Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования



ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Лекция 1. Предприятие как субъект хозяйствования

Основные понятия:

Предприятие; признаки предприятия; функции предприятия; хозяйственное товарищество; полное хозяйственное товарищество; коммандитное хозяйственное товарищество; хозяйственное общество; общество с огра-ниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество; производственный кооператив; унитарное предприятие; коммерческая совместная организация с участием иностранного капитала; реструктуризация; санация; банкротство; хозяйственная ассоциация; концерн; консорциум; холдинг; финансово-промышленная группа.

Классификация предприятий

Предприятия можно классифицировать по многим признакам (Табл.1.1.).

Таблица 1.1.

Таблица 1.2

Сравнительная характеристика организационно-правовых
форм предприятий

Виды организацион- но-правовых форм Достоинства Недостатки
     
Хозяйственные товарищества 1. Высокая степень ответственности по обязательствам. 2. Самостоятельность, свобода и оператив- ность действий при принятии решений. 3. Возможность прив- лечь капиталы иност- ранных инвесторов. 4. Простая структура и система управления. 1. Нестабильность функ ционирования, обуслов ленная тем, что при выходе одного из участников деятель ность общества, как правило, прекращается. 2. Отсутствие професси онального менеджмен та. 3. Непривлекательность полной имущественной ответственности
Общества с ограниченной и дополнительной ответствен- ностью 1. Самостоятельность, свобода, и оператив- ность принятия реше- ний. 2. Возможность прив- лечь дополнительный капитал других инвесторов. 3. Низкие издержки по уп равлению производ- ством 1. Недостаточная устой- чивость и стабильность. 2. Ограниченность воз можности привлечения внешних источников финансирования. 3. Отсутствие специали зированного менедж мента

Продолжение табл. 1.2

     
Акционерные общества 1. Возможность привлечь не- ограниченное количество фи-нансовых ресурсов для реализации любых технологи- ческих проек тов. 2. Наиболее устойчивая фор- ма объединения капиталов. 3. Безвозвратность акций спо- собствует сохранению собст- венного капитала, что обес- печивает жизне способность и динамизм акционерных обществ. 4. Ораниченность риска за- рание обусловленной денеж- ной суммой делает акцио- нерное общество привлека- тельной формой вложения капитала. 1. Несовпадение инте ресов управ-ляющих акционер-ным обществом и акционеров. 2. Сложность контроля акцио-неров над дейст виями менеджеров вви ду дробления акционерного капитала. 3. Двойная система налогооблажения.
ООО, ОДО, АО, УП с участием иностранного капитала 1. Снижение риска предприни- мательской деятель ности. 2. Объединение ресурсов, имеющих меньшую ценность по отдельности, чем вместе. 3. Ускорение проникновения на зарубежние рынки. 4. Разделение расходов на научные разработки. 5. Расширение доступа к сов-ременной технике и техно-логии. 6. Изучение новых методов управления. 7. Повышение квалифика- ции персонала. 8.Диверсификация технологий 9.Льготы по налоговым и таможенным платежам. 1. Многоступенча- тость принятия решений. 2. Расхождение между партнерами по стратегии раз-вития СП. 3. Двойное налогообложение.

Жизненный цикл предприятия

Законы диалектики свидетельствуют о том, что все то, что возникает и зарождается, в дальнейшем развивается, преобразуется и отмирает. Это относится и к такой категории как предприятие. Предприятие, созданное на неопределенный срок, может функционировать бесконечно долго. Этот период (жизненный цикл) можно разделить на определенные этапы: с оздание, развитие, реорганизация, реструктуризация, банкротство, санация, и ликвидация.

Решение о создании новых предприятий принимает владелец капитала. При этом цели организации новых субъектов хозяйствования могут отличаться в зависимости от учредителей. Если в качестве учредителя выступает государство, то оно преследует следующие цели:

· производство социально значимых товаров и услуг;

· укрепление обороноспособности страны и повышение ее конкурентоспособности;

· вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым проблемы занятости;

· использование имеющихся природных ресурсов;

· изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием наукоемких технологий;

· удовлетворение экономических интересов членов трудового коллектива.

Владелец частного предприятия имеет цель получение максимальной прибыли для удовлетворения личных интересов.

