На выходном (четвертом) валу трехступенчатых передач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На выходном (четвертом) валу трехступенчатых передач



Т4 = Т1ίоб η. (3.10)

 

3.2. Зубчатые передачи

3.2.1. Назначение, классификация и применение

в машинах и артиллерийском вооружении

Зубчатыми называют передачи, в которых движение между звеньями (зубчатыми колесами) передается с помощью последовательно зацепляющихся зубьев. Простейшая передача состоит из двух зубчатых колес, укрепленных на валах, которые вращаются в подшипниках. Меньшее из зубчатых колес обычно называют шестерней. У зубчатого колеса условно различают тело (диск со ступицей) и зубчатый венец. В зависимости от назначения, нагрузок, условий эксплуатации зубчатые колеса изготавливают из различных металлических и неметаллических материалов. По твердости рабочих поверхностей стальные колеса делятся на две группы: колеса с твердостью НВ ≤ 350 для малоответственных передач и НВ > 350 для ответственных передач. Колеса могут изготовляться заодно с валом (вал-шестерня), если dк ≤ 2dв; отдельно – в виде дисков из одного материала или тело колеса из одного, а зубчатый венец из другого материала.

Материалы для изготовления зубчатых колес должны обладать достаточной общей и поверхностной прочностью, выносливостью зубьев при изгибе, стойкостью против абразивного износа и заедания.

Существует два основных метода изготовления зубчатых колес: метод копирования и метод обкатки.

При методе копирования профиль инструмента (резца, профильной или червячной фрезы, штампа и др.) представляет точную копию колеса или некоторой его части (например, одной впадины между соседними зубьями).

Наиболее распространенным и универсальным методом нарезания зубьев является метод обкатки. В этом случае инструментом являются зубчатая рейка в виде гребенки, червячная фреза или долбяк.

Классификация зубчатых передач производится по геометрическим и функциональным особенностям.

По взаимному расположению осей колес – с параллельными, пересекающимися и со скрещивающимися осями.

По форме колес – цилиндрические, конические, эллиптические (применяются редко).

По расположению зубьев относительно образующих колес – прямозубые, косозубые, шевронные, с криволинейными зубьями.

По конструктивному оформлению – открытые, не имеющие защитного кожуха и масляной ванны; полуоткрытые, имеющие защитное ограждение; закрытые (в герметическом корпусе).

По окружной скорости – тихоходные (до 4 м/с); средних скоростей (4…15 м/с); высокоскоростные (свыше 15 м/с).

По характеру движения осей – обычные (простые), имеющие неподвижные геометрические оси всех колес; планетарные, когда оси одного или нескольких колес перемещаются в пространстве.

По профилю зубьев – эвольвентые и неэвольвентные (циклоидальные, круговые и др.).

По точности зацепления стандартом предусмотрено 12 степеней точности по нормам плавности в зависимости от окружной скорости (первая степень – наивысшая). Силовые передачи обычно изготовляют по 6…10 классам точности.

Наибольшее применение находят цилиндрические прямозубые и косозубые передачи с эвольвентным профилем зубьев.

Цилиндрические передачи могут быть внешнего (наружного), внутреннего и реечного зацепления. В последнем случае вращательное движение зубчатого колеса преобразуется в поступательное движение рейки или наоборот.

Термины, определения и обозначения, относящиеся к геометрии и кинематике зубчатых передач различных типов с передаточным отношением, установлены ГОСТами.

Достоинства зубчатых передач: надежность работы и высокий КПД (до 0,97…0,99 для одной пары колес); компактность и долговечность; постоянство передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, простота эксплуатации и обслуживания.

Недостатки зубчатых передач обусловлены: необходимостью изготовления и монтажа с высокой точностью, что усложняет технологию; возможностью появления шума в процессе работы; большой жесткостью, что не позволяет амортизировать динамические нагрузки.

Зубчатые передачи – наиболее распространенный тип передач в коробках перемены передач, мостах и рулевых механизмах автомашин, в подъемных и поворотных механизмах артиллерийских орудий и боевых машин.

 

3.2.2. Основной закон зацепления

Для обеспечения нормальной работы пары зубчатых колес с постоянным передаточным отношением профили зубьев должны быть очерчены строго определенным образом.

Рассмотрим передачу вращения двумя звеньями (рис.3.4), являющимися недеформируемыми телами. Действуя друг на друга в точке С контакта, они будут вращаться в противоположные стороны с угловыми скоростями ω1 и ω2 относительно неподвижных центров О1 и О2. Установим соотношение между этими скоростями.

