Финансово-кредитное предпринимательство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансово-кредитное предпринимательство.



Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.

В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.

Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции.

Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы0, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ выступает также в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг, в этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.

Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

Страховое предпринимательство.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

Предпринимательство обеспечивает:

1. Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.

Эта роль представляется значимой при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем. Предпринимательство влечет за собой распространение вторичной занятости. В целом распространение вторичных форм занятости более характерно для сферы услуг (за исключением торговли и общественного питания), особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях финансово-кредитной сферы и социально-культурного комплекса.

2. Обеспечение социальной стабильности и снижение уровня бедности.

Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности в обществе. Развитие предпринимательства способствует росту денежных поступлений в бюджет, некоторому снижению безработицы и т.д.

3. Возможность энергичным и предприимчивым людям открыть своё дело в производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои способности.

4. Увеличение налоговых поступлений.

5. Рост доли ВВП, создаваемой организациями, занятыми в сфере предпринимательства.

6. Увеличение численности среднего класса, следовательно, улучшение социальной и политической стабильности.

Вопрос 20

Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги[1][2][3].

В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием[2][3].

Числящийся на балансе предприятия имущественный комплекс используется им для осуществления предпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:

  1. земельные участки;
  2. здания, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути
  3. оборудование, инвентарь;
  4. сырьё;
  5. продукцию;
  6. права требования;
  7. долги;
  8. исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания)
  9. денежные средства на счетах предприятия и в кассе предприятия.

Фи́рма — организация (компания или корпорация), владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли. Исторически (в гражданском праве России первой половины XX века) термин «фирма» означал наименование коммерческого товарищества (общества).

Организационные формы предприятий

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества и общества:

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере (коммандитное товарищество);
  • общество с ограниченной ответственностью,
  • общество с дополнительной ответственностью;
  • акционерное общество (открытое и закрытое).

Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.


Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.
Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем:

  • они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;
  • распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;
  • участие акционеров в управлении обществом;
  • право акционеров на получение дохода (дивиденда);
  • дополнительные возможности стимулирования персонала.

Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

 
 

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения

Вопрос 22

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (ПФ) [production function] (то же: функция производства) — экономико-математическое уравнение, связывающее переменные величины затрат (ресурсов) с величинами продукции (выпуска).

Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

Кривая производственных возможностей показывает:

1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства.

КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

Вопрос 23

Эффективность производства – это важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.

Эффективность производства – это показатель деятельности производства по распределению и переработке ресурсов с целью производства товаров. Эффективность можно измерить через коэффициент – отношение результатов на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, её номенклатуры.

Эффективность по Парето - уровень организации экономики, при котором:
- уже невозможно осуществить какие-либо изменения в пользу одного лица либо группы лиц, не ухудшив положение другого лица либо группы лиц;
- входные ресурсы используются наиболее эффективно (эффективность производства), а результат обеспечивает максимально возможную полезность для потребителей (эффективность распределения ресурсов).

Вопрос 24

Чистая (совершенная) конкуренция возникает при определенных условиях:

• наличие множества мелких фирм, предлагающих на рынке,однородную продукцию. Для потребителя безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;

• доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна,так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта;

• фирма может свободно, без ограничений входить и выходить из отрасли;

• фирма без ограничений имеет возможность получить любую информацию о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условиях чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, т.е. границы фирмы и отрасли совпадают. Чистая монополия обычно возникает там, где выпускаемый предприятием продукт является в известном смысле уникальным, отсутствуют его аналоги или близкие заменители (субституты).Причиной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить 'экономический (например, исключительное право предприятия на какой-либо производственный ресурс, патент на изобретение или технологию) или административный характер (например, необходимость получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности).