Создание предприятия начинается с поиска рыночной ниши (эффективной сферы организации бизнеса) и выбора партнеров. Следующий этап – это разработка бизнес – плана и подготовка учредительных документов (учредительного договора и устава).

В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого учредителя в уставном капитале, порядок и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал.

В уставе предприятия отражается организационно-правовая форма предприятия, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия.

Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения.

Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица.

Этап создания является обязательным для всех предприятий. В дальнейшем, одни предприятия могут развиваться и успешно функционировать бесконечно долго, другие в период адаптации к рыночным условиям хозяйствования осуществляют реорганизацию, реструктуризацию, санацию, которые могут не дать положительных результатов, что приведет к ликвидации субъекта хозяйствования.

Реорганизация -это создание новых производственных и функциональных подразделений, слияние или ликвидации низкоэффективных цехов, перепрофилирование и диверсификация производства. Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятий. Направления реструктуризации: изменение производственной, организационной, социальной и финансовой сфер деятельности предприятий, в том числе преобразование государственных предприятий в акционерные общества.

Коммерческая деятельность предприятия на любом этапе его функционирования влечет возникновение разнообразных кризисных ситуаций, результатом которых может быть несостоятельность и банкротство. Кризис предприятия вызывается несоответствием его производственно–финансовой деятельности требованиям внешней среды, что в свою очередь обусловлено неверной стратегией, неадекватной требованиям рынка. Характерным признаком кризисных ситуаций является:

· ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития;

· снижение прибыли и рентабельности;

· неплатежеспособность (недостаток собственного оборотного капитала, отсутствие средств для погашения долговых обязательств). Удостоверенная судом полная неплатежеспособность субъекта хозяйствования называется банкротством. В этом случае необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса, т.е. санация.

Санация – это комплекс мероприятий, направленных на финансовое оздоровление предприятия, для предотвращения банкротства.

Санация может проводиться путем отстранения руководителя предприятия от принятия решений и назначения антикризисного управляющего, задачей которого является устранение последствий и причин кризиса, т.е. стабилизировать финансовое положение предприятия и осуществить его реструктуризацию.

Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. Банкротство рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами.

Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено также в следующих случаях:

· по решению учредителей;

· в связи с истечением срока, на которое создано предприятие;

· в связи с достижением цели, ради которой было создано предприятие;

· в случае признания судом недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

· по решению суда, в случае:

- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов;

- сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

- наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и не направления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

- наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более б месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;

- уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда);

- признания предприятия несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

· регистрирующего органа в случаях:

- нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством;

- нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренных законодательством.

Таблица 2.1.

Таблица 2.2

Таблица 2.3.

Сравнительные величины норм амортизации и годовых
амортизационных отчислений при различных методах
начисления амортизации*

Годы Нормы амортизации, % Годовая сумма амортизационных отчислений, млн. руб.
Равно-мерный метод Метод суммы лет Метод снижающегося остатка Равно-мерный метод Метод суммы лет Метод снижающегося остатка
    18,2 16,4 14,5 12,7 10,9 9,1 7,3 5,5 3,6 1,8   1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 2,9 2,6 2,3 2,0 1,7 1,5 1,2 0,9 0,6 0,3 3,2 2,6 2,0 1,6 1,3 1,0 0,8 0,7 0,5 0,4

 

* Первоначальная стоимость объекта основных средств составляет 16 млн. руб.

 

 


 

Таблица 2.4.

Классификация лизинга

Принцип классификации Виды лизинга Классификационные признаки
Срок лизинга Рейтинг От нескольких дней до месяца
Хайринг От нескольких месяцев до года
Собственно лизинг От года до нескольких лет
Механизм осуществления лизинга Прямой Право собственности принад лежит лизингодателю
Возвратный Продавец пользуется бывшей собственностью на правах аренды
По степени оку паемости объекта лизинга Оперативный Лизинг с неполной окупаемостью
Финансовый Лизинг с полной окупаемостью
По отношению к объекту лизинга Чистый Расходы по обслуживанию имущества принимает на себя лизингополучатель
Полный Расходы по обслуживанию имущества принимает на себя лизингодатель
Частичный С частичным набором услуг лизингодателя
В зависимости от участников лизинговой сделки Внутренний Все участники сделки представляют одну страну
Международный Участники лизинговой сделки резиденты разных государств
От степени риска Необеспеченный лизинг Лизинг без залога
Частично обеспеченный лизинг Наличие страхового депозита, покрывающего определенную долю расходов лизингодателя
Гарантированный (обеспеченный) лизинг Риски распределяются между несколькими субъектами, выступающими гарантами лизингополучателя, либо страховыми компаниями