Окружные скорости точки С на каждом из звеньев

υС1 = ω1·О1С; υС2 = ω2·О2С. (3.11)

Проведем в точке С контакта нормаль n – n и касательную τ – τ к профилям звеньев, из центров О1 и О2 опустим на нормаль перпендикуляры О1N1 и О2N2 и разложим скорости υС1 и υС2 на нормальные и касательные составляющие:

= υС1 · соsαC1 = ω1 · О1N1; = υС2 · соsαС2 = ω2 ·О2N2; (3.12)

= υС1 · sin αC1; = υС2 · sin αC2, (3.13)

где αСί – угол между абсолютной скоростью точки контакта и нормалью к профилю в той же точке, численно равной углу между радиусом ОίС и перпендикуляром на нормаль ОίNί. Условие контакта (сопряжения) звеньев будет обеспечено лишь при равенстве

. (3.14)

Если , то профиль одного звена должен проникнуть в профиль другого звена, либо отстать от него.

Рис. 3.4

Из (3.12), (3.14) следует, что

ω1/ ω2 = О2N21N1. (3.15)

Соединим центры О1 и О2 прямой и точку пересечения с нормалью n – n обозначим П.

Из рис.3.4 видно, что равенство возможно только в одном положении, когда точка С контакта профилей совпадает с точкой П.

Из подобия треугольников О1N1П и О2N2П находим

ω1/ ω2 = О2П/О1П = ί12. (3.16)

Соотношение (3.16) выражает основной закон зацепления: нормаль к профилям в точке контакта делит межцентровое расстояние на отрезки, обратно пропорциональные угловым скоростям звеньев. Отношение ω1/ ω2 = ί12 представляет передаточное отношение. Точка П пересечения нормали n – n и линии центров О1О2 является мгновенным центром относительного вращения звеньев и называется полюсом зацепления. При ί12 = const полюс зацепления П не должен менять своего положения на линии центров О1О2. Для обеспечения ί = const в процессе зацепления профили звеньев должны быть подобраны так, чтобы в любом положении профилей нормаль в точке их контакта пересекла линию центров в одной и той же точке П. Профили зубьев, зацепления которых обеспечивает ί = const называют сопряженными. Одним из таких профилей является эвольвентный. Эвольвентное зацепление предложено академиком Л. Эйлером и благодаря высокой технологичности находит наибольшее распространение. В этом случае профиль зуба в торцевой плоскости, перпендикулярной оси, очерчен по эвольвенте окружности. Эвольвентой или разверткой окружности называется плоская кривая М0А (рис.3.5), которая описывается любой точкой прямой NN при перекатывании ее по окружности без скольжения. Линию NN называют производящей прямой, а окружность радиуса rВ по которой она перекатывается, - эволютой или основной окружностью.

Радиус rВ основной окружности является единственным параметром, определяющим эвольвенты. С увеличением rВ эвольвента становится более пологой, а при rВ → ∞ обращается в прямую линию. Поэтому в реечном зацеплении профиль зуба рейки прямолинейный.

Рис.3.5

3.2.3. Геометрия и кинематика эвольвентных зубчатых передач и зацеплений

Геометрия передач

Геометрия зубчатого колеса (рис.3.6) характеризуют концентрическими окружностями по торцевому сечению с центром на оси колеса. Различают следующие окружности: основную, начальную, делительную, вершин и впадин зубьев.

Рис.3.6

Начальными называют окружности, которые касаются друг друга в полюсе П зацепления и перекатываются одна по другой без скольжения.

Делительной называют окружность, по которой обкатывается инструмент при нарезании зубьев и производится деление цилиндрической заготовки на ρ равных частей, называемых шагом. Эта окружность делит зуб на головку и ножку и является базовой для определения размеров зубчатой передачи. Окружности, проходящие через вершины и впадины зубьев называют соответственно окружностями вершин и впадин.

Основными параметрами зубчатых колес и передачи являются (обозначения стандартные):

d в – диаметр основной окружности;

dw – диаметр начальной окружности;

d – диаметр делительной окружности;

d а – диаметр окружности вершин;

d f - диаметр окружности впадин;

Рt = ρ – окружной шаг по делительной окружности (для сопряженной пары колес шаг одинаковый);

ρ в – шаг по основной окружности;

h – высота зуба;

h a и h f – высота головки и ножки зуба;

s – толщина зуба;

е – ширина впадины;

с – радиальный зазор между вершиной зуба одного колеса и впадиной зуба другого;

в – ширина зубчатого венца;

аw – межосевое расстояние передачи.

