Тематика семинарских занятий по курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика семинарских занятий по курсу



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ГСЭ.Ф.11 ЭКОНОМИКА

(утвержден 07 марта 2000г., специальность – строительство)

 

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразование ив социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

  Объем часов
  В том числе
Наименование тем всего лекции семинары
       
Тема 1. Предмет и метод экономики      
Тема 2. Базовые экономические понятия      
Тема 3. Рыночная система: спрос и предложение      
Тема 4. Поведение потребителя в рыночной экономике      
Тема 5. Фирма как совершенный конкурент      
Тема 6. Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция      
Тема 7. Рынок факторов производства      
Тема 8. Институциональные аспекты рыночного хозяйства      
Тема 9. Национальная экономика как целое      
Тема 10. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция      
Тема 11. Макроэкономическое равновесие      
Тема 12. Бюджетно-налоговая политика      
Тема 13. Кредитно-денежная политика      
Тема 14. Экономический рост      
Тема 15. Международные экономические отношения   -  
Тема 16. Особенности переходной экономики России     -
Итого:      

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ЭКОНОМИКА»

ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ (2 часа)

 

Становление экономической науки. Развитие предмета экономической теории. Экономия. Меркантилизм. Физиократия. Классическая политическая экономия. Марксизм. Неоклассическое направление. Кейнсианство Монетаризм. Институционализм.

Методы познания экономических явлений. Наблюдения, обобщения, допущения. Вербальные, табличные, графические, аналитические модели. Экономические модели. Эксперименты. Метод абстрагирования. Микро- и макроэкономика как разделы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория.

Функции экономической науки.

ТЕМА 2 БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (2 часа)

Ограниченность ресурсов. Ресурсы, виды ресурсов, воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы. Потребности. Закон возвышения потребностей. Общественное воспроизводство. Факторы производства. Экономические и неэкономические блага.

Производственные возможности общества. Экономический выбор. Альтернативные издержки. Полная занятость ресурсов и эффективность. Оптимальная структура экономики.

Экономическая система. Типы экономических систем. Рыночная система, административно-плановая система, традиционная система. Сравнительная эффективность. Смешанная экономика.

Рынок как способ организации экономического обмена. Кольцевая диаграмма основных потоков в экономике; домохозяйства, фирмы, рынки благ и рынки ресурсов. Потоки реальных благ и финансовые потоки. Роль государство в регулировании основных потоков.

ТЕМА 3 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 часа)

Типы рынков. Рынок совершенной конкуренции. Покупатели и продавцы на конкурентном рынке. Функция спроса. Графическая модель спроса. Изменение величины спроса и изменение спроса. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса. Сдвиги кривой спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности: точечная и дуговая. Эластичный, неэластичный спрос, спрос с единичной эластичностью. Эластичность спроса по доходу. Товары нормальные и низкокачественные.

Предложение и величина предложения. Функция предложения. Графическая модель предложения. Изменение величины предложения, Изменение предложения. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения. Сдвиги кривой предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.

Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена, равновесное количество. Отклонение от рыночного равновесия: избыток и дефицит товаров на рынке. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах времени. Паутинообразная модель.

ТЕМА 4 ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ(2 часа)

 

Полезность и стоимость в экономической теории. Предпосылки теории поведения потребителя. Гипотеза о рациональности потребителя.

Кардиналистская (количественная) теория полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности. Равновесие потребителя.

Ординалистская (порядковая) теория полезности. Предпочтения потребителей. Функция полезности. Предельная норма замещения и выбор потребителя. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

Изменение спроса на товар с изменением дохода. Типы экономических благ. Нормальные и худшие товары.

Теория поведения потребителя как основа теории спроса. Типы кривых спроса.

ТЕМА 5 ФИРМА КАК СОВЕРШЕННЫЙ КОНКУРЕНТ (2 часа)

 

Фирма: природа, цели, организационные структуры. Типы деловых предприятий в рыночной экономике: индивидуальные, партнерские, корпоративные.

Издержки производства. Экономические и бухгалтерские издержки. Прибыль. Безвозвратные издержки. Постоянные и переменные издержки. Соотношение общих, средних, предельных издержек. Понятие предельных издержек.

ТЕМА 6 ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (2 часа)

 

Достоинства и недостатки совершенной конкуренции. Классификация рыночных структур.