По механизму осуществления лизинга выделяют прямой и возвратный. При прямом лизинге лизингодатель покупает имущество у поставщика и поставляет его арендатору, получая арендную плату в течение всего срока лизинга. Этот вид лизинга целесообразен в тех случаях, когда арендатор полностью переоснащает свое производство. При возвратном лизинге предприятие-изготовитель продает свое имущество лизинговой компании и одновременно заключает соглашение о долгосрочной аренде этого имущества на условиях лизинга, т.е. становится из собственника имущества в его арендатора.

В отечественной практике возвратный лизинг необходим для тех хозяйствующих субъектов, которым срочно требуются значительные объемы оборотных средств.

Важным преимуществом возвратного лизинга является использование уже находящегося в эксплуатации оборудования в качестве источника финансирования строящихся новых объектов с вытекающей из этого возможностью использовать налоговые льготы, предоставляемые для участников лизинговых операций. Возвратный лизинг дает возможность рефинансировать капитальные вложения с меньшими затратами, чем при привлечении банковских ссуд, особенно если платежеспособность предприятия ставится кредитующими организациями под сомнение ввиду неблагоприятного соотношения между его собственными и заемными фондами.

По степени окупаемости объекта лизинга он делится на оперативный и финансовый.

Оперативный лизинг – это лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть его.

Финансовый лизинг – это лизинг с полной окупаемостью, когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества.

После завершения срока лизингового соглашения лизингополучатель может купить объект сделки по остаточной (а не по рыночной) стоимости, которая определяется сторонами заранее, заключать новый договор на меньший срок и по льготной ставке или вернуть объект сделки лизинговой компании.

Преимущества лизинга как формы обновления производства заключаются в следующем:

· во-первых, лизинг позволяет с меньшими затратами переключится на новую технологическую базу. Такая операция оказывается возможной в силу того, что лизинговые компании берут на себя риск, связанный с моральным износом средств производства. Лизингополучатель имеет возможность избавиться от устаревшего оборудования задолго до окончания срока его службы и взять в лизинг более эффективные модели, т.е. проводить гибкую технологическую политику;

· во–вторых, развитие лизинга позволяет преодолевать такое препятствие на пути технической модернизации производства как дефицит финансовых ресурсов, в том числе валютных средств. Возможность проведения реконструкции производства без существенных капитальных вложений в новое оборудование ведет к высвобождению внутренних финансовых ресурсов для использования на другие цели;

· в-третьих, лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки машин и оборудования предприятие должно было бы около 15% стоимости покупки оплатить из собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору либо еще позже;

· в-четвертых, гораздо легче получить контракт по лизингу, чем ссуду. Особенно это относится к мелким и средним предприятиям. Некоторые лизинговые компании даже не требуют от арендатора дополнительных гарантий. Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает имущество. В случае кредита требуется достаточный залог;

· в-пятых, лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размер погашения. При лизинге арендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателем соответствующую, удобную для него, схему финансирования. Платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д., суммы платежей могут отличаться друг от друга. Иногда погашение осуществляется после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании;

· в-шестых, не привлекается заемный капитал. Лизинг не снижает ликвидность баланса и помогает поддерживать оптимальное соотношение собственного и заемного капитала. Он не ограничивает кратко- и среднесрочные лимиты кредитования предприятия для дополнительных закупок сырья и материалов, что необходимо для расширения производства. Именно в этом заключается существенное преимущество финансирования покупки современного оборудования посредством лизинга;

· в-седьмых, так как лизинг долгое время служит средством реализации продукции и развития производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций и выражена в налоговых льготах. Выгодность использования техники на основе лизинга состоит в том, что техника не становится на его баланс, а лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, что обеспечивает экономию финансовых средств за счет снижения налога на недвижимость и налога на прибыль;

· в-восьмых, лизинг позволяет оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры при закупке необходимого оборудования;

· в-девятых, закупка предоставляемого по лизингу оборудования производится по оптимальным рыночным ценам. Не только лизингополучатель, но и лизингодатель заинтересованы в минимизации цены на оборудование, а последний обладает и глубоким знанием рынка;

· в-десятых, часто предлагается широкий спектр сопутствующих товару услуг по наладке и обслуживанию приобретаемого оборудования.

