Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления



Выделяют следующие основные направления изменений:

1) организационные. Потребность в них обычно возникает в связи с устареванием основных структур фирмы (общей, управленческой, коммуникационной и проч.);

2) кадровые. Обусловлены несоответствием образовательного и квалификационного уровня персонала существующим требованиям, конфликтами и т. д.;

3) изменения финансовой сферы. Большей частью связаны с необходимостью рационализации расходования денежных средств, наведения порядка в кредитной и фондовой политике, избежания банкротства;

4) технологические. Обычно вызваны приближением так называемого технологического разрыва, наступающего при завершении жизненного цикла базовой технологии. Здесь все возможности усовершенствовать производимый на ее основе продукт оказываются исчерпанными, и затраты начинают расти более быстрыми темпами, чем отдача от них. Поэтому требуется переход к принципиально новым технологиям и продукции.

Прежде всего, они бывают запланированными и незапланированными. Первые закладываются в долгосрочные и среднесрочные планы и осуществляются по мере наступления обусловленного срока. Их причиной бывает, например, приближение технологического разрыва, о котором только что шла речь. Необходимость вторых порождается внезапными изменениями рыночной ситуации; революционными техническими открытиями, мгновенно обесценивающими производственный потенциал, и т. д. Это зачастую придает процессу их осуществления элементы спонтанности, делает его плохо управляемым.

По степени интенсивности осуществления различают эволюционные (реформы) и революционные изменения. Последние часто сопряжены с дезорганизацией деятельности, хаосом, потерей организацией управляемости, поэтому их по возможности следует избегать

По глубине изменения бывают радикальными, затрагивающими основы организации, и косметическими, касающимися внешних форм ее существования. Если радикальные изменения не будут системными, инерция структуры и внутренних процессов довольно скоро может их «погасить» и свести к формальным мерам.

Изменения могут быть разовыми или многоступенчатыми. Это во многом определяется их масштабом, располагаемым временем, гибкостью организации, ее способностью выдержать шок, вызванный переменами.

По целям изменения можно разделить на стратегические и тактические; по направленности – на прогрессивные и регрессивные.

Возможны два варианта логики изменений первый обоснование стратегии – реформирование структуры – воздействие на поведение персонала (характерно для России); второй подготовка персонала – реформирование структуры – переход к новой стратегии (характерна для стран Запада).

Выделяют следующие методы осуществления изменений:

1) технологические (реконструкция предприятия, модернизация оборудования);

2) организационные (реорганизация, создание новой системы норм и нормативов);

3) пропагандистско-воспитательные (демонстрация преимуществ, нового, убеждение, разъяснение);

4) административные (принуждение, угроза наказания);

5) экономические (материальное стимулирование).

Направленность и методы осуществления изменений должны быть согласованы друг с другом, а также с имеющимися для них предпосылками.

К материальным предпосылкам относятся наличие ресурсов (прежде всего финансовых) необходимых для покрытия высоких затрат на ликвидацию старого; инвестиции в новое; стимулирование активности персонала.

Социально-психологическими предпосылками являются:

- понимание членами организации того, что преобразования – признак нормального, здорового ее развития;

- наличие настроя, здорового морально-психологического климата, готовности к изменениям (характеризуется степенью их резкости, которую люди могут осмыслить и принять);

- формирование новой системы общих ценностей, близких и понятных большинству сотрудников;

- признание уникальности личности каждого, отношение к людям как к главной творческой силе.

Важнейшими организационными предпосылками изменений считаются наличие ясных целей и четких стратегий, действенной системы мотивации, обеспечивающей заинтересованность сотрудников в них, а также борьба с бюрократизмом.

Другой организационной предпосылкой является диагностика внутренней и внешней среды. Изменения нельзя осуществить исходя из их слишком простого, механистического понимания. Необходимо глубоко разобраться в существующих проблемах, уметь отличить важные от второстепенных; понять механизм функционирования компании; знать историю прошлых преобразований, причины их успеха или неуспеха, выявить людей, на которых можно опереться.

К информационным предпосылкам следует отнести формирование надежных каналов коммуникации, позволяющих своевременно получать достоверные сведения о ситуации, настроениях персонала, намерениях партнеров и конкурентов.

