Русская культура 20 века (включая современное состояние). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура 20 века (включая современное состояние).



Основные вопросы

1. Становление символизма в России.

2. Эстетика символизма и модерн. Деятельность «Мира искусств», колоний Абрамцево, Талашкино. «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Ф.Шехтель и архитектура Москвы.

3. Архитектура Петербурга и «северный модерн». Обновление скульптуры, интерес к особенностям материала. Деятельность П.Трубецкого, А.Голубкиной, С.Коненкова. Исторические сюжеты живописи М.Нестерова.

4. Русский импрессионизм и творчество К.Коровина. Портреты В.Серова. Символизм М.Врубеля и В.Борисова-Мусатова. Творчество М.Чюрлениса.

5. Искусство авангарда. Новое видение жизни Петрова-Водкина. М.Шагал, В.Кандинский, К.Малевич и супрематизм. П.Филонов. Художественные объединения 20-30х годов.

6. Утверждение коммунистической идеологии в искусстве. Демократизация культурной жизни. План монументальной пропаганды.

7. Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны. Культурная жизнь послевоенного десятилетия. Мемориальные комплексы жертвам Великой Отечественной войны. Комплексы «Мамаев курган» и «Трептов - парк».

8. «Оттепель» в культурной жизни 60-х годов. Культура и искусство в годы «застоя» - 70-80-е гг.

9. Влияние «перестройки» на культуру и искусство.

10. Постмодернистская составляющая искусства России.

Методические указания

Проанализируйте проблемы искусства ХХ века. Граница между XIX и ХХ веками. Периодизация искусства ХХ века. Искусство ХХ века и проблема традиций. Многообразие методов и стилей современного искусства. Искусство и массовая культура. Понятие о модернизме. Происхождение модернизма. Критика основных направлений модернизма. Архитектура Нового времени и изобразительное искусство.

Изучите основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке. Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке. Живопись и графика в ХХ веке. Художник в ХХ веке. Выставочная деятельность и арт-рынок.

К вопросу о периодизации русского искусства ХХ века. Формулы периодов. Об историографии русского искусства рассматриваемого столетия. Начало века.

Характер искусства мастеров круга «Союза русских художников». «Голубая роза» и финал русского символизма. Новый «Мир искусства» и «Союз молодежи».

«Странная ломка миров живописных». «Бубновый валет» (круг художников, формальные задачи, традиции, эволюция). Что такое авангард в искусстве.

Русский авангард. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. В.В. Кандинский. П.Н. Филонов. М.З. Шагал, Казимир Малевич. В.Е. Татлин. Скульпторы 1900–1910-х годов.

1917 год. Проблемы художественной жизни России между Февралем и Октябрем 1917 г. Начало советского художественного строительства. Послеоктябрьский «футуризм».

Искусство эпохи «военного коммунизма». Художественная политика. Художественное просвещение и борьба с «графической безграмотностью». Монументальная скульптура. Судьба традиционной живописи. Полиграфический политический плакат. «Окна РОСТА».

Реформа Императорского Фарфорового завода и агитфарфор. Реформа художественной школы. Концепции «производственного искусства». Влияние идей Октябрьской революции на русское искусство.

Русское искусство 1920-х — начала 1930-х годов и развитие художественного мироощущения. Группировки 1920-х годов. Антитеза АХР — ОСТ. Апрельское 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Судьба искусства авангарда в Советской России.

Первый съезд советских писателей (1934 г.) и рождение формулы метода «социалистического реализма». А.А. Жданов и М. Горький.

Искусство сталинской эпохи (1930-е — 1950-е годы). Противоречия и драматизм эпохи. Искусство как зеркало состояния общества. Типовая живопись тоталитарного искусства и ее подлинные достижения. 1930-е годы: Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Пластов, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, П.П. Кончаловский, М.В. Нестеров, П.Д. Корин. Скульптура 1930-х годов. Монументальная скульптура. «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной. И.Д. Шадр. М.Г. Манизер. С.Д. Меркуров. Н.В. Томский. Скульптурный портрет. С.Д. Лебедева.

Графика 1930-х годов. В.А. Фаворский. Е.А. Кибрик. Кукрыниксы.

Русское искусство в годы Великой Отечественной войны. Плакат. «Окна ТАСС». Станковая графика (Л.В. Сойфертис, А.Ф. Пахомов). Живописные произведения на военную тему, созданные в годы войны (А.А. Дейнека, А.А. Пластов, С.В. Герасимов, К.Ф. Юон). Скульптурный портрет.

