Понятие и сущность менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность менеджмента.



Понятие и сущность менеджмента.

Термин менеджмент – аналог термина управление, но управление гораздо шире, т.к. применяется к разным сферам деятельности человека.

Наиболее распространенное толкование:

менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:

1) Дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров;

2) Непосредственно процесс управления;

3) Аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.

Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления.
Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.
Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.
Задачи менеджмента:

1)тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации; 2)стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.

Подходы характерные для японского и американского менеджмента.

Модели менеджмента в Японии:

1) пожизненный найм на работу.

2) Оплата труда по старшин­ству.

3) Не четкое описание рабочего задания.

4)Коллективная ответствен­ность.

5) Нет зависимости от должности и заданием.

6) Акцепт на координацию и сотрудничество.

7) Коллегиальное решение.

8)Управление снизу вверх.

9) Обучение без отрыва от производства.

10)Вербовка новых выпускников вузов.

11) Долгосроч­ная ориентация на пр-во.

Американская

1.Индивидуальный характер принятия решений

2.Индивидуальная ответственность

3.Строго формальная процедура и органы контроля

4.Строго формальная структура управления

5.Развит индивидуальный контроль рук-ля

6.быстрая оценка результатов труда и ускоренное продвижение по службе

7.Основные качества руководителя профессионализм, инициатива

8.Ориентация управления на отельную личность

9.Оценка управления по индивидуальным результатам каждого.

10.Формальное отношение с подчиненными

11. Деловая карьера обусловлена личным результатами и достижениями.

12.Подгтовка менеджеров узко специализированного типа.

13.Оплата труда менеджеров по индивидуальным качествам и результатам. 14.Краткосрочный найм на работу

3.Задачи и аспекты менеджмента. (аспекты-подробнее ниЧо не нашлА….. ва эт всё….. туп из лекцЫй… то, что его интересовать будет…… L)

Задача менедж.: выявление закономерностей, разработка принципов и методов орг-циии координирование деятельности сотрудников для достиж. Максимального эффекта в процессе производства.

Задачи менеджмента: 1)тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации; 2)стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.

Осн. аспекты менедж.:

1. Экономич., (из интернета: Всю деятельность предприятия по разработке и внедрению экономических аспектов качества можно разбить в общем случае на шесть этапов:

· определение цели внедрения экономических аспектов качества в организации;

· обучение персонала;

· выбор направления работ в области экономики качества;

· создание документов, регламентирующих деятельность в области экономики качества;

· апробация выбранного метода на примере нескольких структурных подразделений (нескольких процессов системы менеджмента качества);

· полномасштабное внедрение.)

2.социально-психологич.,

3.правовой аспект(деят-ть гос-ва и т.д., отражает структуру гос-ых, экономич-их, и политич. Институтов, проводимую ими политику и определяемое ими зак-во.

4. Требования, предъявляемые к менеджеру.

Мeнeджepы - этo, люди, кoтopыe дoбивaютcя peaлизaции цeлeй opгaнизaции зa cчeт дpyгиx людeй, т. e. этo pyкoвoдитeли или aдминиcтpaтopы.
Тpeбoвaния, пpeдъявляeмыe к pyкoвoдитeлю:

1. Мeнeджep дoлжeн быть твepдым, нo cпpaвeдливым;

2. Дoлжeн oтнocитьcя к cвoим coтpyдникaм кaк к члeнaм ceмьи.

Нa пpaктикe этoт пpинцип нaибoлee шиpoкo иcпoльзyeтcя в япoнcкoм мeнeджмeнтe, гдe пpинaдлeжнocть к фиpмe кaк к ceмьe вocпитывaeтcя c дeтcтвa.
В peзyльтaтe cвoeй дeятeльнocти мeнeджep пpoявляeт ceбя c нecкoлькиx cтopoн:

1. yпpaвляющий, oблaдaющий пoлнoмoчиями, кoтopыe пoзвoляют eмy pyкoвoдить гpyппaми людeй;

