Теория государства и права. Основные проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права. Основные проблемы.



ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Общая характеристика теории государства и права, ее предмет, функции.

1. Предмет науки теории государства и права. Значение знания теории государства и права для юристов

Система юридических наук включает в себя:

ü общетеоретические и исторические науки (теория и история государства и права, история политических и правовых учений, политология);

ü отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, уголовное право, трудовое право, семейное право, гражданскопроцессуальное право, уголовнопроцессуальное право, административное право и т. д.);

ü специальные юридические науки, изучающие ' структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (организация суда и прокуратуры, прокурорский надзор и др.);

ü науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право и т. д.);

ü прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминология и др.).

Предмет теории государства и права как науки составляет основные закономерности государства и права, их сущность, назначение и развитие. Сам предмет науки историчен. Он изменяется по мере вовлечения в сферу познания все новых свойств и явлений государственной и правовой действительности, исключая из себя все то, что оказывается иллюзиями, ошибками.

Особенности предмета теории государства и права как науки:

1)теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом, обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития;

2)содержание предмета теории государства и права составляют основные общие закономерности государства и права, в которых проявляются их сущность и социальное значение для всей общественной жизни;

3)государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой. Существовать изолированно они не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

а) общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

б) юридической наукой, изучающей только государственные и правовые стороны общественной жизни;

в) общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества.

Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственноправовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственноправовой жизни общества.

Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей.

Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так пни данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, ЧТО они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственноправовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.


Сущность государства

Сущность — содержание любого предмета, явления. Сущность государства как общественного явления представляет собой множество взаимосвязанных внутренних и внешних элементов и отношений, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Главное, надо понять, что сущность государства в направленности власти, ее принадлежности.

В разные исторические периоды сущность государства понималась то, как социальная, то, как юридическая, то, как классовая. Некоторые авторы (марксисты) считают, что можно выделить всего два направления в понимании сущности государства: либеральное и классовое. Под либеральным - понимается все, что не является классовым, а относится к общечеловеческому, нравственному, юридическому и другому началу.

Социальная и нравственная сущность государства – (это самое распространенное мнение о его сущности) присутствовала в учениях философов разных эпох, а также весьма популярна и сейчас. Сущность этой концепции состоит в том, что государство носитель общечеловеческого, общесоциального начала, является выразителем интересов всего общества, его примирителем.

Так, например, Аристотель, Г. Гроций считали, что сущностью (целью) государства является устроение лучшей жизни для всех, это сосредоточение умственных и нравственных интересов граждан, достижение социального блага. Цицерон писал, что государство – это союз людей, объединенных общей пользой. Т. Гоббс думал, что государство служит для достижения общей безопасности. Гегель учил о нравственной природе государства (государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух). Руссо и Лассаль утверждали, что государство необходимо для утверждения общей свободы. Мыслители 20-века Ростоу, Берно, Хекшнер считали, что государство должно служить обществу, создавать в рамках закона различные социальные блага для всех членов общества с учетом возможностей каждого.

Юридическая и территориальная сущность государства. Представители этого направления признавали государство как организацию властвования на основе права на определенной территории (Еллинек, Коркунов, Гумплович, Трубецкой, Шершеневич и другие)

Классовую сущность государства развивали в своих учениях К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин Сущность государства в диктатуре (господстве) одного класса над другим, общество не имеет единой цели, оно расколото.

В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности, — защиту безопасности, сохранение мир, преодоление социальных противоречий, охрана прав и свобод человека, охрану окружающей среды и др.

Таким образом, под сущностью государства понимается обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности).

Высшее общественное предназначение государства — гарантия нормальной, безопасной жизнедеятельности общества, создание таких условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются посредством экономических и духовных факторов.

Государство как политическая сила обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства (подданства). Наличие гражданства (подданства) имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т. п.

Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность к тому или иному государству меньше зависит от человека, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. Во-первых, правом на навязывание своей воли населению с помощью аппарата власти — армии, служб охраны порядка и безопасности. Во-вторых, правом на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер, т. е. правом на нормирование жизни всего общества. В-третьих, правом на взимание налогов, обязательных для населения, а также взносов и сборов, отличающихся от налогов большей добровольностью и нерегулярностью.