Но главные предпосылки обновления связаны с человеком. Речь идет о вовлечении в изменения всех членов организации, прежде всего, разделяющих и поддерживающих их цели и новые ценности, готовых к риску; об их своевременном обучении, позволяющем им возглавить процесс обновления; о гарантиях занятости всем сторонникам, а тем более активным участникам преобразований; об избавлении от людей, служащих помехой продвижению вперед (но массовые увольнения оправданы только в условиях острого кризиса). Разное сочетание желаний, умений и активности людей позволяет выделить различные типы по отношению к изменениям.

Факторами успеха изменений, по мнению западных специалистов, являются:

- постановка четких задач;

- реальность масштаба;

- распространение информации;

- адекватность стратегии;

- четкость графика;

- участие сотрудников;

- поддержка влиятельными группами;

- использование опыта и существующей структуры власти;

- открытая оценка до внедрения;

- поддержка со стороны компетентных сотрудников;

- интеграция новых методов с обычными операциями;

- освоение успешных нововведений;

- непрерывная модификация;

- вознаграждение инициаторов.

Причины сопротивления организационным изменениям.

Любая организация объединяет отдельных людей, группы, коалиции, имеющие собственные интересы, часто противоречащие друг другу. Поэтому борьба за их реализацию – естественное свойство организации. Причем в период неопределенности ситуации она обостряется, так как возникает возможность сдвига равновесия власти. Основной формой такой борьбы является сопротивление изменениям, так как людям требуется время, чтобы оценить связанные с ними выгоды.

Сила такого сопротивления обычно зависит от следующих обстоятельств:

- от степени разрушения сложившихся устоев, традиций, привычек, принципов и норм деятельности;

- от скорости и интенсивности этого процесса;

- от характера и масштабов угрозы положению членов организации;

- от обоснованности, понимания людьми необходимости преобразований, причастности к ним;

- от доверия к инициаторам и руководителям;

- от наличия удачного или неудачного опыта аналогичных действий;

- от стабильности коммерческих результатов, закостенелости, рутины;

- от уровня квалификации персонала;

- от морально-психологического климата.

Но сопротивление имеет место не всегда, и при поступлении дополнительной информации сторонники старого могут превратиться в активных поборников нового.

Сопротивление бывает активным и пассивным.

Формами пассивного сопротивления (бездействием) могут быть:

- настойчивые публичные высказывания опасений по поводу новых идей, благоприятного исхода преобразований; их критиканство; отрицание необходимости перемен вообще;

- затягивание под различными предлогами принятия соответствующих решений и начала активных действий;

- сокрытие или игнорирование информации о пользе изменений;

- формальное использование новых методов работы;

- отказ от обучения им других и уклонение от повышения собственной квалификации.

Активное сопротивление может заключаться в следующих действиях:

- в выдаче недостоверной информации;

- в увязке начала работы по-новому с теми или иными условиями;

- в постановке неясных целей, выдаче намеренно ошибочных, туманных распоряжений,

- во внедрении дестимулирующей модели вознаграждения участников;

- в изоляции сторонников изменений;

- в нарушении инструкций, открытом сопротивлении;

- в отвлечении ресурсов на другие цели, их распылении;

- в искусственном создании обстановки неразберихи, суеты, саботаже;

- в интригах, направленных на раскол коллектива.

Сопротивление преобразованиям (причем не только отдельных людей, но и организации в целом) неслучайно.

Его общими причинами являются:

1. Инерционность, стремление к функционированию в прежнем режиме, стабильности, обеспечению чего подчинены все сохранившиеся от прошлого элементы механизма управления, правила, стандарты и прочее.

2. Взаимосвязанность субъектов организации, сдерживающая процесс изменений.

3. Психологическое неприятие людьми изменений, основные причины которого можно объединить в несколько групп:

- экономические связаны с потенциальной возможностью потери дохода или его источников (вследствие лишения работы, льгот и привилегий, роста интенсификации труда), а также с высокими затратами (времени и средств) на проведение самих преобразований;

- политические причины состоят в нежелании изменить сложившуюся расстановку сил, ставить под удар судьбу неформальной организации (что при проведении стратегических изменений неизбежно). Инициаторы должны уметь определять степень этой поддержи, усиливать ее, идя на компромиссы с людьми по частным вопросам, создавать альянсы с теми или иными коалициями, искать в них «точки опоры» для борьбы с сопротивляющимися;

- организационные причины коренятся: в возможности ослабления отдельных элементов организации или ее в целом, потери управляемости ею в неудобствах, связанных с работой по-новому; в противоречии новых механизмов традиционным методам работы; в отсутствии достаточной мотивированности;