2. лидep, вeдyщий зa coбoй пoдчинeнныx нa ocнoвe cвoeгo aвтopитeтa, пpoфeccиoнaлизмa и чeлoвeчecкиx кaчecтв;

3. диплoмaт, кoтopый в cocтoянии paзpeшaть нe тoлькo внyтpeнниe, нo и внeшниe paзнoглacия c coтpyдникaми и кoнтpaгeнтaми, пpи этoм нe пoтepяв cвoeгo aвтopитeтa и нe ypoнив пpecтиж фиpмы;

4. вocпитaтeль, paзбиpaющийcя в людяx и cпocoбный coздaть cплoчeнный кoллeктив и нaпpaвить ycилия cвoиx paбoтникoв в нyжнoe pycлo;

5. иннoвaтop, пocтoяннo coвepшeнcтвyющий дeятeльнocть нa пpeдпpиятии в cooтвeтcтвии c coвpeмeнными тeндeнциями;

6. пpocтo чeлoвeк c oпpeдeлeнным ypoвнeм paзвития, oбpaзoвaния и кyльтypы, кoтopый дocтoин быть пpимepoм для oкpyжaющиx.

Для эффeктивнoй paбoты мeнeджep дoлжeн oблaдaть aвтopитeтoм, кoтopый пoзвoляeт eмy влиять нa пoдчинeнныx. Автopитeт ocнoвывaeтcя нa фopмaльнoм cтaтyce мeнeджepa и зaвoeвaннoм yвaжeнии. Увaжeниe к личнocти являeтcя нeoтъeмлeмoй чacтью aвтopитeтa, тaк кaк влacтныe пoлнoмoчия нe кoмпeнcиpyют нeдocтaткoв xapaктepa.
Пo мepe cвoeй дeятeльнocти мeнeджepy пpиxoдитcя paбoтaть c пapтнepaми и кoнкypeнтaми.
Иx пoвeдeниe мoжeт быть yгpoжaющим и вызывaющим, нo oбщaтьcя c ними, нecмoтpя ни нa чтo нeoбxoдимo пpeдeльнo кoppeктнo, пpи этoм мeнeджep дoлжeн yмeть вecти пepeгoвopы и тopгoвaтьcя.
Дpyгoй кaтeгopиeй людeй, c кoтopыми пpиxoдитcя oбщaтьcя мeнeджepy, являютcя pyкoвoдитeли paзличныx ypoвнeй. С ними нyжнo чeткo и нeдвycмыcлeннo фopмyлиpoвaть cвoи мыcли, пpидepживaяcь тoлькo фaктoв. Тpeтьeй гpyппoй людeй являютcя пoдчинeнныe. В oбщeнии c ними нyжнo быть cтpoгим, нo дoбpoжeлaтeльным. От иx paбoты зaвиcит ycпeшнocть дeятeльнocти фиpмы и кapьepa caмoгo мeнeджepa. Пoмимo вышeпepeчиcлeнныx кaтeгopий, pyкoвoдитeлю пpиxoдитcя oбщaтьcя c кoллeгaми, кoтopыe eмy нe пoдчиняютcя, нo oт взaимooтнoшeний c ними зaвиcит пpoдyктивнocть paбoты фиpмы. В дaннoм cлyчae, кaк и c пapтнepaми, мeнeджepy нeoбxoдимo yмeниe вecти пepeгoвopы и yбeждaть.

 

Законы управления организацией.

1. закон Синергии: возможности орг-ции, как единого целого превышают сумму возможностей её отдельных мастей, что обусловлено их взаимной поддержкой и доп-ем в результате преимущества от объедин. в орг-цию для её членов должны перекрывать потери, связ-ых с огранич-ем их самостоятельности.

2.закон сохр-ия пропорциональности между орг-цией и её отдельными подразделениями. При любых изм-ях окр. Среды в организации работники не должны нах-ся без дела или быть перегружены работой.

3.закон композиции-функц-ие всех, без искл. подразделений орг-ций подчиняется общей цели.

4. закон самосохранения предполагает, что любая орг-ция стремится сохр-ть себя, как единое целое.

