Разделение властей, как конституционный принцип. Его значение для функционирования демократического и правового государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение властей, как конституционный принцип. Его значение для функционирования демократического и правового государства.



 

21. Институт Президентства в системе государственной власти РБ был впервые закреплен в Конституции РБ 15.03.1994 г. В соответствии со ст. 95 Конституции в той редакции (до внесения изменений и дополнений) Президент РБ является Главой государства и исполнительной власти. В первоначальной редакции закона «О Президенте РБ» было закреплено, что Президент является высшим должностным лицом РБ, представителем государства в межгосударственных отношениях и внутри страны. Для нашей Республики, как и для других государств СНГ, этот институт является относительно новым. В настоящее время институт Президентства введен почти во всех пост советских государствах и государствах восточной Европы, принадлежащих до 1990 г. к социалистическому блоку. Статус Президента, круг его полномочий, порядок взаимодействия с ветвями власти во многом является определяющими факторами при характеристике государства.

Новая редакция Конституции РБ 1994 г., принятая на Референдуме 24 ноября 1996г., изменила объем полномочий Президента РБ и установила, что Президент является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Как мы видим из этой статьи, Президент является только «Главой государства», но статус Главы государства имеет различия в других государствах. Например, в Венгрии, Чехии, Словакии термин «Глава государства» означает, что Президент наделен в основном представительскими функциями, т.е. по сути дела, он лишь представляет интересы государства вовне. В Конституции РБ термин «Глава государства» имеет несколько иной смысл. Президент представляет Республику за ее пределами, но в тоже время, он наделен значительными полномочиями в формировании органов не только исполнительной, но и законодательной власти.

 

Порядок избрания Президента и вступление его в должность

В соответствии со ст. 80 Конституции Президентом РБ может быть избран только гражданин РБ по рождению и проживающий на территории РБ не менее 10 лет. Установлен также возрастной ценз: человек не моложе 35 лет. (Следует отметить, что принадлежность к данному государству (гражданство) является необходимым атрибутом, т.е. требованием к кандидатам в Президенты практически во всех странах мира. В Конституциях некоторых государств требуется, чтобы Президент не имел двойного гражданства.) Срок полномочий Президента—5 лет, при этом одно и то же лицо не может быть Президентом более 2 сроков.

Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, его отставкой, досрочным освобождением от должности, смертью. На весь срок полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и др. общественных объединениях, преследующих политические цели. Делается это с целью обеспечения равенства политических институтов и др. общественных объединений, идеологий и взглядов. Заявления Президента о приостановлении членства публикуются в печати.

Кандидаты в Президенты выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 тыс. подписей. Выборы назначаются Палатой представителей не менее, чем за 5 мес. И проводятся не позднее, чем за 2 мес. До истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной или он не может исполнять свои обязанности по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до вступления в должность нового Президента переходят к Премьер-министру.

Выборы резидента проводятся тайным голосованием на основе всеобщего свободного равного и прямого избирательного права в 2 тура. Для избрания в 1 туре кандидат должен набрать больше ½ голосов граждан РБ, принявших участие в выборах. Если ни 1 из кандидатов в Президенты не набрал требуемого количества, то в двухнедельный срок проводится 2 тур голосования по 2 кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов в 1 туре. Избранным во втором туре считается кандидат, за которого проголосовало больше ½ избирателей, включенных в списки избирателей.

При вступлении в должность в соответствии со ст.83 Конституции Президент приносит присягу, текст которой закреплен в данной же статье. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного Судов не позднее 2 мес. Со дня избрания Президента. После оглашения текста присяги Президент подписывает акт в принесении присяги, который передается на хранение в архив Президента.

Конституции некоторых стран отказ от принесения присяги с какими-либо оговорками расценивают как недействительность выборов Президента. В Конституции РБ такого положения нет, но очевидно, что без принесения присяги Президент не может вступить в должность, и, вероятнее всего, отказ от принесения присяги либо присяга с оговорками и постановкой каких-либо условий могут быть расценены как нарушение действующей Конституции со всеми вытекающими последствиями вплоть до отказа от должности либо недействительности выборов.

 

Президент в системе государственных органов

Как уже отмечалось, Президент является Главой государства. Это означает, что он не только возглавляет систему органов исполнительной власти, как это было в первоначальной редакции Конституции, но и осуществляет функции координирования действий ветвей власти. Президент практически формирует органы надзора и контроля (Прокуратура, Гос. Контроль). Кроме того, представляет РБ в межгосударственных отношениях, Президент непосредственно участвует в формировании большинства органов государства. Именно он назначает руководителей самых важных органов, иногда назначает произвольно с согласия Палаты представителей или Совета Республики Национального Собрания. В ряде случаев Президент самостоятелен, а для осуществления своих функций Он вправе создавать Администрацию Президента. Однако, несмотря на широкие полномочия Президента практически во всех сферах государственного устройства, самое большое внимание уделено месту Президента в системе исполнительных органов.

