Депозитные операции коммерческих банков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Депозитные операции коммерческих банков.



ДИСЦИПЛИНА «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»

1.Надзор Центрального банка за деятельностью коммерческих банков: содержание, цели и перспективы развития.

 

В соответствии с Законом Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" регулирование банковской деятельности и надзор за ней возложено на Банк России. Регулирование и надзор Банк России осуществляет от лица государства с целью создания условий для устойчивого функционирования банков и кредитных учреждений и на этой основе обеспечения доверия общества к банковской системе.

Проводимые Банком России регулирование и надзор не касаются оперативной деятельности банков, а определяют исходные требования к созданию и функционированию банков и кредитных учреждений.

Основными сферами регулирования Банка России являются: лицензирование и регистрация банков и кредитных учреждений; установление экономических нормативов, которых должны придерживаться коммерческие банки в своей деятельности.

Введение порядка лицензирования банковской деятельности Банком России означает, что банковская деятельность признается законной лишь при наличии специальной лицензии, выдаваемой Банком России. Такое требование целиком обусловлено защитой интересов вкладчиков средств, аккумулированных в банках и составляющих основной ресурс для их активных операций. Банковскую лицензию должны получить также организации, которые предполагают выполнять отдельные банковские операции. Они называются кредитными учреждениями, входящими в банковскую систему и подчиняющимися всем требованиям, предъявляемым по закону к любой организации этой системы.

Функция регулирования банковской деятельности, возложенная на Банк России, включает также его право на отзыв выданной лицензии при несоблюдении банком или кредитным учреждением установленных требований к деятельности и состоянию учета.

Другим направлением регулирования банковской деятельности Банком России является установление экономических нормативов для банков и кредитных учреждений. Их назначение состоит в регулировании объемов риска, которые берет на себя банк, и создании системы безопасности на случай возникновения убытков. В конечном счете система экономических нормативов, устанавливаемых Банком России для банков и кредитных учреждений, направлена на обеспечение устойчивого функционирования каждого отдельного банка и стабильности всей банковской системы.

Функция надзора Банка России за деятельностью банков и кредитных учреждений направлена на соблюдение требований, которые введены для них в целях обеспечения законного и устойчивого функционирования.

В полномочия Банка России по надзору входят: наблюдение за экономическими результатами деятельности субъектов банковской системы на основе представляемой ими отчетности; организация и осуществление проверок операций, финансовых результатов и отчетности.

Для осуществления проверок на местах в Банке России создано специальное подразделение, занимающееся контрольным инспектированием. Наряду с этим, для проверки финансовой отчетности банков и кредитных учреждений Банк России создает систему аудиторских служб. Проверка банка и подтверждение достоверности их учета и отчетности требует высокой квалификации лиц, занимающихся аудиторской деятельностью. Поэтому создание аудиторских фирм, занимающихся банковским аудитом, подвергается лицензированию Банка России.

2.Денежно-кредитное регулирование экономики: содержание, цели и методы.

 

Монетарная, или денежно-кредитная политика - это совокупность инструментов и форм государственного влияния на предложение денег с целью предупреждения или преодоление убытков производства, а также достижение макроэкономического равновесия.
Монетарная политика внедряется в жизнь, прежде всего, центральным банком страны.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

 

3.Капитал коммерческого банка: содержание, функции, структура. Проблемы увеличения капитальной базы банков.

 

Собственные средства (капитал) – это средства, которые принадлежат непосредственно банку, в отличие от привлеченных, которые банк привлек на определенный срок времени и за которые несет обусловленные расходы (в зависимости от вида источника привлеченных средств). Отличие собственных средств банка от собственных средств других предприятий состоит в том, что собственные средства банков составляют приблизительно 10% от банковских ресурсов, а на предприятиях - приблизительно 40 – 50% (что продиктовано спецификой банковских услуг). Несмотря на небольшой удельный вес, собственные средства банка выполняют несколько важных функций:

1) Защитная функция. Значительная часть активов банка (приблизительно 88%) финансируется вкладчиками (кредиторами банка). Поэтому главной функцией акционерного капитала банка и приравненных к нему средств является защита интересов вкладчиков. Защитная функция собственного капитала означает возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае ликвидации банка. Защитная функция капитала особенно актуальна сегодня, поскольку в нашей стране, с одной стороны, еще не создана эффективная система страхования депозитов, а с другой – нестабильная экономическая ситуация в стране, резкий рост конкуренции в банковском секторе, проведение агрессивной банковской политики при отсутствии адекватной информационной базы, часто отсутствие профессиональных знаний в части банкиров и другие негативные факторы приведут к банковским банкротствам и утрате вкладчиками своих средств. Поэтому в нашей стране наличие собственного капитала является первым условием надежности банка.

2) Оперативная функция. Известно, что для начала успешной работы банку необходим стартовый капитал, который идет на приобретение земли, зданий, оборудования, а также создание финансовых резервов на случай непредвиденных убытков. С этой целью также используется собственный капитал.

