Объект и предмет культурологии, её место в системе других наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет культурологии, её место в системе других наук.



Объект и предмет культурологии, её место в системе других наук.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность. Основоположник Уайт Лесли (1900-1975) - амер. культуролог.

Объект -это общие тенденции, закономерности, принцыпы функционирования, взаимодействие культур.

Предмет – изучение содержания, структуры, динамики, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов форм целеориентированной человеческой практики.

Место Культуру изучают многие науки. Её составляют гнесеология культуры (основные культурные знания), морфология культуры(структура), онтология культуры (бытие)(многообразие ракурсов познания), культурная сематика (представления о символах, знаках, языках культуры), антропологию культуры(представление о личностных представлениях культуры), социология культуры(выявлениеопределённого правила игры, регул. обществ. взаимоотношений.), соц. и историч. динамику культуры(становление и развитие культуры), аспекты прикладной культурологии(с культурными институтами).

подробно

Причины появления науки-культурологии.

1) Культура представляет собой масштабный и сложный феномен для полноценного изучения которого требуется отдельная специальная наука.

2) Социокультурная ситуация начала 21 века характеризуется необходимостью вступать в разнообразные межкультурные контакты. Культурология должна облегчить этот процесс.

3) Современное высшее образование в России зачастую имеет «перекос» в сторону естественнонаучных дисциплин. Культурология гуманитарная наука призвана устранить этот перекос или последствия перекоса.

Культурология – это синтетическая междисциплинарная гуманитарная наука ориентированная на объединение самых разных знаний о культуре.

Предмет культурологии – это системное исследование процессов происхождения, функционирования и развития культуры, ее структуры, сущности и свойств.

Культурология — это гуманитарная наука о сущности, законо­мерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.

Хотя культура стала предметом познания с момента возник­новения философии, оформление культурологии как специфичес­кой сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вико, И. Г. Гердера и Г. В. Ф. Гегеля. Ос­новополагающее влияние на становление и развитие культуроло­гии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма, М. Вебе­ра, А. Тойнби, К. Ясперса. В на­шей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилев­ского, А. Ф. Лосева, а также Д. Э. Ю. Соловьева.

Состоит из 4 разделов:

  1. История культуры
  2. Общая теория культуры
  3. Частные теории культур
  4. Прикладная культурология.

Культурология тесно связана со всеми гуманитарными науками, но с некоторыми связана особенно тесно: историей, философией, социологией, культурной антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономи­ческой теорией, лингвистикой.

Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом.

Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому «прочитать» классическое творение.

И наконец, связи культурологии с историей. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

 

2 структура культ знания

Структура культ-ого знания

Куль-гия явл. комплексной гуманитарной наукой. Как каждая наука К-ия состоит из 2-х уровней эмпирического и теоретического.

Целью первого явл. эмпирические обобщения первоначальная систематизация о культуре как уникальном феномене.

Цель второго создание теории и формулировка законов.

Ку-гия изучает характерные черты и соотношения различных отраслей и типов культур, их эволюцию, проблемы лидера в культуре, а также проблемы духовного мира.

Философия культуры -. мировоззрение методологическая основа Ку-гии. Как гуманитарная наука Ку-гия связана с общественными науками с социологией и антропологией.

Социология ку-ры изучает отношение к ку-ре разных слоев общества.

Культурная антропология- заним. изуч. чел. под умом созданной им культуре.

Структура культуры

Культура как совок-ть матер-х и духов-х ценностей выражает достигнутый чел. уровень историч. развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. Культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Матер.культура охватывает всю сферу матер. деят-ти. МК включает: 1)культуру труда и матер. производства (орудия труда, технологич. процессы, способы возделывания земли и выращ. продуктов питания); 2)культуру быта; 3)культуру топоса, т.е. места жител-ва (жилища, дома, деревни, города); 4)культуру отношения к собствен. телу и тд. МК изучают археология, этнография, история, экономика и др.

Духовная культура – сфера человеч. деят-ти, охватывающая различные стороны духов. жизни чел. и общества. Она предст. духов. мир каждого человека и его деят-ть по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деят-ти – духов. ценности, научные рез-ты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. ДК проявляется через общественное сознание (политич., правовое, нравств., эстетич., религиоз., национ., науку и философию) и воплощается в искусстве, литерат-х, архитект-х и др. памятниках человеч. деят-ти. К ДК отн-ся религия, наука, образование, искусство, язык и т.д.