5. закон информирования утверждает, что только хорошо информир-ые сотрудники орг-ции могут принимать осмысленный и эффективные решения.

6. закон необходимого разнообразия – для устойчивого функц-ия орг-ции необходимо диверсифицировать (разнообразить) её деятельность.

7. закон индивид. Развития. Жизненный цикл любой орг-ции состоит из 3 основных фаз: становление, развитие, угасание.

 

История менеджмента.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления.

Основные идеи работ:

1. Роль менеджеров

2. Стимулирование и вознаграждение

3. Нормирование работ

Заслуга Тейлора и его последователей школы заключается в утверждении принципов научного управления.

Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка и Лилиан Гилбретов, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Вклад данной школы заключается в том, что они рассматривают управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Они сформировали теорию управления всей организацией.

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Дальнейшее развитие менеджмента относят к современному этапу. Начиная с 1940, происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники.

В период 1970-1980 гг. учеными-управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация? это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера

 

Принципы управления.

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Принципы управления бывают общие и частные.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.

 

Любая деятельность имеет свои законы, закономерности и принципы, которые устанавливают границы, приемлемые в той или иной области. Принципы в менеджменте – одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять. Несомненно, что каждая личность имеет свои особенности. Каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа. Вот, к примеру, принцип компетентности, который говорит о том, что руководитель должен хорошо знать объект управления. С этим спорить нельзя, поскольку незнающий и несведущий менеджер – обуза для предприятия и враг собственника и общества.

Принцип стимулирования свидетельствует о том, что руководство не может не поощрять работу людей, если не хочет рискнуть остаться вовсе без кадров. Эффективная система стимулирования труда может стать залогом лидерства любой компании.

Принцип иерархичности свидетельствует о характере людских взаимоотношений как внутри организации, так и в обществе вообще.

Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут существенно от них отличаться. Частные принципы управления вправе отражать характеристику менеджмента как отдельной отрасли, организации или подразделения, так и отдельного руководителя.

Принцип планомерности отражает стремление человека к познанию будущего, о вечных и бесполезных попытках "пережевать" будущее, сделать его таким обыденным, чтобы оно с легкостью перешло в реальность. Таким образом "человек управляющий" принимает участие в формировании будущего человеческого бытия. Похожую функцию выполняет и принцип целенаправленности, при помощи которого руководители имеют первоочередное право на установление ориентиров, желаемых будущих состояний организации. Но все же действие этого принципа сильно ограничено, поскольку правом на установление целей может и должен воспользоваться собственник организации, который волен оставить менеджеру разработку программы по достижению этих целей. Часто и та, и другая работа выполняется совместно. Так, если речь идет об акционерном обществе, то здесь нет жестких границ между обычными держателями акций и менеджерами (в случае отсутствия держателя крупного пакета, обладающего всеми правами собственника), и все стратегические, а иногда тактические и оперативные цели и задачи вырабатываются и решаются на совместных заседаниях.

 

Цели организации.

Цель – основное направление действия, обеспечивающая желаемое состояние объектов направления и её отдельных параметров в будущем.

Цель деятельности - это желаемое состояние объекта управления через определенное время.
От ее правильного формулирования зависит слаженность работы персонала. Но как бы хорошо ни были сформулированы цели предприятия, их необходимо довести до персонала, чего на наших предприятиях зачастую не происходит из-за недостаточно развитой системы коммуникаций.

Основная цель любого предприятия - это получение прибыли. Зачастую эта цель отождествляется с миссией, но в этом кроется огромный подвох для самой организации, так как в данном случае руководителю очень сложно выделить деятельность своей фирмы среди конкурентов и, как следствие, рассчитывать на долгое существование.

В условиях рыночных отношений с учетом постоянных изменений положения самого предприятия его конкурентов, посредников, покупателей, форм финансирования и состояния отрасли, в которой работает организация, обязательной целью менеджмента также является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

Цели устанавливаются на основе следующих принципов:

1. конкретности и измеримости;

2. достижимости и реальности. Недостижимые цели не поддаются мотивации, но и реализация легких целей плохо мотивируется, следовательно, цели должны соответствовать способностям работников;

3. наличия сроков исполнения;

4. эластичности целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.

Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

Краткосрочные цели определяются не больше, чем на квартал или год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки, и т. д.

Среднесрочные цели устанавливаются на срок от года до трех лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.

Долгосрочные цели определяются на срок от трех до десяти лет. Они могут включать освоение новых рынков, универсализацию производства и др.

 

Миссия организации.

Миссия – основная, общая, главная цель организации, четко выраженная причина её существования. Правильно выбранная миссия способствует эффективной деятельности организации в условиях рыночной экономики. Для выбора миссии необходимо четко представлять круг своих клиентов и их потребности, которые организация берется удовлетворять. В управлении существует широкая (ориентируется на внутренних и внешних пользователей. Она выражается в виде гимнов, девизов и т.д.) и узкая трактовка миссии организации (миссия рассматривается, как сформулированное утверждение причины и смысл существования организации в котором создается отличие данной организации от ей подобных. Рассчитана на внешних пользователей в первую очередь на потребителей, формулируется в виде девиза, и зачастую используются в рекламных целях.

Миссия организации утверждается на длительный период времени и крайне редко подлежит пересмотру (НТП, смена стратегии организации).

Примеры миссии:

1. «Управляй мечтой» - Toyota

2. «Мечты сбываются» - Газпром

3. «Белоснежная улыбка восхищает» - Colgate

 

СОДЕРЖАНИЕ МИССИИ

Имеется немало мнений о том, каким должно быть содержание миссии.
Так называемый четырехаспектный подход предполагает учитывать в формулировке миссии следующие аспекты: рыночный (продукция, стратегии, конкуренция, цели предприятия, рынки), социальный (учет интересов участников бизнеса, социальных групп, упоминания о корпоративной философии, культуре), частный (успехи бизнеса с точки зрения личных интересов владельцев), качественный (стремление бизнеса изменить условия, качество жизни общества, свойства социальной среды).
На наш взгляд, грамотно сформулированная миссия организации должна отражать именно качественный аспект.
Другой подход советует учитывать основные стратегические цели, стоящие перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты бизнеса относительно каждой из них: общественной (вклад в местное сообщество, решение конкретных общественных проблем), потребительской (удовлетворение запросов клиентов, учет потребностей поставщиков и партнеров), административно-территориальной (удовлетворение запросов конкретной системы, в структуре которой работает фирма), предпринимательской (удовлетворения потребностей участников и совладельцев).
С точки зрения НЛП миссия предприятия включает три логических уровня: предназначение компании, идентификация, ценности компании.
А, например, на сайте одного отечественного госуниверситета утверждается, что “Содержание миссии организации: 1) философия (базовые взгляды, принципы и ценности, система мотивов); 2) описание сферы деятельности, продукта организации; 3) цели организации (текущие и стратегические); 4) характеристика потенциала и технологий; 5) описание внутренней концепции, сильных сторон организации, ее конкурентных преимуществ, перспектив развития; 6) характеристика рынка, где работает организация; 7) описание внешнего образа (имиджа) организации”.
Хорошо сформулированная миссия фирмы не нуждается в дополнительных расшифровках, дополнениях, не содержит никаких вложенных, расширяющих ее толкований, положений. Она является полноценным, самостоятельным документом, логически входящим в набор документов под общим названием “Идеология компании”.

 

Методы управления

Методы управления – это способ воздействия на объект управления для достиж. Поставл. Перед нами целей.

Закон -> принципы -> методы

Существуют следующие основные виды методов управления:

· экономические (основан на товарно денежн. Отнош. Материальной заинтерес-ти каждого работника в рез-тах своего труда; позволяют добиваться целей с минимальными затратами.)