- личностные причины обусловлены психологическими особенностями людей: привычкой к старому (человеку вообще не нравится, когда нарушается обычный ход событий), страхом перед новым, неизведанным; ощущением своей некомпетентности, неверием в собственные силы, способность освоить новые виды деятельности (многие в таких ситуациях теряют гибкость мышления, становятся агрессивными); осознанием угрозы будущей карьере, должности, личной власти, статусу, положению человека в организации, уважению руководства и коллег; нежеланием преодолевать трудности, брать на себя дополнительные обязанности, самостоятельно работать;

- социальные причины сопротивления характерны не только для отдельных членов организации или их групп, но и для всего коллектива в целом. Здесь можно назвать: стремление к социальной стабильности, отсутствие убежденности в необходимости преобразований; слабую информированность об их целях, ожидаемых выгодах и возможных потерях; недовольство методами осуществления, навязывания, внезапностью; недоверие инициаторам перемен, уверенность, что последние происходят исключительно в интересах руководства; угрозу разрушения существующей организационной культуры, ценностей, формирования неблагоприятного морально-психологического климата; стремление сохранить «старые добрые» порядки и традиции.

Сопротивление усиливают отсутствие конкуренции, свободы творчества; наличие дорогостоящего оборудования; самомнение, самодовольство людей; невозможность применить силы в другом месте. Положение осложняется тем, что большинство организационных механизмов предназначено для управления в условиях стабильного развития, а не для динамичных переходных состояний. Полностью преодолеть сопротивление людей преобразованиям нельзя, но его можно в значительной мере ослабить. Это предполагает следующее.

Во-первых, создание необходимых организационных условий осуществления изменений, в частности:

- всестороннего обоснования потребности в них и показа их благоприятных последствий для людей, внутренних отношений, расстановки сил;

- формирования новых норм и ценностей;

- широкого информирования людей обо всем, что происходит, вовлечения их в дискуссии, критику;

- выявления субъектов (индивидов и групп), которые могут оказать сопротивление или на которые можно опереться.

Во-вторых, формирование заинтересованности в преобразованиях; обеспечение условий поддержки перемен основными «центрами силы» и широкими массами. Речь идет:

- о создании новой системы мотивации активистов и участников преобразований, обеспечивающей справедливое вознаграждение достигнутых успехов и позволяющей извлекать из перемен личную выгоду;

- о предоставлении им необходимых гарантий;

- о поддержании благоприятного морально-психологического климата;

- об обеспечении обстановки терпимости к возможным в любом деле неудачам, избавляющей от боязни ошибок, риска, стимулирующей активность;

- о заключении соглашений с наиболее влиятельными группировками и отдельными лицами для привлечения их к процессу изменений.

В-третьих, активные действия в процессе проведения преобразований, а именно:

- привлечение максимального числа людей к участию в них, что снижает сопротивление; скрытое (путем манипулирования) или явное принуждение (в том числе с помощью административных мер) несговорчивых, если по-другому добиться их согласия участвовать в преобразованиях невозможно (но сопротивление переменам часто бывает просто сигналом о неблагополучии, а не о том, что нужно что-то или кого-то подавлять);

- компенсацию в той или иной форме потерь от преобразований;

- повседневную помощь и поддержку со стороны руководства, обучение, консультирование экспертами;

- проведение изменений, прежде всего, в нейтральных областях;

- закрепление результатов преобразований в новой организационной структуре и управленческих механизмах.

На выбор средств борьбы с сопротивлением влияют такие обстоятельства, как его степень и вид, сила инициатора преобразований или руководителя, риск последствий.

 

 

Экономика отросли

1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ВВП страны. Классификация предприятий
по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия

