Концепция «осевого времени» К.Ясперса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция «осевого времени» К.Ясперса



Задание

Используя указанную литературу, найдите ответы на поставленные вопросы:

а) Какие периоды мировой истории выделяет К.Ясперс?

б) Какие фундаментальные изменения происходят с человечеством в эпоху «осевого времени»?

в) Что имел в виду К.Ясперс, говоря о двух дыханиях в историко-культурном процессе?

 

Литература

1. Культурология / Под ред. Багдасарьян Н.Г.- М.:Высшая школа, 1998.-С.67-70, 294-298.

2. Ясперс К.Смысл и назначение истории.-М.:Политиздат, 1991.-С.32-54.

 

Концепции культуры Н.Я.Данилевского и О. Шпенглера: сравнительная характеристика

 

Задание

Используя указанную литературу найдите ответы на поставленные вопросы:

а) Что общего во взглядах Данилевского и Шпенглера на всемирную историю?

б) Какие культурно-исторические типы выделяет Данилевский? О каких «великих культурах» идёт речь у Шпенглера? Установите ряды соответствий между ними. (Например: «римский» и «греческий» культурно-исторический тип у Данилевского соответствуют античной культуре у Шпенглера и т.д.)

в) Как Данилевский и Шпенглер решают проблему взаимодействия культур (цивилизаций)? Какие три типа взаимодействия цивилизаций описывает Данилевский?

г) Как Шпенглер и Данилевский решают проблему культурной динамики? (Как происходит развитие культур? Возможен ли прогресс?)

д) Каковы взгляды Данилевского и Шпенглера на судьбу России? Почему Данилевский относит Россию (славянский культурно-исторический тип) к четырёхосновному типу культуры?

 

Литература

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.:Книга, 1991.

2. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – С.Пб.:Лань, 1997.-С.372-407.

3. Культурология / Под ред. Н.Г.Багдасарьян.–М.:Высшая школа, 1998.-С.61-66, 93-94, 262-280.

4. Шпенглер О. Закат Европы. Том 1,2 (люб.изд.)

 

8. Психоаналитические концепции культуры (З.Фрейд, К.Г.Юнг)

 

Задание

Используя указанную литературу найдите ответы на поставленные вопросы:

а) Что понимает Фрейд под бессознательным? Что означают Я(Эго), Оно, Сверх-Я(Супер-Эго)?

б) Каково взаимоотношение между культурой и бессознательным в учении Фрейда? Что имеет в виду Фрейд, говоря о неудовлетворенности культурой?

в) Что понимает Юнг под «коллективным бессознательным»? Что такое «архетип» и какова его роль в изучении истории культуры?

 

Литература

1. Культурология / Отв. ред. Радугин А.А.-М.:Центр,1998.-С.34-41.

2. Хрестоматия по культурологии /Отв. ред. Радугин А.А.- М.:Центр, 1998.-С.104-131.

 

Игровые концепции культуры (Й.Хейзинга, Г.Гессе)

 

Задание

Используя указанную литературу найдите ответы на поставленные вопросы:

а) Какова связь между игрой и культурой в учении Хейзинги? Каковы признаки игры в культуре? (Смотри гл.III.)

б) Что имеет в виду Хейзинга, говоря об утрате современной культурой игрового элемента? (Смотри гл.XII.)

в) Что называет Гессе «фельетонной эпохой»? Соответствуют ли реалии «фельетонной эпохи» современному состоянию культуры? Каков сценарий будущего в романе? Что будет с западной культурой по окончанию фельетонной эпохи?

 

Литература

1. Введение в культурологию / Отв. ред. Е.В.Попов.- М.:ВЛАДОС,1996. С.43-56.

2. Гессе Г. Игра в бисер.(любое изд.)

3. Хейзинга Й. Homo Ludens.(люб. изд.) Гл. III, XII.

 

Социокультурная динамика: линейные и циклические концепции развития

 

Задание

а) Определите, какой тип динамики культурного развития (линейный или циклический) отражают концепции следующих авторов:

Августина Аврелия (Блаженного) (354-430), Дж.Вико(1668-1744), Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831), К.Маркса (1818-1883), Л.Г.Моргана (1818-1881), Г.Спенсера (1820-1903), Н.Я.Данилевского (1822-1885), Э.Б.Тайлора (1832-1917), О.Шпенглера (1880-1936), А.Дж.Тойнби (1889-1975), Л.Н.Гумилёва (1912-1992). Свой выбор подтвердите ссылками на литературу,излагающую особенности взглядов этих авторов на историческое и культурное развитие.