В соответствии со ст. 119 Конституции РБ, руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначается на должность Президентом РБ или в установленном им порядке утверждаются на должность соответствующими местными Советами. Вся эта система построена по принципу так называемой вертикали, что заложено еще в определении РБ как унитарного государства, т.е. государства единого цельного с единой централизованной системой управления. Это значит, что низшие звенья государственного управления подчинены высшим, руководство строго централизовано.

По такому же принципу идет и формирование этих органов и здесь ведущую роль играет Президент, который назначает Председателей областных и иных Исполкомов. Причем Президент вправе отменить иное решение местных распорядительных и исполнительных органов любого уровня в случаях несоответствия этого решения действующему законодательству. Кроме того, именно Президент назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус, определяет структуру Правительства (Совета министров) РБ, самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и др. членов Правительства), принимает решение об отставке Правительства или его членов.

Президент образует министерства, комитеты, ведомства и др. органы государственного управления, он же вправе изменять их статус, полномочия.

Президент присваивает классные чины, звания, осуществляет награждение Он назначает дипломатических представителей за рубежом, принимает верительные грамоты зарубежных послов.

 

Функции и компетенция Президента Республики Беларусь

Функции Президента РБ четко определены Конституцией и законом «о Президенте РБ».

Президент является Главой государства, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между этими органами. Вся деятельность Президента направлена на развитие РБ как унитарного демократического социального правового государства. При реализации таких функций как Президент должен соблюдать такие основополагающие принципы как равенство социальных, национальных и др. общностей перед законом, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. При этом Президент несет ответственность перед народом РБ за выполнение своих высоких обязанностей, за надлежащую реализацию функций Президента, за правильность и полноту их реализации.

Для реализации своих функций Президент наделен соответствующими правами и обязанностями, т.е. полномочиями, круг которых определен Конституцией и законами. В соответствии со ст.84 Конституции и ст.17 закона «о Президенте РБ» Президент:

1. назначает своими указами республиканские референдумы по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450.000 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30.000 граждан от каждой области и г. Минска. Президент подписывает решения принятые на республиканском референдуме

2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы

3. распускает палаты Парламента в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией

4. назначает 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов

5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента РБ, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте

6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра и самостоятельно определяет структуру Правительства РБ

7. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов

8. С согласия Совета Республики назначает на должность судей этих судов, а также Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка

9. назначает самостоятельно 6 судей Конституционного Суда и судей др. Судов

10. причем имеет право освободить от должности всех вышеперечисленных лиц.

назначает на должность и освобождает Председателя Комитета государственного контроля

11.обращается с ежегодными посланиями к Парламенту РБ, причем эти послания заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палат; а также имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время

 

Иные полномочия Президента:

  1. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ
  2. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и устанавливает их статус; назначает иных должностных лиц, должности которых определены законом, ели это не противоречит Конституции РБ
  3. решает вопросы о приеме гражданства, его прекращения и предоставлении убежища
  4. устанавливает государственные праздники (в том числе праздничные дни), награждает государственными наградами, а также присваивает классные чины и звания
  5. осуществляет помилование осужденных
  6. активно участвует в международной жизни (ведет переговоры, подписывает договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей РБ за рубежом)
  7. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств
  8. в случаях необходимости вводит на территории РБ чрезвычайное положение и вносит в трехдневный срок принятое решение на утверждение Совета Республики
  9. может в соответствии с законодательством отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3 мес.
  10. подписывает законы
  11. отменяет акты Правительства в случае необходимости
  12. осуществляет контроль за органами местного управления и самоуправления; имеет право приостанавливать акты местных Советов депутатов и отменять акты распорядительных органов местных Советов в случае несоответствия их законодательству
  13. формирует и возглавляет Совет Безопасности РБ
  14. является Главнокомандующим Вооруженными Силами; имеет право назначать и освобождать от должности высшее командование Вооруженных Сил
  15. имеет право отдавать приказ о начале военных действий без объявления войны в ряде случаев, но обязан в течение 3 часов сообщить об этом в Совет Республики
  16. в необходимых случаях вводит на территории РБ военное положение с объявлением полной или частичной мобилизации и внесением принятого решения в трехдневный срок на утверждение в Совет Республики.
  17. имеет право запрашивать любую информацию, если это не нарушает охраняемых Конституцией прав и свобод граждан
  18. может направлять в СМИ тексты для опубликования. Президенту предоставляется эфирное время на TV и радио
  19. Президент обладает правом законодательной инициативы
  20. может обращаться за заключениями в Конституционный Суд

