Назови правильно листья (шишки) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назови правильно листья (шишки)



Логопед показывает детям листья (шишки) разных деревьев и просит их правильно назвать. Речевой материал:

Лист дуба — дубовый „ Лист клена — кленовый

Лист березы — березовый Шишка сосны — сосновая

Лист липы — липовый Шишка ели — еловая

Лист рябины — рябиновый Шишка кедра — кедровая

Лист осины — осиновый Шишка ольхи — ольховая

Пары слов повторяются с целью закрепления их звукосло­говой структуры. Дети определяют, как изменилось количество слогов в слове (осуществляется слоговой анализ слов): дуб — дубовый, береза — березовый, липа — липовый, рябина — ряби­новый, осина — осиновый, клен — кленовый, сосна — сосновый, ель — еловый и т. д.

Готовим обед

(Закрепление звукослоговой структуры слов в процессе образования прилагательных от глаголов)

Логопед предлагает детям вспомнить разные способы при­готовления блюд и сказать, какое блюдо получится.

Речевой патериал:

Картофель: жарить — жареный, варить — вареный, парить — пареный, морозить — мороженый, сушить — сушеный, тушить — тушеный, печь — печеный, солить — соленый.

Огурец: мариновать — маринованный, консервировать — кон­сервированный, солить — соленый, мочить — моченый.

Рыба: жарить — жареная, солить — соленая, варить — ва­реная, печь — печеная, коптить — копченая, тушить — тушеная, вялить — вяленая.

Ответь на вопрос «Как?»

(Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования наречий)

Логопед предлагает детям продолжить начатые им предло­жения, отвечая на вопрос «Как?».


Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников

Утром светло, а днем (как?) еще светлее. Вечером темно, а ночью (как?) еще... Осенью холодно, а зимой (как?) еще... В пальто тепло, а в шубе (как?) еще... Весной солнце светит ярко, а летом (как?) еще... Весной птицы поют звонко, а летом (как?) еще... Поезд идет быстро, а самолет летит (как?) еще... Черепаха ползет медленно, а улитка (как?) еще...

Затем детям еще раз предлагается воспроизвести каждую пару слов и проанализировать ее: светло — светлее, темно — темнее, холодно — холоднее, тепло — теплее, быстро — бы­стрее, медленно — медленнее, ярко — ярче, звонко — звонче.

Что сделал?

(Закрепление звукослоговои структуры слова в процессе образования глаголов с помощью приставок)

Логопед предлагает детям образец образования глагола с по­мощью приставки по- (на-, за-) или иной приставки (с опо­рой на предметные картинки), а затем, опираясь на предмет­ные картинки, просит образовать глаголы с этой приставкой.

1. Образец: бежал — побежал.

Речевой материал: белил, бывал, брился, мыл, стирал, играл, шел, сидел, читал и т. д.

2. Образец: рисовал — нарисовал.

Речевой материал: писал, чертил, играл, печатал и т. д.

3. Образец: колдовал — заколдовал.

Речевой материал: бросал, кидал, морозил и т. д.

Подбери слова-«родственники

(Закрепление звукослоговои структуры однокоренных слов)

Проводится беседа по тексту стихотворения Е. Измайлова «Как растут слова»:

Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовый — Был он только словом. Это слово, слово-корень,


Формирование навыка правильного звукослогового оформления

Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло — Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном.

Дети находят слова-«родственники» и еще раз воспроизводят весь ряд слов с целью закрепления их звукослоговои структуры. Затем дети отвечают на вопросы логопеда:

1.Как назвать зиму ласково? — Зимушка.

2. Как называется день зимой? — Зимний.

3. Как называются птицы, которые остаются на зиму? —
Зимующие.

4 Как сказать по-другому «остаются на зиму»? — Зимуют. Аналогичная работа может проводиться и с другими род­ственными словами. Речевой материал:

Снегснежок, снежинка, снежная, снеговик, подснежник... Лес — лесок, лесной, лесник, лесничий... 1]рибгрибок, грибник, грибной... Водаводный, водяной, водолаз, наводнение... Сахарсахарный, сахарница... Горагорка, горный, гористый, пригорок... Листлистик, листочек, листва, лиственница, лиственный... Еж — ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый... Веснавесенний, веснянка, веснушка...