Условия возникновения монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция, реклама. Значение дифференциации продукции. Издержки монополистической конкуренции. Эффективность монополистической конкуренции как рыночной структуры.

Характерные черты олигополии. Отсутствие единой модели ценообразования на олигополистическом рынке. Теория игр – модель некооперативной игры. Оптимум в модели «дилемма заключенных». Ценовая война.

Сущность монополии. Спрос на продукцию монополии. Определение цены и объема производства монополистом. Графическая модель чистой монополии. Экономическая и административная монополия. Показатели монопольной власти. Социально-экономические последствия деятельности монополий. Социальная цена монополии, потеря эффективности, искажение информационной функции цен.

Антимонопольное политика государства. Российское антимонопольное законодательство.

ТЕМА 7 РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (2 часа)

 

Особенности спроса и предложения на факторы производства в условиях совершенной конкуренции. Предельный продукт фактора производства. Факторы спроса на ресурсы. Оптимальная комбинация факторов: правила минимизации издержек и максимизации прибыли.

Номинальная и реальная зарплата. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Эффект дохода и эффект замещения при индивидуальном предложении труда. Дифференциация зарплаты; форма зарплаты. Дискриминация на рынке труда с несовершенной конкуренцией. Эффективная зарплата на несовершенно конкурентных рынках труда. Профсоюзы на рынке труда.

Рынок капитала. Физический и денежный капитал. Спрос, предложение и равновесие на рынке капитала. Равновесный уровень процента. Реальная и номинальная ставка процента. Принцип дисконтирования.

Рынок природных ресурсов. Особенности предложения на рынке земли. Земельная рента, арендная плата, цена земли. Частная и государственная собственность на землю: социально-экономические аспекты проблемы.

 

ТЕМА 8 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА (2 часа)

 

Несостоятельность рынка. Причины и формы проявления.

Виды внешних эффектов: положительные и отрицательные внешние эффекты. Частные и общественные издержки и выгоды, предельные общественные издержки и выгоды.

Рыночная эффективность при наличии внешних эффектов.

Трансакционные издержки. Теорема Коуза.

Методы государственного воздействия на внешние эффекты. Налоги Пигу, субсидии.

Интернализация внешних эффектов с помощью рынка. Спецификация прав собственности. Рынок прав собственности на загрязнение. Экономические методы борьбы с загрязнением окружающей среды.

 

ТЕМА 9 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЦЕЛОЕ (2 часа)

 

Предмет макроэкономики. Макроэкономическая политика. Агрегирование.

Макроэкономические модели. Эндогенные переменные. Экзогенные переменные. Запасы и потоки. Модель круговых потоков. Закрытая экономика. Открытая экономика. «Утечки» и «инъекции».

Валовой внутренний продукт. Чистый внутренний продукт. Валовой национальный продукт. Чистый национальный доход. Национальный доход. Личный доход. Располагаемый доход. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.

Методы подсчета показателей дохода и продукта. Расчет ВВП по доходам. Расчет ВВП по расходам. Расчет ВВП по добавленной стоимости. Инфлирование. Дефлирование. Проблемы оценки благосостояния нации.

 

ТЕМА 10 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ, БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ (4 часа)

 

Экономический цикл. Спад (рецессия). Подъем (оживление). Пик. Низшая точка спада. Потенциальный ВВП.

Безработные. Занятые. Рабочая сила. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.

Инфляция. Дефляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Стагфляция. Инфляционная спираль. Ожидаемая инфляция. Уровень инфляции. Ожидаемая и неожиданная инфляция. Гиперинфляция.

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

 

ТЕМА 11 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ (2 часа)

 

Совокупный спрос. Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного спроса и предложения. Классическая модель совокупного предложения. Кейнсианская модель совокупного предложения. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов. Потребление и сбережения. Инвестиции. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Потребительские расходы. Сбережения. Инвестиции. Функция потребления. Предельная склонность к потреблению. Средняя склонность к потреблению. Функция сбережений. Предельная склонность к сбережению. Средняя склонность к сбережению. Функция инвестиций. Предельная склонность к инвестированию.

Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства.

Мультипликатор. Рецессионный разрыв. Инфляционный разрыв.

Парадокс бережливости.

 

ТЕМА 12 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА (2 часа)

 

Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика). Мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор). Мультипликатор сбалансированного бюджета. Предельная налоговая ставка.

