Виды рисков и их характеристики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды рисков и их характеристики.



При построении классификации рисков по области их возникновения предлагается использовать следующую логику.

Первоисточником жизни является Природа, которую традиционно делят на живую и неживую. Она создана без участия Человека. Человек вынужден открывать и изучать действующие в ней законы и имеет ограниченные возможности влиять на нее. Поэтому основной источник неопределенности, связанный с природными явлениями вызван, прежде всего, недостаточным уровнем познания. Большинство природных процессов и факторов в силу их малой изученности до сих пор рассматриваются как случайные. Эти риски называются природные.

Несмотря на то, что Человек является частью живой природы, он обладает волей и достаточной самостоятельностью, а также способен сам творить. Каждый в процессе жизни самостоятельно совершает поступки и может рассматриваться другими людьми как источник неопределенности.

Люди создают рукотворные объекты, которые можно объединить общим понятием "техносфера". Технические системы часто ведут себя не так, как это предполагалось при их создании, что также порождает неопределенность. Причем, чем сложнее система, тем выше неопределенность, поскольку в их функционировании задействовано большее число звеньев и связей. Эти риски называются техногенные.

В процессе существования человечества люди со схожими интересами объединяются и создают так называемые социальные системы (группы, общества), к которым, в частности, относятся семья, община, класс и т.д. В рамках данных систем отдельный человек уже может вести себя не как обособленное, самостоятельное лицо, а действовать в интересах всей системы. И неопределенность здесь уже обусловлена именно поведением, реакциями, интересами этих социальных групп, а не отдельных их членов. Здесь риски называются социальные.

В итоге, когда люди уже окончательно объединяются в огромные социальные группы, они создают государства. Именно в государстве происходит множество разных событий: бунты, мятежи, экономические кризисы, восстания и государственные перевороты. Это последний вид рисков – социально-политические риски.

Таким образом, выстраивается следующая группировка рисков по области их возникновения:

1. Природные риски.

2. Техногенные риски.

3. Социальные риски.

4. Социально-политические риски.

Природные риски.

Природные риски - риски, причины реализации которых - явления неживой и дикой живой природы.

Пример: Землетрясение (опасное явление, относящееся к природной сфере) может быть вызвано естественными тектоническими процессами (т.е. причина также относится к природной сфере). Но колебания земной поверхности также происходят и в результате, например, мощного ядерного взрыва. Данную причину на первый взгляд можно отнести к технической области (т.к. опасное явление вызвано работой конкретной технической системы - ядерного взрывного устройства). Однако, правильнее было бы считать данную причину социальной, поскольку взрывное устройство сработало не случайным, а вполне прогнозируемым и желательным образом, а взрыв проводился в интересах определенной социальной системы - государства.

Причинами природных рисков являются:

а) природные явления (естественные тектонические процессы, атмосферные процессы, гидрологические процессы, солнечная активность и т.д.);

б) неконтролируемые действия или свойства представителей биосферы (действия диких животных, микроорганизмов, свойства растений и т.д.) в естественных условиях.

Эту разновидность рисков называют еще «неизбежными», или природными рисками: землетрясения, извержения вулканов, наводнения, обвалы, оползни, сели, цунами, лавины, метели, засуха и сильная жара, лесные и торфяные пожары, инфекционные болезни, и т.п.

В результате реализации природных рисков могут произойти нарушения нормального функционирования или гибель (разрушение) БСТС (биосоциотехническая система) в целом, так и любых ее отдельных элементов.

Эту разновидность рисков относят к рискам независящим от жизнедеятельности людей, но только в том смысле, что жизнедеятельность людей не является источником этой группы рисков. Однако люди могут влиять на степень тяжести результата реализации риска путем раннего предупреждения, создания объектов техносферы и организации социума с учетом возможных природных катаклизмов, быстрым развертыванием спасательных и восстановительных работ в зоне реализации риска. Все это становится возможным благодаря ограниченности во времени и пространстве процесса реализации риска.

Техногенные риски.

