Критерии выставления экзаменационных оценок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии выставления экзаменационных оценок



Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется:

 

Р1 + Р2

И% = ------------------- х 0,6 + Е х 0,4;

где:

Р1 – процентное содержание оценки 1 рейтинга

Р2 – процентное содержание оценки 2 рейтинга

Е – процентное содержание экзаменационной оценки

Итоговая оценка в процентном содержании И% переводится в итоговую оценку в цифровом эквиваленте согласно таблице, приведенной в «Общей шкале оценки знаний».

Критерии оценки знаний

ответ должен быть точным (то есть отвечать на вопрос именно так, как он сформулирован в задании),

ясным (то есть логичным и стилистически грамотным),

кратким, но достаточно полным,

обязательно содержать точную ссылку на используемый источник (учебник, монографию, статью теоретика либо практика, с правильным указанием выходных данных издания и страниц),

написанным или напечатанным разборчиво и грамотно. Особое внимание следует уделить точному воспроизведению латинских терминов. Все термины следует объяснять, не стоит ими злоупотреблять.

Не следует, например, вместо точного ответа на вопрос “чем отличатся экспертиза от контроля” описывать порядок государственного управления и регулирования окружающей средой. Неумение кратко и ясно излагать свои мысли расценивается как недостаток, вызванный скорее всего недостаточным усвоением материала или несамостоятельным характером работы.

Особо отметим важное обстоятельство: студентам всячески рекомендуется использовать в обучении новые компьютерные технологии и сеть Internet, однако не следует злоупотреблять ими. Файлы, скопированные из сети, легко распознаваемы, носят слишком общий характер и, к сожалению, зачастую очень неточны и содержат множество фактических и грамматических ошибок.

Лекция №1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

1) Понятие труда

2) Предмет ТП

3) Методы ТП

4) Система ТП

 

Труд – важное условие существования людей, удовлетворяющее их материальным и духовным ценностям. Все, что создано человеком, является результатом его трудовой деятельности.

Общественная организация труда:

1. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных, духовных и других ценностей, необходимых для жизни людей.

2. Общественное производство – коллективная деятельность людей. Совокупность всех отношений, к складывающейся между людьми по поводу применения их труда в процессе совместной трудовой деятельности – общественная организация труда.

Элементы общественной организации труда:

1) наличие и состояние трудовых ресурсов общества;

2) разделение и кооперация труда;

3) обеспечение трудовой дисциплиной и управление процессом совместного труда;

4) установление меры труда;

5) порядок распределения производительности продукта;

6) степень участия самих производителей в этом процессе;

7) воспроизводство рабочей силы (профессиональная подготовка).

 

Предмет ТП – общественные отношения, связанные с применением труда в сфере трудовой деятельности, т.е. те отношения, в которых сам процесс труда в его общественной форме становится предметом общества.

Признаки трудовых отношений:

1) включение работников в трудовой коллектив предприятия;

2) выполнение работником закрепленной за ним трудовой функции;

3) личный труд работника;

4) трудовой режим (внутренний распорядок)

ТП регулирует: отношения между работодателем и работником, организационно-управленческие отношения между администрацией и коллективным предприятием, отношения по трудоустройству, надзор за охраной труда, разрешение трудовых споров.

 

Методы ТП:

1) договорной порядок заключения, изменения и прекращения трудовых правоотношений

2) правовой статус субъектов трудовых правоотношений

3) характер установления положительных и отрицательных сторон трудовых правоотношений

4) метод локального регулирования (коллективный договор)

5) юридические средства обеспечения должного поведения сторон трудовых правоотношений

 

Система ТП – совокупность правовых норм, образующих единство структуры и содержания ТП.

Общая часть включает предмет, метод, систему, отрасли, принципы регулирования трудовых отношений, источники ТП, правовое положение субъектов.

Особенная часть включает в себя правовые нормы, элементы общественной организации труда, участники трудовых отношений.

Лекция №2 ПРИНЦИПЫ Трудового права.

Понятие принципов трудового права.

Общие принципы трудового права.

Межотраслевые принципы трудового права.

Отраслевые принципы.

1. Под принципами трудового права понимаются основополагающие начала, на которых базируются отношения наемного персонала по применению труда. Эти принципы вытекают из конституционных установлений и отражены в нормах трудового законодательства.

Принципы выступают центральным понятием науки трудового права, ибо он положен в основу всей системы трудового законодательства.

Принципы ТП определяют лишь общие установления, общие правила, поведение субъектов ТП. Принципы должны быть выражены и закреплены в законодательстве. Принципы выражают внутреннюю связь правовых норм в отрасли ТП в целом. Принципы – официальные ориентиры для субъектов ТП; являются исходным установлением для правового регулирования трудовых отношений; придают стабильность правовым установлениям общественной организации труда; оказывают воспитательное воздействие на граждан и т.д.

Роль принципов трудового законодательства:

1.принцыпы выступают в качестве официальных ориентиров для сторон трудовых отношений.

2. принципы являются первоосновой для правового регулирования трудовых отношений.