Существенным признаком государства признается территория. Органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие геополитические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание леса и степи и пр. Эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, образ жизни, расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности.

Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, прежде всего на этапе своего возникновения и формирования, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социальнополитическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами.

Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и названия. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, а также государственной бюрократии, играющей вспомогательную, служебную роль.

Дифференциация государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняет государство. Если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то для этого создаются соответствующие органы. Осуществление государством социальных функций связано с образованием государственных служб социального обеспечения, страхования, по трудоустройству и т. п.

.

1) Понятие и признаки государства. Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в котором существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, отличающих одно государство от другого. Вместе с тем государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства: государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

Можно выделить два рода признаков государства: во-первых, признаки, отличающие государство от догосударственного состояния общества. К ним относятся:

1. публичная власть как форма политической власти, что означает наличие у нее особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и имеющего свою публичную и материальную базу;

 

2. территория (определяет принадлежность данного общества определенной части земли, поверхности планеты, воздушного пространства, границы территории, их режим, внутригосударственную административнотерриториальную организацию) и население (характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу, гражданство);

 

3. налоги и сборы (для содержания публичной власти стали необходимыми средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан — налогов и податей);

Во – вторых, признаки, отличающие любое государство от других общественных объединений и организаций в обществе. К ним относятся:

4. суверенитет (означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии ненарушения суверенитета других государств);

5. всеобщность законов и обязательность их исполнения - (система юридических норм) (при помощи них обеспечивается, общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязанностями для населения всей страны).

6. всеобщность власти (то есть распространение ее в масштабе всей страны)

7. монополия на легальное принуждение (только государство и только оно может легально принуждать граждан к чему – либо, наказывая за непослушание лишением собственности, свободы и даже жизни)


Государственная власть

Отличительные признаки государства накладывают отпечаток на характер государственной власти. Вообще власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому госу­дарственную власть определяют как руководство обществом при по­мощи государственного аппарата при опоре на особые отряды во­оруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних «руководство» со стороны государства оз­начает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих руководство состоит в организаторской деятельности. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если за­коны, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, если при­нимаемые правительственными учреждениями постановления и при­казы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдают­ся анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.

Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного во­леизъявления. Легитимность власти означает также ее признание об­ществом. Это признание может основываться на традициях (напри­мер, признание монархической власти); на определенной харизме но­сителей власти (привлекательности вождя, «священном даре» лидера и проч.), а также на рациональном выборе властвующих на основе подлинно демократических процедур.

В демократических государствах придается серьезное значение разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти занимается своим делом и не вме­шивается в дела другой. В этом плане каждая ветвь власти самосто­ятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила — нормы поведения людей и их объединений. Кон­кретные дела она не решает. Исполнительная власть призвана к стро­гому исполнению законов. И только. Нельзя допускать, чтобы она в решении разных дел подменяла собой законодателей. Иначе можно ожидать произвола. Точно так же и судебная власть во избежание про­извола не должна подменять какую-либо другую. Ее удел — рассмат­ривать правовые споры.

Легитимной считается, прежде всего, власть, сформированная путем демократических выборов; эффективная, обеспечивающая стабильность и порядок в обществе; признаваемая как внутри страны, так и на международном уровне. Все ветви власти должны быть разграничены, разделены. Это означает, что государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга, устанавливаются взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть


14. Механизм государства: понятие, принципы деятельности.

Механизм государства — это система госу­дарственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции госу­дарства.

Признаки механизма государства:

— единство принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах;

—сложная структура, отражающая определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. С принятием в 1993 году новой Конституции РФ последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

—функции государства;

- необходимые материальные средства, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элемен­тов), каковыми являются государственные ор­ганы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные матери­альные ценности, бюджетные средства, имуще­ство, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государ­ственных органов. Основным элементом этого механизма явля­ется орган государства. Государственный орган — это составная часть механизма государства, которая имеет собст­венную структуру, определенные законом полно­мочия по управлению конкретной сферой об­щественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного меха­низма.

