Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.



Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции.

Если при монополии экономическая прибыль в краткосрочном периоде не приведет к увеличению количества фирм в отрасли, так как существуют высокие барьеры, то при монополистической конкуренции экономическая прибыль в краткосрочном периоде обеспечит приток новых фирм в отрасль, так как свободна вхождения в отрасль и выхода из нее сравнительного большая (низкие барьеры).

Появление новых фирм в отрасли, т.е. увеличение количества субститутов, приводит к тому, что спрос на продукцию каждой прежней фирмы уменьшается (кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат) и становится более эластичным (кривые спроса, а вместе с ней и кривые предельного дохода становятся более пологими). Данный процесс продолжается до тех пор, пока равновесная цена не станет равна долгосрочным средним издержкам. Следовательно, экономическая прибыль будет устранена, из-за чего прекратиться приток в отрасль новых фирм.

Минусы монополистической конкуренции:

1. Как и монополия монополистически конкурентная фирма производит меньше продукции и продает ее по более высоким ценам.

2. Не достигается аллокативная эффективность, так как P>MC.

3. Не наблюдается также производственной эффективности, так как P>LRAC(min).

4. Осуществляются большие затраты на создание бессмысленной разницы продуктов одного типа.

5.Связанные с использованием рекламы:

а) информация в рекламе часто бывает обманчива;

б) огромные расходы на рекламу увеличивают AC производства и, следовательно, цену продукции.

Плюсы монополистической продукции:

1. Повышение уровня жизни и рост благосостояния потребителей, вызванные расширение ассортимента и совершенствованием товаров.

2.Связанные с использованием рекламы:

а)Реклама дает ценную, дешевую для потребителя информацию о продукте;

б) реклама помогает внедрять новые конкурентоспособные товары (усиливая конкуренцию).

Билет 19.

19. Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле – это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле- это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта. П-во – это неотъемлемый атрибут рыночной экономики и фактор производства.

П-во следует отличать от предпринимательской способности - особый вид человеческого капитала, который состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки. П-во характеризуется следующими чертами:

1.Свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но и новаторство;

2.Ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Осуществление предпринимательства связано с риском. Пред-кий риск – это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий либо получит доходы, ниже тех, на которые он рассчитывал.3.Ориентация на достижение экономического и морального успеха.

П-во – одна из форм бизнеса. Бизнес – это система охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в одно целое. Суть – каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в тоже время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым такой бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку. Коммерция – торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. Основная цель современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализация сферы обращения. К новейшим формам предпринимательства можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства) и факторинг (форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции путем покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам).

35.Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.

Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде: a) предприятие, б) отрасль

Если, к примеру, p1>p*, то фирма получает прибыль. Тогда в эту отрасль устремляются дополнительные капиталы. Линия предложения в отрасли сдвигается из s1 в s2. Но при p1 величина спроса в отрасли составляет Qd1, а величина предложения – Qs1. Возникает избыток предложения и pe падает. Прибыли уменьшаются, что вызывает отток капитала из отрасли.

Если p2>p*, то в отрасли величина спроса возрастает до Qd2, а предложения – падает до Qs2. Возникает дефицит и цена растет.

В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).

Выводы:

 Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность. Фирма выступает в качестве ценополучателя.

 Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой.

Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используется два подхода:

Сравнение общей выручки совокупных (валовых) издержек.

Сравнение предельной выручки и предельных издержек.

Первое правило максимизации прибыли – равенство общей выручки и общих издержек, второе – равенство предельной выручки и предельных издержек. Для минимизации убытков фирма должна руководствоваться следующими правилами: равенство общей выручки и общих переменных издержек и равенство цены и средних переменных издержек.

В долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы предполагает равенство предельной выручки, предельных и средних издержек, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).

Билет 20.

20. Предприятие (фирма) как основная экономическая единица и субъект рыночных отношений.

ФИРМА — самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации. Различают разновидности фирм: аффилированная — близкая, родственная фирма, присоединенная к более крупной материнской компании в виде филиала, дочерней фирмы; брокерская — посредническая фирма, преследующая коммерческие цели и действующая по поручению и за счет клиентов; венчурная — мелкая или средняя инвестиционная фирма, финансирующая научные исследования, инженерные разработки; инвестиционная — занятая инвестированием и операциями с ценными бумагами; инжиниринговая, специализирующаяся на предоставлении инженерно-консультационных услуг; инновационная, созданная для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ фирмой, которая становится ее совладельцем; консалтинговая, сфера деятельности которой — консультации в различных сферах; производственная, занятая изготовлением конкретной продукции; торговая, занимающаяся торгово-посреднической деятельностью; риэлторская, занимающаяся операциями в сфере недвижимости.

