Философия о смысле жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия о смысле жизни человека



Вопрос о смысле жизни это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Осознание смысла жизни как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпо­ха в той или иной степени оказывала влияние на понимание смысла жизни человека.

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

■ смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

■ смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь.

■ смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

■ не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, Бог дал в человеке подобие с собой, наделив при этом его свободой воли. И смысл жизни чело­века состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А по­этому смысл жизни человека в том, чтобы, самосовершенствуясь, и совершенствовать мир. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обрете­нии добра» (В.С.Соловьев), в совершенствовании себя и общества (И.Г. Фихте).

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек нахо­дит в ней сам. Философ и психолог В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. В этом человеку помо­жет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыс­лов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуатив­ные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

Третий подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. В ре­зультате каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этих великих целей про­гресса. Многие люди живут во имя собственного будущего, как замечает В.Г. Белинский: «Много людей живет, не живя, но только собираясь жить». А из глубин веков ему «отвечает» Л. Сенека: «пока мы откладываем жизнь, она проходит».

Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удо­вольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а является следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались толь­ко принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесце­ниванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на бла­готворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Что касается радости как смысла жизни, то радость, «являюща­яся направленной эмоцией» (Шелер), сама должна иметь смысл. Даже ребенок направляет свою радость вовне, на предмет или дей­ствия, ее вызывающие. Радость, следовательно, также не самоцель, а следствие достигнутой цели. Как удачно заметил Кьеркегор, «дверь к счастью открывается наружу», и тот, кто хочет открыть ее оттуда, со стороны самого счастья, тот еще плотнее закрывает ее.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в исто­рии философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломо­на «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования; в современной философии представители экзистенциализма утвержда­ют, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсур­дно и бессмысленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

■ смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л.Н.Тол­стой);

■ смысл жизни в достижении некого идеала человека;

■ смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личнос­ти (марксизм);

■ смысл — в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше);

■ в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо);

■ в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте);

■ в служении обществу (Н.С. Лесков);

■ в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро);

■ смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхче­ловеческого величия (Ницще).

Философам о смерти

Начиная с X—V вв. до н. э. в древнегреческом обществе фор­мируется представление о ценности жизни каждого индивида в отдельности, конечности его жизни во времени. Как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно, даже не стали бы философство­вать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл имен­но потому, что есть смерть. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть. Возникают концепции, которые пытаются объяснить смысл смерти, преодолеть страх смерти:

1 — реинкарнации (переселения души после смерти);

2 — полного отделения жизни от смерти, которые «не встреча­ются», ибо «пока человек живет, смерти нет, а когда пришла смерть, человека уже нет» (Эпикур). Первая концепция (Сократа—Платона) имела своей целью смягчить трагизм смерти, вторая (стоиков и Эпи­кура) была направлена на уничтожение страха смерти.

Традиция помощи человеку во избежание им страха смерти была унаследована религиями. Христианство и мусульманство рассмат­ривают смерть как предверие к жизни вечной, и лишь от земных заслуг умершего зависит, будет ли он пребывать в вечном блажен­стве на небесах или обречен на вечные муки в преисподней. С точки зрения религии буддизма смерть есть, во первых, в позитив­ном смысле, момент в «колесе сансары» («колесо перерождения»), по которому человек идет к нирване — миру вечного блаженства, где не будет страданий, и, во-вторых, в негативном плане, заслужен­ное страдание, расплата за недостойные поступки и различные же­лания.

Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть:

1. Смерть как отрицание будущего, следовательно, ни прошлое, ни будущее не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять.

2. Смерть как переход прошлого в вечность. Жить, по мнению Франкла, значит творить для вечности. Осознавая это, чело­век должен максимально использовать все свои способнос­ти и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл.

Философский смысл смерти состоит в том, что она есть момент обновления, прежде всего, органического мира, а затем и всего мира. Смерть — это совершенно естественное явление, она играла полез­ную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволю­ции. Действительно, без смерти, которая сделала возможным про­гресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы. Не было бы смерти, человек бы не думал о вечности, не «приме­рял» бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Не было бы смерти, не было бы и бессмертия, которое обязано ей своим существованием. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть. Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет бо­лее действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он стоит благодаря его смерти станет более ясным и убедитель­ным, чем если бы он поступил любым другим образом.