3) Регулирующая функция. Кроме обеспечения основы для операций и защиты интересов вкладчиков собственные средства банков выполняют также регулирующую функцию, что связано с особенностью заинтересованности общества в успешном функционировании банков, а также с законами и правилами, которые позволяют государственным органам осуществлять контроль над их операциями. Правила, которые относятся к собственному капиталу банка, включают требования минимального регулятивного капитала, необходимого для регистрации банка, а также регулируют размер активных операций (через норматив достаточности капитала).

К собственным средствам банков относят:

— уставный капитал,

— резервный фонд,

— специальные фонды,

— страховые резервы,

— добавочный капитал,

— нераспределенная в течение года прибыль.

Уставный капитал акционерного банка формируется за счет эмиссии:

— обыкновенных акций,

— привилегированных акций.

 

Планирование как инструмент управления деятельностью банка.

 

Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде. ФП включает в себя следующие этапы: 1. Анализ финансовой ситуации (Анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ним.); 2. Разработка общей финансовой стратегии предприятия (разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия, на этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии); 3. Составление текущих финансовых планов (уточнение и конкретизация основных показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих ФП); 4. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана (состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием); 5. Осуществление оперативного финансового планирования. 6. Выполнение финансового плана (осуществление текущей производственной, финансовой и прочей деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом); 7. Анализ и контроль выполнения плана (определение фактических конечных финансовых деятельности, сопоставление их с запланированными показателями, выявление причин и следствий отклонений от плановых показателей, разработка мер по устранению негативных явлений). Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес–план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой план можно разделить на месячные или квартальные планы.

 

ДИСЦИПЛИНА «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»

1.Надзор Центрального банка за деятельностью коммерческих банков: содержание, цели и перспективы развития.

 

В соответствии с Законом Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" регулирование банковской деятельности и надзор за ней возложено на Банк России. Регулирование и надзор Банк России осуществляет от лица государства с целью создания условий для устойчивого функционирования банков и кредитных учреждений и на этой основе обеспечения доверия общества к банковской системе.

Проводимые Банком России регулирование и надзор не касаются оперативной деятельности банков, а определяют исходные требования к созданию и функционированию банков и кредитных учреждений.

Основными сферами регулирования Банка России являются: лицензирование и регистрация банков и кредитных учреждений; установление экономических нормативов, которых должны придерживаться коммерческие банки в своей деятельности.

Введение порядка лицензирования банковской деятельности Банком России означает, что банковская деятельность признается законной лишь при наличии специальной лицензии, выдаваемой Банком России. Такое требование целиком обусловлено защитой интересов вкладчиков средств, аккумулированных в банках и составляющих основной ресурс для их активных операций. Банковскую лицензию должны получить также организации, которые предполагают выполнять отдельные банковские операции. Они называются кредитными учреждениями, входящими в банковскую систему и подчиняющимися всем требованиям, предъявляемым по закону к любой организации этой системы.

Функция регулирования банковской деятельности, возложенная на Банк России, включает также его право на отзыв выданной лицензии при несоблюдении банком или кредитным учреждением установленных требований к деятельности и состоянию учета.

Другим направлением регулирования банковской деятельности Банком России является установление экономических нормативов для банков и кредитных учреждений. Их назначение состоит в регулировании объемов риска, которые берет на себя банк, и создании системы безопасности на случай возникновения убытков. В конечном счете система экономических нормативов, устанавливаемых Банком России для банков и кредитных учреждений, направлена на обеспечение устойчивого функционирования каждого отдельного банка и стабильности всей банковской системы.

Функция надзора Банка России за деятельностью банков и кредитных учреждений направлена на соблюдение требований, которые введены для них в целях обеспечения законного и устойчивого функционирования.

В полномочия Банка России по надзору входят: наблюдение за экономическими результатами деятельности субъектов банковской системы на основе представляемой ими отчетности; организация и осуществление проверок операций, финансовых результатов и отчетности.

Для осуществления проверок на местах в Банке России создано специальное подразделение, занимающееся контрольным инспектированием. Наряду с этим, для проверки финансовой отчетности банков и кредитных учреждений Банк России создает систему аудиторских служб. Проверка банка и подтверждение достоверности их учета и отчетности требует высокой квалификации лиц, занимающихся аудиторской деятельностью. Поэтому создание аудиторских фирм, занимающихся банковским аудитом, подвергается лицензированию Банка России.

2.Денежно-кредитное регулирование экономики: содержание, цели и методы.

 

Монетарная, или денежно-кредитная политика - это совокупность инструментов и форм государственного влияния на предложение денег с целью предупреждения или преодоление убытков производства, а также достижение макроэкономического равновесия.
Монетарная политика внедряется в жизнь, прежде всего, центральным банком страны.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

 

3.Капитал коммерческого банка: содержание, функции, структура. Проблемы увеличения капитальной базы банков.