Внутренняя торговля представляет собой одну из важных сфер жизнеобеспечения населения. При ее участии произведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Торговля является источником поступления текущих денежных средств и играет важную роль в финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость и акцизы – это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет. В рейтинге основных отраслей по наполнению бюджетной системы торговля уступает лишь трубопроводному транспорту и топливной промышленности. В настоящее время торговля занимает более 20% в валовом внутреннем продукте РФ. Доля ВВП, приходящаяся на 1 работника торговли в 1,4 раза выше, чем в среднем по народному хозяйству. Оборот розничной торговли по Российской Федерации в 2007 году составил 10757,8 млрд. рублей, что на 15,2% больше показателя предыдущего года.За период рыночных преобразований внутренняя торговля претерпела коренные изменения. В торговле сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Этим процессам способствовал принятый 21.01.1992г. Закон «О свободе торговле». В торговле занято около 15% всех трудовых ресурсов страны, что составляет 9,4 млн., в т.ч. 1,2 млн. человек индивидуальных предпринимателей. Благодаря преобразованиям, проведенным в торговле на путях формирования свободной хозяйственной инициативы, современный потребительский рынок отличается высокой насыщенностью и может быть классифицирован как рынок «покупателя».Преодолен товарный дефицит, а бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Предприятия отрасли получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность и стали равноправными субъектами рыночных отношений. В торговле зарегистрировано свыше 1 млн. 200 тыс. предприятий, то есть 1/3 их количества по стране. Численность малых предприятий превышает 400 тыс. единиц или 35% общего количества по РФ. Темп прироста количества предприятий; функционирующих в сфере торговли, значительно превышает аналогичный показатель по экономике в целом и по отдельным отраслям.Характеризуя место торговли в рыночной системе хозяйствования, следует отметить, что торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Около 90% своих доходов населения расходует на приобретение предметов потребления в розничной торговой сети. Торговля неразрывно связана с денежным обращением и кредитно-финансовой системой страны. Количество денег в обращении, скорость их оборота зависит от размера товарной массы, уровня цен и скорости реализации товаров.Основными подотраслями внутренней торговли являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное (массовое) питание. В развитых странах при характеристике отраслевой структуры товарного обращения принято объединять розничную торговлю и общественное питание, а оптовая торговля, в свою очередь, классифицируется на: материально-техническое снабжение, предприятия по заготовке сельскохозяйственных продуктов, предприятия, снабжающие товарами розничную торговлю.

Оптовая торговля на макроуровне выполняет следующие функции:

- интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта;

- оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;

- организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономических систем с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

- На микроуровне функции оптовых торговых предприятий следующие:

- экономическая интеграция территории и преодоление пространственного разрыва;

- преобразование производственного ассортимента в торговый;

- формирование товарных запасов;

- сглаживание цен;

- хранение, доработка и доведение товаров до требуемого качества;

- фасовка и упаковка товаров;

- кредитование;

- маркетинговые исследования рынка и организация рекламных компаний.

Основными функциями розничной торговли являются торговые и технологические.

К торговым функциям относятся:

- изучение покупательского опроса на товары;

- составление заявок и завоз товаров;

- формирование ассортимента товаров;

- реклама товаров и услуг.

- Основные технологические функции следующие:

- прием товаров по количеству и качеству;

- обеспечение хранения товаров;

- выполнение операций, связанных с доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

- внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;

- продажа товаров.

Кроме того, розничные торговые предприятия выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом и т.д.)

Основными функциями предприятий общественного питания являются:

- производство кулинарной продукции;

- реализация кулинарной продукции;

- организация потребления кулинарной продукции.

На смену разъединительным процессам в торговле приходит стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы. Формы взаимодействия определены в «Концепции развития внутренней торговли РФ».

В ней указывается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи. Наиболее характерной структурной для розничного звена, включая массовое питание, должны стать цепные торговые организации, как вид добровольного объединения. При таком объединении крупное торговое предприятие заключает договор с малыми и средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия.Еще более глубокая и широкая интеграция возможна при объединении торговых структур с товаропроизводителями и финансовыми организациями. Создание таких торгово-финансово-промышленных групп способно оказать существенное влияние:

- в области структурной перестройки торговли с целью ликвидации сложившегося дисбаланса, развития ее отдельных звеньев;

- в области резкой активизации внутреннего потенциала хозяйственных структур, вошедших в группу и создание на этой основе особых механизмов их самофинансирования, повышения их инвестиционной активности на потребительском рынке;

2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции

Розничная торговля выполняет две ведущие функции:

- доведение общественного продукта (произведенной потребительной стоимости) от производителей до конечных потребителей. При этом применяются такие торгово-технологические операции, как транспортировка, хранение, фасовка, упаковка товаров и т.д.;

- обеспечение непрерывной смены форм стоимости товара. В момент купли-продажи товарная форма стоимости обменивается на денежную и товар переходит в личную собственность потребителя.