осуществляет и другие полномочия, если это не противоречит Конституции

Взаимоотношения Президента с законодательной и судебной властью

Президент имеет право роспуска Палат Национального Собрания РБ. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в доверии Правительству РБ, выражении вотума недоверия Правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра, а также систематическом или грубом нарушении Конституции. Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

Решение о роспуске Палат Национального Собрания в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции принимается Президентом на основании заключения Конституционного Суда. Это решение принимается Президентом не позднее, чем в двухмесячный срок после официальной консультации с Председателем соответствующей палаты. Если в течение этого срока не были устранены причины, явившиеся основанием для досрочного прекращения полномочий данной Палаты. Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 мес. полномочий Президента, в период решения Палатами вопроса о досрочного освобождении или смещении Президента с должности, а также в течение года со дня их первых заседаний. Тесная связь между законодательно властью и Президентом проявляется в установленном Конституцией порядке принятия законов, т.е. это возвращение закона со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования, причем, если возражения Президенту будут преодолены не менее чем 2/3 голосов каждой из Палат, то закон считается подписанным. Президент имеет право законодательной инициативы, дает согласие или поручает Совету министров внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, а также имеет право объявлять законопроект срочным.

Отношения Президента с судебной властью строится также как и с законодательной властью, т.е. они взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей государства, но в тоже время сдерживают друг друга и уравновешивают. Взаимодействие Президента с судебной властью с целью достижения общегосударственных интересов ярко выражается в отношениях с Конституционным Судом. В первую очередь это обращения Президента в Конституционный Суд за заключениями.

 

 

22. Порядок избрания Президента и вступление его в должность

В соответствии со ст. 80 Конституции Президентом РБ может быть избран только гражданин РБ по рождению и проживающий на территории РБ не менее 10 лет. Установлен также возрастной ценз: человек не моложе 35 лет. (Следует отметить, что принадлежность к данному государству (гражданство) является необходимым атрибутом, т.е. требованием к кандидатам в Президенты практически во всех странах мира. В Конституциях некоторых государств требуется, чтобы Президент не имел двойного гражданства.) Срок полномочий Президента—5 лет, при этом одно и то же лицо не может быть Президентом более 2 сроков.

Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, его отставкой, досрочным освобождением от должности, смертью. На весь срок полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и др. общественных объединениях, преследующих политические цели. Делается это с целью обеспечения равенства политических институтов и др. общественных объединений, идеологий и взглядов. Заявления Президента о приостановлении членства публикуются в печати.

Кандидаты в Президенты выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 тыс. подписей. Выборы назначаются Палатой представителей не менее, чем за 5 мес. И проводятся не позднее, чем за 2 мес. До истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной или он не может исполнять свои обязанности по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до вступления в должность нового Президента переходят к Премьер-министру.

Выборы резидента проводятся тайным голосованием на основе всеобщего свободного равного и прямого избирательного права в 2 тура. Для избрания в 1 туре кандидат должен набрать больше ½ голосов граждан РБ, принявших участие в выборах. Если ни 1 из кандидатов в Президенты не набрал требуемого количества, то в двухнедельный срок проводится 2 тур голосования по 2 кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов в 1 туре. Избранным во втором туре считается кандидат, за которого проголосовало больше ½ избирателей, включенных в списки избирателей.

При вступлении в должность в соответствии со ст.83 Конституции Президент приносит присягу, текст которой закреплен в данной же статье. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного Судов не позднее 2 мес. Со дня избрания Президента. После оглашения текста присяги Президент подписывает акт в принесении присяги, который передается на хранение в архив Президента.

Конституции некоторых стран отказ от принесения присяги с какими-либо оговорками расценивают как недействительность выборов Президента. В Конституции РБ такого положения нет, но очевидно, что без принесения присяги Президент не может вступить в должность, и, вероятнее всего, отказ от принесения присяги либо присяга с оговорками и постановкой каких-либо условий могут быть расценены как нарушение действующей Конституции со всеми вытекающими последствиями вплоть до отказа от должности либо недействительности выборов. Основания, порядок смещения с должности и досрочное прекращение полномочий Президента.

