Тема №4. Оценка риска и прогнозирование опасностей техногенного характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №4. Оценка риска и прогнозирование опасностей техногенного характера.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

 

 

Тема №4. Оценка риска и прогнозирование опасностей техногенного характера.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

 

Казань – 2012

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Выработать у обучающихся пошаговое (этапное) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах изучения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Дать понятия об авариях с выбросом радиоактивных веществ, с выбросом (разливом) АХОВ и их последствиями.

Сформировать у обучающихся системные знания об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Сформировать знания о принципах и методах обеспечения личной и коллективной безопасности при техногенных авариях. Сформировать умение действовать при оповещении о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

ВРЕМЯ - 4 часа

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс кафедры

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ - семинар

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

Учебная литература

1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: Краткая энциклопедия. Вып.1, Ю.Л.Воробьев. – Калуга: ГУП Облиздат 2000 г.

2. Безопасность и защита населения в ЧС. Г.Н. Кириллов. М. Издательство НЦ ЭНАС. 2003 г.

3. Справочник по защите населения от сильнодействующих ядовитых веществ. МЧС РФ, М. 1995 г.

4. ГО и пожарная безопасность. МЧС РФ. Институт риска и безопасности; М. 2002 г.

5. Обеспечение пожарной безопасности предприятия. МЧС. Институт риска и безопасности. М. 2003 г.

6. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. Г.С. Ястребов. Феникс. Ростов-на-Дону 2002 г.

Законодательная и нормативно-правовая база

1. Федеральный закон "О гражданской обороне" № 28-ФЗ от 12 февраля 1998г.

2. Федеральный закон РФ № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. (с изм. ФЗ-122).

3. Федеральный закон РФ № 116 от 21,07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

4. Федеральный закон РФ №117 от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» 23.06.1997 г.

5. Федеральный закон РФ №3 от 9.01.1996 г. «О радиационной безопасности населения».

6. Федеральный закон РФ №69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» (с изм. ФЗ-122).

7. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

Структура занятия, наименование вопросов Время мин
  Занятие № 1 Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что необходимость изучения чрезвычайных ситуаций техногенного характера продиктована, прежде всего, многочисленными авариями на предприятиях, которые влекут гибель и увечья среди мирного населения.    
  Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: «Опасности антропогенного характера на территории региона».    
  Проверка подготовленности студентов к занятию №1методом опроса учебных вопросов:  
33.1 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.    
33.2 Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия.    
33.3 Аварии с выбросом (разливом) АХОВ и их последствия.    
  Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку для последующего проведения занятия № 2 указанной темы.    
  ВСЕГО    
  Структура занятия, наименование вопросов  
  Занятие № 2 Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что необходимость изучения аварии на пожаро- и взрывоопасных производствах, на гидродинамически-опасных объектах обусловлена реальностями современной жизни. .  
  Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение   На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: «Прогнозирование и гипотетические сценарии на случай опасных ситуаций».    
  Проверка подготовленности студентов к занятию №2 методом опроса учебных вопросов:    
23.1 Аварии на пожаро- и взрывоопасных производствах и их последствия. Действия населения при этих авариях.    
23.2 Аварии на гидродинамически-опасных объектах и их последствия. Действия населения при этих авариях.    
  Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку.    
  ВСЕГО    

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Общие методические указания

Накануне занятия студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, делают конспективные записи, вычерчивают необходимые схемы в рабочих тетрадях, изучают материалы прочитанной лекции, соответствующие стенды, схемы, изучают учебные вопросы.

Рекомендуется одному-двум из студентов поручить подготовить доклад на тему: «Опасности антропогенного характера на территории региона ».

В начале занятия преподаватель заслушивает доклад дежурного по группе, приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, соблюдение формы одежды, установленной на кафедре ректором КГМУ для студентов.

Занятие проводится согласно частным методическим указаниям, согласно перечню учебных вопросов и расчета учебного времени

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

(занятие 1)

Введение

Современное производство постоянно усложняется. В нем все чаще применяют ядовитые и агрессивные компоненты. На различных видах транспорта перевозят большое количество химически-, пожаро- и взрывоопасных веществ. Все это увеличивает вероятность возникновения и тяжесть аварий и катастроф.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.

 

Государственный стандарт РФ определяет аварию как опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей среде.

Крупную аварию, повлекшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, называют производственной (или транспортной) катастрофой.