Дискреционная фискальная политика. Недискреционная фискальная политика. Чистые налоговые поступления в бюджет. Бюджетный дефицит. Бюджетные излишки. Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики. Циклический дефицит госбюджета. Структурный дефицит госбюджета.

Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита. Монетизация дефицита. Сеньораж. Долговое финансирование. Эффект вытеснения. Налоговая реформа. Кривая Лаффера. Эффект Танзи-Оливера.

Государственный долг. Частный долг. Внутренний долг. Внешний долг. Обслуживание государственного долга. Амортизация долга. Квазибюджетные (квазифискальные) операции. Первичный дефицит государственного бюджета. Рефинансирование государственного долга. Кризис внешней задолженности. Реструктуризация долга. Выкуп долга. Своп.

 

ТЕМА 13 КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА (2 часа)

 

Деньги. Ликвидность. Функции денег. Денежные агрегаты. Квази-деньги. Уравнение обмена количественной теории денег. Нейтральность денег.

Правило монетаристов. Реальные запасы денежных средств (реальные денежные остатки). Теория предпочтения ликвидности. Трансакционный мотив спроса на деньги. Мотив предосторожности. Спекулятивный мотив. Альтернативная стоимость хранения наличности. Номинальная ставка процента. Реальная ставка процента. Уравнение Фишера. Эффект Фишера. Портфельный подход.

Предложение денег. Банковский мультипликатор. Кредитная мультипликация. Денежная база (деньги повышенной мощности). Денежный мультипликатор. Отношение наличность – депозиты (коэффициент депонирования). Отношение резервы – депозиты (норма резервирования). Обязательные резервы. Избыточные резервы. Инструменты денежной политики. Изменение учетной ставки. Изменение нормы обязательных резервов. Операции на открытом рынке.

 

Коммерческие банки, Центральный Банк.

Конечные цели кредитно–денежной политики. Промежуточные цели кредитно–денежной политики. Инструменты кредитно–денежной политики. Обязательные резервы. Избыточные резервы. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение учетной ставки. Соглашения об обратном выкупе (РЕПО). Жесткая денежная политика. Гибкая денежная политика.

Передаточный механизм кредитно-денежной политики. Внешний лаг денежной политики. Степень независимости Центрального Банка.

 

ТЕМА 14 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (2 часа)

 

Экономический рост. Цели экономического роста. Типы экономического роста. Экстенсивный рост. Интенсивный рост. Исторические типы интенсификации.

Факторы экономического роста.

Модель экономического роста Е. Домара. Модель роста Р.Ф. Харрорда. «Гарантированный» темп роста. «Естественный» темп роста. Модель роста Р. Солоу. Устойчивый уровень фондовооруженности. «Золотое правило» Э. Фелпса. Новое качество экономического роста.

 

ТЕМА 15 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (2часа)

 

Мировая торговля. Внешнеторговая политика страны. Тарифы. Демпинг. Квота. Лицензия. Либерализация торговли. Протекционизм. Таможенные союзы.

Платежный баланс. Торговый баланс. Международная миграция капитала.

Мировой рынок труда.

Валютный рынок. Международные валютные отношения. Валютный курс. Паритет покупательной способности.

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Вопросы семинарского занятия

1. Развитие предмета экономической теории.

2. Метод экономической теории.

3. Функции экономической науки.

 

Вопросы для повторения

 

 

1. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение?

2. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов в экономике? В каких случаях предпочтительнее нормативный, а в каких позитивный подход?

3. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией лучше исследовать на микроуровне, а какие – на макроэкономическом уровне? Почему?

4. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?

5. Охарактеризуйте разницу между концепцией человека как субъекта экономики в марксистской и неоклассической теориях.

6. Перечислите и коротко охарактеризуйте основные известные вам современные школы и направления в экономической науке. Покажите особенности предмета и метода каждой из них.

7. «Для свободной конкуренции характерны наличие неограниченного числа участников, полная свобода входа на рынок и выхода с него, однородность товаров и услуг, абсолютная полнота информации и неспособность ни одного агента рынка влиять на цену». Является ли это высказывание позитивным или нормативным?

 

Литература к теме 1

 

1. Добрынин, А.И. Общая экономическая теория: учебное пособие / А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева.– СПб.: Питер, 2003. – 282с.