Принципы механизма государства:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппа­рата. Он обеспечивается демократической изби­рательной системой, реальными гарантиями со­циально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение инте­ресов личности;

2)принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3)принцип гласности иоткрытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Этот профессиональный принцип государственного управления означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям.Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного и сельскохозяйственного производства, на государственной службе не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5)принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением раны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6)принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельно и государственного аппарата являются субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и го дарственной властью членов федерации


15 Понятие и признаки государственных органов. Виды государственных органов, их классификация.

Государственные органы Государственный орган — это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом пол­номочия властного характера по управлению конкрет­ной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое. Каждый орган характеризуется наличием опреде­ленной компетенции, структуры, кадрового состава. Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможно­стями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно властными полномочиями.

Признаки государственных органов:

—образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;

—являются самостоятельными элементами государственного аппарата;

—взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Классификация государственных органов:

1. По порядку их создания и характеру выполняе­мых ими задач:

— представительные (законодательные) (дума, собрание, совет и др.);

исполнительные (глава государства, глава правительства, министерства, местные исполнительные органы);

— судебные (правоохранительные) органы,

2. По структуре или способу организации:

—простые (не имеют внутреннего подразделения, пример, нотариат);

—сложные (обладают соответствующей структуро й организаций, например, министерства, ведомства);

3. В зависимости от территориальной сферы деятельности:

федеральные;

—субъектов Федерации (региональные);

—местные.

4. По характеру полномочий:

—органы общей компетенции (например, Правительство РФ);

—органы специальной компетенции (например, министерство внутренних дел).

5. В зависимости от порядка формирования:

— наследственные (например, монарх, отчасти пата лордов в Великобритании);

— избираемые (представительные органы) или армируемые другими государственными органами.

6. По порядку осуществления компетенции:

—коллегиальные (например, Федеральное Собраниеe РФ);

единоличные ( состоитиз одного должностного лица государства, например Президент РФ).


Тоталитарный режим

Тоталитарный режим является, как пра­вило, порождением XX в. Это фашистские государства, социалистические государства перио­да «культа личности». Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитар­ное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть. Тоталитарный режим характеризуется: о дной официальной идеологией; е динственной политической партией; п равящей элитой; по литическим лидером или вождем народа; от сутствием системы разделения властей; пр евращением парламента в фиктивный орган и передачей всей власти руководству партии; ср астанием правящей партии с государственным аппаратом; ликвидацией всех оппозиционных партий и свободной прессы; ли квидацией или существенным ограничением основных прав и свобод граждан; социальными силами, по ддерживающими его (социальные структуры и т. д.); п олным контролем над всеми сферами жизни общества; п олицейским сыском, доносительством; к райним централизмом; милитаризацией (одна из основных характеристик тоталитарного режима). Идея о военной опасности, об «осажденной крепо­сти» становится необходимой для сплочения общест­ва, для построения его по принципу военного лагеря.

Фашистский режим

Фашистский режим является одной из крайних форм тоталитаризма и характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве од­ной нации над другими, а также крайней агрессивностью. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от других форм тоталитаризма.

Фашизм (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) — крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, жесткое подавление демократических прав и свобод, всякой оппози­ции и прогрессивных движений. Фашизм зародился в Италии в 1919 году под влиянием на­ционалистских идей вождя фашистской партии и главы италь­янского правительства Бенито Муссолини, а затем получил развитие в Германии, а в 20—30х годах пришел к власти в це­лом ряде стран мира (Португалия, Испания, Болгария и ряд других стран Центральной и Восточной Европы).

Цель фашистского государства — охрана национальной об­щности, решение социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии — люди не равны пе­ред законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от национальности, к которой они принадлежат.

Одна нация объявляется высшей, ведущей в государстве. Дру­гие нации являются неполноценными и подлежат уничтожению. Для фашистского режима характерны: опора на шовинистиче­ские круги; слияние государственного аппарата с монополиями; сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом. Государство при фашизме расширяет свои функции и устанавливает контроль над общественной и личной жизнью каждого человека. Фашистское право — это право неравенства людей по кри­терию их национальной принадлежности. В настоящее время фашизм в его классической форме ни­где не существует

.
26. Государство в политической системе общества. Понятие и структура политической системы

Политическая система общества — совокупность государственных и общественных органов и органи­заций, участвующих в политической жизни страны.