· организационно-распорядительные или административн. (базируется на обязат. Подчинении нижестоящих руководит. И разделений вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на единоначалии)

· социально-психологические методы управления (это способы воздействия на коллектив, основ-ые на изуч. Его психологич. Климата, на изуч. Индивид. Особ-тей каждого сотрудника, на выборе стиля руководства)

· воспитательный метод. (воздействие на идейные и морально-этические качества работы)

Административные методы управления: 1. организационное воздействие(длит. Период) а.орг-ое регламентир-е б.орг-ое нормирование в.орг. методич-е инструктир-е 2. Распорядит. Возд-е (краткосрочн. Период)т а.приказ, б. рачспоряж-е в. Постановление.

1. а)орг. регламентир-ие- базируется на правовых нормах, обязат-ых для всех сотрудников и подразделений. Орг. Регл.:внешн. И внутр. Воздействие. Внешн. Возд-ие-это правовые док-ты на уровне гос-ва или отдельных субъектов (н-р:закон об акционерных общ-вах) Внутр.-правовые док-ты, кот. разраб. В пределах орг-ции н-р: устав, должностные инструкции) б)орг. Нормир-ие-предполагает разработку и использ-ие различных нормативов, определяющих границы развития опр-ых процессов (н-р: произв-го, соц-ый, дисциплинарный) в.) орг. Методич. Инструктирование –вкл в себя разработку разного рода инструкций, рекомендаций, кот-е разъясняют разного рода норм. И т.д.

2. распорядит. Направлено как правило для решения единичных задач и формулир. Таким образом, что не допуск-ет никаких других вариантов действия, кроме указанных.

- в наиб. Степени конкретизирует процесс управления. В нём чётко устанавливается: кто, где, когда действует, сколько и кому следует выполнить и т. Д.

Распорядит. Воздействие должно опираться на акты организац-го воздействия. Приказ издаётся на высш. Среднем уровне управления-наиб. Строгая, серьёзная, важная форма распорядит.

Приказ: устная и письменная формы: издаётся в управл. Нижн. Уровней управл., направл. На реш-е конкретных практических проблем, связ-ых с текущей оперативной деят-тью орг-ции, затрагивает огранич. Круг лиц.

Постановл.- форма распорядит. Воздействия принимаемая коллегиально.

Планирование и прогнозирование, как экономические методы управления.

Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или количество работающих на предприятии) и включает в себя: фиксацию текущего состояния данного объекта планирования; фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиций менеджера; перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования.

Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий.

Главное в планировании как в экономическом методе руководства — выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.

Прогнозирование.

Понятие и сущность прогнозирования. В сегодняшние дни прогноз (по Г. Тэйлу)—«это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий».

Прогнозирование невозможно без обладания широкой информацией об организации в целом, помехах на пути её функционирования и развития и т.п., то есть о наиболее важных моментах, оказывающих влияние на поведение организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и её окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления.

Основами прогнозов являются: специальные обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.

Объектом любого прогноза в менеджменте могут выступать экономические, социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как в самой организации, так и в её окружении. Необходим:

1)научный анализ этих процессов, определение и анализ причинно-следственных и иных связей между ними, оценке сложившейся ситуации и выявление узловых проблем, которые необходимо решать;

2)попытки предвидеть будущего организации, а именно тех условий, в которых она будет функционировать, трудностей и вытекающих из них задач;

3)анализ и сопоставление различных вариантов развития организации, её кадрового, производственного и научно-технического потенциала.

Таким образом, под прогнозированием в менеджменте подразумевается научный способ выявления состояния и вероятных путей развития организации. Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях в виде утверждений о возможности или невозможности возникновения какого либо события. Эти характеристики должны включать в себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень вероятности их достижения.

Прогноз не может быть точным на все 100%, он должен дополняться определенными допущениями. Иногда, когда материала недостаточно для сколько-нибудь определенных выводов, допущения используются в качестве самостоятельного инструмента разработки стратегии.

 

При прогнозировании управленческих решений, как правило, возникает вопрос: «Какой путь решения выбрать из допустимых вариантов?». Выбран будет тот, который наиболее полезен или предпочтителен для решения целей организации. От того, насколько обосновано они выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно в свою очередь предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту её адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете—эффективность и прибыльность.

