Внутренняя и внешняя среда организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя и внешняя среда организации



Современные организации как часть общества разнообразными отношениями связаны с внешней средой. Можно выделить основные характеристики влияния внешней среды на организацию:

Сложность внешней среды - совокупность факторов, на которые «организация должна реагировать.

Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в

окружении организации.

Взаимосвязанность факторов - уровень силы, с которой изменения фактора воздействуют на другие факторы. Неопределенность внешней среды — относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности и достоверности.

Внешняя среда — это силы, внешние по отношению к организации, которые воздействуют на ее результативность.

Любая организация существует в тесном единстве с внешним окружением, которое играет большую роль в ее жизни, служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности. Организация получает сырье, энергию, информацию, человеческие и другие ресурсы из внешней среды, преобразуя продукты или услуги и передает во внешнюю среду.

Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организацию, которое может проявляться в различных формах, предоставляя приятные условия и возможности для эффективного функционирования либо создавая угрозы для ее существования.

Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на организацию: макроокружение», непосредственное окружением.

Макроокружение является частью внешней среды, общей для организаций. К нему относятся факторы косвенного воздействия, которые не оказывают прямого влияния на деятельность сказываются на ней:

научно-технический прогресс; экологическая среда; социально-культурная среда; политическая обстановка; международная жизнь; правовая среда; природно-географические факторы; демографическая ситуация и т. д.

 

Компоненты макроокружения тесно связаны между собой и влияют друг на друга взаимное влияние. Изменение состояния компонентов оказывает воздействие на другие части макросред может привести к их изменению и усилению влияния на организацию.

Деловая среда — это часть внешней среды, которая составляет родственное окружение организации. К ней относятся факторы го воздействия на организацию:

потребители продукции и услуг; поставщики сырья, материалов, энергии и других природных ресурсов; конкуренты; деловые партнеры; государственные и муниципальные органы; страховые компании; финансово-кредитные организации; профсоюзы; деловые партнеры; организации инфраструктуры и другие заинтересованные лица и организации.

Помимо факторов менеджеру необходимо знать функциональные области внешней среды:

Социальная среда - рост населения, развитие культуры, образования определяют характер растущего потенциального рынка; изменение по­требностей в количестве и качестве потребляемых благ (продуктов, жилья, комфорта), изменение стиля жизни приводят к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья, а вместе — мотивация для изменения производства благ и услуг.

Правовая среда — все бизнес-организации работают в юридических рамках, нормы права регулируют поведение бизнес-организаций и разрешают споры, конфликты между ними и обществом в целом. Поэтому развиваются законы, контрактное право, защита потребителя и т.п.

Государственная среда - государство в экономике может играть три различные роли: невмешательство государства в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социа­лизм и коммунизм); прагматическое вмешательство, т.е. согласование политических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сил (регулируемый рынок).

Политическая среда — внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса.

Технологическая среда - динамика спроса и предложения на рынке, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процес­са в технологии. Силы конкуренции стимулируют процесс развития технологий.

 

 

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Классификация организаций предполагает их объединение по оп­ределенным критериям, таким, как вид деятельности, размер, форма собственности, источники финансирования, формализация, прибыль, организационно-правовая форма и др.

Хозяйственные и общественные организации

К хозяйственным относятся организации, работающие в сфере про­изводства услуг и научно-технической сфере В свою очередь они подразделяются на производственные, научно-производственные, по­среднические и др.

К общественным организациям относятся политические партии, союзы, блоки, экологические, правозащитные и другие организации, осуществляющие добровольную общественную деятельность.

Коммерческие и некоммерческие организации

По российскому законодательству коммерческой называется орга­низация, основной целью деятельности которой является получение прибыли. Некоммерческая организация преследует другие цели, однако может заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, идущую на покрытие текущих расходов и развитие (благотво­рительные фонды, ассоциации, союзы).

Форма собственности в организации

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации по форме собственности организации могут быть государственными, муниципаль­ными, частными, общественными или организациями со смешанной фор­мой собственности.

Государственные и муниципальные организации отличаются по степени юридической и хозяйственной самостоятельности, но во всех случаях они (полностью или частично) находятся под контро­лем государственных или муниципальных органов управления.

