Формулирование миссии организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулирование миссии организации



Цели являются исходной точкой планирования. Они ле­жат в основе процесса контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделе­ний и организации в целом. Цели способствуют кон­центрации внимания на наиболее важных задачах. При их определении обычно отталкиваются от мис­сии организации.

Миссия рассматривается как очень важ­ное заявление руководства, отражающее общественно значимые намерения организации, ее предназначение и цели. Формулирование миссии является составной частью стратегического планирования и, как правило, происходит на этапе ее создания.

Организация существует не сама по себе, а осущест­вляет свою деятельность в обществе и в той или иной ме­ре в интересах общества либо его части. Основными группами людей, чьи интересы оказы­вают влияние на деятельность организации и учитыва­ются при определении ее предназначения, являются субъекты влияния: общество в целом; потребители; деловые партнеры; собственники и сотрудники орга­низации. Центральные положения миссии, обосновы­вающей необходимость существования организации, должны соответствовать тенденциям общественного раз­вития и учитывать интересы субъектов влияния.

Правильно сформулированная миссия проясняет, чем является организация, какой она стремится быть и в чем ее отличие от подобных субъектов. Кроме того, важным моментом яв­ляется отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа организации. Многие специалисты по менеджменту и руководители крупных компаний счи­тают, что главное – идентифицировать организацию в миссии не по производимому продукту или услуге, а по ключе­вому отличию от своих конкурентов.

Позитивное влияние миссии на деятельность орга­низации выражается в следующем:

субъекты внешней среды получают общее пред­ставление об имидже организации, т.е. ее устремлениях и филосо­фии;

внутри организации формируется корпоративный дух, сотрудники правильно осознают общую цель и предназ­начение организации, свою идентификацию с ней, ус­ваивают философию организации, что способствует со­зданию хорошего морально-психологического климата.

Если миссия вызывает интерес и доверие у других организаций, поставщиков и потребителей, мотивирует их поступки по отношению к данной организации, это помогает добиться успеха. Следова­тельно, миссия должна быть понятной, а для сотрудни­ков – мобилизующей их на сов­местные действия по достижению поставленных целей.

При формулировании миссии рекомендуется соблюдать следующие требования:

- она формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за се воплощение в жизнь;

- между миссией организации и более общей систе­мой, частью которой она является, не должно быть противоречий;

- миссия формулируется вне временных рамок, она должна быть свободна от конкретных указаний о том, что, как и в какие сроки следует делать;

- миссия не должна зависеть от текущего состоя­ния организации, форм и методов ее работы, она должна быть ус­тремлена в будущее;

- в миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли, несмотря на то, что это является важнейшей целью деятель­ности любой коммерческой организации.

Миссия бессрочна, она задает основное направление движения организации и является фундаментом для постановки ее целей.

Определение целей

Цели каждой организации устанавливаются в зави­симости от специфики отрасли, особенностей состоя­ния внешней среды, характера и содержания собственной мис­сии.

Па практике цели принято считать краткосрочными, если они достигаются в течение одного года, а если требует­ся более трех лет – долгосрочными. При необходимос­ти между долго- и краткосрочными целями могут уста­навливаться промежуточные среднесрочные цели. Та­кое разделение имеет принципиальное значение, по­скольку различия в сроках достижения целей отражаются в их содержа­нии. Для краткосрочных целей характерна большая конкретизация и детализация вопросов (кто, что и ког­да должен выполнять), они подчинены средне- и долгосрочным целям и представляют собой задачи, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе (в пределах года, полугодия, квартала, месяца, дня).

В любой крупной организации, имеющей несколько структурных подразделений и уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели бо­лее низкого уровня. Поскольку первые всегда имеют бо­лее широкое содержание, вторые – являются средства­ми их достижения.

Для отражения иерархии целей применяется ме­тод «дерево целей» (рисунок 14). Количество уровней за­висит от масштабов, структуры организации и иерархии ее менеджмента.

При формировании дерева целей необходимо соблюдать следую­щие рекомендации:

- главная цель должна содержать описание конеч­ного результата;

- реализация подцелей каждого нижестоящего уров­ня является необходимым и достаточным условием до­стижения цели соответствующего вышестоящего уровня;

- при формулировании целей разных уровней сле­дует описывать желаемые результаты, а не способы их достижения;

- подцели одного уровня должны быть независимы друг от друга.

В теории управления определены основные требования к содержанию це­лей, они должны быть:

- достижимы, т.е. соответствовать возможностям организации и иметь реальные сроки их достижения;

- измеримы, т.е. позволять объективным способом оценить их достижение;

- совместимы, т.е. стратегические цели должны согласовываться с миссией, а цели низших уровней – меж­ду собой;

- конкретны по содержанию, т.е. исключать возможность из двоякого толкования;

- приемлемы и понятны для основных субъектов влияния;

- гибки, т.е. поддаваться корректировке в соответ­ствии с изменениями основных факторов внешней среды.

 

 
 

 


Рисунок 14 – Вариант дерева целей организации

 

Решающую роль в определении целей играет высшее руководство органи­зации. В случае высокой степени централизации управления именно оно ус­танавливает цели для всех уровней. Преимуществом данного подхода является подчиненность всех целей единой ориентации. Однако в этом случае на нижних уровнях организации может возникать неприятие целей и сопротивление их реализации. При децентрализации управления к процессу установления целей привлекаются и более низкие уровни организации. В рамках этого подхода могут использоваться две схемы:

а) процесс идет сверху вниз, т.е. каждый из ниже­стоящих уровней определяет свои цели, ориентируясь на уже установленные цели для более высокого уровня;

б) процесс осуществляется снизу вверх, нижестоя­щие звенья определяют цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.

Условием реализации установленных целей являет­ся обязательность их исполнения для организации, всех подразделений и сотрудников. Специалисты в области управления придерживаются мнения, что при любом подходе невозможно абсолютно точно предугадать бу­дущее, и следовательно, точно определить стратегические цели организации. Поэтому важно не забывать о необходимости уточнять цели при существенном изменении условий внешней среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.007 с.)