Китайский философ Ян Чжу (ок. 440—360 до н.э.) говорил, что смерть равняет всех: «При жизни существуют различия — это раз­личия между умными и глупыми, знатными и низкими. В смерти существует тождество — это тождество смрада и разложения, ис­чезновения и уничтожения... Умирают и десятилетний, и столетний; умирают и добродетельный, и мудрый; умирают и злой, и глупый». Но Ян Чжу решительно против преждевременного пресечения жизни: «Раз уже человек живет, то он должен принимать жизнь легко, предоставив ее естественному течению и исполнять до конца ее требования, чтобы спокойно ожидать прихода смерти. Когда же придет смерть, то и к ней следует отнестись легко, предоставив ее естественному течению, и принять до конца то, что она принесет, чтобы оставить свободу исчезновению. Зачем в страхе медлить или торопиться в этом промежутке между рождением и смертью? И смерть облагораживает последнего из смертных и ставит его на одну высоту с самыми первыми».

Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Всеобщность смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует несмотря на все жестокие раз­ногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в со­временных делах.

Смерть имеет также и нравственно-философский смысл. Осоз­нание бренности своей жизни заставляет человека найти или при­дать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать сти­мулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, «подстегнуть» человека закончить начатое дело, особен­но если оно — проявление художественного или философского творчества, а значит, реализовать замысел автора не сможет никто другой, кроме него самого.

Философия о бессмертии

Бессмертие — это чисто человеческий феномен, т. к. животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. С древности в рели­гии и философии возникла идея бессмертия, но бессмертие пони­малось различно.

В греческой религии достигнуть бессмертия — значит стать Богом. Бессмертие — есть проявление в человеке божественного начала, только оно и бессмертно. Бессмертны лишь герои, полубоги, а не обыкновенные люди. Древнегреческие философы смотрели на проблему смерти-бессмертия своеобразно. Так, Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса: «Из смерти земли рождается вода. Из смерти воды рождается воздух, из смерти воз­духа — огонь, и наоборот». В этот круговорот он включает и душу, которая ему представляется материальной, одним из переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как един­ство противоположностей. Душа человека есть огонь. В человеке есть Бог. Индивидуального бессмертия нет, есть лишь универсаль­ный огонь. Бессмертно общее, а не индивидуальное.

Философ Платон защищал возможность бессмертия на том ос­новании, что душа имеет божественное происхождение, существует в божественном мире до рождения и после смерти конкретного человека. Вера в бессмертие души вышла из культа Диониса. По­этому идея бессмертия души греческого происхождения.

Евреи, в отличие от греков, пришли к верованию в воскресение с телом, а не в бессмертие души.

В христианстве бессмертие пони­мается как жизнь вечная через воскресение человека как целост­ной личности. Гарантией возможности такого воскресения являет­ся воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Земная жизнь есть приготовление человека к жизни вечной. В мире ином обитает бес­численное множество душ добрых и злых, ждущих своей участи. Бессмертие возможно, потому что в человеке есть божественное начало. Страдающий Бог своей смертью и воскресением дает чело­веку бессмертие. Христианство говорит не столько об естествен­ном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее.

Мусульмане признают существование бессмертия также через воскресение, после которого они предстанут перед Аллахом и ко­торый совершит высший суд. Аллах совершит приговор для направ­ления праведников и грешников соответственно в рай и ад на осно­ве представленной ему «записи» мыслей и дел каждого. Приорите­ты на этом суде будут расставлены в пользу торжества законов морали и разума.

Таким образом, было построено много типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного бессмертия: учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христиан­ское учение о воскресении целостного человека. Спиритуалисти­ческое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в кос­мический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования, перевоплотиться в животных. В самой древней мировой религии буддизме бес­смертие — это не благо, а многочисленные перерождения для но­вых жизней (дхарм), несущие страдание, от которых человек не мо­жет спастись даже ценой самоубийства. Оно бессмысленно, ибо самоубийца после смерти снова родится и жизнь с ее страданиями продолжится. Уйти от страдания можно лишь выйдя из «круга су­ществования», достигнув нирваны. Буддизм указывает пути осво­бождения от мук перевоплощения. Бессмертие в буддизме — не только отрицание смерти, но и отрицание жизни. И все-таки уход в Нирвану, представляющую собой состояние вечного мира, покоя и блаженства, в определенном отношении является бессмертием.

Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личнос­ти, и идеалистическое учение также не означает бессмертия лично­сти, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Только хрис­тианское учение о воскресении целостного человека отвечает на поставленный вопрос, но с ним связано много трудностей.

Существуют различные концепции бессмертия: биологическая, геронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т. д. Остановимся на некоторых из них.

Многие понимают бессмертие геронтологически, как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством прожи­тых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества.