Как назвать того, кто...?

(Закрепление звукослоговои структуры слов в процессе образования существительных от существительных с иным значением)

Логопед просит детей назвать:

а) того, кто играет

в шахматы — шахматист',


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

в волейбол — волейболист; в баскетбол — баскетболист', в хоккей — хоккеист; в теннис — теннисист; в футбол — футболист; на баяне — баянист; на гармони — гармонист; на пианино — пианист; на гитаре — гитарист;

б) того, кто

управляет такси — таксист; поднимает штангу — штангист; ездит на велосипеде — велосипедист;

в) того, кто

работает в буфете — буфетчик; кладет паркет — паркетчик',

г) того, кто

кладет печи — печник; работает на пасеке — пасечник; показывает фокусы — фокусник:,

д) того, кто

кладет камень — каменщик; бьет в барабан — барабанщик; работает на кране — крановщик; ремонтирует часы — часовщик.

В процессе работы логопед подводит детей к образованию существительных с помощью других суффиксов, например: играет на скрипке — скрипач, разносит почту — почтальон и т. д. Пары слов повторяются.

Какой он?

(Закрепление звукослоговой структуры слов при образовании причастий от глаголов)

Логопед просит детей ответить на вопросы: Если звонок звенит, то он какой?


Формирование навыка правильного звукослогового оформления

Если паровоз гудит, то он какой?

Чтобы все дети поняли задание, логопед использует образец его выполнения: звенеть — звенящий', гудеть — гудящий.

Речевой материал: журчать —..., свистеть —..., шипеть —..., летать —..., блестеть —..., кипеть —..., бурлить —..., гудеть —..., сидеть —..., дымить —..., трещать —...., щебетать —..., таять —... и т. д.

Пары слов повторяются.

Какие это часы?

(Закрепление звукослоговой структуры сложных слов)

Логопед предлагает детям сказать, как называются часы, если они:

на стене — настенные; на руке — наручные; на столе — настольные.

Как назвать одним словом?

(Закрепление звукослоговой структуры сложных слов)

Логопед просит детей назвать явление (предмет, человека) одним словом.

Речевой материал: Листья падают — листопад Снег падает — снегопад Вода падает — водопад Звезды падают — звездопад Машина, которая лес возит, — лесовоз Машина, которая воду возит, — водовоз Машина, которая молоко возит, — молоковоз Машина, которая бензин возит, — бензовоз Машина, которая хлеб режет, — хлеборезка Машина, которая овощи режет, -^ овощерезка Машина, которая сыр режет, — сырорезка Человек, который зверей ловит, — зверолов Человек, который рыбу ловит, — рыболов


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Аналогичная работа проводится со словами: садовод, лесо­вод, самолет, самокат, самоход, вездеход, луноход, кофемолка, кофеварка, глиномешалка, бетономешалка, пылесос, сенокос, соковыжималка, мясорубка, полотер и др.

Кто это делает?

(Закрепление звукослоговой структуры слов при образовании существительных от глаголовхс учетом разных суффиксов)

Логопед называет глагол и просит детей сказать, кто это делает

Речевой материал:

а) воспитывать — воспитатель, писать — писатель, учить —
учитель, укрощать — укротитель;

б) летать — летчик, переплетать — переплетчик, перево­
дить — переводчик;

в) продавать — продавец, петь — певец, плавать — пловец;

г) выдумывать — выдумщик, дрессировать — дрессировщик,
регулировать — регулировщик, носить — носильщик;

д) прыгать — прыгун, бегать — бегун.

Следующее упражнение из-за его сложности выполняется совместно детьми и логопедом: освещать — освещение, посе­щать — посещение, вращать —..., прощать —..., смущать —..., похищать —..., угощать —..., восхищать —...

Как твое отчество?