К частным относятся организации, созданные индивидуальными предпринимателями (в виде товарищества, кооператива, фермерского хозяйства и т. п.), а также акционерные общества и хозяйственные товарищества, уставный капитал которых образуется за счет частных вкладов, взносов или долей.

Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных ее форм: частной, государственной, муниципаль­ной, иностранной, например смешанные акционерные общества, где наряду с участием государственного капитала привлекаются частные и иностранные инвестиции.

Бюджетные и небюджетные организации

К бюджетным организациям относятся, основным источником фи­нансирования которых являются средства государственного иди местного бюджета. Небюджетные организации имеют другие источники формирования финансовых средств. Однако и они могут в определенных случаях получать из бюджета средства, направляемые для финансирования госу­дарственных или региональных программ, проектов, заказов.

Организационная форма.

Малые организации могут создаваться в виде кооперативов, товари­ществ, обществ и другихорганизационно-правовыхформ.

Крупные организации часто существуют в виде различных объеди­нений, которые позволяют организациям, входящим в их состав, объе­динить усилия и использовать преимущества интеграции. Среди мно­гочисленных организационных форм интеграции в нашей стране стали получать распространение концерны, корпорации, холдинговые компании, консорциумы, финансово-промышленные группы.

Концерн. Среди крупных организаций широко известнатакая форма, какконцерн. Он представляет собой объединение промышленных фирм, организаций транспорта, торговли, строительства или банковской сферы. Часто в состав концерна входят организации, объединенные производ­ственным циклом, поэтому концерны получили распространение в отраслях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых.

Так, в нашей стране, как показала практика российского менеджмента, в ходе структурной перестройки народного хозяйства стали создаваться концерны, объединившие предприятия и организации бывших отраслей, специализирующихся на добыче и транспортировке газа, нефтедобыче и нефтепереработке, производстве минеральных удобрений, добыче золота, алмазов, руд цветных металлов, например государственный концерн по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель».

Существует и другой тип концерна - с диверсифицированной дея­тельностью, который объединяет организации, занимающиеся различ­ными видами бизнеса, не связанными тесно с основным производством.

Корпорация. Корпорация - это акционерная компания, которая создается

для управления крупным производством. Современная корпорация, как правило, состоит из материнской компании и целой сети дочерних обществ, отделений, филиалов и других подразделений, имеющих различный юридический статус и разную степень самостоятельности.

Экономика любой развитой страны опирается на деятельность мощных корпораций. Перестройка российской экономики на базе корпорация стала настоятельной практической задачей. Для многих российских предприятий образование корпораций является сейчас с условием выживания; это позволит сохранить кадры, научные подразде­ления, получать выгодные заказы, решать вопросы обеспечения ресур­сами, сбыта продукции.

Холдинг. Холдинговая компания является организацией, создавае­мой с целью владения контрольными пакетами акций других компа­ний.

Можно определить два вида холдингов: чистый, который является исключительно финансовой компанией, осуществляющей конт­рольно-управленческие функции по отношению к дочерним обще­ствам, и смешанный, имеющий право заниматься предпринимательс­кой деятельностью. По формам собственности холдинги могут быть частными, государственными и смешанными. Правовая форма хол­динга - открытое акционерное общество.

Преимущества холдинга состоят в возможности осуществления еди­ной производственной, технической, маркетинговой, налоговой, фи­нансовой политики, установления контроля над ценами, защиты груп­повых интересов объединяемых организаций.

Создание холдинговых компаний можно рекомендовать:

в отраслях промышленности с высокой концентрацией про­изводства (например, в черной и цветной металлургии);

в отраслях, являющихся естественными монополиями (на­пример, газовая промышленность, энергетика);

в отраслях, объединенных общей технологической цепоч­кой (например, нефтедобыча и нефтепереработка);

в организациях, связанных с обслуживанием населения, объединяемых на территориальной основе (швейная, тек­стильная промышленность, авторемонт, бензозаправка);

в финансово-промышленных группах, образуемых на основе слияния финансового и промышленного капитала или путем объединения промышленных компаний;

когда происходит неконтролируемая скупка контрольных пакетов акций коммерческими структурами (необходима пе­редача контрольных пакетов акций государственным холдинговым компаниям).

