Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг



 

Статья 9. Права получателей социальных услуг

 

Комментарий к статье 9

 

В комментируемой статье определен перечень прав получателей социальных услуг. Подобным образом в ст. 7 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов формулировался перечень прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг. Наряду с этим в ст. 12 названного Закона были предусмотрены права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения подобных перечней прав не содержал.

Комментируемая статья предусматривает следующие права получателей социальных услуг:

1) право на уважительное и гуманное отношение. В статье 7 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов такое право формулировалось как право на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания. Рассматриваемое право следует из нормы ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона, устанавливающей, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека;

2) право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг. В статье 7 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов такое право формулировалось как право граждан пожилого возраста и инвалидов на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг. В пункте 4 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона закреплена корреспондирующая с рассматриваемым правом обязанность поставщиков социальных услуг предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно. Информационная открытость поставщиков социальных услуг регламентирована положениями ст. 13 данного Закона;

3) право на выбор поставщика или поставщиков социальных услуг. Ранее в ст. 7 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) указывалось, что граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов РФ;

4) право на отказ от предоставления социальных услуг. Статья 7 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов предусматривала не только право на отказ от социального обслуживания, но и право на согласие на социальное обслуживание. При этом в данном Законе имелась статья 9, посвященная согласию на социальное обслуживание. В части 1 указанной статьи устанавливалось, что социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом. В комментируемом Законе о согласии на социальное обслуживание не говорится. Отказу от социального обслуживания, социальной услуги посвящена статья 18 данного Закона, в ч. 1 которой продублировано положение о праве гражданина или его законного представителя отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Как установлено там же, отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу;

5) право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством РФ. В статье 7 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов такое право формулировалось как право граждан пожилого возраста и инвалидов на защиту своих прав и законных интересов, в т.ч. в судебном порядке. Непосредственно в комментируемом Законе о судебном порядке защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг говорится лишь в одной норме - в части 3 его ст. 15 указано, что решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке;

6) право на участие в составлении индивидуальных программ предоставления социальных услуг. Речь идет о нововведении комментируемого Закона, предполагающем индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. Индивидуальной программе предоставления социальных услуг посвящена статья 16 данного Закона, в ч. 1 которой определено, что такая индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со ст. 22 Закона;

7) право на обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход. Ранее в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 12 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) предусматривалось, что граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на: обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; уход, первичную медико-санитарную помощь, в т.ч. при стоматологических заболеваниях, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

8) право на свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время. Подобным образом в подп. 7 п. 1 ст. 12 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов предусматривалось, что граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами. В пункте 11 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона закреплена корреспондирующая с рассматриваемым правом обязанность поставщиков социальных услуг обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

9) право на социальное сопровождение. Речь идет о нововведении комментируемого Закона, представляющем собой содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Корреспондирующая с рассматриваемым правом обязанность поставщиков социальных услуг осуществлять социальное сопровождение закреплена в п. 7 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона. Осуществление социального сопровождения регламентировано статьей 22 данного Закона, к которой и сделана отсылка в рассматриваемом пункте.

Статья 7 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов помимо указанного выше предусматривала также право граждан пожилого возраста и инвалидов на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг. Это положение не вошло в комментируемую статью, но комментируемый Закон содержит самостоятельную статью, посвященную конфиденциальности информации о получателе социальных услуг. Это статья 6 данного Закона, в ч. 1 которой установлено, что не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством РФ к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей.

В пункте 1 ст. 12 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ) наряду с изложенным выше предусматривалось, что граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию (подп. 4);

добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями (подп. 5);

медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности (подп. 6);

свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами (подп. 7);

бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (подп. 8);

предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий (подп. 9);

сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (подп. 10);

участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания (подп. 11).

 

Статья 10. Обязанности получателей социальных услуг

 

Комментарий к статье 10

 

Комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень обязанностей получателей социальных услуг. Ни Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения, ни Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов не содержали подобного перечня. В названных законодательных актах на такие обязанности и не указывалось, но они подразумевались.

В комментируемой статье закреплены следующие обязанности получателей социальных услуг:

1) представлять сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг. При этом в рамках регламентации исполнения указанной обязанности сделана отсылка к нормативным правовым актам субъекта РФ. В связи с этим следует отметить, что перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 27 комментируемого Закона должен охватываться устанавливаемым по формам социального обслуживания, видам социальных услуг порядком предоставления социальных услуг. В таком перечне документов должны быть указаны документы и информация, которые должен представить получатель социальной услуги, и документы, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе;

2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг. Обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина и при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании, обозначены в ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона. Перечень таких обстоятельств сформулирован в указанной части открытым - согласно пункту 8 указанной части это могут быть и иные обстоятельства, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан;

3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг. При этом отдельно указано на обязанность своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату. В соответствии с ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. В случае нарушения получателем социальных услуг условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с ним или его законным представителем, поставщику социальных услуг положением п. 2 ч. 1 ст. 11 данного Закона предоставляется право отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.012 с.)