Техногенные риски - риски, причинами реализации которых являются непредсказуемое и (или) неконтролируемое функционирование (поведение или свойства) технических систем.

Неопределенность "поведения" техники может быть обусловлена двумя основными факторами.

Во-первых, техника может проявить свойства, о которых разработчик просто не знал или не мог предвидеть их проявление (например, при использовании асбеста еще не знали о его опасных канцерогенных свойствах).

Во-вторых, техническая система может повести себя вполне предсказуемым образом, но человек по тем или иным причинам не сможет это предотвратить (например, паровой котел может взорваться от избыточного давления, если не сработает предохранительный клапан, либо если оператор допустит нарушение режима эксплуатации).

При классификации рисков нельзя формально подходить к отнесению того или иного риска к категории "Техногенные". Техника проектируется, создается и используется человеком. И если она в нормальных (расчетных) условиях повела себя не так, как предполагалась, то это следствие ошибки или упущение разработчика, изготовителя или эксплуататора, либо недостаток знаний указанных лиц о явлениях, лежащих в основе функционирования системы. То есть, строго говоря, почти все аварии можно свести к человеческому фактору. Однако с точки зрения практики управления рисками это не всегда целесообразно.

Для конкретной фирмы, только эксплуатирующей (но не разрабатывающей или производящей) какое-либо оборудование, разумно разделять риски на две категории:

а) риски, причиной которых являются возможные недостатки или особые свойства данного оборудования.

б) риски, причиной которых являются ошибки при ее эксплуатации.

В первом случае, фирма, как правило, не может эффективно управлять этими рисками, поскольку она является лишь "пользователем". Даже если неправильное функционирование оборудования вызвано ошибкой изготовителя, для пользователя это часто не видно. Виден только результат. Поэтому в данном случае разумно выделить все не зависящие от поведения эксплуататора риски в категорию "техногенные". Даже если в неправильной работе техники виноват проектировщик или производитель, представление риска поломки как человеческого фактора, связанного с их поведением, не дает пользователю ничего, кроме психологического ощущения собственной невиновности и юридической возможности предъявить ему иск. Для фирмы, эксплуатирующей какое-либо оборудование, гораздо более логичным с практической точки зрения будет рассматривать технику как самостоятельную систему, функционирующую хотя и под контролем, но обладающую своими свойствами (иногда неизвестными) и способную выйти из-под этого контроля. Это позволит более эффективно анализировать риски, связанные с данным оборудованием, и искать пути защиты от них.

Во втором случае качество эксплуатации во многом зависит от руководства фирмы, подбора и подготовки операторов, полноты и правильности регламентов. И здесь уже причины рисков неожиданного поведения техники лежат больше в человеческой или социальной плоскости, а не в технической.

Пример:

Риск поломки компьютера с точки зрения пользователя может быть по-разному классифицирован в зависимости от причин:

а) поломка из-за ошибки пользователя - человеческий фактор;

б) поломка из-за дефекта изготовления микросхемы или неправильной сборки - с точки зрения пользователя это технический риск, в причинах которого пользователь не разбирается (и, строго говоря, не обязан разбираться).

Однако, если взять не пользователя, а сборщика, то здесь уже риск дефектов элементной базы по-прежнему можно считать техническим, а ошибки при сборке уже должны рассматриваться как человеческие или социальные (фирма-сборщик является социально-экономической системой).

В области технических рисков можно также столкнуться с рисками, связанными с ошибками и недостатками инструкций и технических регламентов, составленных изготовителем. Фактически реализация риска происходит в результате неправильных действий пользователя. Но если он, совершая эти действия, точно следовал инструкции, то ответственность за наступление риска ложится на составителя регламента. Подобные риски с точки зрения пользователя также разумнее отнести к техническим рискам, а не к "человеческому фактору", связанному с поведением своих сотрудников.

