Охарактеризуйте возможности использования педагогом клинических и психологических знаний в первичном выявлении детей с особенностями в развитии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте возможности использования педагогом клинических и психологических знаний в первичном выявлении детей с особенностями в развитии.



Выделите основные направления работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами.

4. Охарактеризуйте систему работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

5. Выделите и раскройте этапы подготовки и оформления документов для ПМПК.

 

Рекомендуемая литература

Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 2000.

Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материала / Авт.-сост. Т.А.Шишковец. – М., 2006. – 192с.

Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков/ Под ред. И.Соковни. –М., 2005. -158с.

Психические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И.Ломпшера. –М., 1984. – 184с.

Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развития. Хрестоматия. /Сост. В.М.Астапова, Ю.Д.Микадзе. – СПб., 2002. – 156с.

Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. /Сост. и общ. ред. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб. 2002.

Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Научн. ред. Л.И. Шипицина. - СПб., 1999.

Психолого-педагогическая диагностика./ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская. - М.: ИЦ Академия, 2003.- 320с.

Семаго Н..Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.

Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. –М., 2002. -176с.

ІІІ. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карта СРС

№ п/п Учебн. неделя Кол-во часо в Учебное задание по модулю Форма отчетности Вид контроля Баллы min – max
Модуль 1. Общие положения специальной психологии
М1     1.1 Подготовка к тестированию Выполненный тест Входной 10-20
М1     1.2 Изучение литературных источников Собеседование по вопросам Текущий 5-20  
М1     1.3 Поисковая работа Письменный отчет в виде схемы Собеседование Текущий   Рубежн. 10-20   20-30
М1     1.4 Доклад, сообщение Устный отчет Текущий 5-10
Модуль 2. Основные вопросы теории организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии
М2     2.1 Сравнительная характеристика в таблице, опрос Сравнительная характеристика в таблице Собеседование Текущий     5-10    
М2     2.2 Подготовка к тестированию Выполненный тест Текущий 10-20
М2     2.3 Анализ литературных источников Сравнительная характеристика в таблице Текущий 5-10  
М2     2.4 Подготовка по лекции Сравнительная схема-характеристика Собеседование Текущий     5-10    
М2     2.5 Доклад, сообщение Устный отчет Текущий 5-10
М2     3.1 Подготовка к тестированию Выполненный тест Текущий 10-20
М2     3.2 Самостоятельное изучение вопроса по источникам Конспекты Текущий   5-10  
М2     3.3 Подготовка по лекции Сравнительная характеристика в таблице Собеседование Текущий     5-10    
М2     3.4 Самостоятельный анализ литературных источников Сводная таблица Текущий   5-10  
М2     3.5 Подбор (портфолио) методик Пакет приемов, методик Текущий   5-10  
М2     4.1 Подготовка к тестированию Выполненный тест Текущий 10-20
М2     4.2 Самостоятельный анализ литературных источников Схема-таблица Текущий   5-10  
М2     4.3 Реферат Собеседование по реферату Текущий 10-20
М2     4.4 Поисковая работа Письменный отчет в виде модели с обоснованием Рубежн. 15-40
Модуль 3. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в дошкольном образовательном учреждении
М3     5.1 Самостоятельный анализ литературных источников Схема-таблица Текущий   5-10  
М3     5.2 Поисковая работа Письменный отчет в виде модели с обоснованием Текущий 20-40
М3     5.3 Анализ авторских коррекционно-развивающих программ Собеседование + наличие программы Текущий Рубежн. 5-10 20-40
      Итоговое тестирование Выполненный тест Итоговый 20-40

 

ІV. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль качества освоения дисциплины студентами осуществляется и на лекционных и на семинарских занятиях. В ходе занятий студенты делают устные сообщения по результатам выполнения ими заданий по самостоятельной работе с после­дующим их обсуждением в группе. По итогам устных сообщений и письмен­ных отчетов выставляется промежуточная оценка за каждое выполненное за­дание. В процессе изучения каждого модуля проводится текущий контроль-тестирование. За выполнение заданий по каждому модулю студент может на­брать от 50 до 100 (до 200 в модуле 2) баллов. Вклад успешности выполнения промежуточного тестирования – от 10 до 20 баллов. 10 баллов – выполнение 50 % заданий те­ста (10 заданий). Для выполнения остальных зада­ний устанавливаются три градации: выполнено с существенными недочетами – минимальный балл, с некоторыми недочетами – промежуточный балл, практически без недочетов – максимальный балл. Условием аттестации по курсу оценка по формуле, в соответствии с положением, полученная в результате текущего и рубежного контроля по всем моду­лям. Зачет считается отдельным модулем. На зачете студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки их практи­ческого применения.

