Глава 4. Глобальные проблемы В системе «индивид – общество». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Глобальные проблемы В системе «индивид – общество».



В эту группу входят проблемы непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» - развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития.

§ 1. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ СОВРЕМЕННОСТИ.Глобальные проблемы в системе «индивид - общество» отражают разные стороны ситуации, когда гигантские темпы научно-технического прогресса не соответствуют духовному развитию человечества. Человек просто не успевает духовно освоить то, что порождает его разум. Известный философ М. Мамардашвили, характеризуя современную ситуацию, употреблял выражение «антропологическая катастрофа». Он имел ввиду, что за всеми нашими бедами, локальными и глобальными, стоит кризис человека, его духа. Торжество современной цивилизации выступает как торжество бездуховности. Цивилизация со всеми ее материальными взлетами вдруг обнаруживает себя как лишенная надежных духовных основ. Она не уверенна в своем будущем, с опаской оценивает настоящее и путается в осмыслении прошлого.

Таким образом, одной из главных причин кризиса, постигшего человеческую духовность, является утрата путеводных идей. Таких идей, которые могли бы связать воедино человеческую реальность, помочь оценить уроки прошлого, определить смыслы происходящего и очертить контуры будущего. В прошлом такие идеи были. Например, идея социализма - общества социальной справедливости. Или идея научно-технологическая, воспевшая экономическую эффективность. Но эти идеи не выдержали испытания временем. А новые, яркие, объединяющие идеи, возможно только начинают зарождаться и ясно обнаружатся лишь в новом столетии.

Для понимания современных процессов можно провести такое различение: под цивилизацией понимать всю совокупную деятельность человека, направленную на удовлетворение его материальных и духовных (в самом ши­роком смысле этого слова) потребностей и ее результаты, включая научно-техническое развитие, а под к ультурой ту часть циви­лизации, которая направлена на удовлетворение толь­ко и исключительно духовных потребностей человека. Исто­рически культура формировалась и развивалась в русле религиозно­го (или околорелигиозного) миропонимания, ориентированно­го на веру в объективное бытие высшей духовной реальности (богов, духов, Первоединого, Бога, Абсолюта и т.п. — некоего Великого Другого, по выражению В.В.Бычкова), оказывающей воздействие на возникнове­ние, развитие, существование жизни, в том числе и человеческой. Соответственно культура ориентирована на создание, разви­тие, поддержание любой творческой деятельности, духовно просветляющей и преображающей жизнь человека и человече­ства. Процесс расшатывания культуры начался уже где-то с XVI в. и активно прогрессировал в Новое время не без влияния научно-технического прогресса. В XX в. он превратился во взрывоподобный слом культуры, начал­ся период пост-культуры. Глав­ной и характерной чертой этого периода явля­ется внутренний отказ большей части человечества западного ареала от признания объективно существующей высшей духовной ре­альности — Великого Другого.

Пост-культура — современное состояние той лавинообразно рас­ширяющейся сферы цивилизации, которая создается поколени­ем людей, сознательно отказавшихся от признания бытия какого-либо иного духовного начала кроме только и исключительно человеческого. Пост-культура — это творение «одномерного человека», как четко охарактеризовал человека индустриальной цивилизации немецко-американский философ Герберт Маркузе. В социальном плане — это «культура нулевого цикла» (понятие Маркузе), ограничивающаяся прагматически опти­мальным минимумом знаний, навыков, способов коммуникации, помогающим укрепиться человеку в своей узкой социально-про­фессиональной нише внутри индустриального мира. Ни о каком «полете духа» к какому-то мифическому Универсуму в случае «одномерного человека» не может быть и речи. Поэтому в пост-культуре отпадает потребность во многих традиционных по­средниках (прежде всего эстетических) между земным чело­веком и чем-то сверхземным, нематериальным. Она вся здесь и сейчас — на земле, в гуще техногенной цивилизации и ниче­го кроме этой «земли» не знает и знать не желает. Таковы пра­вила цивилизационной игры, сформировавшейся на протяжении XX в. и фактически заменившей культуру.

Такое изменение мировоззренческой установки обернулось к середине XX в. радикальными изменениями человеческого бытия, созна­ния, мыслительных парадигм, образа жизни и творческих прин­ципов. Более того — косвенно способствовало приближению че­ловечества к грани самоуничтожения. Если над нами нет никакой высшей законодательной, руководящей, сдерживающей, караю­щей, наконец, силы, если все в наших руках то нам все дозволено (провозгласил еще Ницше): куда хочу, туда и ворочу, — внутрен­няя установка пост-культуры. Расставание с ориентацией на высшую духовность обернулось прагматизацией, утилитаризацией, уплощением сознания.