Классификация основных методов прогнозирования. Общепринятыми и основными методами прогнозирования являются:

1.Экспертное прогнозирование;

2.Изыскательское прогнозирование;

3.Нормативное прогнозирование;

4.Метод сценариев.

Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское (иногда его еще называют поисковым) и нормативное.

В основе изыскательского прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации.

Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому прогнозированию. Или иначе можно сказать, что потребности и цели должны соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.

Примером изыскательского прогнозирования может служить прогнозирование в области электроники, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий, начиная от квантовой электродинамики и кончая мгновенно осуществляемой всемирной связью.[1]

Нормативное прогнозирование ориентировано на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то есть от потребностей и целей к средствам их реализации.

Примером нормативного прогнозирования может служить прогнозирование в области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий от понимания проблемы космоса как среды, которая должна служить на благо человеку, до конкретных средств её решения—условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом энергии и т.д.

Также следует отметить, что очень важным моментом (как для процесса сбора, так и для процессов анализа и обработки данных) определения того является ли информация количественной или неколичественной (качественной).

Количественная информация, если она достаточно надежна, обладает тем преимуществом, что позволяет использовать точные математические методы и модели и определять тенденции развития ситуации с определенной точностью, с указанием доверительных интервалов, возможных погрешностях при расчетах и т.д. Но даже более существенным является то обстоятельство, что круг проблем, для которых удается разработать адекватные математические модели, оказывается значительно уже того множества ситуаций, в которых необходимо принимать реальные решения.

Гораздо чаще при разработке прогнозов приходится иметь дело с качественной информацией.

При разработке прогноза к их числу относят ситуации, когда данные представлены в виде вербальных (словесных) описаний, когда оценки получены с помощью вербальных или вербально-числовых шкал, когда имеется информация лишь о сравнительных оценках альтернативных вариантов.

Существуют также ситуации, когда полученная количественная информация не может быть «вписана» ни в одну из имеющихся математических моделей, также может быть проанализирована с помощью специально разрабатываемых методов качественного анализа.

В последние годы получило развитие экспертное прогнозирование, ориентированное в большей степени на работу не только с количественной, но и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов.

 

24.Экономические методы управления.

Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:

· планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;

· материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;

· нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;

· контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

 

 

25. Бизнес-план, как метод планирования.

Бизнес-план — программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей его деятельности, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.

Бизнес-план должен раскрыть все сложные вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы предприятия в перспективе, но в значительной степени предсказать развитие ситуации по проекту:

*как будет развиваться производство;

*как будет реализовываться товар или услуга;

*что принесет данная идея в будущем;

*какие шаги необходимо предпринять предприятию, при благоприятной обстановке (экономической, политической, конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах.

Говоря о главных направлениях в планировании бизнеса, можно сказать, что бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:

1) определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

2) сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

3) выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;

4)выявить соответствие имеющихся кадров фирмы;

5) определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

6) оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

7) предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Обобщение опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями и организациями позволяют выделить следующие области их применения:

1) подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;

2) обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;

3) разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;

4) выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

5) составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий;

6) привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.

26. Стратегическое планирование деятельности организации

Основные этапы стратегического управления фирмы

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании. Основными этапами стратегического управления являются:

1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.

2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.

3. Определение стратегии достижения целей деятельности.

4. Разработка и реализация стратегии.

5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Главные компоненты процесса стратегического менеджмента включают определение назначения, главных целей организации, анализ внешней и внутренней сред организации, выбор стратегии на уровне СЗХ и корпорации в соответствии с ее сильными и слабыми сторонами и внешними опасностями и благоприятными возможностями, приспособление организационных систем управления к выбранной организацией стратегии.

Стратегия предприятия

Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента. Среди всего, что делает менеджер, мало найдется того, что в такой значительной степени влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес - подходов и выполнение стр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.128 с.)