Понятие и классификация юридических фактов. Фактический (юридический) состав. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация юридических фактов. Фактический (юридический) состав.



Юридические факты и их классификация

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений (схема 21).

Классификация юридических фактов:

1) по характеру наступающих последствий:

а) правообразующие;

б) правоизменяющие (в результате которых изменяются существующие правоотношения);

в) правопрекращающие;

2) по количеству входящих в них обстоятельств:

а) простые (юридические факты, в которых содержится только одно обстоятельство, – юридические факты в чистом виде);

б) сложные (юридический состав):

—завершенные (в которых процесс накопления обстоятельств закончен);

—незавершенные (в которых процесс накопления обстоятельств не закончен).

3) по волевому признаку:

а) события (факты, не связанные с волей участников):

– абсолютные (удар молнии, приведший, например, к пожару и уничтожению имущества);

– относительные (уничтожение имущества произошло вследствие пожара вызванного неумышленными действиями лица, например, непотушенный окурок);

б) действия (факты, связанные с волей участников):

–правомерные (которые совершаются в соответствии с нормой права):

—юридические акты (правомерные действия, совершаемые с намерением создать юридические последствия);

—юридические поступки (правомерные действия, совершаемые без намерения создать юридические последствия, нс они возникают);

неправомерные действия не соответствуют требованиям норм, нарушают их Это ~ дисциплинарные или административные правонарушения. Они характерны для сферы управления.


68. Понятие и способы реализации права. Формы непосредственной реализации права.

1) В деятельности государственных органов и должностных лиц:

—в правотворчестве (обычно это деятельность органов государственной власти);

—в правоприменении;

2) со стороны граждан и их объединений.

Это и участие в правовых действиях (референдумы), и в соблюдении обязанностей и использовании своих правомочий. Главная задача – не создать норму, а претворить ее в жизнь, чтобы она порождала юридические последствия.

Реализация права – деятельность, согласная с выраженной в законе волей.

Ее можно рассматривать двояко: как процесс и как конечный результат.

Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями юридических норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммы фактических последовательных действий.

Реализация права как процесс может рассматриваться с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны (не зависящей от конкретных субъектов) реализация права – совершение определенными средствами, в определенной последовательности, в установленные сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны – реализация характеризуется отношением субъекта к реализуемым им правовым установкам, т. е. она характеризуется волей

111Б субъекта в момент совершения предписываемых ему действий.

Субъект исходит из трех соображений:

1)заинтересован в соблюдении юридической нормы;

2)из страха наказания за неисполнение;

3)моральнонравственные соображения (например, осознание общественного долга).

Классификация форм реализации права:

1) по уровню, глубине реализации:

а) реализация общих норм, которая содержится в преамбулах законов и в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права (сюда же входит реализация конституционных норм). Общие нормы реализуются напрямую вне правоотношений;

б) реализация общих норм, устанавливающих либо правовой статус личности (совокупность прав и обязанностей индивида), либо компетенцию коллективного субъекта (компетенция). Эти нормы реализуются вне правоотношений;

в) реализация конкретных правовых норм в не менее конкретных правоотношениях;

2) по субъекту реализации:

а) индивидуальная (значительная часть реализуется индивидами);

б) коллективная форма;

3) по характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы.

а) соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от соблюдения действий, запрещенных действием юридических норм;

б) исполнение (через него реализуются обязывающие нормы) и др.


Понятие, признаки и функции применения права.

Особой формой реализации права является его применение. Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неограниченный круг лиц. Применение права имеет следующие признаки: осуществляется уполномоченными государственными органами и дол­жностными лицами (граждане, не являющиеся должностными лица­ми, заниматься правоприменительной деятельностью не могут); имеет государственно-властный характер (является одним из видов государственной деятельности, осуществляется от имени государства в оперативно-исполнительской (позитивное регулирование с помо­щью индивидуальных актов - приказ о приеме на работу и т. д.) и право­охранительной формах); осуществляется в строго установленном процессуальном порядке; основано на принципах:

ü законности;

ü справедливости;

ü целесообразности;

ü обоснованности;

осуществляется в определенной последовательности:

ü устанавливаются фактические обстоятельства дела;

ü выбираются соответствующие правовые нормы;

ü принимается решение (издается индивидуальный акт);

ü содержание решения доводится до соответствующих органов и должностных лиц;

ü решение принимается по конкретному делу.

Акты применения права:

должны издаваться в пределах компетенции правоприменительного орга­на или должностного лица; строго соответствовать нормативно-правовым актам, на основании которых они принимаются; содержать глубокую и полную мотивировку; иметь все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер.

Применение права

1. Применение - одна из форм реализации права.

Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, долж­ностных лиц. Это:

ü отношения в сфере государственного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом);

ü отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);

ü отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах);

ü отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания;

ü иные общественные отношения.

2, К признакам применения права относятся:

ü его осуществление компетентными государственными органами и дол­жностными лицами;

ü соблюдение процессуальной формы;

ü индивидуальный характер;

ü установление конкретных субъективных прав, юридических обязанно­стей, ответственности в случае их нарушения;

ü принятие индивидуального правового решения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда).

3, Основными стадиями правоприменения являются:

ü установление фактических обстоятельств дела;

ü исследование и квалификация фактических обстоятельств;

ü решение по юридическому делу.

Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев).

Доказательства должны быть относимыми - иметь отношение и иссле­дуемым обстоятельствам; допустимыми - собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними -полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических об­стоятельств.