Прямая линия N1N2, переходящая через полюс зацепления П, касательно к основным окружностям колес, называется линией зацепления. Она является геометрическим местом точек контакта профилей зубьев при обкатке линией давления сопряженных профилей зубьев. Отрезок ℓα линии зацепления, отсекаемый окружностями вершин зубьев сопряженных колес, называется активной линией зацепления или длиной зацепления. Она определяет начало и конец зацепления пары сопряженных зубьев.

Угол αw образованный линией зацепления N1N2 и общей касательной, проведенной через полюс зацепления к начальным окружностям, называется углом зацепления. Он соответствует углу α профиля зуборезного инструмента, является стандартным и равным 200, т.е. αw = α = 200.

Отношение длины зацепления ℓα к окружному шагу ρ в по основной окружности называется коэффициентом торцевого перекрытия εα:

εα = ℓα / Р в = ℓα/(Р t cosα). (3.17)

Для непрерывной нормальной работы зубчатой передачи необходимо, чтобы ℓα > Р в, т.е. εα > 1.

Основным расчетным параметром, по которому нарезаются зубья, является модуль m зацепления, представляющий отношение шага ρ к числу π, т.е.

m = Р/π. (2.8)

Для пары сопряженных колес модуль одинаковый. Значения модуля регламентированы ГОСТом.

При z < zmin, чтобы не было подрезания зубьев, инструмент (рейка) смещается, как правило, от центра заготовки, в результате чего получают положительное колесо (s) с более прочными зубьями. Колеса, изготовленные со смещением, называют корригированными.

Колеса (рис.3.7), зубья которых нарезаны без смещения инструментальной рейки (делительная прямая рейки касается делительной окружности колеса), dw = d, s = e, α = αw = 200, называются нормальными или нулевыми.

Для нормальных колес справедливы следующие соотношения:

d = mz; h a = m; h f = 1,25m; h = h a + h f = 2,25m;

dα = d ±2h a = m(z±2); d f = d ± 2hf = m (z ± 2,5);

ρ = πm; s = ℓ = 0,5ρ; c = 0,25m;

d в = d cos α; εα = 1,2…1,8;

a = aw = 0,5 (d1 ± d2) = 0,5m (z1 ± z2).

Коэффициент высоты головки зуба h* a = h a /m = 1.

Коэффициент радиального зазора С* = С/m = 0,25.

Рис. 3.7

Минимальное число зубьев колеса без подрезания при нарезании рейкой zmin = 17.

В приведенных соотношениях верхний знак относится к внешнему зацеплению, нижний – к внутреннему.

Кинематика передачи

Основной кинематической характеристикой зубчатой передачи является передаточное отношение

ί12 = ω12 = n1/n2. (3.19)

Так как в полюсе П зацепления окружности , то

ί12 = d2/d1. (3.20)

Учитывая, что d1 = m z1, а d2 = m z2, можно записать

│ί12│= z2/z1 = u. (3.21)

Отношение числа зубьев большого колеса к числу зубьев меньшего колеса (шестерни) называют передаточным числом и обозначают u. Передаточное число является частным случаем передаточного отношения ί.

Применение u вместо ί связано с формой расчетных зависимостей на прочность.

Передаточное отношение зубчатой пары находится в пределах от 10 до 0,1.

Передаточное отношение многоступенчатой передачи (ряда ступеней) определяется как произведение передаточных отношений ступеней. Например, для двухступенчатой передачи

ί = ί1ί2 = ω13 = n1/n3 = z2z4/(z1z3) = u. (3.22)

В точках контакта (кроме полюса) сопряжения зубьев имеет место перекатывание и скольжение со скоростью υs. Скольжение сопровождается трением, что является причиной потерь в зацеплении и изнашивания зубьев.

 

3.2.4. Виды разрушения зубьев и критерии работоспособности

Основными элементами, определяющими работоспособность зубчатых передач, являются зубья колес.

