за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек – ученый. Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.

– Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.

Тот удивился.

– Разве вы не видите? Я ем кашу.

– Но ведь ты совсем ее не пережевываешь!

Мальчику стало смешно.

– А зачем я ее буду жевать – она и так жидкая.

– Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой ее сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.

Мальчик смущенно молчал.

– Запомни, что кусочек черного хлеба, хорошо пережеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.

– Кто может объяснить, полезна ли жвачка?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.303 с.)