ФИРМА— основной экономический субъект в рыночной экономике, элемент экономической системы, в котором происходит преобразование затрат (входов) в результаты экономической деятельности (выходы), причем стоимость затраченных фирмой ресурсов (факторов производства) возрастает на величину добавленной стоимости. Деятельность Ф. тесно связана с получением прибыли, что отличает ее от экономических объектов — домашних хозяйств, правительств, бесприбыльных общественных институтов и т. п. Будучи элементом рынка, Ф. участвует в конкуренции, может обладать монопольной властью или монопсонической властью. Различается ряд форм собственности (государственная, акционерная, коллективная, семейная и др.) и форм организации управления Ф. (предпринимательская, менеджерская и др.), а также форм объединения Ф. в корпорации, холдинговые компании, концерны. Наиболее распространённой формой предприятий в современной рыночной системе хозяйства являются акционерные компании – объединение лиц, делающих денежные взносы в общий акционерный капитал, использующих его в предпринимательской деятельности и совместно получающих доходы.

34. Производственная функция

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (ПФ) (то же: функция производства) — экономико-математическое уравнение, связывающее переменные величины затрат(ресурсов) с величинами продукции (выпуска). ПФ применяются для анализа влияния различных сочетаний факторов на объем выпуска в определенный момент времени (статический вариант П. ф.) и для анализа, а также прогнозирования соотношения объемов факторов и объема выпуска в разные моменты времени (динамический вариант ПФ.) на различных уровнях экономики — от фирмы (предприятия) до народного хозяйства в целом (агрегированная ПФ, в которой выпуском служит показатель совокупного общественного продукта или национального дохода и т. п.). В отдельной фирме, корпорации и т. п. ПФ описывает максимальный объем выпуска продукции, которую они в состоянии произвести при каждом сочетании используемых факторов производства. Такой вид ПФ, когда устанавливается явная зависимость объема производства продукции от наличия или потребления ресурсов, называется функцией выпуска.

В частности, широко используются функции выпуска в сельском хозяйстве, где с их помощью изучается влияние на урожайность таких факторов, как, напр., разные виды и составы удобрений, методы обработки почвы. Наряду с подобными ПФ используются обратные к ним функции производственных затрат. Они характеризуют зависимость затрат ресурсов от объемов выпуска продукции (строго говоря, они обратны только к ПФ с взаимозаменяемыми ресурсами). Частными случаями ПФ можно считать функцию издержек (связь объема продукции и издержек производства), инвестиционную функцию (зависимость потребных капиталовложений от производственной мощности будущего предприятия) и др.

Билет 21.

21. Основные организационно-экономические формы предприятий.

Фирмы различаются между собой по ассортименту выпускаемой продукции, по сферам приложения капитала и т.д. Однако все фирмы можно классифицировать по двум основным критериям: форма собственности на капитал и степень концентрации капитала. Иными словами: кто владеет фирмой и какова ее величина. По этим двум критериям выделяются различные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности. Сюда относятся государственные и частные (единоличные, товарищества, акционерные) предприятия. По степени концентрации производства выделяют мелкие (до 100 чел.), средние (до 500 чел.) и крупные (более 500 чел.) предприятия.

А) Классификация предприятий по формам собственности на капитал. В зависимости от характера собственности на капитал фирмы разделаются на государственные и частные.

На государственных предприятиях в качестве организатора производства и учредителя выступает государство или муниципалитет. Обычно государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, которые не привлекают частный бизнес. Причины тому могут быть разные: чрезмерно большие первоначальные капиталовложения либо инвестиции с очень большим сроком окупаемости (наукоемкое производство), общественная значимость производимой продукции. Государство заполняет эту брешь с тем, чтобы обеспечить более полное и эффективное удовлетворение потребностей общества и его продвижение в поисках более эффективных видов научно-технического прогресса.

Государственные предприятия заведомо находятся в неравных условиях по сравнению с частными хозяйствами: они не свободны в своей хозяйственной деятельности, ценообразовании и часто вынуждены реализовывать продукцию по себестоимости. Поэтому эффективность государственных предприятий обычно меньше, если сравнивать ее по величине получаемых доходов (прибыли), отнесенных к авансированному капиталу.

В процессе функционирования отставание государственных предприятий по эффективности обычно усугубляется. Это связано с тем, что государственные фирмы не испытывают в полной мере жесткий пресс конкуренции: государство их опекает, покрывая убытки.

Поэтому необоснованное увеличение государственного сектора в экономике чревато опасностью снижения темпов экономического роста. История не раз подтверждала это в разных странах (в Англии, Индии, Бирме, Египте и т.д.). Вместе с тем, невозможно раз и навсегда определить оптимальную пропорцию между государственным и частным сектором. Последняя носит подвижный характер в зависимости от конкретной экономической и социальной ситуации. Так, на протяжении всей послевоенного периода в Великобритании наблюдались поочередные волны национализации и приватизации ряда отраслей. В настоящее время наблюдается общемировая тенденция к разгосударствлению экономики.