 

Последствия однократного радиационного облучения

Доза, бэр Мгновенные симптомы Риск смерти Наступление смерти
От 0 до 100 нет отсутствует -
100-200 Рвота, уменьшение белых кровяных телец (лейкоцитов)   -
200-600 Рвота, сокращение белых кровяных телец, выпадение волос, подверженность инфекциям до 80% Через 2 месяца
600-1000 Рвота, сокращение белых кровяных телец, выпадение волос, подверженность инфекциям от 80% до 100% Через 2 месяца
> 1000 Рвота, сокращение белых кровяных телец, выпадение волос, подверженность инфекциям, сонливость, озноб 100% Менее, чем через 2 месяца

ЙОДНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

При получении указаний провести профилактику препаратами йода (например, йодистым калием). При их отсутствии использовать 5 % -ый раствор йода: 3-5 капель на стакан воды для взрослых и 1-2 капли на 100 гр. жидкости для детей. Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день, в течение 10 дней. Следует помнить, что препараты йода противопоказаны беременным женщинам.

Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека

ВЗРЫВЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Образование волны прорыва

При авариях на гидродинамически опасных объектах в нижнем бьефе в результате стремительного падения воды из верхнего бьефа образуется волна прорыва. Поражающее ее действие проявляется в виде непосредственного обрушения на людей и сооружения массы воды, движущейся с большой скоростью, и перемещаемых ею обломков зданий и сооружений, других предметов.

При катастрофическом затоплении угрозу жизни и здоровью людей, помимо воздействия волны прорыва, представляют:

пребывание в холодной воде;

нервно-психическое перенапряжение;

затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

Последствия а в а р и й на гидродинамически опасных объектах могут быть трудно предсказуемы. Располагаясь, как правило, в черте крупных населенных пунктов или выше их по течению и являясь объектами повышенного риска, они при разрушении могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного числа городов и сел, объектов экономики, массовой гибели людей, длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производств.

В зонах катастрофического затопления возможно разрушение (размыв) систем водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, мест сбора мусора и прочих отбросов. В результате загрязнения зоны затопления возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Этому способствует также скопление населения на ограниченной территории при значительном ухудшении материально-бытовых условий жизни.

основные мероприятия по защите населения:

· оповещение населения об угрозе катастрофического затопления;

· самостоятельный выход населения из зоны возможного катастрофического затопления до подхода волны прорыва;

· организованная эвакуация населения в безопасные районы до подхода волны прорыва;

· укрытие населения на незатопленных частях зданий и сооружений, а также на возвышенных участках местности;

· проведение аварийно-спасательных работ;

· оказание квалифицированной и специализированной помощи пострадавшим;

· проведение неотложных работ по обеспечению жизнедеятельности населения.

О гидродинамической аварии

· отключите воду, газ, электричество, погасите огонь в печи (камине);

· перенесите на верхние этажи (чердаки) ценные вещи;

· забейте окна и двери первых этажей досками или другим материалом;

· возьмите документы, деньги, ценности, медицинские средства, воду, продукты питания, теплую одежду;

· следуйте на пункт сбора для регистрации и отправки в безопасное место.

Действия населения при внезапной опасности разрушения плотины:

· займите ближайшее возвышенное место;

· вывесите белое или цветное полотнище (днем), подавайте световые сигналы (ночью);

· ждите помощи спасателей.

 

Действия населения после спада воды:

· перед входом в здание убедитесь, что его конструкции не имеют серьезных разрушений;

· войдя в помещение откройте окна и двери для проветривания;

· для освещения используйте электрические фонари (не зажигайте спички, зажигалки, свечи);

· перед включением просушите электроприборы, радиоприемники, телевизоры и другую аппаратуру;

· не приближайтесь и не трогайте порванные и провисшие провода;

· сообщите в соответствующие службы о разрушении газовых, водопроводных канализационных сетей;

· не употребляйте в пищу, попавшие в воду продукты питания;

· для питья и приготовления пищи используйте только проверенную питьевую воду.

Заключительное слово

 

Вторгаясь в природу, законы которой еще далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания-техносферу. Если учесть, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. Будущим врачам необходимо знать - каким образом технический прогресс будет влиять на здоровье населения.

 

 

Руководитель занятия Г.Ф.Зиганшин

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

 

 

Тема №4. Оценка риска и прогнозирование опасностей техногенного характера.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

 

Казань – 2012

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.252.126 (0.039 с.)