Жесткой линии между матер. и духов. культурой нет. Но приоритет в этом единстве, напр., марксизм отдает матер. основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры. Однако чрезмерное внимание приоритету матер. факторов над духов. негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Во всех проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое видение, собств. образ и придает ему ценностный статус. Применительно к человеч. обществу термин «культура» подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование. В течение всей активной жизни, путем деят-ти и общения, через самосознание и рефлексию, человек осущ-ет культурный процесс, кот. имеет четко выраженные историч. особ-ти. Однако во все времена от доклассовых общностей до совр. эпохи человечество раскрывается в 3 глав. областях культуры: -отношения человека с природой; -отношения человека с человеком (общественные отношения); -отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей м.быть рассмотрена с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время они м.быть оценены по-разному представителями разных школ.

 

 

3 Методы культурологических исследований.

Метод - совокупность способов и приемов исследования какого-либо объекта. Существуют разные методики исследования культуры
Диахроничекий – сравнение различных культурных единиц во времени.
Синхронический – сравнение одновременно существующих культурных единиц.
Структурно-функциональный – предполагает разделение объекта культуры на части и выявление связей между частями.
Историко-генетический – предполагает изучение культурного факта с точки зрения его возникновения, развития, и всей дальнейшей судьбы.
Типологический –выявления общих характеристик нескольких культур.

Сравнительно-исторический – сравнение самобытных культурных единиц во времени и проникновение с их сущность.

Философский - определяет общие черты развития культуры.

Социологический - развитие социальных слоев. Основан на анкетировании, опросы и т.д. При помощи его исследуются отношения между людьми.

Аксеологический - это ценностный метод.

Семиотический - дает возможность исследовать процесс превращения какого-либо культурного явления в знак.

Информационный - рассматривает культурный явления как носители специфической информации.

 

 

4смысл понятия культура

понятие, сущность, структура.
Понятие «культура» появилось в Древнем Риме в качестве оппозиции понятию «натура». В переводе с латинского оно означает «обработанное», «искусственное». В этом смысле слово «культура» применялось для обозначения специально выращиваемых человеком растений.

В целом ряде отраслей оно и сегодня сохранило первоначальное значение. Так в сельском хозяйстве выращивание яровых и бахчевых культур.

По мере развития общества в понятие «культура» включается все более широкий спектр человеческого содержания: воспитание, образование, формирование и развитие. Все то, благодаря чему человек преобразует не только природный материал окружающего мира, но и себя самого как продукта природы. И как результат такой деятельности человек сам попадает в сферу культуры.

Однако следует отметить, что еще до появления понятия «культура», в Древней Греции и ремесло, и мастерство, и техника, и искусство обозначались словом «техне», которое означало то же самое – человеческую деятельность, преобразующую материальный мир, изменяющую форму природной предметности.

В Новое время термин «культура» утверждается в его современном значении, приобретая социальный, интеллектуальный смысл. Культура постепенно выделяется в особую сферу жизнедеятельности общества и человека.

Начиная с середины XX столетия, появляются многочисленные теории, объясняющие сущность, специфику, законы и категории культуры. Эти объяснения носят общефилософский характер. Поскольку и теория культуры, и философия имеют один предмет исследования – человека, изучают его с разных сторон и уровней.

До 60-х годов, подход к культуре был как к совокупности накопленных человечеством ценностей. Причем ценности нередко ограничивались произведениями искусства, тем что

Называют художественной культурой. Культура понималась своеобразной кладовой, хранилищем созданных человечеством богатств. Этот взгляд очень узок и неверен. Неясным остается вопрос о том, «Какой человек создает культуру» и «Почему не каждый человек может создавать культурные ценности?», а также «Как быть с культурой труда, производства, быта, нравственной, политической, экономической, экологической и правовой культурой?».

Иногда понимание культуры сводится к широте кругозора или этикету. Однако можно много знать быть высококвалифицированным специалистом, но в то же время оставаться некультурным человеком – эгоистом, грубияном, не умеющим вести себя в обществе. И, напротив, можно быть любезным, вежливым, иметь эталонные манеры но оставаться совершенным невеждой. Значит, культура не сводится ни к многознанию, ни к этикетному поведению. Нередко культуру считают отраслью хозяйства страны, составной частью сферы услуг.

В конце 60-ых годов в культурологии утверждается неразрывная связь культуры и деятельности. Наиболее общепризнанные особенности деятельности охарактеризованы Л.Н. Коганом:

Деятельность – это определенный тип бытия человека, его отношений к миру.

Деятельность- всегда направлена на достижение сознательно поставленной цели.

Деятельность продумана и совершается на основе предварительной схемы, в отличие от отдельных интуитивных актов.