Таким образом, если предприятие нуждается в дополнительных инвестициях и уверено в правильности своего решения, то ему стоит обратиться к тем, кто поможет умело профинансировать проект, т.е. к хорошо зарекомендовавшей себя лизинговой фирме.

Прежде всего, предприятию необходимо четко представлять, какое имущество его интересует и по какой цене, будет ли оно само подыскивать поставщика или это сделает лизингодатель, за какой срок предприятие сможет его выкупить и какие гарантии может предоставить в погашение стоимость по лизинговому договору.

Исходя из условий договора лизинга, оплата по сделке производится согласно составленному графику расчетов лизинговых платежей и остаточной (выкупной) стоимости. Однако при согласовании срока действий договора следует учитывать, что удлинение срока увеличивает его стоимость, так как полностью, соответственно, возрастают риски лизингодателя. У лизингополучателя же появляется реальная возможность стать собственником имущества в короткие сроки (за 12 или более месяцев).

Платежи по лизингу могут включать:

· полную (или близкую к ней) стоимость объекта лизинга;

· сумму, выплачиваемую лизингодателю за использование кредитных средств на покупку оборудования по договору лизинга;

· стоимость услуг лизингодателю (комиссионное вознаграждение);

· стоимость страховки имущества, в случае, если оно застраховано лизингодателем;

· другие затраты лизингодателя, предусмотренные договором.

Существуют различные способы платежа лизинга:

· установление повышенных ставок платежа в начальные сроки аренды, которые постепенно сокращаются по мере покрытия стоимости объекта лизинга;

· установление в начальные сроки аренды низких ставок платежа, которые возрастают по мере освоения объектом лизинга арендатором;

· платеж осуществляется равными долями в течение срока лизинга.

Лизинг является сравнительно новой сферой предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. В последнее десятилетие он получает все большее распространение. В настоящее время в республике насчитывается более 40 лизинговых компаний. Среди них Приорлизинг, МАЗконтрактлизинг, МТЗлизинг, Белагропромлизинг, Технолизинг, СТОЛИЦА лизинг и др.

Тн – Дн.

 

Разница между суммой денежных средств, затраченных на изготовление и реализацию продукции (работ, услуг) и полученных от реализации произведенной продукции (работ, услуг), составляет денежные накопления предприятия.

Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, тем самым осуществляется их непрерывный оборот:

Д – Т - П – Тн – Дн.

 

Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса производства и обращения. Анализ кругооборота фондов предприятий показывает, что авансируемая стоимость не только последовательно принимает различные формы, но и постоянно в определенных размерах пребывает в этих формах. Иными словами, авансируемая стоимость на каждый данный момент кругооборота различными частями одновременно находится в денежной, производительной, товарной формах. Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при наличии определенной авансированной стоимости в денежной форме. Вступая в кругооборот, она уже не покидает его, последовательно меняя свои функциональные формы. Указанная стоимость в денежной форме представляет собой оборотные средства предприятия.

Оборотные средства функционируют одновременно во всех стадиях, обеспечивая непрерывность процесса производства. Этим самым оборотные средства выполняют свою важнейшую функцию - производственную: денежное обеспечение непрерывности процесса производства. В то же время оборотные средства выполняют и другую не менее важную функцию ‑ платежно-расчетную. Выполнение этой функции зависит от наличия оборотных средств, необходимых для осуществления процесса реализации готовой продукции и завершения расчетов. Для нормальной производственной и коммерческой деятельности предприятия требуется наличие оборотных средств в минимально необходимых размерах не только для авансирования их в производственную сферу, но и в сферу обращения. Правильная организация, сохранность и эффективность использования оборотных средств имеют большое значение для устойчивого финансового состояния предприятия.

