Развитие российской научной мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие российской научной мысли



Государственная школа (Соловьев С. М., Кавелин К. Д., Чичерин Б. Н., Милюков П. Н. и др.) теоретически обосновала концепцию закрепощения и раскрепощения сословий государством.

Либеральную теорию государственного управления поддерживал Чичерин Б. Н., полагая, что высшей формой развития государства является конституционная монархия.

Государственная теория самоуправления (Градовский А. Д., Безобразов В. П.) показывала причины его неэффективности (отсутствие государственного статуса и реальной власти).

Маркситская теория и ее ленинская версия построения государства диктатуры пролетариата (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.).

«Народная монархия» И. Л. Солоневича.

В настоящее время можно выделить ряд проблем, которыми занимается теория государственного управления. Это:

• проблема организации государственного управления на разных уровнях: национальном, региональном и местном;

• проблема формирования кадрового состава квалифицированных государственных служащих;

• проблемы, связанные с техникой государственного администрирования.

Каждое из перечисленных направлений выступает в качестве предмета научного изучения и исследования государственного управления в условиях рыночной экономики, управления социальными процессами и т. д.

Общие проблемы государственного управления:

• разрыв между интеллектуальным потенциалом науки и уровнем его использования в управленческих технологиях, методах, механизмах;

• диспропорции при формировании концептуальных основ взаимодействия общества и органов государственной власти как объекта и субъекта управления в обеспечении соответствия в уровнях их развития, в ориентации на возможный учет интересов человека, коллектива, общества в целом при принятии управленческих решений;

• получение высоких результатов при наименьших затратах, критерии оценки результативности деятельности органов госуправления;

• усиление мотивации восприимчивости субъектов управления к нововведениям, информационно-коммуникационному обеспечению управленческой деятельности и др.

Проблемы государственного управления, выявленные Всемирным банком (согласно анализу проводимых реформ государственного управления за последние 10–15 лет в 14 странах различных регионов: Австралии, Бразилии, Венгрии, Великобритании, Германии, Канаде, Китае, Нидерландах, Новой Зеландии, Польше, США, Финляндии, Чили и Южной Корее):

• сокращение государственных расходов;

• повышение способностей к развитию и реализации политики;

• улучшение выполнения государственных функций работодателя;

• повышение качества предоставления услуг и укрепление доверия к власти со стороны населения и частного сектора.

Проблемы государственного управления в Республике Беларусь:

• налаживание активной обратной связи между гражданским обществом и органами власти;

• оптимизация организационной структуры управления на основе исключения лишних звеньев и минимизации затрат на осуществление управленческих функций;

• повышение роли экономических методов управления, формирование их целостной системы, отвечающей требованиям рынка;

• внедрение современных технологий управления на основе компьютерно-информационных сетей;

• создание условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов государственного управления;

• проведение системной кадровой политики; создание эффективной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров; формирование кадрового потенциала как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса белорусского общества, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны, ее конкурентноспособность в международном разделении труда;

• повышение уровня управляемости различными, особенно новыми, отраслями и сферами экономики, эффективности управленческого воздействия, использование научно обоснованных методов управления;

• разработка и реализация эффективных антикоррупционных мер, удовлетворение потребностей различных групп населения путем внедрения стандартов государственных услуг и их строгой регламентации и др.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Практического (семинарского) занятия по теме 2

Учебные вопросы

1. Американская научная школа государственного управления.

2. Развитие теории государственного управления в Великобритании.

3. Французская научная школа государственного управления.

4. Развитие теории государственного управления в Германии.

5. Вклад российских и белорусских ученых в развитие теории государственного управления.

 

Вопросы для обсуждения

1. Докажите прикладной характер научных исследований американских ученых [19].

2. Охарактеризуйте развитие теории государственного управления в США до середины 50-х гг. XX в. [36].

3. Перечислите основные идеи американской научной школы в 50–80 е гг. XX в. [36].

4. Охарактеризуйте современный этап в развитии американской научной школы государственного управления [36].

5. Охарактеризуйте социологическое направление в Великобритании. Назовите его представителей [26].

6. Охарактеризуйте экономическое направление в Великобритании. Назовите его представителей [26].

7. Раскройте концепции государственного управления М. Оукшотта [26].

8. Определите вклад М. Дюверже в теорию институтов [22].

9. Назовите и охарактеризуйте радикальные теории во Франции. В чем их суть[22].

10. Определите специфику германской научной школы [26; 32].

11. Назовите представителей философского направления в германской научной школе, их основные выводы [26; 32].

12. Назовите представителей социологического направления в германской научной школ, их основные выводы [26; 32].

13. Назовите представителей структурно-функционального подхода в германской научной школе, их основные выводы [26; 51].

Темы рефератов

1. В. Вильсон и Ф. Гуднау – основоположники американской школы государственного управления.

2. Научные достижения классической школы госуправления.

3. Школа человеческих отношений и ее вклад в современную концепцию управления персоналом.

4. « Система мягкого мышления» П. Чекланда и «Организационная кибернетика» С. Биэра.

5. Прикладные исследования М. Прело, М. Крозье и М. Дюверже и их роль в формировании современной концепции государственного управления.

6. Анри Файоль – классик теории государственного управления во Франции.

7. Людвиг Эрхард – выдающийся ученый и государственный деятель современной Германии.

8. Вклад российских и белорусских ученых в развитие теории государственного управления.

 

ТЕСТ

Для контроля знаний по теме 2

Соотнесите утверждения.