Особую опасность представляют объекты техносферы, обладающие большим запасом и высокой концентрацией внутренней энергии или вещества с особыми свойствами (радиоактивные, токсичные, пожароопасные и взрывоопасные). Другими словами, одним из источников техногенных рисков является способность объектов техносферы с течением времени изменять свои свойства (параметры), обеспечивающие их нормальное функционирование.

Кроме естественных процессов старения, сбои, и нарушения в работе объектов техносферы могут быть вызваны появлением у технических систем «новых» непредусмотренных свойств, возникновением «новых» взаимодействий с другими техническими системами. Под «новыми» свойствами (взаимодействиями) подразумеваются неизученные, а значит, неизвестные на момент внедрения свойства технических систем.

Например, электромагнитные поля сильноточного оборудования могут вызвать сбои и нарушения в работе навигационной и радиотехнической аппаратуры, вычислительных комплексов, что, в свою очередь, может вызвать аварийные ситуации в более крупных технических системах.

Социальные риски.

Риски, связанные с человеческим фактором (социальные) - риски, причинами реализации которых являются поступки конкретных людей, действующих как самостоятельное биологическое существо, наделенное волей и сознанием.

"Поступки" в данном случае трактуются достаточно широко и включают не только осмысленные действия, но и физические реакции, свойства организма, непроизвольные действия и т.д.

Неопределенность, лежащая в основе рисков "человеческого фактора", связана с неконтролируемым поведением конкретных людей.

В человеке одновременно присутствует физическое (тело) и психическое (душа) составляющие. В свою очередь в душе протекают осознанные и неосознанные процессы. В зависимости от того, к какой из указанных составляющих относятся причины неопределенности, риски "человеческого фактора" могут быть классифицированы следующим образом:

а) Физиологические риски - риски, причинами реализации которых являются физиологические реакции и свойства организма конкретного человека.

К ним могут относиться такие возможные причины опасных явлений как плохое зрение, мышечная слабость, различные заболевания и расстройства здоровья, и наконец, сюда же можно отнести прекращение всех физиологических процессов в организме - то есть смерть.

б) Поведенческие риски - риски, причинами, реализации которых являются решения и поступки конкретных людей, действующих как самостоятельное лицо.

В свою очередь в зависимости от наличия в поступках людей воли и осознания последствий среди поведенческих рисков можно выделить:

· Риски, причиной которых является мотивированные решения и поступки. Сюда относятся ситуации, когда человек совершает поступок осознанно в своих интересах, например, совершает кражу или не уплачивает очередной взнос по кредиту. При этом здесь мы не даем юридической оценки этих поступков, а просто рассматриваем их как причину возможных опасных явлений для другого субъекта - утрату ценной вещи или недополучения средств.

· Риски, причиной которых являются немотивированные поступки. Они имеют место, когда человек совершает действия, имеющие нежелательные последствия, как для других, так и для него самого. Такое происходит непреднамеренно или, как любят говорить, случайно. Типичными представителями данной категории причин являются всевозможные ошибки и упущения в работе.

Здесь также можно было бы применить и более тонкую психологическую или юридическую классификацию поведения людей в зависимости от их намерений и осознания возможных последствий, как, например, это сделано в Уголовном кодексе РФ.

Проводя деление между физическими и поведенческими рисками необходимо помнить, что человек - это единое целое и все его составляющие взаимозависимы. Душевные переживания могут вызывать соматические расстройства, а некоторые заболевания могут повлиять на его психику.

Отдельные случаи реализации риска "человеческого фактора" трудно классифицировать. Поэтому при отборе кандидатов на работу, где последствия реализации подобных рисков очень опасны (летчики, авиадиспетчеры, операторы ядерных энергетических установок и т.д.), проводится и медицинские и психологические обследования.

Пример:

Авария произошла из-за того, что оператор не выполнил определенные действия. Он мог:

а) сделать это осознанно, посчитав их необязательными и решив, что ничего неприятного не произойдет;

б) забыть их сделать. В свою очередь подобная забывчивость могла оказаться следствием особенностей его характера (рассеянности), что относится к немотивированному поведению, или быть вызвана расстройством работы головного мозга. А это уже относится к физическим рискам.

