Понятие и структура денежной массы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура денежной массы



 

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране, которым располагают частные лица, собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Денежная масса представляет собой предложение денег в экономике.

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.

Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.

Различие по критерию ликвидности легло в основу разделения всей денежной массы на связанные между собой денежные агрегаты.

Денежные агрегаты – это части (компоненты) денежной массы, объединяющие определенные виды денег и денежных активов (документов), отличающихся друг от друга степенью ликвидности, т.е. быстрым превращением в наличные деньги. Денежные агрегаты отражают структуру денежной массы.

Количество и состав применяемых денежных агрегатов различаются по странам. Это обусловлено спецификой национальных хозяйств: уровнем развития экономики, финансовых рынков и кредитных систем; особенностями организации денежного обращения, проводимой экономической и денежно-кредитной политикой и другими факторами. Так, в США, Японии, Италии используются 4 агрегата, в ФРГ — 3, а во Франции — целых 10. Казахстан использует в основном американскую систему деления денежной массы на агрегаты с разным уровнем ликвидности. Однако в казахстанской практике финансового анализа и статистики разделение денежной массы на агрегаты стало применяться только с началом рыночных реформ.

Измерение денежной массы с помощью агрегатов позволяет четко определять ее структуру, что используется для государственного регулирования денежного обращения.

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему: каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Между собой денежные агрегаты отличаются не только по составу денежной массы, но и по уровню ликвидности. Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидность M1 ниже, чем М0, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут использоваться банком по своему усмотрению в течение всего срока вклада и возвращаются вкладчику только по истечении этого срока.

С учетом опыта зарубежных стран Нацбанк РК ведет расчеты следующих денежных агрегатов:

Денежный агрегат M0 включает в себя наличные деньги в обращении.

Денежный агрегат M1 рассчитывается как сумма наличных денег в обращении и переводимых депозитов населения и небанковских юридических лиц в тенге.

Денежный агрегат М2 равен денежному агрегату M1 плюс другие депозиты в тенге и переводимые депозиты небанковских юридических и населения в инвалюте.

Денежная масса (М3) определяется на основе консолидации счетов балансов Национального Банка и банков. Включает в себя денежный агрегат М2 плюс другие депозиты населения и небанковских юридических лиц в иностранной валюте

Переводимые депозиты - это все депозиты, которые: 1) в любой момент можно обратить в деньги по номиналу без штрафов и ограничений; 2) свободно переводимы с помощью чека, тратты; 3) широко используются для осуществления платежей. Переводимые депозиты являются частью узкой денежной массы.

К другим депозитам относятся, в основном, сберегательные и срочные депозиты, которые могут быть сняты только по истечении определенного периода времени, или иметь различные ограничения, которые делают их менее удобными для использования в обычных коммерческих операциях и, в основном, отвечающим требованиям, предъявляемым к механизмам сбережений. Кроме того, другие депозиты включают также непереводимые вклады и депозиты, выраженные в иностранной валюте.

Денежная масса зависит от двух факторов: количество денег в обращении и скорость их оборота. Количество денег в обращении определяется государством исходя их потребностей товарного оборота и дефицита бюджета. Скорость обращения денег обусловлена длительностью технологических процессов (тяжелая или легкая промышленность), структурой платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровнем развития кредитных операций и взаиморасчетов, а также процентных ставок за кредит, использованием электронных технологий в банковском деле.

 

Методы управления денежной базой

Прямые инструменты ДКП

 

Инструменты ДКП делятся на 2 основных вида:

1 рыночные (косвенные);

2 административные (прямые).

К первым относятся политика переучёта (ставка рефинансирования), политика норм обязательного резервирования, политика открытого рынка.

К административным – ограничения НБ для коммерческих банков ставок вознаграждения по депозитам, кредитам, ограничения в объёме кредитования, ограничения объемов принимаемых депозитов, лимитирование кредитования отдельных отраслей и т.д.

В арсенале Национального Банка имеются также прямые инструменты, суть которых заключается в возможности административно устанавливать лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. К прямым инструментам относятся установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. Такие инструменты особенно эффективны в условиях переходного или кризисного периодов. На рыночные отношения прямые инструменты могут воздействовать депрессивно, например, обуславливая уход части экономики в «тень» и появление «черных рынков», а также способствуя снижению деловой активности.

Административные методы ДКП используются только в странах с административно-командным методом управления. Но в странах с рыночной экономике в случае неэффективности рыночных инструментов, НБ может использовать административные инструменты. Административные методы ДКП достигают своих целей быстро, и НБ быстро достигает своих конечных целей.

К административным или их еще относят к прямым мерам относятся инструменты, имеющие форму директив, инструкций и правил, а также различного рода предписания, исходящие от центрального банка и направленные чаще всего на ограничение свободы выбора или действий кредитных институтов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов для отдельных банков, общие количественные потолки, избирательный контроль над кредитами и т.д. являются примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами контроля в области процентных ставок.

Административные методы в большей степени свойственны центральным банкам развивающихся стран. Однако, в практике центральных банков развитых стран административные методы регулирования также занимают определенное место. В широком смысле к мерам административного регулирования относятся все методы центрального банка, с помощью которых он осуществляет свою контролирующую функцию (например, предписания по форме отчетности коммерческих банков). В 60-е годы практически во всех европейских странах применялась практика административного регулирования процентных ставок коммерческих банков.

При использовании административных методов широко применяются следующие инструменты:

· квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

· введение лимитов на выдачу определенных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

· определение перечня банков, допущенных к отдельным видам операций;

· лимитирование процентных ставок и тарифов комиссионного вознаграждения (например, правило Q, действовавшее в США до 1986 г., устанавливало для банков максимальную процентную ставку по сберегательным счетам, что привело к массовому оттоку капитала на рынок акций и в оффшорные зоны).

 

 

Косвенные инструменты ДКП.

 

Под инструментами рыночного характера или их также относят к косвенным, подразумеваются способы воздействия центрального банка на национальную кредитную систему путем формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночными (или экономическими) инструментами денежно-кредитной политики являются такие классические инструменты как:

— осуществление операций на открытом рынке;

— регулирование нормы банковских резервов;

—регулирование учетной ставки процента на займы, которые предоставляются центральным банком.

Рыночные механизмы более гибки, но, с другой стороны, результат их применения не всегда точно соответствует намеченной цели. Например, при повышении национальной учетной ставки у кредитных институтов остается возможность получить кредиты на международном рынке ссудных капиталов.

Каждый из указанных механизмов имеет собственный перечень средств, усовершенствование которых происходит не один десяток лет.

В последнее десятилетие довольно четко проявляется стремление центральных банков промышленно развитых стран к использованию рыночных методов в процессе экономического регулирования. Расширяется использование операций на открытом рынке, либерализуется движение капиталов во многих европейских странах. Так, в Австрии в 1991 г. отменена система уведомления центрального банка кредитными институтами в случае осуществления ими зарубежных операций с крупными суммами.

Реакция финансовых рынков на административные методы проявляется более быстро и ощутимо, в то время как использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегулирования в банковской системе, а эффект применения замедлен и неоднозначен. В то же время, меры, идущие вразрез с рыночными условиями, могут дать лишь кратковременный положительный эффект, до тех пор пока экономические субъекты не найдут способа их избежать, а в дальнейшем только увеличат транзакционные издержки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.013 с.)