Если в условиях совершенной конкуренции предприятие выбирает только объем производства, цена задается внешним образом и предприятие вынуждено приспосабливаться к ней, то в условиях монополии предприятие-монополист не только определяет собственный объем производства, но и устанавливает цену. Не следует, однако, преувеличивать и силу монопольной власти отдельного предприятия. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Конкуренция может обостриться в связи с нововведениями,появлением товаров-заменителей, импортом аналогичных товаров, а также межотраслевой «борьбой за рубль потребителя» – конкуренцией со стороны производителей различных благ, каждый из которых стремится увеличить долю своих товаров в потребительском бюджете.

Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действуют десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием.Причинами выбора покупателя могут быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку цены, более удачное расположение или время работы магазина. Важное значение, поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие гарантийного ремонта, возможность покупки в рассрочку и т.п.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль. Легкость вступления не означает, однако, полного отсутствия каких-либо барьеров. Ими могут быть патенты,торговые марки и т.п., но в отличие от чистой монополии они не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары-субституты.

При значительной дифференциации производимой продукции трудно найти два предприятия, производящих совершенно аналогичный продукт или услугу. Границы отрасли нередко оказываются размытыми. Каждое предприятие проводит самостоятельную ценовую политику и осуществляет товарную стратегию, а с другой стороны, тайный сговор между ними и проведение единой рыночной политики затруднительны, как практически невозможны предсказание и учет действий всех участников монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, и в сфере услуг.

Олигополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях,производящих как стандартизованные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. Обычно выделяют жесткую (классическую) олигополию, при которой главную роль играют 3–4 фирмы, и мягкую (аморфную) олигополию, когда основная часть продукции выпускается 6–8 предприятиями.

Олигопольная ситуация обычно порождается наличием высоких барьеров для вступления в отрасль. Они могут быть связаны с эффектом масштаба –экономически эффективным в ряде отраслей (например, в автомобильной промышленности) оказывается только крупномасштабное производство, патентной монополией(например, в наукоемких отраслях), монопольным контролем над редкими источниками сырья (например, в нефтедобыче), высокими расходами на рекламу(например, в производстве прохладительных напитков или шоу-бизнесе), другими естественно сложившимися или искусственно созданными барьерами.

Характерной особенностью олигополии является высокая взаимозависимость – число предприятий настолько ограничено, что каждое из них вынуждено при формировании экономической политики (принятии решений по ценам и объему производства) принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

В условиях олигополии возможны два варианта поведения предприятия: некооперативное и кооперативное. При некооперативном поведении каждое предприятие самостоятельно решает проблемы определения цены и объема производства, не оглядываясь на действия или возможную ответную реакцию со стороны других фирм отрасли. Такое поведение может быть характерно для «ведущей фирмы», которая осуществляет контроль более чем над половиной рынка, или для предприятия, начинающего ценовую войну. Ценовая война – постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

При кооперативном поведении предприятия-олигополисты учитывают и согласовывают рыночные стратегии и тактики. Одни фирмы пытаются предвидеть поведение соперников, другие предпочитают действовать сообща, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т.п. Стремление предприятий к совместным действиям находит свое отражение в образовании картелей, негласных соглашениях или даже в простом следовании за ценовым лидером в отрасли. Если между участниками соглашения достигается твердая договоренность о ценах, разделе рынка и других способах ограничения конкуренции, то олигополия фактически превращается и чистую монополию.

Укажем также на некоторые другие формы несовершенной конкуренции, с которыми может столкнуться предприятие на различных рынках.

Самым «плохим» для потребителя случаем является рыночная ситуация, при которой монополия практикует ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары монополия продает разным потребителям по разным ценам.

Цены могут различаться в зависимости от дохода потребителя,объема потребления, времени покупки и т.п., т.е. их различия никак не связаны с различием издержек (затрат на производство). Предприятия, использующие ценовую дискриминацию, обычно присваивают часть потребительского излишка.

Совершенно иная ситуация складывается для потребителя в условиях монополии – монополии со стороны покупателя. Покупатель-монополист имеет возможность покупать предлагаемые экономические блага по наиболее низкой цене.

Особой ситуацией является двусторонняя монополия.Двусторонняя монополия – рыночная структура, при которой монополисту противостоит монополист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

Вопрос 25

Фа́кторыпроизво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо

Информация специфической формой информации является технология.