В соответствии со ст. 87 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может по собственной инициативе подать в отставку. В данном случае отставка Президента принимается Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Согласно ст. 88 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобождён от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством голосов (не менее двух третей голосов от полного состава) каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь.

Также Президент Республики Беларусь может быть смещён с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. В данном случае решение о выдвижении обвинения и его расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложение не менее одной трети её депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты Представителей.

Непринятие палатами Национального собрания Республики Беларусь решения о смещении Президента с должности в течении месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Причем, предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Статья 89 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение, что в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства Президента.

В соответствии со ст. 7. Закона о Президенте Республики Беларусь, Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Уголовное дело о публичном оскорблении Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.

 

 

 

23. Парламент РБ – национальное собрание является представительным и законодательным органом РБ и состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей формируется по мажоритарной избирательной системе по большинству голосов на основе всеобщего свободного равного прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов.

Совет Республики является палатой территориального представительства и формируется на основе косвенных выборов. В частности, от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избирается по 8 членов, а еще 8 членов назначается Президентом единолично.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года, а членом Совета Республики—30 лет. Причем член Совета Республики должен прожить на территории соответствующей области (г. Минска) не менее 5 лет. Депутат Палаты представителей осуществляет свою деятельность на постоянной основе (профессиональной), если иное не предусмотрено Конституцией, он может быть одновременно членом Правительства, но одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Член Совета Республики не может одновременно входить в состав Правительства, а депутат Палаты представителей — депутатом какого-либо местного Совета депутатов. Депутат Палаты представителей и член Совета Республики не могут совмещать должность с должностью Президента или судьи. Срок полномочий Парламента—4 года.

Компетенция Парламента.

Для того чтобы Парламент мог успешно реализовать свои социальные функции, законодательство наделяет его необходимыми полномочиями, которые вместе с функциями образуют его компетенцию. В мировой практике в зависимости от того, каков объем конституционной компетенции Парламента, выделяют 3 вида Парламентов:

С неограниченной компетенцией (Великобритания)

С абсолютно ограниченной компетенцией (Парламент Франции, который принимает только законы и решения, а все иные вопросы входят в компетенцию Правительства)

С относительно ограниченной компетенцией, которая характерна для федеративных и децентрализованных государств, т.к. в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации (Парламент США (Конгресс))

Компетенция Парламента РБ больше относится ко второму виду, причем компетенция поделена между палатами. В соответствии со ст.97 Конституции Палата представителей:

1. рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан РБ, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2. рассматривает проекты законов;

3. назначает выборы Президента;

4. дает согласие Президенту при назначении Премьер-министра;

5. заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет его;

6. рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству

7. по инициативе не менее одной трети от полного состава палаты выражает вотум недоверия Правительству;

8. принимает отставку Президента;

9. выдвигает большинством голосов от полного состава палаты обвинения против Президента, а также на основании решения Совета Республики принимает квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента;

10. отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Компетенция Совета Республики закреплена ст. 98 Конституции. В частности Совет Республики:

1. одобряет или отклоняет принятые палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты других законов

2. дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка

3. избирает 6 судей Конституционного Суда

4. избирает 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов

5. отменяет решения местных Советов депутатов, противоречащих законодательству

6. принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случаях систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом

7. рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании

8. квалифицированным большинством голосов принимает решение о смещении Президента с должности

9. рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Порядок формирования органов Палаты представителей. Формы их деятельности.

В соответствии со ст.96 Конституции Палата представителей избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителя. Избираются эти лица тайным голосованием с использованием бюллетеней. Председатель и его заместитель могут быть досрочно освобождены от должности также тайным голосованием и с использованием бюллетеней.

Председатель Палаты представителей:

· Осуществляет общее руководство палатой

· Ведет заседания палаты

· Возглавляет Совет палаты

· Направляет в Совет Республики принятые в Палате представителей проекты законов

· Представляет в Палате представителей и координирует деятельность палаты с Советом Республики, Президентом, другими государственными органами, общественными организациями

· Подписывает постановления и решения Палаты представителей

· Дает поручения постоянным комиссиям палаты, Секретариату по вопросам, относящимся к их ведению

Заместитель Председателя исполняет поручения Председателя и замещает его в случае необходимости. В целях реализации своих полномочий Председатель, заместитель Председателя издают распоряжения.

 

Совет Палаты представителей

Совет Палаты создается главным образом для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, а также для организации работы постоянных комиссий и иных органов палаты. Совет Палаты является постоянно действующим органом и является подотчетным в Палате представителей, осуществляющий свою деятельность на основе Конституции и законодательства.

