Современные форматы розничной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные форматы розничной торговли



Формат торговли – это совокупность параметров, по которой определяется принадлежность торгового предприятия к одному из распространенных в мировой практике видов.

Каждый из форматов, как правило, имеет устоявшееся наименование. На практике розничное торговое предприятие оценивается по небольшому количеству параметров:

1. площадь торгового зала;

2. количество расчетно-кассовых узлов;

3. площадь складских, вспомогательных, офисных помещений;

4. широта ассортимента;

5. глубина ассортимента отдельных товарных позиций;

6. доля товара, производимого специально для данного предприятия;

7. наличие собственного производства продукции;

8. форма обслуживания;

9. предоставляемый сервис;

10. часы работы;

11. оборот с единицы площади;

12. уровень цен на базовые позиции ассортимента.

В РФ существует ГОСТ Р 51773-2001, определяющий классификацию предприятий розничной торговли в зависимости от ассортимента, размера торговой площади и применяемых форм торгового оборудования. ГОСТ описывает следующие типы предприятий:

· Универсальные магазины – гипермаркет, супермаркет, универмаг, универсам, гастроном.

· Специализированные продовольственные магазины – «Мясо», «Колбасы», «Минеральные воды» и др.

· Специализированные непродовольственные магазины – «Мебель», «Одежда», «Обувь» и т.п.

· Магазины прочей товарной специализации – «Семена», «Зоомагазин», «Природа» и т.п.

· Неспециализированные продовольственные магазины – «Продукты» и т.п.

· Неспециализированные непродовольственные магазины – «Дом торговли», «Все для дома» и т.п.

В коммерческой практике в разных странах выделяют различные розничные форматы. В России можно выделить следующие продовольственные форматы:

· магазины по соседству («удобные») – удобно расположенные торговые предприятия, предлагающие разнообразные продовольственные товары. Ассортимент представленных товаров изменяется в зависимости от размеров магазинов. Главное в таком магазине – сервис и домашняя атмосфера. Последняя создается на уровне человеческого общения, а также ухоженности и уюта в помещении. Основная задача эффективного управления «магазином у дома» заключается в обеспечении высокого уровня сервисного обслуживания покупателей.

· Магазины «все покупки сразу» обеспечивают полный закупочный сервис для основной части потребительских покупок: супермаркеты, универмаги (постепенно выходят из моды и утрачивают свою долю рынка), гипермаркеты и суперсторы (обеспечивают возможность покупок продовольственных и непродовольственных товаров под одной крышей).

· Специализированные магазины.

· Экономичные магазины (дискаунтеры). Ассортимент таких магазинов формируется в соответствии с покупательским спросом и покупательскими возможностями; дислоцируются в различных частях города (в пригороде, в центре города или на окраине). Управление дискаунтером направлено на снижение издержек за счет снижения издержек за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощенной выкладки товаров, снижения численности персонала, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими партиями за счет низких цен. Основные целевые аудитории дискаунтеров – женщины и молодежь. Женщины в России традиционно больше занимаются хозяйством. А молодежь не тратит много денег на питание, предпочитая их экономить или тратить на развлечения, отдых и т.п.

· Магазины сниженных цен. Торговые точки при производственных предприятиях и розничные магазины, в которых продаются вышедшие из моды, бывшие в употреблении, снятые с производства товарные линии.

· Оптовые клубы: обычно располагаются вдали от городских центров (низкая арендная плата), часто используются не приспособленные для розничной торговли здания (в Оренбурге зачастую используются здания бывших автотранспортных предприятий).

В таблице 1 приведены базовые параметры различных предприятий торговли, занимающихся реализацией продовольственных товаров.

Таблица 1.1 – Базовые параметры торговых предприятий

Параметры Гипермаркет Супермаркет Дискаунтер
       
Площадь торгового зала, кв.м 4000 - 10000 500 - 2000 300 -600
Площадь склада, кв.м до 4500 250 - 600 100 - 200
Количество кассовых узлов 25 - 40 5 - 16 2 - 6
Количество позиций в ассортименте, тыс. 25 - 50 4,5 -15 0,8 – 1,2
Уровень цен по рынку Специальная ценовая политика Выше среднего Средний
Количество покупок в день до 10000 1200 -2300 1200 – 2700
Продолжение таблицы 1.1
       
Оборот в месяц, тыс.долл.   500 - 1200 120 - 270
Численность персонала   50-190 25 - 30
Собственные производственные цеха Представлены широко Имеются Отсутствуют

 

Безусловно, существуют и розничные предприятия, которые невозможно классифицировать, то есть отнести к одному из известных форматов. В основном, это:

- магазины, не имеющие собственной стратегии. К этой группе относятся многие предприятия, созданные в 90-е годы без учета необходимости противостоять сегодняшней интенсивно конкуренции или большинство постсоветских магазинов;

- концептуальные магазины с уникальным предложением покупателю по ассортименту и сервису (авторские магазины).