Искусство послевоенных лет. Историческая, историко-революционная живопись. А.А. Пластов и В.Н. Костецкий — предвестники «сурового стиля».

Графика. Публицистический характер графических серий Б.И. Пророкова. Скульптура. Памятники героям войны. Монумент Юрия Долгорукова (С.М. Орлов). Памятник А.С. Пушкину в Ленинграде (М.К. Аникушин). Памятник П.И. Чайковскому (В.И. Мухина).

Искусство второй половины 1950-х — начала 1960-х годов. «Оттепель» в стране и в искусстве. Новые стилеобразующие факторы. «Современное» художественное зрение. «Суровый стиль»: архетипы повседневного, как положительные начала. Художники «сурового стиля» (А.В. Васнецов, П.Ф. Никонов, Г.М. Коржев, Н.И. Андронов и др.). Традиции. Форма. Тенденции. Предтечи.

Неофициальное искусство: начало (1950-е годы). 1) «Лианозовцы» (Кропивницкие, Генрих Сапгир, Оскар Рабин, Юрий Васильев, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин). 2) Таруса (Штейнберги, Б. Свешников, Дм. Плавинский и др.). 3) Группа Ю. Соостера и Ю. Соболева. 4) Студия Э.М. Белютина.

Причины, способствовавшие формированию модернистской стилистики американского и европейского типа. Выставка «30 лет МОСХа» (1962 г., декабрь). Разгром неофициального искусства и левого крыла МОСХа. Появление андеграуда. Подпольные выставки (Аптарт). Группа «Движение» Льва Нусберга (1962 г.). Кинетизм. Опарт.

Искусство 1970-х — 1980-х годов. Эпоха «романтической метафоры» в официальном искусстве (братья Смолины, М.А. Савицкий, Татьяна Назаренко). В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский. Андеграуд в начале 1970-х годов. «Бульдозерная выставка» («I осенний осмотр картин на открытом воздухе», 1974) — пик конфронтации искусства и власти в России. «Измайловская выставка» («II осенний осмотр картин на открытом воздухе») и поиски компромисса. Концептуальное искусство в России (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо») и его влияние на возникновение соц-арта. Соц-арт (Э. Булатов, В. Комар, А. Меламид, Г. Брускин и др.) — карнавальная и ироническая модификация соцреализма. Фотореализм и другие явления современного русского искусства.

Проанализируйте многообразие проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни как отличительная особенность культуры современной России. Постмодернизм и его влияние на духовную культуру. Формирование российской массовой культуры, «культуры досуга». Современная Рунет-культура: информатизация и глобализация культуры. Возрождение народных промыслов России. – глиняной и деревянной игрушки (дымковской, богородской), кружевоплетения и ткачества, лаковой миниатюры и деревянной посуды (хохлома). Система образования и наука России сегодня. Роль церкви в общественной жизни современной России. Перспективы развития российской культуры на рубеже XX–XXI вв.

Контрольные вопросы

1. Периодизация русского искусства ХХ века.

2. Какова судьба русского авангарда начала ХХ века в послеоктябрьское время?

3. Каково художественное мироощущение 1920-х годов?

4. Охарактеризуйте художественные группировки 1920-х годов.

5. Отличительные черты русского модерна и символизма.

6. Что такое монументальная пропаганда?

7. Что такое социалистический реализм?

8. Отражение «культа личности» в искусстве. Тоталитаризм и культура.

9. Какова роль Великой Отечественной войны в культуре СССР?

10. Концептуализм в русском искусстве.

11. Каково влияние перестройки в преодолении кризисных явлений в российской культуре?

12. Опишите тенденции развития постсоветской культуры.

Самостоятельная работа.

1. Добавьте в глоссарий:

понятия: символизм, модерн, панно, эркер, анфилада, мансарда, литография, пастель, фриз, гобелен, стилизация, неоклассицизм, супрематизм, «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мир искусств», социалистический реализм, диссидентство, авангард, перформанс, биеннале, ленд-арт, граффити.

памятники: особняк З.Морозовой, особняк С.Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве, А,Щусев Мавзолей В.И.Ленина, М.Нестеров «Святая Русь», К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна», Н.Альтман портрет А.Ахматовой, П.Корин «Александр Невский», В.Попков портрет Пушкина «Осенние дожди», В.Мухина «Рабочий и колхозница», Е.Вучетич «Воин-освободитель» в Берлине, М.Аникушин памятник Пушкину в Москве, комплекс ВДНХ в Москве, Храм Христа Спасителя, монументы З.Церетели в Москве, мечеть Кул-Шариф.