Состоит из Председателя Палаты представителей, его заместителя, председателей постоянных комиссий, а таки же 6 членов, избираемых Палатой.

Совет Палаты возглавляет Председатель Палаты представителей.

Основная форма работы – заседания, как правило, открытые, но простым большинством можно решить вопрос о проведении закрытого заседания, если этого требуют интересы государства. Правомочными являются заседания, если присутствуют более 50% членов. Проводятся заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Созываются они Председателем, а в его отсутствие – заместителем Председателя. Совет Палаты принимает решения простым большинством голосов от полного его состава, которые подписываются Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие—заместителем Председателя Палаты представителей. В необходимых случаях решения Совета Палаты могут быть приняты путем опроса членов Палаты представителей.

Депутаты Палаты представителей могут участвовать в работе Совета совещательного голоса, а также на заседаниях с таким же правом может присутствовать Начальник Секретариата Палаты представителей. На заседаниях Совета по разрешению Председателя Палаты представителей могут присутствовать представители иных государственных органов, общественных объединений.

Заседания Совета Палаты протоколируются и стенографируются. Протокол заседания подписывается Председателем Палаты представителей (его заместителем).

Компетенция Совета Палаты представителей:

1.организация работы по подготовке сессий

2.подготовка проекта повестки дня для сессии Палаты представителей

3.обеспечение присутствия депутатов Палаты представителей на сессии

4.дает поручения Секретариату Палаты представителей и решает иные вопросы, связанные с проведением сессий

В целях содействия депутатам Палаты представителей в выполнении своих полномочий Совет Палаты представителей осуществляет контроль за своевременным рассмотрением и реализацией государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами предписаний и замечаний депутатов Палаты представителей, высказанных на сессиях, информирует об этом депутатов.

Комиссии Палаты представителей.

Комиссии могут быть постоянные и временные.

Постоянные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей на срок своих полномочий для ведения законопроектной работы, а также предварительного рассмотрения и подготовки вопросов относящихся к ведению Палаты представителей.

Перечень и состав постоянной комиссии утверждается Палатой представителей и оформляется постановлением. Постоянная комиссия состоит из председателя комиссии, заместителей председателя и членов. Состав примерно 5-13 депутатов. Кандидатуры на должность Председателя выдвигаются депутатскими группами или депутатами единолично. Допускается самовыдвижение. Способ голосования при избрании постоянной комиссии определяется Палатой представителей.

Кандидатуры на должность заместителя Председателя выдвигаются уже на заседании комиссии и вносятся на утверждение Палаты представителей соответствующей комиссией.

Каждый депутат Палаты представителей обязан состоять в 1 из комиссий за исключением Председателя Палаты и его заместителя, которые по должности не могут входить в состав постоянной комиссии.

Основная форма работы—заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Созываются они Председателем (заместителем) комиссии и правомочно, если на нем присутствует более ½ членов от полного состава. Проводятся заседания Председателем (заместителем). Решения принимаются простым большинством голосов от полного состава комиссии и оформляются протоколом заседания, причем в заседаниях комиссии могут принимать участие и др. депутаты Палаты представителей, но с правом совещательного голоса. На заседания могут приглашаться др. заинтересованные организации и СМИ. Комиссии вправе проводить совместные заседания, но там председательствует Председатель (заместитель) Палаты представителей. Комиссии вправе привлекать к своей работе экспертов, специалистов, назначать экспертизу законопроекта, создавать на общественных началах научно-консультативные советы по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, но на добровольных началах.

Временные комиссии создаются при необходимости. Способ формирования определяется решением Палаты и оформляется постановлением. Также порядок деятельности определяется Палатой представителей при их образовании.

Комиссия состоит из числа членов и председателя, могут привлекаться специалисты не входящие в состав Палаты. Причем избрание депутата членом временной комиссии не освобождает его от работы в постоянной комиссии.

Форма работы — как и в постоянной комиссии. По результатам деятельности временная комиссия представляет Палате доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. По докладу временной комиссии Палатой принимается постановление.

Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных задач или досрочно по решению Палаты представителей, оформляемого постановлением.

 

Депутатские группы

Депутатские группы образуются для обсуждения и высказывания мнений по законопроектам. Создание депутатских групп возможно при наличие не менее 10 депутатов Палаты представителей, желающих войти в состав. Руководитель избирается ее членами.

Депутаты, образовавшие депутатскую группу, письменно уведомляет Председателя Палаты представителей об образовании, а Председатель обязан на ближайшем заседании Палаты объявить о создании группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.093 с.)