Консорциум. Консорциум представляет собой временное объединение, которое создается для осуществления крупных программ или проектов (инвестиционного, научно-исследовательского, строительного и др.), совместного проведения финансовых операций. За счет паевых взносов участников формируются средства для их реализации! В консорциум на основе соглашения могут входить различные организации, сохраняя при этом свою юридическую самостоятельность.

Создание консорциума обеспечивает его участникам следующие преимущества: возможность выполнения работ, которые нельзя провести самостоятельно из-за отсутствия необходимых ресурсов; и распределение расходов между участниками консорциума и снижение риска; объединение материальных и человеческих ресурсов, необхо­димых для выполнения работ;

повышение технического уровня и конкурентноспособности.

Организационные формы инновационной деятельности.

В научно-технической сфере действуют различные коммерческие и некоммерческие организации, в том числе НИИ, КБ, НТЦ, исследовательские консорциумы, венчурные фирмы, научные и технодогические парки, бизнес-инкубаторы, центры нововведений, инженерные центры и др.

Организационно-правовые формы предприниматель­ской деятельности

Гражданский кодекс Российской Федерации, действующий с нача­ла 1995 года, устанавливает следующие организационно-правовые фор­мы предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами:

хозяйственные товарищества и общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия;

некоммерческие организации.

В свою очередь, хозяйственные товарищества и общества имеют такие разновидности, как:

полное товарищество;

товарищество на вере;

общество с ограниченной ответственностью;

общество с дополнительной ответственностью;

акционерное общество открытого типа;

акционерное общество закрытого типа;

дочерние и зависимые общества.

Новые типы организаций

Происходящий в настоящее время процесс перехода от индустри­ального к информационному обществу существенным образом изме­няет деловую среду и саму организацию в ней. У любой организации через информационные сети появляется возможность мгновенного свободного доступа к необходимой информации, использования со­временных информационных технологий и технических средств для решения задач, для быстрых контактов внутри организации, а также с потребителями, поставщиками, деловыми партнерами, как-бы далеко друг от друга они не находились.

В результате таких процессов информатизации деловой среды, ком­пьютеризации рыночных отношений произошло значительное сближе­ние производителя с потребителем. Решающая роль переходит от произ­водителя к клиенту. В этих условиях в конкурентной борьбе побеждают те производители, которые наиболее эффективным образом приспосо­били свою организацию к новым требованиям деловой среды, формиру­емым информационным обществом, и поэтому могут более гибко и быстро реагировать на изменения запросов потребителей и более каче­ственно удовлетворять их потребности, вплоть до индивидуальных.

В организации XXI века, по мнению П. Дракера, осуществится переход от «базирующихся на рациональной организации» к «бази­рующимся на знаниях и информации», что принципиально изме­нит основы их деятельности. В последнее время в развитых странах функционируют различные новые типы организаций, которые мо­гут успешно адаптироваться к «информационной» деловой среде. К ним относятся виртуальные, многомерные, эдхократические, партисипативные, круговые, интеллектуальные, обучающиеся, ориентированные на рынок, предпринимательские организации.

Виртуальная организация. Сетевая организация создаетвозможность и основу для формирования виртуальной организации, представляющей собой сообщество функциональных партнеров, управляющих проекти­рованием, производством реализацией продуктов и услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами.

Отличительными чертами виртуальной организации являются:

непостоянный характер функционирования;

осуществление связей управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и теле­коммуникаций;

взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинте­ресованными организациями через серию соглашений, догово­ров и взаимное владение;

образование временных альянсов организаций в смежных областях деятелъности;

частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это считается выгодным; договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Переход к виртуальной организации становится возможным благо­даря современной информационной технологии и новому типу управ­ленческого мышления. Группы работников, соединенные с помощью компьютерных сетей, способны работать не только последовательно, но и одновременно в разных местах, даже по всему миру. Основные принципы виртуальной организации:

упразднение отношений преимущественного подчинения;

центры индивидуальной выгоды (прибыли);

географическая рассредоточенность;

отделение выработки политики от принятия решений;

использование информационных технологий и телекоммуникационных процессов;

совместная собственность и меняющиеся альянсы;

объединение ключевых технологий и компетенции;

ускоренное производство и обслуживание;

образование в рамках организации;

совместная работа заказчиков, поставщиков, руководителей, исполнителей, государственных органов.