2. Нуреев, Р.М Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М.Нуреев – М.: Норма, 2004. – 576с.

3. Курс экономической теории: учебник для вузов /под общ. ред. М.Н Чепурина., Е.А Киселевой. – Киров: АСА, 2001. – 740с.

4. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 896с.

5. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: вопросы и ответы. Ключевые понятия. Логика курса: учебное пособие /Е.Ф. Борисов.– М.:ИНФРА-М, 2001. – 192с.

6. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2005. – 640с.

 

 

Вопросы семинарского занятия

 

1. Потребности, блага, ресурсы. Ограниченность ресурсов.

2. Товар и его свойства. Теории стоимости товара.

3. Производственные возможности. Экономический выбор. Альтернативные издержки. Эффективность.

4. Типы организации экономических систем. Собственность как основа экономической системы (экономическое содержание собственности).

 

Вопросы для повторения

 

1. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?

2. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите собственные примеры.

3. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии?

4. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?

5. Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальной экономике? Индустриальном и постиндустриальном обществе?

6. Каким образом традиционное общество, рыночная и командная экономика решали проблему редкости ресурсов?

7. Перерисуйте и заполните на отдельном листе следующую таблицу:

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

Таблица 1

  ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВСЕОБЩИЕ
       
Природная среда      
Научные знания      

Продолжение табл. 1

       
Орудия труда      
Полезные ископаемые      
Трудовая квалификация      
Плодородие почвы      
Кооперация труда      
Внутрипроизводс твенное Разделение труда      
Общественное разделение труда      

 

Если данный элемент производительных сил соответствует какой-либо форме их развития, то в месте пересечения соответствующих строки и колонки поставьте знак «+».

 

ЗАДАЧИ

 

1. Программист Петрова зарабатывает в час 10 рублей. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 8 рублей за килограмм нужно стоять час, за говядиной по 12 рублей очереди нет. При каком объеме покупок рационально потребление более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?

 

2. В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 20 ц пшеницы в год, в Кыргыстане - 2 т мяса или 10 ц пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируются 400 тыс., а в Кыргыстане – 100 тыс. человек. Президенты обеих стран подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эффективное разделение труда в производстве хлеба и мяса. Как будет выглядеть совокупная кривая производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы?

 

Литература к теме 2

 

1. Добрынин, А.И. Общая экономическая теория: учебное пособие / А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева.– СПб.: Питер, 2003. – 282с.

2. Нуреев, Р.М Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М.Нуреев – М.: Норма, 2004. – 576с.

3. Курс экономической теории: учебник для вузов /под общ. ред. М.Н Чепурина., Е.А Киселевой. – Киров: АСА, 2001. – 740с.

4. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 896с.

5. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2005. – 640с.

 

Вопросы семинарского занятия

 

Вопросы для повторения

 

1. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Обоснуйте ответ.

2. В каких единицах измеряется выигрыш потребителя – в денежных или в полезностных?

3. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по цене, по доходу; пары товаров с высокой и низкой перекрестной эластичностью. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов?

4. Покажите как отразится на модели спроса и предложения молока следующие события:

а) придя в магазин, пенсионерка обнаружила, что молоко по новой цене ей не доступно;

б) после повышения зарплаты госслужащих молоко перешло в разряд дефицитных товаров;

в) в результате рекламной кампании население стало предпочитать молоку кока-колу;

г) сокращение сельскохозяйственного производства в России сильно ударило по молочной промышленности;

д) экстренный импорт молочного концентрата из-за границы нормализовал ситуацию с молоком в Москве;

е) весной многие фермеры обнаружили, что по существующей цене производство молока для них невыгодно.

5. «Равновесие на рынке устанавливается, когда наибольший объем продукции находит сбыт. Неудовлетворенный спрос, как и затоваривание, служит признаком нарушения равновесия». Прокомментируйте эти утверждения.

6. Приведите примеры товаров, равновесие на конкурентных рынках которых не будет установлено. Проиллюстрируйте это на графиках спроса и предложения.

7. Для увеличения доходов госбюджета предлагается ввести налог на продажи. Его можно взимать с покупателей или продавцов. Какой вариант предпочтительнее для населения?