Основными видами разрушений зубьев являются:

поломка зубьев (излом), чаще всего у основания зуба, в результате больших перегрузок статического или ударного характера, а также от длительной переменной нагрузки. Этот вид разрушения связан с изгибными напряжениями и типичен для открытых передач;

выкрашивание или отрыв от рабочей поверхности зубьев мелких частиц металла, приводящий к образованию ямок под действием переменных контактных напряжений. Усталостное выкрашивание начинается обычно на ножке зуба, где нагрузка передается одной парой зубьев. Этот вид повреждений характерен для закрытых передач, работающих в смазке;

износ зубьев заключается в истирании рабочих поверхностей при плохом смазывании, недостаточно защищенных от попадания абразивных частиц; чаще всего наблюдается в открытых передач;

заедание наблюдается в высоконагруженных и высокоскоростных передачах и проявляется в образовании молекулярного сцепления (сварки) поверхностных слоев металла и последующего разрушения этих связей в процессе скольжения зубьев.

Таким образом, основными критериями работоспособности зубчатых передач являются изгибная и контактная прочность, по которым производятся расчеты, а также износостойкость.

Задача проектирования зубчатых передач состоит в определении таких значений основных параметров, которые наилучшим образом удовлетворяют прочностным, кинематическим, геометрическим и экономическим требованиям.

3.3 Цилиндрические зубчатые передачи

3.3.1. Расчет зубьев цилиндрических передач на изгибную прочность

Усилия в передачах

Оценка прочностной надежности зубчатых передач производится по напряжениям и их допускаемым значениям. Для определения напряжений в наиболее опасных сечениях зубьев необходимо знать усилия в зацеплении.

 

Рис.3.8

При передаче вращающего момента Т (рис. 3.8) между парой контактирующих зубьев действует сила трения и нормальная сила давления . При расчетах силами трения из-за малости пренебрегают. Момент силы относительно оси колеса при установившемся режиме работы (ω = const) уравновешивает момент движущих сил Т.

Для упрощения силу переносят в полюс зацепления П и раскладывают на окружную , изгибающую зуб, и радиальную , сжимающую зуб, силы:

Ft = 2T/d = Fn cos αw; Fr = Fnsinα = Ft tgαw;Fn = Ft/cosαw. (3.23)

 

Расчет зубьев на изгибную прочность

Условие прочности зубьев по напряжениям изгиба записывается в виде

σF ≤ [σF], (3.24)

где σF максимальное напряжение в опасном сечении зуба;

F] – допускаемое напряжение при расчете на изгиб.

Наибольшие напряжения изгиба образуются у корня зуба в зоне перехода эвольвенты в галтель, где имеет место наибольшая концентрация напряжений (рис. 3.9). При выводе уравнения для инженерных расчетов принимают следующие допущения: зуб рассматривают как консольную балку постоянного сечения и искомую зависимость напряжений от сил и размеров сечения принимают по формулам сопротивления материалов; вся внешняя нагрузка передается лишь одной парой зубьев, приложена к вершине зуба по нормали к его профилю; силы трения не учитываются.

Рис. 3.9

Для удобства, сила переносится на линию центров и раскладывается на окружную F = Fn cosα и радиальную F = Fnsinα. Силы и обусловливают возникновение в опасном сечении зуба изгибающего момента Мх и осевой сжимающей силы :

Мх = Fnαcosαα; Rz = Fnsinαα, (3.25)

где ℓα – плечо изгибающей силы F;

ααw – угол давления (обычно αα = 28…300).

С учетом формулы Fn = F/cos αw получим:

Мх = Ftα ; Rz = Ft (3.26)

Напряжения на растянутой стороне меньше, чем на сжатой, но поверхностные слои хуже сопротивляются переменным растягивающим напряжениям сжатия. Поэтому наиболее опасными являются напряжения на растянутой стороне зуба: σF = σu – σсж, или

σF = , (3.27)

где Wx = в S21/6 – момент сопротивления опасного сечения изгибу;

А – площадь опасного сечения зуба;

S1 - толщина зуба в опасном сечении.

Действительные местные напряжения σF будут больше, чем рассчитанные по формуле (3.27) из-за концентрации напряжений и дополнительных нагрузок, возникающих при работе, в ασ раз.

Обозначим

YF = , (3.28)

где Y – коэффициент формы (прочности) зубьев. Значение YF выбирается по таблице в зависимости от числа зубьев.

С учетом Ft = 2T/d = 2T/mz, коэффициента КF расчетной нагрузки и (3.28), формула проверочного расчета зубьев на изгиб записывается в виде:

σF = 2КF TYF/(в m2z) ≤ F],

КF = KK, (3.29)

где K – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;

K – коэффициент динамической нагрузки.