Соответственно изменилось отношение к сфере вещей. В обстановке массового производства и в отсутствие реалий более высокого порядка вещи вырвались на первый план и «загромоздили пути воображения» современного человечества. Жадные люди были всегда, но «вещизм», «потребительство», превознесение материальных благ и связанного с ними комфорта — это черта нашего времени. Современный озабоченный собой индивид хочет много и хорошо потреблять. Само по себе это было бы неплохо, если бы не сделалось самоцелью, единственным неисчерпаемым желанием современного «среднего человека». Но тот, кто «зациклен» на потреблении, не в состоянии отдавать, дарить, делиться ни внешним, ни внутренним достоянием.

Нобелевский лауреат Конрад Лоренц рассмотрел восемь различных, но тесно связанных между собой процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Вот они:

1. Перенаселенность земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них подчас «нечеловеческими» способами. Следствием скученности индивидов на малом пространстве также является агрессивность.

2. Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой природы.

3. Все ускоряющееся развитие техники, делающее людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляющее им времени для подлинно человеческой деятельности - мышления.

4. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым, исчезает способность человека переживать радость, которая дается лишь ценой напряженных усилий при преодолении препятствий. Волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в «незаметную зыбь невыносимой скуки».

5. Генетическая деградация. Проблема уничтожения в настоящем виде человеческой телесности тоже относится к числу глобальных.

6. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается крайняя точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря
уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими, как с чуждой этнической группой. Причина этого - в недостаточном контакте между детьми и взрослыми.

7. Возрастающая унификация человечества. Увеличивается число людей принадлежащих к одной и той же культурной группе, усовершенствуются технические средства воздействия на общественное мнение, что приводит к невиданной унификации взглядов. Внушающее воздействие доктрины возрастает вместе с увеличение числа последователей. Например, люди, сознательно уклоняющиеся от воздействия телевидения, чаще всего рассматриваются как патологические субъекты. Уничтожение индивидуальности приветствуется теми, кто хотел бы манипулировать большими массами людей.

8. Восьмым, по выражению К.Лоренца, смертным грехом человечества он считает неослабевающую ядерную угрозу.

§ 2. ЗДОРОВЬЕ. Глобальные проблемы, связанные с человеком затрагивают не только состояние его духа. Другой неотъемлемой частью человека является его телесность. Греческий идеал человека означал совершенство и духовное и телесное. На протяжении веков здоровье было одной из главнейших ценностей человека. Все ли благополучно с телесностью человека в современном мире и в России в частности?

Антропологический кризис с области человеческой телесности имеет множество проявлений. Одним из главных является опасность изменения генофонда человечества. Мутагенные факторы вызваны прямым и косвенным загрязнением биосферы. Биологи отмечают растущее повреждение генотипических структур сформированных веками. Опасны тенденции к переконструированию биологической основы человека. Системная целостность генетических факторов вовсе не гарантирует, что при изменении одного гена, который программирует определенные свойства организма, не изменятся другие свойства. Человеческая культура глубинно связана с человеческой телесностью и тем эмоциональным фоном, который ей продиктован. Биологические предпосылки не просто фон культуры, а почва на которой она выросла и вне которой невозможны были бы состояния человеческой духовности.

Ухудшение здоровья на сегодняшний день связано, как правило, с неблагоприятными факторами антропогенных изменений среды в условиях научно-технического прогресса. Увеличивается число психических больных, растет количество инфарктов, инсультов, происходит психофизическая деградация человеческого общества. Сердечно-сосудистые, онкологические, легочные болезни и сахарный диабет прочно заняли ведущее место среди причин смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности.

Для настоящего времени характерно исключительно быстрое нарастание социальных изменений. В то же время запрограммированные эволюцией биологические процессы происходят крайне медленно. В столкновении первого со вторым скрыта причина многих болезней.

Техногенная цивилизация характеризуется быстрым ростом различных отраслей промышленности, где заняты миллионы людей. Следствием этого является развитие новой группы заболеваний, ранее неизвестных человечеству, так называемых профессиональных заболеваний, вызванных воздействием производственных факторов на человека.

Серьезного внимания заслуживает радиационная ситуация на планете. В течение почти 40 лет ядерных испытаний в биосферу выброшено 12,5 т. продуктов деления, самым неблагоприятным образом отражающихся на человеке.

Современная цивилизация характеризуется значительным ростом заболеваний, в основе которых лежат порочные наклонности человека: табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, сифилис, СПИД, гепатит В и др.

В конце ХХ в. возросла заболеваемость туберкулезом, опухолевыми заболеваниями, ожирением.

В этой группе проблем относится такие глобальные проблемы как проблема наркомании, суицида, алкоголизма.

Среди факторов, формирующих здоровье населения, решающую роль играют не только здоровый образ жизни, состояние окружающей среды, наследственность и уровень здравоохранения, но и культурный и духовный потенциал общества. Охрана здоровья и борьба с наиболее опасными заболеваниями – одна из глобальных задач человечества, поскольку является центральной в деле сохранения жизни на земле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.008 с.)