персоналии: Ф.Шехтель, Р.Клейн, Ф.Лидваль, К.Петров-Водкин, В.Татлин, В.Кандинский, К.Малевич, П.Филонов, бр.Корины, В.Мухина, З.Серебрякова, В.Попков, А.Шилов, И.Глазунов, Церетели, С.Рахманинов, Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, Г.Свиридов, Р.Щедрин, А.Шнитке, Б.Гребенщиков, А.Макаревич, И.Крутой, А.Пахмутова, Э.Рязанов, Н.Михалков.

2. Подготовьте доклады на тему: «Культура русской эмиграции», «Русская литература 20 века», «Молодежные направления в искусстве 21 века (в музыке, в танце, в графике)».

Темы для самостоятельного изучения.

 

Тема 4.

Культура Древней Месопотамии

Основные вопросы

1. История развития месопотамской культуры, ее основные особенности.

2. Первые правовые кодексы: законы Шульги, законы Хаммурапи.

3. Письменность и литература. Самобытность мифов Двуречья. «Эпос о Гильгамеше».

4. Изобразительное искусство.

5. Архитектура Древней Месопотамии.

Литература

1. Бадак А.Н. История древнего мира. Древний Восток: Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск, 2000.

2. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1991.

3. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

4. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1989.

5. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1979.

6. Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья: Учебное пособие. Таганрог, 2002.

7. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Земля Древнего Двуречья: история, мифы, легенды и открытия. М., 1986.

8. Оппенхейм А.Л Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980.

Методические указания

Приступая к работе над данной темой, выясните смысл понятия «Месопотамия», рассмотрите в каких природных условиях формировалась культура Двуречья, как заселялась данная территория. Познакомьтесь с периодизацией истории Месопотамии и кратким содержанием каждого периода. Выделите основные особенности месопотамской культуры (их следует выписать в тетрадь в форме плана), покажите, чем культура Двуречья отличается от древнеегипетской.

Достаточно высокого уровня развития в Двуречье достигает право. Ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого обилия юридических сборников, как в Месопотамии. Древнейшие из них – законы Шульги – относятся к концу III тыс. до н. э. Ими пользовались в Шумеро-Аккадском царстве при III династии Ура. Законы плохо сохранились, от них уцелели лишь введение и несколько статей. Самый большой сборник законов, насчитывающий 282 статьи, дошел до нас от времени вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Покажите особенности судопроизводства в Древнем Двуречье. Укажите, какие сведения об экономике, социальной структуре, религиозных воззрениях Древней Месопотамии содержатся в данных законах.

Поясните, что представляет собой клинопись. Как она сформировалась, когда и кем была дешифрована? Показав разнообразие форм и жанров литературы Древнего Двуречья, подробно проанализируйте «Эпос о Гильгамеше». Раскройте самобытность мифологии, остановитесь на мифе о потопе. Почему этот миф возник именно в Двуречье?

Рассматривая архитектуру и изобразительное искусство, обратите внимание, что культура Двуречья – это, прежде всего, городская культура. Опишите типичный шумерский город, поясните, что такое «зиккурат». Охарактеризуйте наиболее яркие памятники изобразительного искусства Месопотамии.

Контрольные вопросы

1. В чем особенности системы управления в Двуречье?

2. Дайте общую характеристику законам Хаммурапи.

3. Какова структура старовавилонского общества по законам Хаммурапи?

4. В чем особенности судопроизводства в Старовавилонском царстве?

5. Раскройте основную сюжетную линию «Эпоса о Гильгамеше».

6. Перечислите основные архитектурные памятники Двуречья и кратко охарактеризуйте их.

7. Охарактеризуйте сохранившиеся скульптурные произведения Древнего Двуречья.

8. Добавьте в глоссарий:

понятия и памятники: зиккурат, шеду, эллинизация, Авеста, Персеполь, «Сказание о Гильгамеше», «висячие сады Семирамиды», дорога процессий, Вавилонская башня.

персоналии: Мардук, Хаммурапи, Саргон, Кир, Крез, Заратуштра (Зороастр), Сасаниды.

Тема 7.

Культура Японии.

Основные вопросы

1. Периодизация культуры Японии.

2. Роль религии в сохранении самобытности японской культуры.

3. Японская письменность и литература.

4. Японский театр.

5. Живопись и архитектура Японии.

