Тема 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования



Лекция 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования

Основные понятия:

адаптация; реструктуризация; организационная, технологическая, финансовая реструктуризация; диверсификация производства; концентрическая и конгломеративная диверсификация; банкротство; ложное и злостное банкротство; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; процедуры банкротства; санация; бизнес–план.

Реструктуризация предприятий

В условиях переходного периода успешное функционирование и развитие предприятия зависит, прежде всего, от умения его высшего руководства быстро адаптироваться к внешней среде.

Адаптация – это процесс приспособления предприятий к изменяющимся экономическим условиям хозяйствования. Основные направления адаптации предприятия к рыночным преобразованиям заключаются в следующем:

· Реструктуризация предприятия;

· Диверсификация производства;

· Внедрение инноваций;

· Реинжиниринг бизнеса;

· Создание эффективной системы мотивации труда;

· Санация.

Реструктуризация предприятий – это комплекс радикальных изменений в производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности предприятия с целью повышения эффективности его функционирования и конкурентоспособности.


Различают следующие виды реструктуризации:

· Организационная реструктуризация, предусматривающая изменение производственной структуры с выделением структурных подразделений в самостоятельные юридические лица или в рамках существующих организационно – правовых формах;

· Технологическая реструктуризация, связанная с внедрением новых технологий, современного оборудования, диверсификацией производства, повышением качества продукции, снятие с производства нерентабельной продукции, совершенствование организации труда;

· Имущественная реструктуризация, предусматривающая продажу, сдачу в аренду неиспользуемого имущества. Это связано со значительным снижением объема производства и высвобождением производственных мощностей, что влечет за собой сокращение численности персонала и изменение структуры управления. Имущественная реструктуризация может предусматривать также передачу или продажу объектов социальной сферы местным органам управления;

· Реструктуризация управления, связанная с созданием структур рыночного типа в системе управления и ликвидация ненужных структур. Например, организация службы маркетинга. Изменения в системе производства, рыночные условия хозяйствования, в которых предприятия начинают работать, повышают роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции. Не овладев самыми передовыми методами маркетинга своей продукции, предприятия обречены на неудачи в конкурентной борьбе;

· Реструктуризация персонала предполагает изменение численности, структуры и квалификации промышленно - производственного персонала. Технологические изменения, появление новых производственных процессов, изменения во внешней среде предъявляют новые требования к знаниям рабочих и управленческим навыкам руководящих работников и специалистов, их переквалификации;

· Финансовая реструктуризация связана с оптимизацией структуры капитала. Она направлена на ликвидацию прежней задолженности путем обмена долгов на акции предприятия должника, привлечение инвестиций, получение новых кредитов.

Одним из направлений привлечение дополнительных финансовых ресурсов является преобразование государственных предприятий в акционерные общества. В этом случае не только изменяется структура капитала, но и появляется возможность технологической реструктуризации, т.е. обновления производственного потенциала.

Все виды реструктуризации взаимосвязаны между собой, так как проведение реструктуризации одного вида, может повлечь за собой преобразования в других сферах деятельности. Например, создание службы маркетинга предполагает изменение организационной структуры, привлечение новых работников или переподготовку специалистов предприятия, выход на новые рынки сбыта, повышение качества продукции и т.д.

Основные условия реструктуризации государственных предприятий, находящихся в республиканской собственности, утвержденные Министерством экономики, Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации, Министерством финансов предусматривают реструктуризацию предприятий, имеющих на протяжении срока, превышающего один финансовый год, неудовлетворительную структуру баланса. В первоочередном порядке реструктуризации подлежат предприятия, оказывающие значительное влияние на социальную, экономическую и экологическую сферы. Это предприятия, выпускающие товары народного потребления и лекарственные препараты; предприятия, обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства; предприятия, деятельность которых способствует привлечению инвестиций в экономику республики и др.


Диверсификация производства

Диверсификация экономической деятельности – это расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами продукции. Диверсификация - в широком смысле - стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства. Данная форма организации является важнейшей составной частью современной рыночной экономики, оказывающая существенное воздействие на систему разделения труда, конкуренцию, эффективность производства.

Границы диверсификации весьма подвижны. Чем больше направлений деятельности у предприятий, тем выше уровень диверсификации.

Диверсификация означает как корректировку основной деятельности фирмы, так и существенную переориентацию ее стратегии. Первое направление называется узкоспекторной диверсификацией, второе – широкоспекторной диверсификацией, т.е. не связанной с основным производством.

Уровень диверсификации измеряется двумя показателями: идентификацией числа отраслей или номенклатуры товаров и услуг, охватываемых деятельностью фирмы, а также соотношением основного и диверсифицированного производства.

Диверсификация стимулируется стремлением фирм в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

К наиболее общим формам диверсификации, получившим широкое развитие в промышленности, относятся концентрическая и конгломеративная (создание общих компаний). Концетрическая диверсификация обычно осуществляется либо за счет создания технологий и производства для изготовления продукции, относящейся к профилю других отраслей, на основе внутрифирменных научных исследований и разработок или за счет приобретения технологий и производства других отраслей, необходимых для обеспечения полного цикла изготовления продукции. Конгломеративная диверсификация - путем приобретения рентабельных предприятий и фирм в различных отраслях. Несмотря на то, что эти формы дополняют друг друга, реальное увеличение продукции связано лишь с концентрической диверсификацией, покупка же существующих предприятий представляет собой только перераспределение имеющихся капиталов.

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала, кроме того, в условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране диверсификация способствует переливу капитала и преодолению монопольной структуры производства, формированию необходимой для рынка конкурентной среды.

Причинами, побуждающими предприятия выпускать новые продукты и выходить с ними на новые рынки, могут быть:

· стремление обеспечить себе устойчивое финансовое положение за счет выпуска более рентабельной продукции;

· стремление проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли;

· уменьшение риска не получения прибыли.

В настоящее время большинство зарубежных концернов (JВМ, Сосасоlа и др.) широко диверсифицированные предприятия.

Основная опасность для стратегии диверсификации заключается в распылении сил, поэтому ее могут проводить крупные организации, обладающие большим потенциалом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.73.229 (0.011 с.)