При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы пра­ва, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая от­ветственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом.

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

ü процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);

ü издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

2. Акты применения права классифицируются:

3. по издавшим их субъектам на:

ü акты органов государственной власти (например, постановление Госу­дарственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);

ü акты органов государственного управления (например, приказ о при­нятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);

ü акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, поста­новление налоговой инспекции о применении определенных мер юри­дического воздействия в отношении конкретного неплательщика на­лога - физического лица, организации);

ü акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);

ü акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утвержде­нии конкретного лица на должность главы местной администрации);

по характеру правового воздействия:

ü регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника орга­низации);

ü охранительные (приговор суда по уголовному делу);

по значению:

ü основные (например, решение суда по существу юридического дела);

ü вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований);

по форме:

ü устные (наложение штрафа за безбилетный проезд);

ü резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руково­дителем организации на заявление работника);

ü документированные (указ Президента РФ; приговор суда).


70. Основные требования, предъявляемые к правоприменительной деятельности стадии правоприменительного процесса

Применение норм права – властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц.

Состав правоприменения:

1) Субъекты правоприменения.

Субъектным правоприменением занимаются компетентные органы или должностные лица. Должностным лицом является сотрудник государственного органа, осуществляющий исполнительнораспорядительные или властные функции (должностными лицами являются и сотрудники негосударственных органов и органов общественных организаций).

Субъекты правоприменения, как правило, отправляют и правотворческую и (или) правоохранительную функции.

Правоприменитель может вмешиваться: когда есть спор о наличии субъективных прав или юридических обязанностей; при необходимости определить момент действия или факт прекращения юридических прав или обязанностей; когда необходимо осуществить установленный законом контроль над приобретением прав или возложением обязанностей.

2) Стадии правоприменения:

Установление фактических обстоятельств дела (на этой стадии устанавливаются юридические факты и юридические составы).

Все юридические факты и составы устанавливаются через доказательства.

Не подлежат доказательству:

—общеизвестные факты,

—презумпции – предположения о наличии или отсутствии определенных фактов, основанные на связи между предполагаемыми и наличными фактами.

Установление юридической основы дела: после доказательства времени, места, участников события и других обстоятельств необходимо установить юридическую основу.

Начинают с нахождения и анализа юридической нормы, которая наиболее полно регулировала бы данные общественные отношения:

а) когда есть одна юридическая норма;

б) столкновение юридических норм (коллизия). При этом пользуются следующими критериями: либо берется норма, содержащаяся в нормативноправовом акте, обладающая высшей юридической силой, либо (если нормативноправовые акты содержат одинаковую юридическую силу) та норма, которая содержится в нормативноправовом акте, принятом позднее;

в) если нет юридической нормы (пробел в праве), то необходима ликвидация пробелов: либо через аналогию закона, либо через аналогию права (ликвидируются пробелы, используя общий смысл и принципы права15).

После нахождения юридической нормы необходимо проверить правильность текста нормы. Существуют три этапа проверки правильности действия нормы: во времени, пространстве и по кругу лиц.

3. Решение дела (сводится к принятию акта правоприменения).

Акт правоприменения – это государственновластный, индивидуально определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному делу с целью определения наличия, изменения или прекращения субъектных прав и юридических обязанностей в интересах их нормативного регулирования. В уголовном праве ликвидация пробельности не применяется.


71. Пробелы в праве и способы их восполнения. Аналогия закона и аналогия права.

Пробелы в праве и способы их восполнения

Пробел в праве – отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных правовых случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Обычно вопрос о восполнении пробелов в праве поднимается и обосновывается в научных работах, в средствах массовой информации, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей права, в ходе опроса общественного мнения и других формах, а их ликвидация – дело правотворческих органов. Такие пробелы условно можно назвать пробелами в праве в общесоциальном смысле.

Кроме того, в юриспруденции используется понятие пробела в праве в собственно юридическом смысле. Такой пробел имеет место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или частично не предусмотрено или предусмотрено не полностью. Например, если лицо, выигравшее по лотерейному билету какую-либо вещь и получившее ее, обнаружит в ней существенные недостатки, то его претензии (требование устранить недостатки, обменять вещь) носят правовой характер, хотя конкретной нормы, устанавливающей порядок разрешения соответствующих претензий, не существует.

В условиях законности наличие пробелов в праве в принципе нежелательно. Это существенный недостаток действующей правовой системы, обусловленный отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства, своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянами законодательной техники.

Чем меньше пробелов в законодательстве, тем оно совершенней, тем прочнее законность. В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Право чаще всего отстает от порой быстро развивающихся экономических и социально-политических отношений, и должное правовое регулирование этих отношений вырабатывается не сразу. Необходим какой-то период, на протяжении которого накапливаются опыт и знания для правильной и всесторонней регламентации основных вопросов общественной жизни.

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью.

В тех случаях, когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, используется правило применения права по аналогии. Под аналогией понимается определенное сходство между различными явлениями или предметами. Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости.

В юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной на сходные случаи. Если компетентные органы решают дело в соответствии с предписаниями нормы, регулирующей наиболее сходные общественные отношения, то имеет место аналогия закона. При этом применяемая норма права данное отношение не регулирует.

Аналогия права – принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Она применяется, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную норму права. Применение права по аналогии в современном государстве ограничено, оно исключается при решении уголоеных дел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.034 с.)