В процессе практической деятельности человек изменяет и преобразует окружающий мир, причем не только материально, но и идеально в своем воображении. Изменяя мир, человек изменяется и сам, изменяются его потребности, способности, мировоззрение, навыки и умения, его социальные чувства. Другими словами, меняется не физическая, а социальная сущность человека, его социальные сущностные силы.

История культуры – это процесс изменения самого человека, содержания его сознания, процесс развития внутреннего духовного мира человека и социальных форм бытия духовности.

Вступая в жизнь, каждое поколение застает определенный уровень развития техники и технологии, науки и философии, искусства, нормы морали, каноны религии. Оно должно не только воспринять доставшийся ему от отцов и дедов социальный опыт, но и умножить его, внести в него свою собственную лепту. Человек становится членом общества, приобщается к его ценностям. Чтобы выполнять ту или иную работу, человек овладеть соответствующим минимумом знаний, умений, навыков. Выполнение гражданских прав и обязанностей, общение с другими людьми требует от личности знания и соблюдения принятых в обществе норм прав и морали. Другими словами, человек становится членом общества в процессе его социализации, освоения социально значимых ценностей. В детстве и юности процесс социализации идет наиболее интенсивно. Сущность процесса социализации заключается в овладении культурой общества. Почему же социализация дает разные результаты? Потому что она происходит в неповторимо индивидуальной форме. Во-первых, формируясь, люди присваивают различные общественные отношения, соответственно и разные уровни культуры. В становлении одного решающую роль играет научная литература, философия, русская и зарубежная классика, а другой воспитывается на низкопробных образцах «массовой культуры». Во-вторых, освоение общественных отношений происходит в индивидуальной форме. На их основе формируются потребности, способности, интересы и социальные чувства каждого из нас. Именно в глубоко индивидуальных формах существуют личностные общественные отношения, составляющие ядро каждой индивидуальности. На конец, освоение культуры человеком происходит противоречиво. Один и тот же человек может соблюдать одни нормы морали, но при этом игнорировать другие.

Сама социализация – освоение общественных ценностей, осуществляется в индивидуальной форме, представляя собой в тоже время индивидуализацию личности, обретение ею своего «Я».

Социализация и индивидуализация – две неразрывные стороны деятельности. Нормально проходящая социализация личности и есть ее индивидуализация, и наоборот. Социализация, происходящая в отрыве от индивидуализации, формирует стандартную неиндивидуальную личность. Одностороннее преобладание индивидуализации ведет к становлению личности индивидуалиста.

Следовательно, культура выступает средством не только социализации, в результате которой человек становится членом социума, но и индивидуализации, формируя его как неповторимую индивидуальность.

 

подходы к дефиниции

Это понятие столь емкое и неоднозначное, что число его определений в настоящее время перевалило за пятьсот; среди них можно выделить следующие виды определений культуры:

Описательные - в них просто перечисляются отдельные элементы культуры, например, обычаи, верования, виды деятель-ности.
Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком ("новая природа").
Аксиологические (ценностные) - трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.
Нормативные - утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
Адаптивные - культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям. Исторические - подчеркивают, что культура есть продукт истории общества, и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Функциональные - характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единст-во и взаимосвязь этих функций в ней.
Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.
Символические - акцентируют внимание на употребление символов в культуре.
Герменевтические (от греч. hermeneutike - истолковательное искусство)- относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
Идеационные - определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
Дидактические - рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).
Социологические - культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупности идей, принци-пов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

5морфология культуры

Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.

Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое - порождение и становление культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации); историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени. Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением - специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п. В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении опр. культуры. Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.

Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.

Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем. Религия оперирует в основном коллективными представлениями, что определяет ее главное свойство - сплочение и связь единоверцев. В первобытной культуре религия проявлялась в формах анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Исторически религия развивалась от языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия и созданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам). Религия устанавливает градации ценностей, придавая им святость и безусловность, или, наоборот, греховность и падшесть, а потому важным становится требование постоянного морального совершенствования человека.

Параллельно с мифом и религией в культуре существует искусство. В искусстве человек, прежде всего, тяготеет не к выражению чувственной оболочки бытия, а к надматериальным духовным сущностям, являющимся нам в форме искусства. Искусство не есть отражение жизни, но ее преображение. Это создание новой реальности, не сводимой до конца к эмпирической действительности. Искусство является единственным морфом культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений.

Наука - самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности получаемых знаний на основе рационалистических методов. Первоначально, наука существовала как эмпирическое знание, возникшее из необходимости понимания и освоения окружающего мира. Наука лишена оценочного, субъективного начала, опираясь, прежде всего, на объективное знание. В отличие от остальных форм культуры наука развивается, исходя из принципа прогресса, что на современном этапе приводит к постепенному переходу науки из сферы культуры в сферу цивилизации.