8. В 1973 г. страны–нефтеэкспортеры, объединенные в организацию ОПЕК, согласованно повысили цены на нефтепродукты. Какая связь между возможностью осуществлять такую политику и степенью эластичности спроса на нефть? Могут ли принять подобные меры страны, экспортирующие: а) бананы, б) алмазы?

 

ЗАДАЧИ

 

1. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями:

QD=2400-100P

QS = 1000+250P

Где Q - количество обедов в день, P- цена обедов.

А) вычислите равновесную цену и количество обедов, проданных по такой цене.

Б) Заботясь о студентах, администрация установила цену в з у.е. за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.

 

2. Функция предложения QS=3P-60, спроса QD=360-3P. Правительство устанавливает налог t=10 руб. на каждую единицу продаж. Определить равновесную цену, равновесный объем продаж до налогообложения, равновесную цену и равновесный объем продаж после налогообложения и объем собранных налогов.

 

3. Функция предложения QS=3P-300, спроса QD=900-3P. Правительство устанавливает налог t=10% к цене. Определить равновесную цену, равновесный объем продаж до налогообложения, равновесную цену и равновесный объем продаж после налогообложения и объем собранных налогов.

 

4. Чашка кофе в буфете стоила 10 руб., булочка – 5 рублей, бутерброд – 3 рубля. Когда цена кофе выросла до 15 рублей, продажи булочек увеличились на 5%, чая – на 50%, а продажи бутербродов упали на 10%. Определить коэффициенты эластичности спроса на булочки, чай и бутерброды по цене кофе, а также характер связи между этими товарами.

 

Литература к теме 3

 

1. Нуреев, Р.М Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М.Нуреев – М.: Норма, 2004. – 576с.

2. Курс экономической теории: учебник для вузов /под общ. ред. М.Н Чепурина., Е.А Киселевой. – Киров: АСА, 2001. – 740с.

3. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 896с.

4. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2005. – 640с.

 

Вопросы семинарского занятия

 

 

1. Основные предпосылки анализа поведения потребителя. Гипотеза о рациональности потребителя.

2. Концепция полезности: кардиналистская и ординалистская версии полезности. Предельная полезность.

3. Предпочтения потребителей. Функция полезности. Предельная норма замещения и выбор потребителя.

4. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

5. Изменение спроса на товар с изменением дохода. Типы экономических благ. Нормальные и худшие товары.

6. Выведение кривой спроса из анализа выбора потребителя. Типы кривых спроса.

 

Вопросы для повторения

 

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3. Почему рациональное потребление не всегда присуще реальным потребителям?

4. От каких факторов зависит степень рациональности потребительского поведения? Можно ли утверждать, что для потребителей стран социалистического лагеря было характерно менее рациональное поведение, чем для потребителей развитых стран?

5. Изменился ли парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем, превращать воду в алмазы? Алмазы в воду?

6. Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?

7. Чем определяются форма и месторасположение кривых безразличия? Почему кривые безразличия не пересекаются?

8. Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

9. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения?

10. Различаются ли бюджетные ограничения потребителя для разных типов экономических систем?

11. Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы?

12. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на его благосостояние?

13. Каким образом изменение цен благ влияет на изменение благосостояния потребителя в рыночной системе? В нерыночной системе?

 

ЗАДАЧИ

 

1. Эластичность спроса на концерты по цене для Маши равна –1. Эластичность ее спроса по доходу составляет 3. Перекрестная эластичность по цене между концертами и бассейном равна – 2. В 1995 г. Маша посетила 100 концертов. В 1996 г. цена билета на концерт возросла на 15%, цена одного посещения бассейна упала на 5%, а доход Маши возрос на 10%. Какое количество концертов посетит Маша в 1996 г.?

 

2. Потребитель тратит 20 руб. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20-3x, где x-количество яблок в шт. Предельная полезность апельсинов равна 40-5у, где у - количество апельсинов в шт. Цена одного яблока составляет 1 руб., цена одного апельсина – 5 руб. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

 

3. Студент еженедельно выделяет на покупку необходимых продуктов питания 337 руб. Цены благ и представления студента об их полезности (в утилях) представлены в табл. 2:

 

 

Таблица 2

Ед. блага Молоко(л), P=10 руб. MU Колбаса (кг), P=100 руб. MU Хлеб (батоны), P=5 руб. MU Сахар (пачка), P=8 руб. MU Чай (пакетик), P=3 руб. MU
           
           
           
           
          8,5
           
    -10      
    -25      

 

 

1) Достиг ли студент оптимума, купив 8л молока, 2 кг колбасы, 8 батонов хлеба, 1 пачку сахара, 3 пакетика чая?