 

Понятие   Определение
  Вудро Вильсон считал     А для того чтобы реформировать аппарат управления, надо его хорошо знать, а следовательно, изучать с научных позиций; аппарат государственно-административного управления должен быть отделен от сферы политики  
  Макс Вебер утверждал   Б проблема организации государственного управления на разных уровнях: национальном, региональном и местном; проблема формирования кадрового состава квалифицированных государственных служащих; проблемы, связанные с техникой государственного администрирования
  «Группы интересов», согласно концепции Д. Трумэна   В «Количественное увеличение государственного аппарата и расширение его социальных функций может сослужить плохую службу. Требовать механического роста государства – значит еще больше ухудшать положение». Он сформулировал универсальные принципы бюрократической организации
  Основная идея государственной школы в России     Г группы «с общими ценностями и установками, которые выдвигают свои требования через государственные институты или, напротив, предъявляют требования к последним»
  Бихевиористское направление   Д доказывалось, что в условиях господства натурального хозяйства решение вопроса обеспечения материальными и людскими ресурсами возможно лишь за счет распределения повинностей на различные слои населения
  Современные проблемы, которыми занимается теория государственного управления   Е «государственное управление находится за пределами собственно политической сферы... Хотя политика и определяет задачи для органов управления, ее вмешательство в процессы управления недопустимо»
  Основополагающие идеи научной теории государственного управления Ж государственное управление основывается на взаимоотношениях между администрацией и органами, формируемыми на основе народного волеизъявления, поэтому в центре их внимания было изучение поведения индивидов как избирателей

 

2. Выберите правильные варианты ответа.

 

А. Эволюция науки государственного управления позволяет выделить четыре этапа:

1) 30-е гг. ХIХ в. – 80-е гг. ХIХ в.;

2) 80-е гг. ХIХ в. – 1920 г.;

3) 1920–1930 г.;

4) 1920–1950 г.;

5) 1950 –1990 г.;

6) 1990 – по настоящее время.

Б. Основоположниками теории государственного управления принято считать:

1) В. Вильсона;

2) Г. Ласки;

3) А. Богданова;

4) Ф. Гуднау;

5) М. Вебера;

В. Кем разработана модель административной эффективности, предлагающая использование в государственном управлении методов организации и управления бизнесом?

1) В. Вильсоном;

2) М. Вебером;

3) С. М. Соловьевым.

Г. Во Франции вопросами теории государственного управления занимались:

1) А. Эсмен;

2) Л. Дюги;

3) П. Милюков;

4) А. Мишель;

5) М. Вебер;

6) М. Ориу.

Д. В Великобритании значительный вклад в развитие теории государственного управления внесли:

1) Э. Баркер;

2) Д. Коул;

3) Г. Ласки;

4) Ч. Маннинг.

Е. Наиболее известными направлениями в теории государственного управления на втором этапе ее развития были:

1) классическая школа (Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси)

2) неоклассическая школа (М. Фоллет, А. Маслоу, Э. Мэйо, У. Мэрфи)

Ж. Третий этап в развитии науки государственного управления характеризуется возникновением следующих направлений, подходов:

1) бихевиоризм;

2) структурный функционализм;

3) экономическое направление;

4) социологическое направление;

5) системный подход;

6) ситуационный подход.

З. В Беларуси наука развивалась в русле Российской школы. Так, представителями государственной школы во второй половине XIX – начале XX в. являлись:

1) С. М. Соловьев;

2) К.Д. Кавелин;

3) А.Д. Чичерин;

4) А. А. Богданов;

5) М.И. Глазунова;

6) П. Н. Милюков.

И. В СССР в середине 30-х гг. государственное управление стало рассматриваться с точки зрения «руководящей и направляющей роли партии», что для государственного управления означало:

1) допускались критика, альтернативные варианты решений, творчество в деятельности государственного аппарата.

2) целеполагание, принятие решений, разработка и оценка программ и планов общественного развития из его компетенции были исключены;

3) основная задача – обеспечить реализацию партийных решений;

команда – исполнение.

 

К. Роль ООН в развитии теории государственного управления отражается следующим:

1) международными совещаниями экспертов;

2) научно-исследовательской работой с практическим уклоном;

3) проводятся сравнительные исследования методов государственного администрирования;

4) создается всемирный банк данных о механизме государственного управления;

5) осуществляется подготовка справочников и пособий по теории государственного управления;

6) разработкой мероприятий регионального и межрегионального сотрудничества;

7) оценкой и обзором административных возможностей государств;

8) разработкой моделей современных реформ в области государственного администрирования;

9) разработкой категориального аппарата и методологии государственного управления.

 

 

Контрольные вопросы к теме 2

 

1. Каковы предпосылки возникновения теории государственного управления?

2. Кто является основоположниками теории государственного управления?

3. Каковы основные положения классической школы. В чем ее достоинства и недостатки?

4. В чем состоит вклад в теорию государственного управления Г. Саймона, Д. Трумэна, К. Дейча, Д. Спингера?

5. Какой вклад в развитие теории государственного управления внесла классическая школа?

6. Какой вклад в развитие теории государственного управления внесла школа человеческих отношений?

7. В чем суть концепции «мотивационной гигиены» и кто ее автор?

8. В чем суть социологического направления в Великобритании? Назовите его представителей.

9. Что нового внес М. Дюверже в теорию институтов?

10.Какие и кем были разработаны радикальные теории во Франции? В чем их суть.

11.В чем состоит специфика германской научной школы?

12.Кто является представителями философского направления в германской научной школе. Их основные выводы?

13.Кто является представителями социологического направления в германской научной школе. Их основные выводы?

14.Кто из российских и белорусских ученых изучал проблемы государственного управления? Их концепции и теории в этой области?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.038 с.)