Уровни освоения содержания дисциплины

Высокий уровень усвоения («отлично») 85-100: студент свободно вла­деет теоретическим материалом, знает и анализирует первоисточники, в от­вете раскрывает межпредметные связи; ориентируется в практических вопро­сах.

Средний уровень усвоения («хорошо») 70–85: в своем ответе студент правильно воспроизводит теоретический материал, изучаемый в курсе дан­ной дисциплины, называет отдельных авторов, но обнаруживает недостаточ­ную информированность за пределами лекционного материала. При решении практических задач проявляет заинтересованность, но недостаточную само­стоятельность.

Минимальный уровень усвоения («удовлетворительно») 50–70: студент правильно воспроизводит основные вопросы курса, но затрудняется в уста­новлении связей и зависимостей, знания по основным разделам дисциплины недостаточно обобщены и систематизированы. При выполнении практиче­ских заданий не проявляет заинтересованности, самостоятельности.

 

Формы текущего и итогового контроля

Текущая аттестация проводится путем оценки выполненных заданий предложенных студентам для самостоятельной работы и работы на семинарских занятиях. Оценке подлежат самостоятельно подготовленные студентами сообщения, реферативные работы, схемы, практические задания, посвященные различным психолого-педагогическим аспектам развития детей с особенностями в развитии. В процессе текущей аттестации качества знаний выявляются наиболее сложные для освоения темы с последующей проработкой этих тем на основе самостоятельной работы студентов с использованием литературных источников.

Проведение текущего контроля знаний по данным направлениям позволят:

- выявить психологическую грамотность студента, его знания базовых психолого-педагогических понятий и явлений;

- расширить и дополнить объем полученных знаний студентов по курсам: психология развития, социальная психология, педагогическая психология и др. разделов психологических наук, знаниями о структуре дефекта, механизмах нарушенного развития (первичном и вторичном дефекте), психолого-педагогические особенностях такого развития, возможности профилактик и коррекции вторичных отклонений в развитии;

- осуществлять не только контроль усвоения студентами основных понятий читаемого курса, но и обучать их, давая дополнительные представления о диагностической и коррекционно-развивающей работы;

- предварительно оценить преподавателем знания студентов в области психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования детей и подростков, имеющих дефекты (в том числе и не ярко выраженные), перенесших в раннем возрасте депривацию, в силу этого испытывающих дезадаптацию и проявляющих девиацию в поведении, а также самим студентам объективно оценить уровень своих знаний по данному предмету и получить дополнительную возможность проработать отдельные темы при подготовке к экзамену.

Форма итогового контроля – зачет в 4 семестре, на котором проверяется:

- степень осмысления теоретического материала курса;

- умение составить психолого-педагогическую характеристику развития личности детей, имеющих дефекты развития и поведения (в том числе и не ярко выраженные);

- умения объяснять, прогнозировать перспективы психического развития ребенка с учетом ведущего дефекта

- усвоение базовых психологических понятий курса.

 

 