К сожалению, часто истинную причину невыполнения оператором необходимых действий установить не удается из-за умышленного или неосознанного сокрытия им правды или из-за его гибели в результате вызванной им аварии.

Объекты социума, рождаются, развиваются, умирают, то есть тоже имеют свои циклы «жизни». Мы часто не замечаем этого, так как длительность жизни социальных организмов часто значительно больше длительности человеческой жизни, особенно если речь идет о социальных «конструкциях» высокой иерархии. Характеристики объектов социума, обеспечивающие их успешное функционирование, с течением времени меняются. Именно это и обусловливает одну из сторон природы социальных рисков.

Другая сторона социальных рисков обусловлена взаимодействиями (взаимоотношениями) различных социальных структур. Основу взаимоотношений составляют либо конкурентная борьба между социальными структурами одной иерархии (например, борьба между государствами) за создание для себя наилучших условий для выживания или разными интересами и целями социальных институтов, являющихся структурными элементами одной социальной системы (например, государственного, коммерческого, некоммерческого и бытового секторов в структуре одного государства).

Основу конкурентной борьбы между социальными организмами одной иерархии всегда составляет борьба за ресурсы (здесь под ресурсом понимается все, что может идти на обеспечение успешной жизнедеятельности данного социального организма), как бы не пытались завуалировать этот процесс религиозными, идеологическими или другими причинами. Это обусловлено просто той целевой функцией, которую данные социальные организмы призваны выполнять.

Для государственного сектора люди – избиратели, для коммерческого – покупатели, для некоммерческого – бенефициарии, то есть те, кто получает пользу от его деятельности. Государство – это, прежде всего, власть, но это и поставщик различных товаров и услуг для общества. Их производство и распределение осуществляют различные государственные и муниципальные организации и учреждения, контролируемые органами власти. Все такие организации и органы власти и составляют государственный сектор.Деятельность государственных структур оплачивается из государственных и местных бюджетов и фондов.

Общественные блага распределяются исходя из политических интересов или в соответствии с теорией «среднего» избирателя. Приоритеты государственной политики определяются запросами усредненного большинства или давлением влиятельных групп, то есть соотношением политических сил. Потребности меньшинства или тех, чье мнение представлено недостаточно, удовлетворяются не в полной мере.

Во всем мире рыночные отношения – это главнейший механизм, посредством которого граждане удовлетворяют свои запросы, покупая для себя то, что необходимо и доступно им лично. Производством и продажей товаров и услуг занимаются предприниматели. Для ведения своего бизнеса они создают предприятия различных форм собственности, которые и образуют коммерческий сектор. Цель предпринимательства – прибыль. Это закон отношений в сфере бизнеса, определяющий цели, интересы и поведение коммерческого сектора. Но не все можно приобрести на рынке. Иногда человек не может заплатить рыночную цену, а иногда нужный ему товар не производится, так как в силу своих особых свойств он не встраивается в систему рыночных отношений (не выгоден или менее выгоден предпринимателю, хотя потребность в нем и существует).

Некоммерческий сектор призван защитить и реализовать интересы людей, действуя независимо от государства и коммерческих структур в той сфере, где два первых сектора не удовлетворяют в полной мере общественный спрос, то есть попытаться восполнить недопроизводство определенных товаров и услуг или обеспечить представительство различных социальных групп, реализуя механизмы прямой демократии, и вынуждая другие сектора более эффективно и результативно действовать в интересах общества.Цели и интересы, а значит, и действия различных секторов общества не совпадают. Именно несовпадение этих трех составляющих и лежит в основе природы социальных рисков.

Анализ влияния различных вариантов формирования социальных структур показывает, что на сегодняшний день не известна ни одна из ее форм, которая могла бы быть признана идеальной, или хотя бы удовлетворительной с точки зрения управления рисками. Эта область требует особого изучения и развития как научная, а не как идеологическая, религиозная или политическая проблема.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.022 с.)