Значения K и K в зависимости от различных факторов приводятся в таблицах или на графиках. Приближенно можно принимать КF = 1,2…1,5.

При проектировочном расчете определяется модуль зацепления

m = , (3.30)

где ψ вт = в /m = 10…20 – коэффициент ширины зубчатого венца по модулю.

Найденное значение m округляют в большую сторону и принимают стандартным. Зная m и z, по стандартным зависимостям определяют размеры колес.

Допустимые напряжения изгиба находят по формуле

F] = σF0KFCKFL/SF, (3.31)

где σF0 = σFim в - предел выносливости зубьев на изгиб при базовом числе циклов нагружения NF0 = 4·106 (приводится в таблицах);

КFC =1 – при односторонней нагрузке;

КFC = 0,7…0,8 – при реверсивной нагрузке;

SF = 1,5…2,0 – коэффициент запаса прочности;

КFL – коэффициент долговечности,

КFL = , но < 2, (3.32)

здесь n = 6 при твердости материала НВ≤350; n = 9 при НВ > 350;

NFE = 573ωt – фактическое число циклов нагружения при постоянном режиме работы за время t в часах. При длительной работе передачи (NFE > NF0) принимают КFL = 1.

Расчет на изгиб ведут по шестерне, если материал колес одинаковый, а при различных материалах – для того колеса, у которого меньше отношение [σF]/YF.

 

3.3.2. Расчет зубьев цилиндрических переда на контактную прочность.

Допускаемые напряжения

Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев является основным для закрытых передач. Цель расчета – предотвратить усталостное выкрашивание поверхностей зубьев. Расчет выполняют для фазы зацепления в полосе (см.рис.3.8).

Условие прочности зубьев по допускаемым контактным напряжениям записывается в виде

σН ≤ [σН], (3.33)

где σН – максимальное контактное напряжение на активной поверхности зубьев;

Н] – допускаемое контактное напряжение.

При выводе расчетной зависимости полагают, что контакт двух зубьев аналогичен контакту двух цилиндров с радиусами ρ1 и ρ2, равными радиусам кривизны эвольвенты зубьев в точке контакта. В этом случае максимальные контактные напряжения для колес из конструкционных материалов с коэффициентом Пуассона μ = 0,3 вычисляют по формуле Герца:

σН = 0,418 , (3.34)

где ρпр – приведенный радиус кривизны;

Епр = 2F1F2/(E1+E2) – приведенный модуль упругости;

q = KHFH/ в – расчетная удельная нормальная нагрузка.

Выражая ρпр и q через параметры передачи в (3.34), формула проверочного расчета зубьев по контактным напряжениям для стальных колес записывается в виде

σН = Н], (3.35)

где КН = КНβK ≈ 1,2 …1,4 – коэффициент расчетной нагрузки.

При проектировочном расчете закрытых передач определяется межосевое расстояние

аw = a = (u ±1)3 , (3.36)

где ψ = в/а – коэффициент ширины зубчатого венца по межосевому расстоянию (выбирается стандартным в пределах 0,2…0,4). Вычисленное значение аw= а округляют в большую сторону до ближайшего значения по ГОСТу. Модуль зацепления определяют по эмпирической зависимости

m = (0,01 …0,02) a (3.37)

и принимают стандартным.

В приведенных формулах знак "+" для внешнего зацепления, а "-" – для внутреннего зацепления.

Допускаемые контактные напряжения определяются по формуле

Н] = σН0КHL/SH, (3.38)

где σН = σНℓim в - предел контактной выносливости поверхности зубьев при базовом числе циклов нагружения NНО = 12·107 (приводится в таблицах);

SH = 1,1…1,2 – коэффициент запаса прочности;

КHL – коэффициент долговечности, КHL = ≥ 1, но ≤ 2,4.

При NHE > NHO КHL = 1.

Эффективными средствами повышения контактной прочности зубьев является увеличение поверхностной твердости зубьев, применение химически неактивных масел и др.

 

3.3. Особенности цилиндрических косозубых и шевронных передач.

Понятие о передачах с зацеплением Новикова

Косозубые (рис.3.10а) и шевронные (рис.3.10б) колеса имеют зубья, наклонные под углом β к образующей делительного цилиндра (к оси колеса). Угол β наклона зубьев для косозубых колес 8…200, для шевронных – 25…400.