Труд - деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.

Капитал - совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля -охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;рисковать денежными средствами, временем, трудом

Вопрос 26

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Вопрос 27

Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными:

  • банковские займы (ссуды);
  • акции;
  • облигации;
  • финансовые деривативы;
  • ноты и закладные.

Вопрос 28

РЫ́НОК ЗЕМЛИ́, сфера формирования спроса и предложения на земельные ресурсы.
Основой формирования рынка земли является возможность свободно осуществлять на нем сделки купли-продажи. Главной особенностью рынка земли является то обстоятельство, при котором предложение земли в каждый данный момент времени постоянно и не может расширяться или уменьшаться в зависимости от изменений цен. Это означает, что эластичность предложения по цене равна нулю: несмотря на рост цены на какие-либо земельные участки, предложение на них не может заметно возрасти, поскольку площадь этих участков физически ограничена. Однако в сельскохозяйственном производстве при вкладывании труда и капитала можно увеличить количество пригодных к использованию земель (например, в годы освоения целинных земель в Казахстане или при проведении мелиоративных работ на болотах Белоруссии). В этом случае эластичность предложения земли становится хотя и небольшой, но уже не нулевой.
Плата за пользование землей является рентой (см. РЕНТА), собственники земли получают рентный доход. Если земля приносит доход только за счет своих естественных преимуществ или выгодного расположхения, то рента является чистым доходом владельца. Поскольку увеличение спроса на землю не ведет к росту величины ее предложения, то возрастает лишь рента. Верхняя граница ренты определяется тем, какую выгоду могут получить от использования земель ее владельцы.
Для сельскохозяйственных земель эта выгода зависит от плодородия почв и местоположения участков, от которого в свою очередь зависят как климатические условия производства, так и затраты на доставку ресурсов и готовой продукции. Для земель несельскохозяйственного пользования выгода зависит от местоположения участков и степени их подготовленности к использованию. На цену земли влияет также удобство сообщения с другими населенными пунктами, центром города или центром деловой активности. Несельскохозяйственные пользователи менее стеснены ограниченностью земель, так как важное для них полезное пространство может быть обустроено и на небольшом участке земли.
Говоря о размерах пригодных к использованию земель, следует различать такие понятия, как земля и пространство. Расширенное пространство получить намного легче, чем увеличить размеры земли (например, когда на месте одноэтажного дома возводится многоэтажный). Таким образом, объем предлагаемого пространства весьма эластично реагирует на цену — уровень арендной платы. Именно этим фактором объясняется рост массового высотного строительства.
По причине низкой мобильности труда в сельском хозяйстве рынок земли является одним из самых узких рынков в экономике.
Однако, несмотря на практически неэластичное общее предложение земли, можно говорить об определенной (ограниченной) мобильности и этого фактора производства (см. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА), поскольку с точки зрения отдельного пользователя предложение земли весьма эластично реагирует на повышение его собственного дохода. Предлагая относительный высокий уровень ренты, фирма или частное лицо всегда найдут подходящий для себя участок земли, предложив прежнему владельцу продать его по устраивающей его цене. При этом общее предложение земли будет оставаться постоянным.

Вопрос 29

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими

признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой

денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с

общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который

выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или

государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес.

Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами:

каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует

достижению наибольшего блага для всех.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности,

справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3. Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов

макроэкономического регулирования.

Ими являются:

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через

налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением

через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

- политика регулирования доходов (от свободного установления

заработной платы и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование

обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики

являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных

обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных

людских и материальных ресурсов. Показатели приращения национального

богатства - ВОП, НД (национальный доход), ВНП (валовый национальный продукт)

Главной целью всей экономической политики является создание эффек­тивной и

конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой

цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную

среду для хозяйственной деятельности всех субъек­тов экономики независимо от

форм собственности.

Кругооборот ресурсов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.076 с.)