Биологически, генетически бессмертие понимается как наследо­вание в генах потомства: детей, внуков, правнуков и т. д. Этот вид бессмертия свойствен большинству людей, о нем Франс сказал «Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях». Вместе с передачей анатомо-физиологических признаков люди пе­редают своим потомкам и свои способности в виде задатков, кото­рые развиваются в способности при благоприятных условиях.

Третий вид бессмертия — это космизация тела и души умершего, вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разроз­ненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению.

Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненно­го творчества человека. Создание выдающегося произведения ли­тературы или искусства, научные открытия, проявления полковод­ческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортив­ный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются на­вечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях.

Нравственный парадокс жизни и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим, к умершим отно­сись, как к живым, т. е. помни всегда о смерти как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.

Человек бессмертен и вечен как духовное существо только тогда, когда он чувствует себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность, которые управляют его природными, телесными элементами. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.

Категории диалектики

 

Категории диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты позна­вательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:

• единичное, особенное, всеобщее;

• причина и следствие;

• необходимость и случайность;

• возможность и действительность;

• сущность и явление;

• структура, форма и содержание.

Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.

Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства кон­кретного предмета, явления.

Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдель­ных предметов некие сходные, общие свойства.

Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не явля­ется таковым для другого класса.

Категория «всеобщее» — это общее, присущее всем без исклю­чения классам объектов.

Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обус­ловленность явлений. Причина — это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины, не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привес­ти к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропро­водки).

Категория «необходимость» фиксирует, что необходимым на­зывается то, что причину своего существования имеет в себе, обус­лавливается внутренней природой материального образования.

Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных проявлений, про­кладывать себе дорогу через массу случайностей как тенденция, так как процессы в природе имеют вероятностный характер. Слу­чайность является формой проявления и дополнения необ­ходимости. Случайность со временем может стать необходимос­тью, и наоборот, необходимость в процессе развития может стать случайностью.

Категории «возможность» и «действительность» характеризу­ют процесс развития. Возможность — это потенциально осуще­ствимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных услови­ях. Действительность — это реализованная возможность, реально существующее бытие.

Выход человека на уровень познания необходимых свойств и связей, а также возможных последующих изменений является бо­лее высокой ступенью познания мира, чем познание причинных свя­зей. Здесь уже проникают в сущность предмета, явления.

Категория «структура» фиксирует способ организации процес­сов и взаимодействий, относительно устойчивую систему взаимо­связей компонентов какого-либо объекта, явления.

Содержание — совокупность всех элементов и процессов ка­кого-либо объекта или явления. Содержание является ведущей сто­роной по отношению к форме объекта. Содержание представляет собой более мобильную сторону, тогда как форма (способ, тип, характер взаимосвязей элементов) более устойчива, консерва­тивна. В определенных пределах форма может «выдержать» час­тичные, локальные изменения в содержании. И лишь когда измене­ния в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в сово­купности приводят к изменению формы, т.е. способа организации содержания. В этом проявляется как ведущая роль содержания, так и активность формы. Одно и то же содержание может выступать в разных формах, а форма может отставать в своем развитии от со­держания или опережать его.

Категория «сущность» фиксирует совокупность внутренних и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, сохраняющихся законов ее функционирования.

Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвя­зях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности.

Принципы диалектики

Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

• принцип развития;

• принцип системности;

• принцип причинности;

• принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

• непосредственные и опосредованные;

• генетические и функциональные;

• пространственные и временные;

• случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутрен­ние. Пример: внутренние связи человеческого организма как био­логической системы, внешние связи человека как элемента соци­альной системы.

Существенные связи — устойчивые, глубинные связи, определяю­щие специфику данного явления. Закономерные связи — законы характеризуют необходимую связь явлений, ход их развития.

Универсальность принципа развития является фундамен­тальной основой диалектики. Развитие представляется не как чис­то количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причи­на развития лежит во взаимодействии внутренних противополож­ностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому включает и прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), и элементы регресса. Не все западные исследователи приемлют диалектику в философии. Одни, следуя гегелевской традиции объективного идеализма, кото­рый сводил развитие к движению в сфере понятий, отрицают объек­тивную диалектику, диалектику внешнего мира (Маркузе), другие утверждают, что законы и категории диалектики имеют силу лишь применительно к природе, но не к обществу (Мерсье, Бжезинский и др.)

Системность означает, что многочисленные связи в окружаю­щем мире существуют не хаотично, а упорядочены. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерар­хическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внут­реннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает дру­гую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обус­ловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом име­нуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени.

Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и за­коны диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наи­более общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.25.144 (0.056 с.)