Рис. 3.10

Для шестерни наклон зубьев обычно правый, а у колеса – левый. Зубья нарезаются прямозубой рейкой с соответствующим поворотом инструмента относительно заготовки на угол β.

В косозубой эвольвентной передаче два коэффициента перекрытия: торцовый εα и осевой εβ, и непрерывность зацепления обеспечивается, если общий коэффициент перекрытия ε = (εα + εβ) > 1.

В косозубой передаче зубья входят в зацепление не сразу по всей длине, а постепенно, что значительно снижает шум и повышает плавность, уменьшает динамические нагрузки. Они имеют наклон контактной линии к основанию зуба, утолщение зуба в опасном сечении, большее значение коэффициента перекрытия (ε = 2 и более) и большую суммарную длину контактных линий, в результате чего передают большие нагрузки, чем прямозубые передачи.

Недостатком косозубых передач является наличие осевой силы , которая стремится сдвинуть колесо с валом вдоль оси, дополнительно нагружает опоры валов (подшипники) и детали корпусов. Указанный недостаток косозубых передач устраняется в шевронных передачах, которые можно рассматривать как сдвоенные косозубые передачи с противоположным наклоном зубьев.

Косозубые передачи находят преимущественное применение, особенно в ответственных механизмах при больших скоростях и нагрузках.

Геометрические размеры колес косозубых эвольвентных передач определяют по приведенным формулам для прямозубых, в которые необходимо подставить торцевые значения модуля mt. В косозубом колесе различают торцевый или окружной Рt и нормальный Рn шаг и соответствующие им модули зацепления.

Торцевый mt = Pt/π и нормальный mn = Pn/ π. Модуль mn = m, должен быть стандартным. Модули связаны между собой соотношением

mt = m/cosβ. (3.39)

Диаметр делительной (начальной) окружности

d = dW = mtz = mz/cosβ. (3.40)

Высота головки и ножки зуба h a = m; h f = 1,25m.

Межосевое расстояние

а = 0,5m(z1 +z2)/cosβ. (3.41)

Минимальное число зубьев из условия неподрезания zmin = 17cosβ.

Передаточное отношение (число) ί = u = ω1/ ω2 = n1/n2 = z2/z1.

Усилие в зацеплении косозубой передачи направлено под углом β к торцу колеса и раскладывается на окружную , радиальную и осевую составляющие (рис.3.11)

Ft = 2T/d; Fr = FttgdW/cosβ

(3/20)

Fa = Fttgβ; Fn = Ft/(cosαW· cosβ)

где αW = 200 – стандартный угол зацепления.

Рис.3.11

Расчет зубьев на изгибную и контактную прочность выполняют по аналогии с прямозубыми передачами с учетом особенностей соответствующими коэффициентами.

Проверочный расчет зубьев по напряжениям изгиба производится по формуле

σ = 2КFTYFYcosβ/(в m2z) ≤ [σF]. (3.43)

При проектировочном расчете определяется модуль

m = (3.44)

Проверочный расчет зубьев по контактным напряжениям производится по формуле

σ = . (3.45)

При проектировочном расчете определяется межосевое расстояние

а = αW = (u ± 1)3 (3.46)

В формулах: Y = 1 – (β0/140) – коэффициент, учитывающий наклон зубьев; YF – коэффициент формы зуба, выбираемый по таблице в зависимости от эквивалентного числа зубьев zV = z/cos3β; ψ вт = в /m = 10…20 – коэффициент ширины колеса по модулю; КНα = 1,03…1,15 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависящий от точности изготовления; ψ ва = 0,2…0,6 – коэффициент ширины колеса по межосевому расстоянию.

Допускаемые напряжения [σF ] и [σH ] определяются по формулам (3.31) и (3.38).

В 1954 году М.Л.Новиков предложил и реализовал новый вид зацепления – круговинтовое, в котором первоначальный линейный контакт, присущий эвольвентному зацеплению, заменен точечным, превращающимся под нагрузкой в контакт зубьев по поверхности с хорошим прилеганием. Простейшими профилями зубьев, обеспечивающими такой контакт, являются профили, очерченные по дуге окружности или близкой к ней кривой (рис.3.12). Так как начальный контакт зубьев осуществляется в одной точке (εα = 0), то для обеспечения непрерывности зацепления колеса передачи Новикова выполняются косозубыми (β ≈ 8…220) с коэффициентом осевого перекрытия εβ > 1 или с винтовой формой зубьев.