Эти функции осуществляются, как правило, одновременно и являются двумя сторонами одного и того же процесса – обслуживания обмена товаров в натурально-вещественной и стоимостной формах. К этим функциям, которые часто называют дополнительными, относятся: изучение покупательского спроса на товары; формирование ассортимента товаров и услуг; размещение и выкладка товаров в товарном зале; оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров на дом покупателю и т.д.Осуществляя свои функции, розничная торговля обеспечивает:

- развитие производства – путем организации коммерческой работы по заключению договоров и заказов на производство и поставку товаров, тем самым стимулируя процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

- денежное распределение – путем развития финансово-кредитной системы, установления и соотношения цен на товары на основе поддержания баланса между спросом и предложением;

- личное потребление – посредством удовлетворения потребностей населения путем применения различных форм и методов торгового обслуживания, эффективной направленности рекламных и маркетинговых мероприятий.

Основными задачами розничных торговых предприятий являются:

- формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента рынка;

- обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей;

- максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, и обеспечение её эффективного использования;

- минимизация затрат на организацию торгово-технологических процессов;

- минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торгового предприятия;

- обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия за счет высокой инвестиционной активности, способности аккумулировать собственные ресурсы на обеспечение прироста активов, повышение финансовой устойчивости.

Услуга розничной торговли это результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи.Услуги розничной торговли включают:

- реализацию товаров, которая состоит из этапов: формирование ассортимента, приёмка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара; реализация товаров производится в магазине и вне магазина;

- оказание помощи покупателю в совершении покупки и при её использовании, которая включает приём и исполнение заказов на товары, доставку товаров, упаковку купленных в магазине товаров, оценку и прием на комиссию вещей, прием стеклопосуды, реализацию товаров в кредит, организацию работ по послепродажному обслуживанию;

- информационно-консультационные услуги, к которым относят предоставление информации о товарах и их изготовителях, консультации специалистов по товарам, проведение рекламных презентаций товаров;

- создание удобств покупателям, путем организации и создания мест отдыха, предоставления услуг комнаты матери и ребенка, гарантированное хранение купленных товаров, прием и хранение вещей покупателей, организацию питания покупателей, парковку личных автомашин покупателей на организованной стоянке у магазина.Услуги торговли должны отвечать требованиям:

- социального назначения (обеспеченность населения услугами данного вида,);

- функциональной пригодности (соблюдение режима работы торгового предприятия, точность сроков выполнения услуги,, информативность,);

- эргономики (комфортность и удобство покупателей, при оказании услуги, включая удобное размещение товара в торговом зале, входов и выходов, оборудования, гигиенические требования к освещенности, вентилируемости, температуры в торговом зале и т.д.);

- эстетики (гармоничность и стилевое единство в оформлении фасада здания, интерьера и т.д.);

- технологичности (рациональный набор технологического оборудования, экономичность и простота санитарного и технического обслуживания и т.д.);

- безопасности;

- охраны окружающей среды.

Типы предприятий розничной торговли по признаку стационарности:

- стационарные (магазины);

- полустационарные (павильоны, лотки, палатки, киоски);

- передвижные (развозная и разносная торговля).

По товарно-ассортиментному профилю:

- специализированные торговые предприятия (торгующие товарами одной-трех групп или комплексов);

- узкоспециализированные (торгующие отдельными видами и группами товаров);

- универсальные (супермаркеты, гипермаркеты);

- смешанные (предлагающие продовольственные и непродовольственные товары на одном рабочем месте продавца).

Типизация предприятий розничной торговли оказывает большое влияние на рациональное развитие розничной торговой сети её построение и размещение.Типизация – это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. «Концепция развития внутренней торговли РФ» предусматривает широкое типовое разнообразие розничных торговых предприятий, которые должны быть представлены:

- специализированными и узкоспециализированными непродовольст-венными магазинами в центрах жилой застройки;

- универсальными продовольственными магазинами;

- торговыми сетями, торговыми центрами и торговыми комплексами;

- «удобными магазинами»;

- розничной торговлей через автоматы;

- специальными зонами для уличных ярмарок и базаров и для торговли вдоль автомагистралей.

Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием научно-технического прогресса, факторов рынка и других факторов.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

- независимых розничных торговых предприятий;

- розничных торговых предприятий, принадлежащих товаропроизводителям;

- различных торговых предприятий, принадлежащих оптовым торговым организациям;

- муниципальных розничных торговых предприятий.

Формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды.Муниципальный торговый объект – это, как правило, социально ориентированное розничное торговое предприятие, дополняющее сложившуюся в рамках муниципального образования систему торгового обслуживания.Общими принципами развития розничной торговой сети должны стать:

- универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);

- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий – с высоким уровнем торгового обслуживания;

- формирование системы т.н. «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

- восстановление розничной торговли через автоматы.