Политика (от греч. politika государственные и пи

общественные дела, polis — государство) — сфера де­ятельности, связанная с отношениями между социаль­ными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Государство занимает в политической системе об­щества ведущее место, так как:

—это единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственных границ;

—оно располагает особым государственным аппаратом, исполнения веленийкоторого обеспечивает принудительной силой государства;

—государство обладает юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми никто не располагает;

—обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны;

—координирует основные стороны жизни общества.

Общество не может существовать на основе прехо­дящих целей. Есть объединенная общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни раз­виваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующее разнообраз­ные интересы членов общества. Выделяющееся из общества государство становится его основнойвластвующей организацией.

Государственная власть — главное объе­динение, организующая и принуждающая сила в об­ществе.

Наряду с государством в обществе возникают и фун­кционируют другие организации, которые объединяют людей по разнообразным интересам.

Государство призвано обеспечить нормативную дея­тельность всех негосударственных организаций в рам­ках их уставных задач, содействовать их развитию и со­вершенствованию:

1)государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественной организации;

2)государство определяет правовое положение некоторых общественных организаций;

3)деятельность общественных организаций находится под охраной государства.

Формы участия государства в политической сис­теме:

1)законотворчество;

2) управление обществом.

Основные модели политических систем:

1. Командная система (командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение).

2.Соревновательная система (политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе). 3.Социопримирительная (консоционапьная или ре консилиационная) — характеризуется в качестве основной черты поисками компромисса и консенсуса.


27. Общественные объединения в политической системе, их виды и взаимодействие с государством.

Понятие и формы общественных [объединений

Общественное объединение — это объ­единение граждан, созданное в соответствии с их ин­тересами и на началах добровольного членства.

Общественная организация действует по воле граж­дан, должна соблюдать Конституцию, не посягать на тер­риториальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований. Деятельность обществен­ных объединений обеспечивается различными гарантия­ми, которые закрепляются в особом законе. Это позво­ляет реально использовать предоставленные им права. Признаки общественных объединений:

1)добровольное объединение;

2)некоммерческое;

3)негосударственная структура;

4)действует на основании устава.

Организационно-правовые формы общественных объединений:

1.Общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан),

2.Общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения).

3. Общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов; представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели).

Общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставя­щее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответст­вующих уставным целям указанного объединения).

5. Орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, це­лью которого является совместное решение различ­ных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц и т.д.).

Политическим общественным объединением явля­ется общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны. быть закреплены учас­тие в политической жизни общества посредством вли­яния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством вы­движения кандидатов и организации их предвыбор­ной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Общественные объединения вправе создавать сою­зы (ассоциации) общественных объединений на осно­ве учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые обществен­ные объединения.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство обществен­ных объединений в деятельность органов государст­венной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федера­льным законом

.
28. Понятие и структура гражданского общества, его роль в формировании правового государства.

Общество не мо­жет быть сведено лишь к государственным формам его организации. Наряду с государственными струк­турами в обществе существуют и иные формы объе­динений и совместной деятельности людей, которые оказывают не менее важное влияние на их жизнь. Речь идет о гражданском обществе.

Гражданское обществоэто система самостоя­тельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают усло­вия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности со­циальных, культурных, духовных сфер, их воспроизвод­ства и передачи от поколения к поколению. (включает ор­ганизацию и деятельность общественных образова­ний, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных объединений, а также такие сферы, как экономика, воспитание, образование, нау­ка и культура, семья, средства массовой информации).

Гражданское общество возможно лишь тогда, ког­да складываются отношения, предполагающие актив­ное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономических, политических, духовных.

Государство оказывает влияние на граж­данское общество и его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние (гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений).

Модели соотношения гражданского общества и го­сударства:

1)либерализм;

2)этатизм.

С позиции либерализма, чем меньше вмешательст­во государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, субъектов гражданского общества.

Этатизм занимает противоположную позицию в этом вопросе:

чем больше вмешательство государства, тем луч­ше гражданскому обществу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.093 с.)