 

6.

Функции культуры.

Функции культуры – это социальные, кот. обеспечивают взаимодействие культуры и общества.
Адаптационная (Приспособление к среде). Чтобы выжить, человек приспосабливаться к окружающей среде, он создает жилище, одежду, орудия труда, письменность, язык, и т.д.

Познавательная (Долгосрочная) Проявляет себя в науке, образовании. Человек познает окруж.мир и самого себя.
Информативная. (Короткосрочная) Расписание самолётов, прогноз погоды. Коммуникативная (Взаимообщение) проявляет себя в языке и в условных языках (язык театра, музыки, книг). Общение между чел. и обществом.
Регулятивная. Культура система норм, правил, требований, запретов, которые общество предъявляет к своим членам. Таким образом обеспечивается социальное равновесие и выживание общества.
Разграничение и интеграция человеческих групп. Культура – это то, что отличает одну группу от другой (русского от немца, учителя от военного).

Аксиологическая. (Ценностная) Осуществляется благодаря ценностям, при помощи которых человек оценивает себя, других, окружающий мир и т.д.
Формы культуры

Каждую культуру можно разделить на три части это:

Материальная – это вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей(жилища, одежда, орудия,)

Духовная - познания и понимания мира, существующих в той или иной культуре(картины, романы, мифы и идеологии)

Социальная -организации совместной жизни(разные виды крестьянских и религиозных общин; разные формы семейного существования;)

Преобразующая функция культуры

Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической зашиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопасности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

Коммуникативная функция культуры

Коммуникация —это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

Познавательная функция культуры

Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Инфрмационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения.

Сигнификативная (знаковая) функция культуры. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

Ценностная функция культуры. Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является.

Духовно-нравственная функция культуры. Культура прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности.

Потребительская (релаксационная) функция культуры. Функция снятия стресса, напряжения. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения - увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Кроме того, существуют специальные средства релаксации — фильмы ужасов, фильмы катастроф, детективы, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически — вместе с героями — совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений — приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источником расслабления и отдыха.

 

 

7. Нормы и ценности культуры

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, важное условие существования ценности, это то, что ценность должна быть пережита (только тогда ты поймешь истинную цену вещей).

Ценности различают во времени и пространстве, для каждой культуры характерны свои ценности. Классификация ценностей: 1) Религиозные; 2) Моральные; 3) Эстетические; 4) Экономические; 5) Политические; 6) Социальные; 7) Витальные (относящиеся к жизни: Пр.; сохранение жизни, улучшение здоровья и т.д.);

Норма – Образец поведения или действия.

Типология норм: 1)Правовые нормы; 2)Политические; 3)Экономические; 4)Социальные; 5) Культурные; 6)Нравственные;

 

Важнейшими компонентами картины мира, наряду с интуитивными представлениями, архетипами, способами мировосприятия, являются культурные нормы и ценности. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они складываются, утверждаются уже в обыденной жизни общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде реальных норм поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Индивид, вступающий жизнь, усваивает не только знания, но также и принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те изменения, которые претерпевает общество. Например, в XX в. произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет огромное

значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры.

В патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существованию. Сейчас дети — прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. Иначе говоря, изменение духовных ориентации в семье приводит к сдвигу в содержании и направленности общенациональных расходов потребителя. Работающие главы семей, имеющие возможность при помощи денег удовлетворить любые потребности, передают эти средства семье, ибо она является эмоционально-культурным центром развития личности. Для молодежи это изменение культурных внутрисемейных норм означает возможность «продлить детство», приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.

Культурная картина мира и по своему генезису, и содержательно включает в себя ценностные суждения. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных измерений. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигается эстетический подход к миру, в средние века — религиозно-нравственный, в Новое время — научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются:

  • витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни. Уровень потребления, экологическая безопасность;
  • экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;
  • социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная

независимость, способность к достижениям, терпимость: политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;

  • моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;
  • религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание.
  • эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д.

 

8 динамика и теории культурогенеза

Динамика

Динамика культуры изучает процессы культуры - процессы изменения культуры во времени. Любое культ. событие имеет историч. происхождение и подвержено изменениям во времени. Поэтому в науках о культуре сложилось особое направление исслед-й: историч. динамика культуры, или историч. культурология. Это направление находится «на стыке» между филос. истории, филос.культуры, теорией культуры, традиц. (описательной) ист. культуры, историч. науками, социологией и этнографией.

Историч. культурология заним-я проблемами происхо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.083 с.)