Рис.3.12

В зацеплении Новикова перекатывание зубьев происходит не по высоте, как в эвольвентной передаче, а по их длине, т.е. по линии, параллельной от колеса. Скорость перемещения точки начального контакта К0 в 4…10 раз больше ее окружной скорости, что способствует образованию в контакте толстого масляного слоя, снижению потерь на трение и уменьшение износа.

Применяют два вида цилиндрических зубчатых передач Новикова: выпуклые поверхности начальных головок зубьев одного колеса взаимодействуют с вогнутыми поверхностями начальных ножек другого колеса (рис.3.12); головки зубьев обоих колес выпуклые, а ножки вогнутые. У передач первого вида одна линия зацепления КК'; у передач второго вида две линии зацепления, и их несущая способность больше.

Достоинства по сравнению с эвольвентным зацеплением: большая нагрузочная способность по условию контактной прочности (в 1,7…2 раза); меньше размеры и масса; выше КПД; меньше шума; допускают большие передаточные отношения.

Недостатки: большая чувствительность к изменению межосевого расстояния и перегрузкам; сложнее в изготовлении.

На передачи с зацеплением Новикова имеется ГОСТ, и их применяют в редукторах и приводах машин при работе с постоянными и малоизменяющимися по величине нагрузками и скоростями до 20 м/с.

 

3.4. Понятие о планетарных, волновых передачах и

дифференциальных механизмах

3.4.1. Планетарные передачи

Планетарными называют передачи, которые имеют хотя бы одну подвижную геометрическую ось колеса. Зубчатая планетарная передача (рис.3.13) состоит из центрального колеса " а " с наружными зубьями, центрального колеса " в " с внутренними зубьями, сателлитов "g" с подвижными геометрическими осями и водила "h", на котором закреплены оси сателлитов. Сателлиты, обкатываясь по центральным колесам, вращаются вокруг своих осей и вместе с водилом вокруг центральной оси, совершая движения, подобные движению планет. Планетарная передача может иметь один или несколько сателлитов nW одинакового размера. Ось, относительно которой вращаются водило вместе с сателлитами и центральное колесо, называется центральной (основной).

Рис.3.13

Планетарные механизмы, в которых подвижны все три звена " а "," в " и "h", называются дифференциалами или дифференциальными передачами, они обладают двумя степенями свободы. Если одно из колес " а " или " в " сделать неподвижным, то получится механизм с одной степенью свободы, называемой простой планетарной передачей. При неподвижном колесе " в " движение может передаваться от " а " к "h" или от "h" к " а "; при неподвижном колесе " а " – от " в " к "h" или от "h" к " в ". При неподвижном водиле "h" механизм превращается в обычную зубчатую передачу с передачей вращения от " а " к " в " или от " в " к " а " через промежуточное колесо "g". Наиболее часто применяются простые планетарные передачи типа 2к-h с неподвижным колесом " в " (рис. 3.13). зубчатые колеса могут быть цилиндрическими или коническими, с прямыми и косыми зубьями. В зависимости от назначения и нагрузок колеса изготавливаются из металлов и неметаллов и, как правило, нормальными. Например, в авиационных редукторах зубчатые колеса изготавливаются из легированных сталей 12ХНЗА, 30ХГСА, 30ХА, 40ХН с твердостью 320…450 НВ.

Достоинства планетарных передач: возможность получения большого передаточного отношения (до тысячи) при малых габаритах и небольшой массе конструкции; при работе меньше шума; выше плавность и нагрузочная способность; малая нагрузка на опоры.

Недостатки: резкое снижение КПД с ростом передаточного отношения; повышенные требования к точности изготовления и монтажа.

Планетарные передачи применяют в силовых передачах и приборах для редуктирования скорости; дифференциалах автомобилей, тракторов, станков. Приборов для сложения и разложения движения; в коробках передач двигателей, приборах для управления и регулирования скорости.

 

3.4.2. Волновые передачи

Волновыми называют передачи, в которых движение осуществляется за счет перемещения волны деформации гибкого колеса.

Волновая зубчатая передача (рис.3.14) состоит из генератора волн "h", гибкого колеса "g" с наружными зубьями и жесткого колеса " в " с внутренними зубьями. Ведущим является генератор волн. Одно из колес (чаще жесткое) неподвижное, а второе – соединено с выходным валом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.174 с.)