б) К какой из концепций социокультурного развития (линейной или циклической) относится эволюционизм? В чём суть этого учения?

в) Кто из указанных выше мыслителей был эволюционистом?

 

Литература

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.:Аспект Пресс,1997.-С.43-48.

2. Культурология / Под ред. Н.Г.Багдасарьян.-М.:Высшая школа, 1998.-С.36-111.

3. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию.- М.:Изд-во МГИК, 1994.-Гл. 7,8.

 

Миф в культуре. Классификация мифов

Исследователи давно обратили внимание на то, что при всём сюжетном многообразии древних мифов, целый ряд тем и мотивов в них устойчиво повторяется. Это позволило объединить их по следующим циклам: космогонические мифы, антропогонические мифы, мифы об умирающем и воскресающем боге, героические мифы (мифы о культурном герое, близнечные мифы, мифы о неизбежности судьбы и пр.), эсхатологические мифы и др.

 

Задание

а) Поясните, что означают данные циклы? См.[2;11-16]

 

б) Определите, используя энциклопедию «Мифы народов мира», к каким из перечисленных циклов относятся следующие мифы: миф о Прометее, миф о Гильгамеше, миф о Диоскурах, миф об Осирисе, миф о Ромуле и Реме, миф об Эдипе, миф о Пань-Гу, миф о Рагнарёке, миф об Адонисе, миф о Пуруше, миф о Вяйнямёйнене.

в) Какие библейские мифы соответствуют вышеуказанным циклам?

 

Литература

1. Библия (люб.изд.)

2. Мифы народов мира.Энциклопедия в 2 томах./ Гл. ред. С.А.Токарев.-М.:Советская энциклопедия, 1980-1982.

3. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете.-М.: Политиздат, 1989.

 

Миф в культуре. Теории происхождения мифа

Мифы существовали и существуют у всех народов, без исключения. С античных времён учёные пытались найти им рациональное истолкование. Вследствии чего возникали различные теории, объясняющие их происхождение. Назовём некоторые из них: аллегорическая; эвгемерическая (от имени античного писателя Эвгемера); просветительская (возникла в XVIII веке в эпоху Просвещения); лингвистическая (Макс Мюллер и др.); эволюционистская (Э.Тайлор и др.); ритуалистическая (Дж.Фрейзер и др.); символическая (Э.Кассирер); психоаналитическая (З.Фрейд, К.Г.Юнг); структуралистская (К.Леви-Стросс).

 

Задание

Используя указанную литературу поясните значение вышеназванных теорий.

 

Литература

1. Токарев С., Мелетинский Е. Мифология (вступительная статья)// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах./ Гл. ред. С.А.Токарев.-М.:Советская энциклопедия, 1980-1982. Том 1.

2. Дьяконов И.М. Введение.// Мифологии древнего мира.-М.:Наука,1977.

3. Мелетинский Е.М. «Поэтика мифа». М.:Наука,1976.

 

13. Миф в культуре.Миф и литература

 

Х.Л.Борхес в эссе «Четыре цикла» утверждал: «Историй всего четыре. Одна, самая старая – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои…Вторая история, связанная с первой, - о возвращении…Третья история о поиске. Можно считать её вариантом предыдущей…Последняя история - о самоубийстве бога…Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде.»

 

Задание

а) Назовите древние мифы, являющиеся прототипами названных историй.

б) Какие сюжеты, взятые из прочтенной вами литературы, просмотренных кинофильмов, могут стать подтверждением справедливости слов аргентинского писателя?

 

Литература

1. Борхес Х.Л. Проза разных лет.-М.:Радуга, 1989.-С.280-281.

 

Религии мира

 

Задание

а) Определите, о какой религиозной доктрине (конфессии) идёт речь в каждом из фрагментов? Возможные варианты ответов указаны в скобках. Свой выбор обоснуйте.

б) Что вы ещё могли бы сообщить об особенностях указанных учений? Используйте при ответе дополнительную литературу.

 

14.1. Учение о предопределении (спасение или осуждение не зависит ни от какого добра или зла, совершенного человеком при его жизни, но предрекается Богом до его появления на свет) выражает и усиливает чувство беспомощности и ничтожности индивида…Другой смысл его в том, что оно должно заглушить иррациональные сомнения. Доктрина предопределения даёт непоколебимую уверенность: человек не может совершить ничего такого, что угрожало бы его спасению…Человек не изменит свою судьбу, но сам факт его усилий является знаком его принадлежности к спасённым…Избавиться от невыносимого состояния неуверенности, от парализующего чувства собственного убожества можно только следующим способом: развить лихорадочную деятельность, делать что-нибудь. Индивид должен быть деятелен, чтобы побороть своё чувство сомнения и бессилия.» (Э.Фромм).