 

Собственные средства (капитал) – это средства, которые принадлежат непосредственно банку, в отличие от привлеченных, которые банк привлек на определенный срок времени и за которые несет обусловленные расходы (в зависимости от вида источника привлеченных средств). Отличие собственных средств банка от собственных средств других предприятий состоит в том, что собственные средства банков составляют приблизительно 10% от банковских ресурсов, а на предприятиях - приблизительно 40 – 50% (что продиктовано спецификой банковских услуг). Несмотря на небольшой удельный вес, собственные средства банка выполняют несколько важных функций:

1) Защитная функция. Значительная часть активов банка (приблизительно 88%) финансируется вкладчиками (кредиторами банка). Поэтому главной функцией акционерного капитала банка и приравненных к нему средств является защита интересов вкладчиков. Защитная функция собственного капитала означает возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае ликвидации банка. Защитная функция капитала особенно актуальна сегодня, поскольку в нашей стране, с одной стороны, еще не создана эффективная система страхования депозитов, а с другой – нестабильная экономическая ситуация в стране, резкий рост конкуренции в банковском секторе, проведение агрессивной банковской политики при отсутствии адекватной информационной базы, часто отсутствие профессиональных знаний в части банкиров и другие негативные факторы приведут к банковским банкротствам и утрате вкладчиками своих средств. Поэтому в нашей стране наличие собственного капитала является первым условием надежности банка.

2) Оперативная функция. Известно, что для начала успешной работы банку необходим стартовый капитал, который идет на приобретение земли, зданий, оборудования, а также создание финансовых резервов на случай непредвиденных убытков. С этой целью также используется собственный капитал.

3) Регулирующая функция. Кроме обеспечения основы для операций и защиты интересов вкладчиков собственные средства банков выполняют также регулирующую функцию, что связано с особенностью заинтересованности общества в успешном функционировании банков, а также с законами и правилами, которые позволяют государственным органам осуществлять контроль над их операциями. Правила, которые относятся к собственному капиталу банка, включают требования минимального регулятивного капитала, необходимого для регистрации банка, а также регулируют размер активных операций (через норматив достаточности капитала).

К собственным средствам банков относят:

— уставный капитал,

— резервный фонд,

— специальные фонды,

— страховые резервы,

— добавочный капитал,

— нераспределенная в течение года прибыль.

Уставный капитал акционерного банка формируется за счет эмиссии:

— обыкновенных акций,

— привилегированных акций.

 

Депозитные операции коммерческих банков.

 

Депозитные операции — это операции банков по привлечению денежных средств во вклады и их размещению. Существуют пассивные и активные депозитные операции.
Пассивные депозитные операции заключаются в привлечении средств предприятий, учреждений, банков и населения во вклады на срок и до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится до 95% пассивов.

По экономическому содержанию депозиты подразделяются на три группы.

1. Срочные депозиты (с разновидностью — депозитными сертификатами) классифицируются по срокам: депозиты со сроком до 3 месяцев; от 3 до 6; от 6 до 9; от 9 до 12; свыше 12 месяцев.
Недостатки срочных депозитов для клиентов — в их низкой ликвидности и невозможности использования этих средств для расчетов и платежей, а также для получения наличных. Для банка недостаток в необходимости выплаты повышенных процентов по вкладам и снижении таким образом маржи (разницы между процентом по активным и пассивным операциям).

2. Депозиты до востребования классифицируются в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах:

а) средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий и организаций;

б) средства на специальных счетах по хранению различных по своему целевому экономическому назначению фондов (собственные средства предприятий, предназначенные для капитальных вложений; средства предприятий в расчетах; средства на корсчетах для расчетов с другими банками; средства местных бюджетов).
Депозиты до востребования наиболее ликвидные, так как их владельцы могут в любой момент использовать свои деньги, но по ним банк обязан резервировать 16% в ЦБ (в то время как по срочным вкладам свыше 12 месяцев — 10%).

3. Сберегательные вклады населения подразделяются в зависимости от особенностей их хранения на срочные, срочные с дополнительными взносами, молодежно-премиальные, на предъявителя, сберегательные сертификаты, пластиковые карты и др. Выгодны банкам — носят долгосрочный характер и могут использоваться для долгосрочных инвестиций. Недостаток — подвержены политическим, психологическим и экономическим факторам, что повышает угрозу быстрого оттока средств с этих вкладов и потери ликвидности банка.

4. Корреспондентские счета — средства на счетах других банков, открытые в данном банке, по сути являются депозитами, их можно рассматривать как привлеченные ресурсы, учитываемые на счете Лоро.

Существуют два вида корреспондентских счетов:

1) валютные — открываются иностранными банками в других банках и предназначены для хранения валюты и проведения расчетов за импортно-экспортные операции;

2) рублевые — способствуют ускорению платежей между регионами (платежи проходят за 1—3 дня) и проще в использовании, чем расчеты через РКЦ (платежи проходят при телеграфных переводах за 3—5, а при почтовых — за 10—18 дней).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.039 с.)