3. принципы наряду с переметом и методом правового регулирования, выступают объективным критерием отграничения трудового законодательства от других отраслей законодательства.

4. принципы оказывают воспитательное воздействие на граждан, должностных лиц и других сотрудников государственного аппарата, работников предприятия и организаций независимо от вида собственности.

 

Общие принципы (межотраслевые):

2. законность

3. приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед государством

4. равный доступ к госслужбе

5. учет общественного мнения и гласность

6. международное сотрудничество

 

Отраслевые принципы:

1. свобода трудового договора

2. определение трудовой ориентации

3. единство и дифференциация ТП

4. безопасные условия труда

5. оплата труда не ниже установленного законом минимального размера

6. гарантированность нормального режима труда и отдыха

7. обеспечение трудовой дисциплины

8. гарантированность профессионального обучения

9. свобода создания профсоюзов

Профсоюз – добровольное общественное объединение, созданное гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудов, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения условий труда.

10. гарантированность защиты трудовых прав и свобод, направленных на разумное и оптимальное разрешение трудовых споров.

 

Продолжение лекция № 2 Методы трудового права.

Всестороннее и подробное исследование вопроса о методах правового регулирования имеет важное методологическое значение не только для развития науки трудового права, но и для определения в процессе дальнейшего реформирования трудового законодательства главных направлений нормотворческой деятельности нашего государства, а также целей и задач, которое намечает государство решить посредством соответствующего правового регулирования.

В процессе нашего исследования мы пришли к следующим выводам, в основу которых были положены вопросы, составляющие предмет нашего изучения:

Метод правового регулирования является одним из основных критериев, наличие которого необходимо для определения самостоятельности отрасли права в казахстанской системе права. Иными словами, метод правового регулирования можно охарактеризовать как правовое явление, носящее отраслевой характер. Именно этими обстоятельствами обусловлено рассмотрение метода правового регулирования общественных отношений как система образующего фактора (признаки) самостоятельности отрасли права в системе права наряду с другими признаками; особым предметом правового регулирования, специфическими целям, задачами правового регулирования соответствующих общественных отношений, а также понятийным аппаратом отрасли права. Отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового регулирования, установленных государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Совокупность методов правового регулирования, которые применяются в сфере трудового права, определяется особенностями общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования. Предмет и метод правового регулирования трудовых отношений являются основополагающими критериями, наличие которых позволяет признавать самостоятельность отрасли трудового права в системе казахстанского права.

Метод правового регулирования трудовых отношений следует определять как совокупность установленных государством способов (приемов) правового воздействия норм трудового права на общественные отношения, возникающие между работником и работодателем в сфере труда.

Метод правового регулирования трудовых отношений – это правовое явление, охватывающее своим содержанием весь комплекс правового регулирования, начиная со стадии создания и определения характера норм права и завершая стадией их применения с учетом содержания условий труда, которые составляют предмет регулирования.

Необходимость сочетания и уровень соотношения методов правового регулирования, связанных с установлением тех или иных условий труда, в разные исторические периоды развития общества являются различными и обуславливаются совокупностью политических, экономических и социальных факторов. Это, в частности, особенно конкретно можно показать при анализе таких важнейших элементов трудового правоотношения, как права и обязанности работников и работодателей в области рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, охраны труда.

Содержание методов правового регулирования трудовых отношений раскрывается на основе анализа следующих составных элементов, учитывающих при их характеристике: общего правового положения основных участников трудового правоотношения – работника и работодателя; оснований возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений; способов установления прав и обязанностей сторон трудового правоотношения; способов защиты прав и обеспечения выполнения обязанностей сторон трудового правоотношения.

Метод правового регулирования трудовых отношений направлены на обеспечения эффективности правового регулирования трудовых отношений с учетом целей и задач, сформулированных в трудовом законодательстве. Необходимо отметить, что метод правового регулирования – это не только правовая, но и социальная категория, поэтому важно учитывать, что он должен содействовать обеспечению социальной справедливости в процессе организации труда и распределения создаваемого работниками общественного продукта.

В условиях реформирования условий экономической, политической и социальной жизни общества механизм правового регулирования трудовых отношений включает два различных метода правового регулирования: централизованный метод (метод государственного нормирования) и договорный метод, который в свою очередь подразделяются на коллективно-договорный и индивидуально-договорный методы правового регулирования трудовых отношений. Правовое регулирование общественных отношений в сфере труда, основанное на принципах соотношения и взаимодополнения указанных методов правового регулирования, определяет сочетание в трудовом праве частных и публичных начал. Трудовое право не может быть отнесено только к сфере частного права, поскольку при регулировании трудовых отношений учитываются, прежде всего, публично-правовые интересы, отраженные в правовых нормах, принятых государством, имеющих своей целью обеспечить минимальный стандарт условий труда для всех работников.

Сферу централизованного метода правового регулирования необходимо рассматривать во взаимосвязи с характеристикой объективно необходимого участия государства в правовом регулировании трудовых отношений. Централизованный метод правового регулирования реализуется в форме издания органами государственной власти соответствующих нормативно-правовых актов. Императивные и диспозитивные, составляющие содержание нормативно-правовых актов, представляют собой приемы юридического воздействия централизованного способа правового регулирования трудовых отношений.