(Православие, кальвинизм, католичество, буддизм, даосизм)

 

14.2. –«___1___, ___2___ и ___3___ называют «авраамитическими» религиями, поскольку все они ссылаются на бывшее в начале призвание Богом Авраама, и все они исповедуют веру в Бога Авраама.

Одна из этих религий - ___3___, в географическом пространстве истории отличается очень большой стабильностью…Начиная с VII века ___3___ произвёл широкие завоевания. А что было потом? Какие-то земли были захвачены ___3___ ещё позднее: скажем турки завоевали Византию. Какие-то земли были отняты у ___2___: скажем: Испания и Греция, или страны южных славян. Но в целом, географический регион ___3___ был стабилен. И с этим связано особое отношение ___3___ к земле. Вся земля для ___3___ делится на «землю ___3___» и «землю войны». И земля – это как бы глубоко укоренённый в самых центральных догматах этой религии императив: земля, которая однажды стала землёй ___3___, не должна перестать быть таковой. Священный долг верующего – защищать для веры именно землю.

С ___2___ всё с самого начала иначе. Оно возникает среди иудейского народа и затем распространяется, среди каких угодно народов, только не среди иудеев. Изначальным языком, на котором проповедовалась эта религия, был арамейский (принадлежавший к числу семитских языков). Священные же тексты этой религии были написаны по-гречески.» (С.С.Аверинцев).

Варианты сочетаний ответов (а – д):

_____1_____; ______2______; _____3______:

а (___Иудаизм___; ___христианство___; ___ислам___);

б (___иудаизм___; ___православие___; ___католичество___);

в (___православие___; ___католичество___; ___кальвинизм___);

г (___православие_; ___католичество___; ___ислам___);

д (___христианство___; ___ислам___; ___буддизм___).

 

14.3.–«Запад и Восток чем дальше, тем меньше видели причин уступать друг другу что-либо в почётном положении и значении своих патриархов…Эллины и эллинизированные народности восточной половины империи, согласно со своим национальным характером, поняли христианство преимущественно как богооткровенную метафизику и этику, как свыше указанный путь к нравственному совершенству и спасению личности и к познанию сущности Божества. Отсюда богатое развитие богословско-философской литературы на Востоке, оживленные споры по вопросам христианской метафизики, многочисленные ереси; отсюда же слабость и неразвитость церковной организации, но зато обилие примеров высокой личной святости и создание целой науки о том, как она достигается…Народы западной половины империи – были мало способны и расположены к метафизическому умозрению; но как самый государственный в мире народ, как создатели образцового права они приняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства, которая, безошибочно приведёт к вечному спасению. Где Восток видел философскую и моральную идею, там Запад создавал институт.» (Б.М.Мелиоранский).

(Христианство – ислам; католичество – православие; католичество – кальвинизм; протестантизм – православие; арианство – несторианство)

 

14.4.–«…Основа этого учения не аскетизм, для него аскетизм – заблуждение. Человек не должен чрезмерно предаваться ни плотской жизни из-за того, что жизнь плоти низменна, неблагородна, постыдна и горестна, ни аскетизму, который тоже неблагороден и горестен…Основатель учения говорит: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус – вкус соли, так и учение моё имеет лишь один вкус – вкус спасения». Конечно, продолжатели теряются (или, возможно, многое находят) в метафизических дискуссиях. Цель его не в этом. Важно спасение и четыре благородные истины: страдание, истоки страдания, излечение и путь к излечению. В конце достигается нирвана.» (Х.Л.Борхес).

(Кальвинизм, даосизм, конфуцианство, буддизм, зороастризм)

 

14.5.–«Сяо – это основа жэнь (гуманности). Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный, образованный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы (благородного человека). Смысл сяо, как его толкует Лицзи, - служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на всё во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели…Учитель как-то заявил, что прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть его, даже если он украл барана.» (Л.С.Васильев).

(Даосизм, конфуцианство, чань-буддизм, синтоизм, манихейство)

 

Литература

1. Борхес Х.Л. Сочинения в трёх томах.-Рига: Полярис,1994.-Т.3.

2. Васильев Л.С. История религий Востока.- М.:Просвещение,1983.

3. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В.Попов.- М.:ВЛАДОС, 1996.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.034 с.)