Литература

1. История Древнего мира. Древний Восток: Индия, Китай, Страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск, 2000.

2. Овчинников В. Ветка сакуры. – М., 1987.

3. Сэнсом Дж. Б. Япония: Краткая история культуры. – СПб.: Евразия, 2002.

Методические указания

Обратим внимание на периодизацию культуры Японии и ее своеобразие. Среда обитания и ее влияние на хозяйственную жизнь и менталитет японцев. «Островное» сознание, «дух Ямато», тенденция к миниатюризации.

Роль религии в сохранении самобытности японской культуры. Синтоизм. «Кодзики» и «Нихонги» как источники сведений по истории японской религии. История становления буддизма в Японии. Дзэн-буддизм. Конфуцианство.

Японская письменность и литература. Основные литературные жанры: моногатари, никки, вака (танка), хайку, гэсаку. Японское сценическое искусство, основные театральные жанры: бугаку, но, кёгэн, бунраку, кабуки. Самобытность японской архитектуры: неразрывность внутреннего пространства и окружающей природы, храмовая и дворцовая архитектура, стили синдэн-дзукури и сёин. Традиционная японская живопись ямато-э. Живописная школа Каноо, стиль укиё-э. Повседневная культура японцев.

Контрольные вопросы

1. В чем особенности мироощущения японцев?

2. Каковы особенности синтоистской религии?

3. Перечислите основные литературные жанры Японии.

4. В чем особенности японского традиционного театра?

5. Каковы особенности японского сада?

6. Перечислите основные архитектурные Японии и кратко охарактеризуйте их.

7. Охарактеризуйте повседневную культуру японцев. Почему к декоративно-прикладному искусству Японии применяют эпитет «изысканная эстетика».

8. Добавьте в глоссарий:

понятия и памятники: синтоизм, ханива, дотаку, кондо, кампо, ямато-э, кимоно, икебана, самурай, сёгун, ноо, кабуки, нэцкэ, японский сад, моногатари, никки, вака (танка), хайку, гэсаку, шелкография.

 

Тема 10.

Культура Византии

Основные вопросы

1. Особенности исторического развития Византии.

2. Культ императорской власти. Влияние церкви в Византии.

3. Искусство раннего Средневековья.

4. Храм Святой Софии – жемчужина европейской культуры.

5. Изобразительное искусство эпохи Палеологов.

Литература

1. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

2. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1989.

3. Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья: Учебное пособие. Таганрог, 2002.

Методические указания

Приступая к работе над данной темой, выясните особенности исторического развития Византии, которые предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населяющих империю.

Необходимо проанализировать существенную особенность византийского искусства – его культовость, связь с церковным обрядом, богослужением. Общественная мысль, литература, искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей.

Попытайтесь ответить на вопрос – почему именно византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, и Византийская церковь – мировым центром православной веры. Расцвет византийского искусства при Юстиниане I. Светские и культовые сооружения Константинополя. Храм Святой Софии — купольная базилика нового типа, где наиболее последовательно выражены тенденции, характерные для византийского зодчества VI века. Храм Апостолов как пример развития крестово-купольной системы в Константинополе.

Необходимо выяснить, какие факторы повлияли на развитие монументальной мозаики, какова специфика византийской мозаичной техники, ее отличие от античной. Знаменитые мозаики церквей Сан Витале, Сант Аполлинаре Нуово. Декоративно-прикладное искусство - важное дополнение парадного официального искусства (резьба из слоновой кости, изделия из эмали; художественные ткани). Развитие книжной миниатюры.

Исключительно важна просветительная роль Византии. Именно Византия спасла Европу от арабов, сохранила для Европы античное искусство. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Просвещения.

Контрольные вопросы

1. Как повлиял культ императорской власти на мироощущение и культуру жителей Древней Византии?

2. Дайте общую характеристику философии Византии.

3. В чем особенности изобразительного искусства Византии? Какова техника византийской мозаики?

4. Раскройте особенности иконописного канона Византии?

5. В чем особенности крестовокупольных церквей в Константинополе и на территории Греции, а также мозаик храма святой Софии в Константинополе.

6. Опишите достижения науки и медицины Византии.

7. Добавьте в глоссарий:

понятия и памятники: василевс, Серапиум, базилика, мозаика, «греческий огонь», иконоборчество, храм Софии, Суда, крестово-купольный храм

персоналии: Ипатия, Орибазий, Юстиниан, Грамматик, Палеологи, Феофан Грек.

Тема 13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.068 с.)