2) Определите самостоятельно состав оптимального товарного набора.

3) Насколько полезность оптимального набора превышает полезность первого набора?

 

4. Если студенту одинаково полезно потребление в неделю 10 порций мяса и 10 гарниров или 8 порций мяса и 20 гарниров, то какова предельная норма замещения гарнира мясом?

 

5. Предельная полезность покупаемых потребителем товаров MU1=4, MU2=5, а цены Р1=3, Р2=5. Что нужно делать потребителю, чтобы максимизировать общий полезный эффект: 1) покупать больше первого товара и меньше второго или 2) наоборот, меньше первого товара и больше второго?

 

 

Литература к теме 4

 

1. Курс экономической теории: учебник для вузов /под общ. ред. М.Н Чепурина., Е.А Киселевой. – Киров: АСА, 2001. – 740с.

2. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 896с.

3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: вопросы и ответы. Ключевые понятия. Логика курса: учебное пособие /Е.Ф. Борисов.– М.:ИНФРА-М, 2001. – 192с.

4. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2005. – 640с.

5. Нуреев, Р.М Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М.Нуреев – М.: Норма, 2004. – 576с.

 

ЗАДАЧИ

 

1. Используя закон Оукена, рассчитайте величину потерь ВВП при фактическом уровне безработицы 9,4%, фактическом объёме производства 585,3 млрд. руб., при условии, что естественный уровень безработицы равен 4% и коэффициент чувствительности динамики ВВП к динамике циклической безработицы равен 3.

 

2. Используя закон Оукена, рассчитайте ежегодные темпы роста ВВП, обеспечивающие снижение безработицы на 1% в год (фактический объем производства в текущем году составил 637,5 млрд. руб., темп роста реального ВВП – 3%, коэффициент чувствительности динамики ВВП к динамике циклической безработицы – 2,5, фактический уровень безработицы в текущем году – 9,4%).

 

3. Численность населения составляет 100 млн. чел., 24 млн. чел. – дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции: 30 млн. чел. Выбыли из состава рабочей силы; 1млн. чел. – работники, занятые неполный рабочий день и ищуще работу. Используя эти статистические данные, рассчитайте:

1. величину рабочей силы;

2. уровень безработицы.

 

4. Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический – 10%.

1) Определите величину относительного отставания фактического ВВП от потенциального, при условии, что коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2;

2) Если фактический объем выпуска в том же году составил 600 млрд. руб., то каковы потери ВВП, вызванные циклической безработицей?

 

5. Экономика описывается следующими данными: естественный уровень безработицы равен 6%, ожидаемый уровень инфляции составляет 3%, относительной отклонение реального ВВП от потенциального меньше нуля. Внешние ценовые шоки отсутствуют. Определить фактический уровень инфляции.

 

 

Литература к теме 10

 

1. Курс экономической теории: учебник для вузов /под общ. ред. М.Н Чепурина., Е.А Киселевой. – Киров: АСА, 2001. – 740с.

2. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 896с.

3. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2005. – 640с.

 

Вопросы семинарского занятия

 

1. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

2. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели.

3. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию.

4. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.

5. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов. Потребление и сбережения. Инвестиции.

6. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства.

 

1. Опишите влияние следующих факторов на совокупный спрос и совокупное предложение:

1) снижение уровня ставки процента (не связанное с изменением уровня цен);

2) усиление инфляционных ожиданий в экономике;

3) рост ставок подоходного налога;

4) увеличение предложения денег в экономике;

5) появление новых технологий;

6) решение правительства о сокращении финансирования социальных программ;

7) сильное землетрясение, повлекшее за собой многочисленные разрушения.

2. В американских газетах появилось сообщение о том, что ряд стран Южной Америки не смогут выполнить свои обязательства по займам, полученным у американских банков. Каким образом этот факт может отразиться на объеме совокупного спроса в американской экономике?

3. Профсоюзы усилили требования о повышении зарплаты с целью поддержания уровня жизни в условиях роста цен в экономике. Используя модель AD-AS, объясните, как в подобной ситуации может возникнуть стагфляция?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.24 с.)