Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.



 
 
Первым международным соглашением, регулирующим мировую торговлю товарами, было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в 1948 г. Первоначально 23 страны согласовали и подписали ГАТТ как временное соглашение, полагая, что за этим последует создание Международной торговой организации. В результате ГАТТ с 1948 по 1995 гг. постоянно расширялось и оставалось единственным международно-правовым соглашением и главным форумом переговоров о снижении таможенных тарифов и несколько позже о сокращении нетарифных ограничений. Переговоры в ГАТТ осуществлялись в рамках раундов торговых переговоров (всего 8 раундов), последний из которых (Уругвайский, 1995) увенчался созданием ВТО.

Всемирная торговая организация, образованная в 1995 г., - это законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.

Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:

 
1) ГАТТ - это простой свод правил, многостороннее соглашение, имеющее небольшой секретариат. ВТО - это постоянная международная организация, действующая на основе соглашения, ратифицированного странами-членами, и имеющая свой секретариат.

2) ГАТТ было посвящено практически только торговле товарами. ВТО регулирует торговлю не только товарами, но и услугами, включая права на интеллектуальную собственность.

3) Многие соглашения по отдельным товарам, входившие в ГАТТ, охватывали не всех, а только некоторые из сторон, участвовавших в ГАТТ, поэтому были селективными по характеру действия.

4) Система урегулирования торговых споров, действовавшая в рамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, поскольку позволяла отдельным странам блокировать принятые решения. Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе.

В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (РНБ), означающее обязательство распространить на третьи страны все льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров.

Принципы, на которых строится многосторонняя торговая система,
 
следующие:

1) Торговля без дискриминации. Страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять
 
лучший режим национальным товарам по сравнению с иностранными.

2) Либерализация международной торговли, т.е. проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий в сфере международной торговли.

3) Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО, т.е. отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Правилами ВТО предусмотрены следующие меры для защиты внутреннего рынка: а) временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный
 
ущерб отечественным товаропроизводителям; б) антидемпинговые пошлины, применяемые против конкретно
 
го источника демпинга; в) компенсационные пошлины, применяемые против субсидируемого импорта.

3) Предсказуемость торговой политики, т.е. проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств.

4) Содействие конкуренции - принцип, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг, экспортные субсидии.

Результатом Уругвайского раунда торговых переговоров стало также подписание Генерального Соглашения по торговле услугами (ГАТС).

Третьим соглашением, подписанным в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров, стало соглашение ВТО о связанных с торговлей аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). Соглашение ТРИПС предусматривает применение режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении иностранных прав на интеллектуальную собственность. Оно покрывает такие вопросы, как копирайт, торговые марки и знаки, географические названия и промыш
 
ленный дизайн. Соглашение распространяется не только на торговлю, но и определяет стандарты (минимальные обязательства стран-членов ВТО) по охране интеллектуальной собственности, включая предмет защиты и ее минимальную длительность, механизм обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности и процедуру разрешения споров в этой области через систему ВТО.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в области тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, оптимальной антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований, защиты прав интеллектуальной собственности в соответствие с требованиями к участникам данной организации.

Основные плюсы, которые получила РФ при присоединении к ВТО: 1) недискриминационный доступ к рынкам более 137 государств; 2) обеспечение международной правовой защиты экономичес-ких интересов страны; 3) весомое улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях; 4) наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных пошлин), применяемых крупнейшими государствами; 5) создание в РФ предсказуемой инвестиционной среды; 6) укрепление репутации РФ как стабильного и надежного торгового партнера.

Хотя названные выгоды будут доминировать, необходимо учитывать и те издержки, которые понесет РФ как полноправный участник ВТО. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера, с которыми столкнется экономика страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеэкономических связей. К ним относятся следующие: 1) исключение помощи государства производителям-экспортерам, затрудняющее развитие производства товаров и услуг потенциальных конкурентов; 2) необходимость тарифных уступок. Кроме того, страна понесет материальные издержки вследствие необходимости приведения в соответствие национальной законодательной базы с международными нормами и правилами, а также создания институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.005 с.)