Создание организаций виртуального характера делают расплывча­тыми формальные линии организаций в такой мере, что часто трудно видеть, где кончается одна организация и начинается другая. Индиви­дуальные организации работают с помощью компьютерных программ и информационных технологий, что делает неизбежным появление информационных сверхсистем и порождает уверенность в крупномас­штабных способностях и возможностях альянсов партнерских органи­заций.

Временная корпоративная сеть - виртуальная организация - явля­ется ответом на быстро меняющиеся экономические и политические условия, процессы глобализации, с которыми сталкивается современ­ная компания.

В информационном бизнесе компании широко используют виртуальную организацию. Например, известная американская компания АТТ использовала японскую фирму «Мурабенитрейдингкомпани», с тем чтобы через нее быть связанной с «Мапушита электрик индастриал компани» для ускорения производства электронных записных книжек, которые проектировались компанией «Генри Дрейфус ассошиэйтс» — крупнейшим разработчиком новых технологий в мировом масштабе.

Виртуальная корпорация подталкивает фирму концентрироваться на таких сферах деятельности, к которым она лучшим образом приспо­соблена. Внешние контракты позволяют привлекать те организации, которые преуспевают в других областях и выполняют работы лучше, чем все остальные.

Виртуальные организации становятся каркасом, «зонтом» организа­ций. Это и определяет ее основное качество — широкую распределенность в пространстве и во времени. Нередко случается, что виртуальная организация благодаря информационным технологиям и телекоммуникациям распределена по всему миру. Всемирный охват рабочих групп, небольших и средних организаций позволяет «варьировать возможностями», отказываться от неэффективных производствен! процессов, выполняемых не лучшим образом, и передавать их другим партнерам. В разных местах происходит сосредоточение натех!функциях и фазах процесса производства, которые именнотам!могут осуществляться наилучшим образом.

Важно отметить, что виртуальные организации требуют нового мышления руководителей: отказа от всестороннего контроля, перехода от соподчиненности к неформальной координации, взаимного доверия, преобладания деловитости над карьерными устремлениями, преодоления пережитков иерархического управления.

Предпринимательская организация

Управление организацией в условиях нестабильной, постоянно ме­няющейся рыночной среды становится все более предпринимательским. Как мудро заметил П. Дракер, предприимчивость - скорее тип поведения, чем личностная характеристика. Предпринимательское уп­равление как один из новых подходов акцентирует внимание на поиске новых возможностей, что позволяет организации быстрее адаптиро­ваться и гибко реагировать на происходящие изменения.

Характерными признаками предпринимательской организации яв­ляются: поисковых возможностей, гибкость; адаптивность; способность к непрерывным изменениям и обновлению; нацеленность на инновацию.

Предпринимательской может быть любая организация, как ком­мерческая, так и некоммерческая. Это может быть вновь создаваемая и уже существующая организация любого размера - малая, средняя, крупная. Определяющим здесь являются не продукция и услуги, пред­лагаемые организацией, не разрабатываемые технологии, не использу­емые организационные структуры, а тип поведения, стиль работы, действия, осуществляемые для поддержки предпринимательства.

Главное, что отличает предпринимательскую организацию, - это поиск новых возможностей.

В предпринимательской организации формируется новый тип менеджера - менеджер-предприниматель вместо менеджера-адми­нистратора. Философия управления предпринимательской органи­зации — меньше менеджмента, больше предпринимательства. Люди, работающие в предпринимательской организации, должны ощу­щать себя членами сообщества предпринимателей, испытывать чув­ство сопричастности. Для этого поощряются различные формы со­трудничества, поддерживаются различного рода внутриорганизационные объединения, например малые группы.

Поиск новых возможностей, который лежит в основе предпри­нимательской организации, требует самоуправления. Суть его со­стоит не в развитии традиционных форм демократизации управле­ния (коллективное принятие решений, развитие различных форм участия членов трудового коллектива в управлении и т.п.), а в передаче предпринимательских полномочий, предоставлении каж­дому работающему права самостоятельно принимать и реализовы­вать решения в рамках своей компетентности. Контроль со сторо­ны руководства ограничен и направлен на конечные результаты. Предпочтение отдается самодисциплине и самоконтролю.