 

1.2 Стратегическое планирование в розничной торговле

Стратегия розничной торговли представляет собой общий план или схему действий, которой руководствуется розничная торговая фирма. Стратегия должна быть рассчитана на конкретный период времени (на один год) и в ней должны найти свое отражение миссия, цели, тип потребительского рынка, характер деятельности, механизмы контроля розничной фирмы. Без четко определенной и интегрированной комплексной стратегии розничный продавец может запутаться в своих проблемах и окажется не в состоянии справиться с влиянием неблагоприятных факторов внешней среды.

Процесс стратегического планирования розничной торговли имеет несколько особенностей:

- предполагается тщательный анализ требований для разных типов розничных предприятий;

- фирма получает представление о том, как выделится среди конкурентов и выработать предложение, привлекательное для определенной группы потребителей;

- розничный торговец изучает экономические и правовые условия, в которых ему предстоит работать, а также конкурентную ситуацию;

- обеспечивается координация всей деятельности фирмы;

- появляется возможность прогнозировать риски и минимизировать их последствия.

Стратегическое планирование может осуществляться владельцем фирмы (предпринимателем), профессиональными менеджерами или теми и другими вместе.

Этапы планирования и реализации стратегии розничной торговли взаимозависимы. Чаще всего фирма начинает процесс планирования с разработки общего плана, который детализируется и становится все более конкретным по мере прояснения тех или иных возможностей, а также их вероятных результатов.

Основные элементы стратегии розничной торговли включают:

1. анализ ситуации – это непредвзятая оценка благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться розничная компания. Анализ ситуации должен дать ответы на два вопроса общего характера – каково текущее положение фирмы, и в каком направлении следует двигаться.

Чтобы стратегия розничной торговли была успешной, в ней должны учитываться возможные изменения экономической ситуации и предусматриваться механизмы адаптации к ним. Должны анализироваться все благоприятные возможности и вероятные угрозы. Возможности – это благоприятные ситуации на рынке, которыми еще не успели воспользоваться другие розничные торговцы. Угрозы – это факторы рынка и внешней среды, которые могут неблагоприятно повлиять на коммерческую деятельность розничных продавцов, если те на них не отреагируют.

Чтобы удовлетворить запросы потребителей и опередить конкурентов, фирма должна своевременно улавливать новые тенденции и, вместе с тем, не опережать развитие событий настолько, потребители окажутся просто не готовы к переменам. Запоздалая реакция может означать упущенную благоприятную возможность, но и риск тоже снижается. Занимаясь стратегическим планированием, необходимо учитывать природу рыночных факторов, их влияние на бизнес данного розничного торговца, а также время, требуемое для адекватного реагирования. Скорость реакции фирмы на новую ситуацию на рынке зависит от того, какая именно часть стратегии этой фирмы потребует соответствующей модификации: скорректировать товарный ассортимент, стратегию ценообразования или продвижения товаров на рынке.

2. Постановка целей стратегического планирования.

3. Выбор стратегии охвата рынка (массовый маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг).

4. Определяется общая стратегия розничной фирмы, контролируемые и неконтролируемые факторы внешней среды.

5. Решение тактических задач, выбор конкретных действий.

6.Организация управления (контроль, оценка, коррекция).

Чтобы преуспевать в современных рыночных условиях, розничная фирма должна стремиться к тому, чтобы превосходить других в каком-либо аспекте своей стратегии. Тогда фирма сможет достичь статуса целевого розничного торговца. Это означает следующее: потребители настолько отличают компанию от других, что становятся ее приверженцами и специально приезжают для того, чтобы сделать покупки именно в этом магазине. Существует несколько способов стать для покупателей целевой розничной фирмой:

1. Ориентироваться на цены и быть рентабельной, чтобы привлечь покупателей, чувствительных к цене.

2. Относиться к «высшему разряду», чтобы привлечь покупателей, которые хотят получить полный набор услуг и для которых большую роль играет престиж.

3. Относиться к «удобным», чтобы привлечь покупателей, которых интересует простота и удобство совершения покупок, близость места расположения или его удлиненные часы работы.

4. Предлагать очень широкий ассортимент, чтобы привлечь покупателей, которые хотят выбирать из большого разнообразия товаров.

5. Предлагать высокий уровень обслуживания, чтобы привлечь покупателей, разочарованных снижением уровня сервиса в розничной торговле, который, по их мнению, сейчас происходит.

6. Быть новаторской или эксклюзивной фирмой, предлагать уникальные способы работы или продавать товары (торговые марки), которых нет у других.

Если розничная фирма будет сочетать несколько из перечисленных подходов, то она наверняка сможет стать еще более привлекательной для своих покупателей.

Розничная торговля, удовлетворяя нужды и запросы индивидуальных потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка.

Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание, тактические задачи:

1. установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;

2. изучение, выявление и анализ источников закупки товаров;

3. согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей;

4. осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной конъюнктуры;

5. расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;

6. сокращение издержек обращения товаров.

По мере развития рыночных отношений, составляющие элементы коммерческой деятельности подвергаются качественным изменениям. Далее в пособии рассмотрим организацию и содержание различных видов коммерческой работы, осуществляемых в розничных торговых предприятиях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.023 с.)