Разнообразие форм торгового обслуживания должно обеспечиваться через функционирование:

- магазинов с традиционными формами обслуживания (через прилавок);

- магазинов самообслуживания;

- магазинов салонной торговли;

- магазинов посылочной торговли;

- магазинов-складов с технологией «Кэш энд Керри»;

- «клубных» магазинов;

- магазинов-автоматов.

-

3. Классификация предприятий общественного питания:
понятие, виды, функции, номенклатура услуг,
общие требования к ним. Направления формирования
инфраструктуры общественного питания в условиях
конкуренции

Общественное питание является составной частью внутренней торговли, ее подотраслью. Общественное питание представляет собой совокупность предприятий, объединяемых по характеру вырабатываемой продукции, однородности используемого сырья, общности производственных процессов, материально-технической базы и форм обслуживания потребителей.Предприятия общественного питания призваны удовлетворять потребности населения, выполняя при этом следующие функции:

- производство кулинарной продукции;

- реализацию кулинарной продукции;

- организацию потребления кулинарной продукции.

Эти функции, как правило, органически связаны и совпадают во времени и пространстве.Особенностями деятельности предприятий массового питания являются:

- изготовляемая продукция имеет ограниченные сроки реализации;

- разнообразие изделий зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, возрастного, национального состава, условий труда, учебы и др. факторов;

- режим работы предприятия общественного питания зависит от режима работы обслуживаемого контингента;

- спрос на продукцию подвержен значительным изменениям по временам года, дням недели и часам суток;

- помимо услуги питания предоставляется много других услуг.

Услуга общественного питания – это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга.Услуги, предоставляемые потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, а также граждан-предпринимателей подразделяются на следующие:

- услуги питания;

- услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

- услуги по организации потребления и обслуживания;

- услуги по реализации кулинарной продукции;

- услуги по организации досуга;

- информационно-консультативные услуги;

- прочие услуги.

Услуги общественного питания должны отвечать требованиям:

- соответствия целевому назначению;

- точности и своевременности предоставления;

- безопасности и экологичности;

- эргономичности и комфортности;

- эстетичности;

- культуры обслуживания;

- социальной адресности;

- информативности.

Предприятия общественного питания классифицируются в зависимости от характера производства, ассортимента выпускаемой продукции, объема и видов предоставляемых услуг.В зависимости от характера производства предприятия подразделяются на заготовочные, доготовочные и предприятия с полным циклом производства.В группу заготовочных предприятий входят предприятия, изготавливающие полуфабрикаты и готовую продукцию для снабжения ими других предприятий: фабрики-заготовочные, комбинаты полуфабрикатов, специализированные заготовочные, кулинарные и кондитерские цехи.К доготовочным предприятиям относятся предприятия, изготовляющие продукцию из полуфабрикатов, получаемых из заготовочных предприятий общественного питания и предприятий пищевой промышленности. К ним относятся: столовые-заготовочные, столовые-раздаточные, вагоны-рестораны и др.Предприятия с полным циклом производства осуществляют обработку сырья, выпускают полуфабрикаты и готовую продукцию, а затем сами реализуют ее. К таким предприятиям относятся комбинаты общественного питания, рестораны и все предприятия, работающие на сырье.В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции предприятия общественного питания делятся на универсальные и специализированные. Универсальные предприятия выпускают разнообразные блюда из разных видов сырья. Специализированные предприятия осуществляют производства и реализацию продукции из определенного вида сырья.В зависимости от качества и объема предоставляемых услуг рестораны и бары подразделяются на классы: люкс, высший и первый.В зависимости от времени функционирования предприятия могут быть постоянно действующими и сезонными.В зависимости от места функционирования предприятия общественного питания могут быть стационарными и передвижными.В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия подразделяются на общедоступные, обслуживающие всех желающих, и предприятия при производственных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и т.д.В условиях конкуренции инфраструктура общественного питания должна способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей различных групп потребителей, учитывая их доходы, демографический состав и другие отличительные черты. Современное состояние развития общественного питания характеризуется широким внедрением сетевого принципа организации бизнеса, проникновением на отечественный рынок крупных западных операторов, экспансией в регионы столичных сетей массового питания.Концепция развития общественного питания выделяет основные направления политики восстановления многообразия предприятий общественного питания в масштабах региона:

- приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, включая сеть так называемого быстрого питания, ориентированной на различные группы потребителей;

- восстановление и расширение сети социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.154 с.)