Государство в современных условиях экономического развития, устанавливая основы социального сотрудничества работников и работодателей в сфере правового регулирования трудовых отношений, определяя легитимные формы договорного сотрудничества, приобретает еще одну роль – это роль социального партнерства. В правовой литературе обоснованно утверждается, что эта функция государства, как социального партнера является особенностью правового статуса государства в отрасли трудового права, что отличает данную отрасль от других отраслей казахстанского права. Содержание этой функции определяется особенностями общественных отношений, составляющих предмет отрасли трудового права, коллективным характером труда, сочетанием элементов равенства сторон трудового договора и необходимым подчинением работника распоряжениям работодателя в процессе труда. Как социальный партнер государство осуществляет две функции: координацию совместных действий социальных партнеров (работников и работодателей в лице их представителей); организует примирение сторон трудового отношения путем содействия урегулирования конфликтов.

Централизованный метод правового регулирования трудовых отношений имеет преобладающее значение. Это связано: во-первых, с историческими предпосылками возникновения и развития законодательства о труде и формированием самостоятельной отрасли трудового права; во-вторых, целями и задачами, которые ставит перед собой государство, осуществляя правовое регулирование трудовых отношений: обеспечение баланса интересов работников и работодателей в сфере труда, установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей; в-третьих, необходимостью обеспечения социальной справедливости путем равноправия и справедливого участия работников и работодателей в распределении создаваемого в результате труда общественного продукта; в-четвертых, необходимостью обеспечить правовыми средствами общественный мир и социальное согласие, которое достигается на основе реализации принципов социального партнерства, закрепленных в нормах трудового законодательства. Централизованный метод правового регулирования используется компетентными органами на государственном уровне. Законодательство Республики Казахстан в сфере правового регулирования трудовых отношений играет восполнительную роль и направлено на устранение пробелов в законодательстве, а также на установление более высокого уровня гарантий трудовых прав работников.

В условиях социально-экономических преобразований современного периода наблюдается расширение сферы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Это обусловлено следующими признаками: во-первых, применение коллективно-договорного способа правового регулирования направлено на обеспечение баланса интересов сторон трудовых отношений. Достижение согласования интересов работников и работодателей в сфере труда способствует установлению социаль6ной справедливости в обществе, развитию отечественного производства. Во-вторых, применение данного метода в правовом регулировании трудовых отношений позволяет учитывать отраслевые, региональные, профессиональные и другие особенности условий труда работников. В-третьих, применение коллективно-договорного способа правового регулирования трудовых отношений обеспечивает реальное повышение уровня трудовых прав работников.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений основывается на социальном партнерстве при установлении условий труда между работниками и работодателями в лице их представителей, органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с нормами трудового законодательства.

В механизме правового регулирования трудовых отношений одновременно применяются централизованный и договорный методы правового регулирования и, особенно при регулировании отношений, связанных с нормирование рабочего времени, времени отдыха, определением размера оплаты труда, обеспечением охраны труда. Комплексное сочетание этих способов необходимо учитывать при разработке норм нового Трудового Кодекса РК.

Применительно к правовому регулированию рабочего времени и времени отдыха нами сделаны выводы о том, что:

  • В сферу централизованного регулирования необходимо включить регламентацию видов рабочего времени (нормального, сокращенного, неполного); закрепить право на обязательное установление неполного рабочего времени для определенных категорий работников; установление правил ограничения привлечения к сверхурочным работам; определение основных видов свободного времени, а также важнейших оснований предоставления ежегодных и дополнительных отпусков, их продолжительности и порядка суммирования.
  • Предметом договорного (коллективно-договорного и индивидуально-договорного) регулирования являются вопросы установления в конкретных организациях режима рабочего времени, порядка предоставления отпусков, а также установление дополнительных гарантий, обеспечивающих интересы работников.

В сфере правового регулирования оплаты труда:

· Применяется сочетания централизованного и дополнительного (коллективно-договорного и индивидуально-договорного) регулирования общественных отношений по оплате труда с учетом того, что в порядке государственного нормирования определяется минимальный размер оплаты труда; принципы, лежащие в основе правовой организации оплаты труда, учитываемые при определении тарифных ставок и дополнительных окладов; регламентируется оплата труда работников бюджетной сферы; обязанность соблюдения работодателями законодательства о необходимости своевременной оплаты труда; обязанность установления конкретных видов ответственности за его нарушение.

В сфере правового регулирования охраны труда:

· Приоритетное положение занимает централизованный метод правового регулирования отношений, связанных с обеспечением охраны труда, который реализуется в нормативно-правовых актах, содержащих правовые нормы преимущественно императивного характера;

· Договорное регулирование отношений по охране труда работников возможно и необходимо в целях детализации законодательства об охране труда применительно к производственным особенностям организации и повышении уровня защищенности работников от неблагоприятных условий в процессе их труда на конкретном рабочем месте.

Лекция № 3 и 4 ТЕМА: СУБЪЕКТЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.037 с.)