Что касается частных фирм, то их формы разнообразны. Это могу быть:

а) единоличные фирмы, где собственником капитала является один человек;

б) товарищества или партнерства на паях, где соединяется капитал нескольких лиц;

в) акционерные общества (корпорации), где пай каждого подтверждается ценной бумагой - акцией.

Особой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности являются кооперативы. Дело в том, что они в большинстве развитых стран не являются фирмами в буквальном смысле слова, а представляют собой общества, объединения, деятельность которых направлена не столько на непосредственное получение прибылей и доходов, сколько на оказание помощи и содействие членам кооператива в их бизнес-деятельности (например, кредитные, сбытовые, жилищные, потребительские кооперативы). Как правило, такие кооперативы носят временный характер и распадаются после выполнения своих функций или превращаются в другие юридические формы предпринимательства (товарищества, общества (ограниченной ответственностью).

Что касается производственных кооперативов, их можно, скорее отнести к так называемым "народным предприятиям". Собственники средств производства в этих хозяйствах являются одновременно и тружениками. Поэтому их собственность следует расценивать как частно-коллективную. Доходы, которые получают члены кооператива, имеют два источника. Фонд заработной платы, из которого они вознаграждаются как работники, и доход (прибыль), на которую они уже претендуют как собственники.

Такая форма предпринимательства привлекательна тем, что соединяет экономический интерес труженика и собственника. Это важное преимущество по сравнению с инертностью работников в государственных предприятиях и отчужденностью работников в частной фирме.

Вместе с тем, народные предприятия имеют и негативную черту, если их рассматривать с позиций развития производства. Поскольку сами работники не являются в рыночной экономике носителями самых высоких доходов, характерным для них является стремление превратить прибыль не в инвестиции, а в своей потребительский доход. Становится вполне вероятной ситуация, когда денежные доходы работников могут опережать темпы роста выпуска товарной продукции и производительности труда. Возникают инфляционные импульсы на фоне недостаточной ориентированности таких коллективов на технический прогресс.

Каждая из основных организационно-правовых форм предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе форм предпринимательской деятельности.

В современной экономике ведущую роль играют акционерные компании, деятельность которых рассчитана, как правило, и на национальный, и на мировой рынки.Акционерные компании связаны, в основном, с массовым производством или обслуживанием в торговой, финансовой и других сферах, т.е. с той частью производительных сил и теми сферами жизни общества, которые в наибольшей степени реально обобществлен.

Достоинства и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Формы предпринимательства

Формы предпринимательства Достоинства Недостатки
I. Единоличные хозяйства Полная самостоятельность, свобода и оперативность. Максимальный интерес в получении дохода. Конфиденциальность деятельности Трудности привлечения больших капиталов. Неопределенность сроков деятельности. Неограниченная ответственность за убытки. Необходимость совмещения всех управленческих специальностей
2. Товарищества Финансовая сила. Свобода и оперативность действий. Коллективное управление. Неограниченная ответственность партнеров. Непостоянство и зависимость партнеров друг от друга.
3. Акционерные общества Возможность широкого привлечения дополнительного капитала. Профессиональное управление. Ограниченная ответственность акционеров. Строгий контроль за деятельностью общества, Громоздкость управления и низкая оперативность действий. Склонность к монополизации деятельности.

Акционерное общество - это форма организации предприятий, капитал которых образуется в результате объединения многих индивидуальных капиталов путем выпуска и продажи акций и облигаций. Владельцы акций являются пайщиками акционерного общества, а владельцы облигаций - его кредиторами.

Возникновение и развитие акционерных обществ было обусловлено развитием производительных сил, ростом масштабов производства и ограниченностью индивидуальных капиталов, когда создание крупных предприятий, строительство железных дорог, каналов и т.п. потребовало концентрации индивидуальных капиталов.

В зависимости от вида выпускаемых акций, организации их оборота на рынке, различают закрытые и открытые акционерные общества.

Закрытые общества и общества с ограниченной ответственностью (эти термины почти идентичны по содержанию) отличаются тем, что их акции размещаются в закрытом порядке по предварительной подписке среди заранее выбранных учредителями возможных владельцев акций. Общества и акционеры несут ответственность по своим обязательствам только внесенным капиталом.

Открытые общества и общества с неограниченной ответственностью выпускают акции, которые можно покупать и продавать без каких-либо ограничений. Общества и акционеры несут ответственность по обязательствам всем имуществом общества (уставной капитал, резервный и страховой фонды и др.). Различные виды акций и их оборота, а также самих обществ делают акционерную форму организации хозяйства высоко адаптивной к различным условиям хозяйствования.

Таким образом, в рыночной экономике " фирмы разные нужны, фирмы разные важны", что еще раз свидетельствует о системном характере бизнес-деятельности, о ее сложности, неоднородности и неоднозначности.

 

 

33. Эффект дохода и эффект замещения

Необходимо учитывать два относительно самостоятельных эффекта, влияющих на выбор потребителя при изменении цен:

Эффект дохода

Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Эффект замещения

Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.037 с.)