Под структурой оборотных средств понимается соотношение между отдельными элементами в общей сумме оборотных средств. Структура показывает долю каждого элемента в общей сумме оборотных средств.Наибольший удельный вес в структуре оборотных производственныхфондов составляют производственные запасы. Важным показателем, характеризующим структуру оборотных средств, является соотношение оборотных средств в сфере производства и обращения. Достижение его оптимального уровня имеет важное значение для обеспечения эффективности использования оборотных средств.

Состав и структура оборотных средств не одинаковы в различных отраслях и подотраслях экономики. На каждом конкретном предприятии величина оборотных средств, их состав и структура зависят от множества факторов производственного, экономического и организационного характера, таких, как:

· отраслевые особенности производства и характер деятельности;

· сложность производственного цикла и его длительность;

· стоимость запасов и их роль в производственном процессе;

· условия поставки и ее ритмичность;

· порядок расчетов и расчетно-платежная дисциплина;

· выполнение взаимных договорных обязательств.

Так, в машиностроении, где производственный цикл длительный, высок удельный вес незавершенного производства. На предприятиях легкой и пищевой промышленности главное место занимают сырье и материалы (например, в текстильной промышленности). В то же время в пищевой промышленности (например, молочной, маслосыродельной) относительно высоки запасы вспомогательных материалов, тары, готовой продукции.

На предприятиях, где применяется большое количество инструментов, приспособлений, приборов, высок удельный вес малоценных и быстроизнашивающихся предметов (в машиностроении и металлообработке). В добывающих отраслях практически отсутствуют запасы сырья и основных материалов, но велик удельный вес расходов будущих периодов. Кроме того, например, в нефтедобывающей промышленности повышенную долю составляют вспомогательные материалы, запасные части для ремонта основных фондов.

На величину готовой продукции, товаров отгруженных, дебиторской задолженности оказывают влияние такие факторы, как условия сбыта продукции, формы и состояние расчетов.

Оборотные средства можно классифицировать (Рис.3.2):

а) по месту и роли в процессе производства на четыре группы:

1) средства, вложенные в производственные запасы;

2) средства, вложенные в незаконченную продукцию;

3) средства в виде готовой продукции;

4) денежные средства и средства в расчетах;

б) по степени планирования оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся все оборотные производственные фонды и часть фондов обращения в виде остатков нереализованной готовой продукции на складе. К ненормируемым – другие фонды обращения (дебиторская задолженность, средства в незаконченных расчетах, денежные средства);

в) по степени ликвидности оборотные средства подразделяются на быстрореализуемые и медленнореализуемые. Первоклассными ликвидными средствами являются деньги в кассе или на счетах в банке; к быстрореализуемым относятся также краткосрочные финансовые вложения (депозиты, ценные бумаги, товары и имущество, приобретенные с целью перепродажи); реальная дебиторская задолженность; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил. Медленнореализуемыми оборотными средствами являются полуфабрикаты, незавершенное производство, залежалые товары на складе, сомнительная задолженность. Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, означает их неэффективное использование, ведет к напряженному финансовому состоянию предприятия.


 

 


Персонал предприятия; промыщленно – производственный и непромышленный персонал; рабочие; руководящие работники; специалисты; другие служащие; младший обслуживающий персонал; ученики; охрана; профессия; специальность; квалификация; структура персонала; производительность труда; выработка; факторы и резервы роста производительности труда.

Таблица 4.1.

Заработная плата; номинальная и реальная заработная плата; стимулирующая; воспроизводственная и регулирующая функция заработной платы; принципы организации заработной платы; тарифная система оплаты труда; тарифная ставка; тарифная сетка; тарифно–квалификационный справочник; диапазон тарифной сетки; формы и системы оплаты труда; сдельная и повременная форма оплаты труда; сдельно–премиальная; сдельно–прогрессивная; косвенно–сдельная; аккордная; прямая повременная; повременно–премиальная и повременно–премиальная с выполнением нормированных заданий.