(Закрепление звукослоговой структуры слов-отчеств)

Логопед предлагает детям вспомнить различные отчества людей и ответить, если отец Иван, то какое отчество у его сына. Игра организуется по цепочке: один ребенок называет имя, другой должен сказать отчество: Речевой материал:

Иван — Иванович Тимофей — Тимофеевич

Роман — Романович Сергей — Сергеевич

Антон — Антонович Петр — Петрович


Формирование навыка правильного звукослогового оформления

АВТОМАТИЗАЦИЯ УСВОЕННЫХ НАВЫКОВ ВО ФРАЗОВОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

Нарушения звукослоговой структуры слова носят стойкий и длительный характер. Слоговая структура слова, усвоенная изо­лированно, может вновь искажаться при введении слова во фразу. Этим объясняется необходимость включения в систему логопедического воздействия работы над фразовой речью.

Данное направление предусматривает использование раз­нообразных речевых упражнений на материале ритмизирован­ной речи (считалочки, загадки, пословицы, потешки, стихо­творения). Эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, создают предпосылки для правильного членения рече­вого потока на фразы (предложения), облегчают усвоение сло­весного и синтагматического ударения.

Работу необходимо начинать с разучивания двух строк, по­степенно переходя к четырем. Лишь затем можно предлагать более объемные по содержанию стихотворные тексты.

При автоматизации усвоенных навыков во фразовой речи на первой ступени обучения в соответствии с «Программой» осуществляется обучение ребенка произнесению слогов в чи-стоговорках с одновременным отхлопыванием и договарива-нием слов (ка-ка-ка — белая мука). Начиная со второй ступе­ни, при автоматизации навыков фразовой речи ребенка можно использовать простые распространенные предложения, пред­ложения с однородными членами, простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Заучивание чистоговорок

1. С повторяющейся серией слогов и с одинаковым соглас­ным звуком. Данный тип чистоговорок широко используется на этапе автоматизации поставленных звуков.

Речевой материал:

Ш

Ша-ша-ша-ша — у меня лапша. Шо-шо-шо-шо — летом хорошо.


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Шу-шу-шу-шу — я флажком машу. Ши-ши-ши-ши — это малыши. Аш-аш-аш-аш — дайте карандаш. Уш-уш-уш-уш — теплый душ. Ашка-ашка-ашка — на ветке букашка Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка. Ышка-ышка-ышка — маленькая мышка.

За-за-за — вот идет коза. Зу-зу-зу — мы ведем козу. Зы-зы-зы — новые тазы.

X

Ха-ха-ха — лови петуха. Ху-ху-ху — варим уху. Ах-ах-ах — высоко в горах. Ох-ох-ох — зеленый горох.

Б

Ба-ба-ба — низкая изба. Бы-бы-бы — высокие дубы. Бу-бу-бу — сова на дубу.

Т

Та-та-та — белая фата. То-то-то — зимнее пальто. Ты-ты-ты — красные цветы. Ат-ат-ат — висит канат.

Д

Да-да-да — чистая вода. Ды-ды-ды — дайте мне воды. Ду-ду-ду — в лес пойду.

Н

На-на-на — в поле копна. Но-но-но — в доме окно. Ан-ан-ан — в лесу капкан. Он-он-он — звонит телефон.


Формирование навыка правильного звукослогового оформления

Ж

Жа-жа-жа — мы видели ежа. Жи-жи-жи — у меня ножи. Жу-жу-жу — на лужок хожу. Жок-жок-жок — у меня флажок.

Са-са-са — вот летит оса. Су-су-су — мы видели лису. Сы-сы-сы — у сома усы. Со-со-со — у Сони колесо. Ас-ас-ас — выпили мы квас. Аска-аска-аска — у меня маска.

К

Ка-ка-ка — белая мука. Ко-ко-ко — парное молоко. Ку-ку-ку — берем муку. Ко-ко-ко — пьем молоко. Мок-мок-мок — железный замок.

Га-га-га — крутые берега. Гу-гу-гу — переждем пургу. Го-го-го — конь кричит: «И-го-го!». Ги-ги-ги — испекли пироги.

П

Па-па-па — мелкая крупа. Пу-пу-пу — выберем крупу. Пы-пы-пы — варим кашу из крупы. Оп-оп-оп — растет укроп.

М

Ма-ма-ма — кирпичные дома. Ом-ом-ом — вот мой дом. Ым-ым-ым — из трубы идет дым. Мой-мой-мой — зовет мама домой.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.053 с.)