Чтобы выявлять новые возможности, необходимо располагать пра­вильной и своевременной информацией. Развитие самоуправления оз­начает возможность ее получения и интенсивного обмена ею между всеми работниками, доступ к необходимой информации, эффективные коммуникации между высшим руководством и другими членами организации.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 

Основу деятельности людей в любой организации составляют об­щие цели, интересы, ценности. Одной из главных характеристик жиз­недеятельности организации сегодня является ее культура. Исследование темы организационной (корпоративной) культуры с 80-х годовXX века становится одной из ключевых в мировой управлен­ческой литературе Интерес к этой проблеме был обусловлен следую­щими:

динамизм и неопределенность внешней среды;

возрастание значимости интеллектуального фактора в разви­тии организации;

коллегиальные формы управления и принятия управленческих решений требуют особого психологического климата и культивиро­вания творческой обстановки в организации;

увеличение роли тех элементов труда, в которых высокие результаты и эффективность достигаются не только за счет тру­долюбия, аккуратности, надежности, но также за счет контакт­ности, творческого подхода, стратегического мышления;

изменение характера работы вследствие внедрения компьютерных систем, обслуживание которых требует независимых и «дума­ющих»- сотрудников;

смена ценностных ориентаций, при которых дальнейшие адми­нистративные воздействия, жесткие инструменты управления не­эффективны.

Организационная культура — это совокупность общественно прогрес­сивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений Организационные отношения -это взаимо­действие, противодействие или нейтральное отношение элементов орга­низации внутри или вне ее.

Организационная культура — это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особен­ностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

Организационная культура регулирует межличнос­тные отношения в коллективе, отношения между руководством и под­чиненными, а также деятельность в технологической среде. Она находит отражение в стратегии и структуре предприятия, принципах управ­ления, которые в свою очередь рассматриваются как инструменты! организационной культуры.

Организационная культура — это своеобразное «внутреннее созна­ние» организации. Благодаря ей все параметры в организационной жиз­ни действуют на «автопилоте» при принятии решений, распределении власти, поведении персонала. Подобно тому как в головном мозге функционируют рационально-речевая и эмоционально-образная под­системы, так и в организации наряду с рациональными элементами действуют не всегда осознаваемые духовные факторы.

Организационная культура имеет составляющие элементы и мож­но выделить факторы, которые оказывают влияние на нее: национальная культура; профессиональная культура; миссия организации; идеология общества; политика; мода; законы; традиции, обычаи, ритуалы организации.

 

12. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Экономическая среда - процессы производства продукции и ус всегда находятся в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического рост

Ресурсная среда - экономисты считают, что ресурсы, потребляемые человечеством, всегда ограниченны. Этот принцип можно считать правильным, если речь идет о ресурсах, не требующих глубока переработки. В случае, если используются высокие технологии ресурсами являются квазичастицы и компоненты энергии, то может утверждать, что ресурсы на земле не ограниченны. Проблемой производства является другой аспект: научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды, которые предопределили длительность нахождения человечества на Земле.

Жизненный цикл - это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость, упадок. Переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми. Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?

Жизненный цикл ориентирует на периодическую перепроверку специфических целей организации, на постановку вопроса? целесообразности ее существования в том виде, в каком она создавалась первоначально.

При определении жизненного цикла организации важно учитывать цикл продукции. Жизненный цикл продукции — это временный интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отли­чается особым характером процесса изменения во времени объемов производства.

Важно различать:

- полный жизненный цикл продукции;

- жизненный цикл продукции в сфере производства;

- жизненный цикл продукции в сфере потребления. п олный жизненный цикл продукции включает время создания,

Продолжительность выпускай время эксплуатации изделий у потребителя.

понятие жизненного цикла продукции используется для:

санирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности сопротивление изменениям;

~ строгая система контроля.

организации послепродажного обслуживания изделий;

выбора адекватных форм управления;

создания необходимых структурных звеньев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.091 с.)