Таблица 5.1

Таблица 5.2

ТЕМА 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Лекция 6. Система планирования деятельности предприятия

Основные понятия:

планирование; цель планирования; принципы планирования: комплексность, непрерывность, сбалансированность и пропорциональность, гибкость, эффективность, монетарность; методы планирования: балансовый, нормативный, аналитический, программно–целевой, экономико-математический; стратегическое, текущее и оперативно–производственное планирование; бизнес–планирование.

Сущность, цели и принципы планирования

В условиях рыночной экономики планирование занимает важное место в системе внутрифирменного управления.

Планирование представляет собой процесс разработки, обоснование, организацию выполнения и контроль за выполнением планов. Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности фирмы. Оно создает основу для четкой, слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих разработку и внедрение рыночных методов хозяйствования.

Цель планирования заключается в повышении производительности и эффективности работы посредством:

· целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

· выявление рисков и снижение их уровня;

· разукрупнение и упрощение процессов;

· повышение гибкости, приспособляемости к изменениям.

Главной задачей планирования является обеспечение успешного функционирования и развития предприятия. В этом заинтересованы все субъекты рыночной экономики. Это, прежде всего, акционеры или собственник имущества (увеличивается их капитал), работники предприятия (повышаются их доходы), государство (обеспечиваются поступления в бюджет), предприятия – поставщики материалов и комплектующих (развивается их бизнес), банки (своевременное погашение кредитов).

Все цели, способствующие успешному функционированию и развитию предприятия, можно сгруппировать по трем направлениям:

1. Материальные цели - это выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. Материальные цели достигаются посредством реализации стратегий.

2. Стоимостные (монетарные) цели - это ожидаемые в будущем финансовые результаты (чистая текущая стоимость, расчетная и балансовая прибыль, рентабельность собственного капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия). Стомостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями (балансовая прибыль и рентабельность капитала). Стоимостные цели реализуются только через достижение материальных целей.

3. Социальные цели (гуманитарные цели) - обуславливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и по внешней среде. Они могут иметь денежное и не денежное выражение: уровень доходов персонала, интересная работа, культура мероприятия, имидж предприятия, защита окружающей среды. Социальные цели могут быть достигнуты через реализацию материальных и стоимостных.

Содержание, масштабность и временной горизонт целей верхнего уровня определяются в основном политикой предприятия.

Составной частью процесса планирования является регулирование, которое представляет собой организацию выполнения плана путем доведения заданий до каждого подразделения.

Контроль является продолжением процесса планирования и сопровождает процесс реализации планов. Для определения результатов деятельности сравнивают фактические результаты реализации решений с плановыми показателями. Цель контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и повышении эффективности производства.

Процесс планирования находит свое выражение в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия воздействия альтернатив на цели, фактические результаты реализации плановых решений, отклонение от плана.

Планирование на предприятии основывается на определенных принципах, которые определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии, обеспечивают единообразие требований, предъявляемых к разработке планов. Соблюдение принципов планирования создает предпосылки для успешного функционирования и развития предприятия.

В зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов, принципы можно сгруппировать по двум направлениям: общие и частные. Общие принципы планирования применимы как в планово-регулируемой, так и в рыночной экономике. Частные свойственны только одной из них.

К общим принципам планирования относятся принципы комплексности, единства, непрерывности, сбалансированности.

Принцип комплексности означает охват планом всех сторон деятельности предприятия: целей, ресурсов, функциональных сфер деятельности, природопользование.

Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях управления. Внутрипроизводственное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия.

Принцип непрерывности предполагает сочетание и преемственность стратегических, тактических и текущих планов. В организационном отношении это означает непрерывность самого процесса планирования, а также их увязку по принципу прямой и обратной связи. Стратегический план служит основой для разработки тактического плана, на базе которого разрабатывается текущий план. Анализ выполнения текущего плана используется для корректировки стратегического плана.

Принцип сбалансированности означает поддержание пропорций между производством и потреблением, с одной стороны, производством и материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами – с другой.

Структурные преобразования, происходящие в национальной экономике, вызвали необходимость использования в процессе планирования принципов рыночной экономики. Это принципы гибкости, точности, участия, координации и интеграции, монетарности.

Гибкость означает, что система планирования должна быстро приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия. Это достигается путем разработки разных вариантов планов: минимальных, максимальных и оптимальных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.113 с.)