Контрольные вопросы к зачету

  1. Предмет и задачи специальной психологии. Ее связь с другими науками.
  2. Понятие об аномальных детях. Причины аномалий психофизического развития в детском возрасте.
  3. Классификация лиц с особыми образовательными потребностями (медицинский, педагогический, психологический подходы).
  4. Понятие о структуре психического дефекта (по Л.С. Выготскому).
  5. Понятие нормы. Виды норм.
  6. Симптоматика психических расстройств. Краткая характеристика позитивных, негативных и возрастных симптомов.
  7. Уровни закономерностей психического развития аномальных детей (по Лубовскому).
  8. Понятие о психическом дизонтогенезе. Клинический подход при изучении психического дизонтогенеза (В.В.Ковалев).
  9. Понятие о психическом дизонтогенезе (патопсихологический подход). Параметры психического дизонтогенеза (по Лебединскому В.В.) Краткая характеристика вариантов психического дизонтогенеза (по Лебединскому В.В.)
  10. Уровни нервно-психического реагирования и основные возрастные симптомы нарушения психики в детском и подростковом возрасте (по В.В. Ковалеву).
  11. Понятие об умственной отсталости. Основные признаки, причины, виды и формы УО.
  12. Психолого-педагогическая характеристика детей-олигофренов.
  13. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
  14. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрительного анализатора.
  15. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слухового анализатора.
  16. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
  17. Проблема психического развития детей с нарушениями опорно-двигательной системы (на примере ДЦП).
  18. Проблема психического развития детей с РДА.
  19. Проблема психического развития детей с комбинированным дефектом.
  20. Нарушения поведения у детей и подростков: социально-педагогические причины, проявления.
  21. Профилактика нарушений поведения у детей и подростков.
  22. Эволюция отношения государства и общества к людям с особенностями в развитии.
  23. История становления и современное состояние системы специального (коррекционного) образования в России. Ее основные организационные формы и принципы.
  24. Система консультативно-диагностической помощи детям и подросткам с нарушениями развития.
  25. Цели и организация работы психолого-медико-педагогической консультации.
  26. Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
  27. Социальная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями развития.

 

Промежуточное тестирование

Тестирование может проводиться как во время аудиторных занятий, так и во внеучебное время.

Тестирование на лекциях занимает последние 10-15 минут учебного времени. Тема (темы, предшествующего тестирования) объявляется преподавателем заранее (не позже чем за неделю) или проводится в рамках заранее утвержденного графика тестирования. Тестирование может проводиться как в традиционной форме, в письменном виде, так и с использованием информационных технологий.

 

Примерные варианты промежуточных тестов по курсу «Основы специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики»

Инструкция: прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный

Вопрос 1. Предметом специальной психологии является?

А) изучение причин нарушения психофизического развития аномальных детей;

В) изучение системы специального (коррекционного) образования аномальных детей;

С) изучение особенностей психического развития лиц с особыми образовательными потребностями;

Д) Изучение особенностей обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями.

 

Вопрос 2. 3 типа психического дизонтогенеза выделил:

а) В.В. Лебединский; б) Л.И. Переслени; в) М.И. Буянов; г) В.В. Ковалев.

 

Вопрос 3. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза выделил:

а) Рубинштейн С.Я.; б) Лебединский В.В.; в) В.В. Ковалев; г) Л.И. Переслени.

 

Вопрос 4. Чем раньше произошло поражение ЦНС, тем вероятнее явление:

а) недоразвитие психических функций; б) повреждение психических функций;

в) акселерации психических функций; г) регресса психических функций.

 

Вопрос 5. В.В. Лебединский выделил ____________ психического дизонтогенеа.

а) 3 параметра; б) 4 параметра; в) 5 параметров; г) 6 параметров.

 

Вопрос 6. Механизмы изоляции, патологической фиксации, регрессии играют большую роль в формировании различных видов:

а) психического недоразвития; б) ретардации психического развития; в) асинхронии психического развития; г) дефицитарного психического развития

 

Вопрос 7. Органическая деменция является характерной моделью:

а) задержанного психического развития; б) поврежденного психического развития;

в) дефицитарного психического развития; г) дисгармонического психического развития.

 

Вопрос 8. Замедление темпа переработки информации характерно:

а) только для одного вида нарушения; б) для некоторых групп аномальных детей;

в) для всех аномальных детей; г) для всех детей (и нормальных, и аномальных).

 

Вопрос 9. Неравномерность психического развития по В.И.Лебединскому относится к _ уровню закономерностей психического развития аномальных детей.

а) первому; б) второму; в) третьему; г) четвертому.

 

Вопрос 10. ЗПР – это

а) Стойкое нарушение развития психики в целом; б) Стойкое недоразвитие только эмоционально-волевой сферы; в) временное замедление развития только познавательной сферы; г) временное замедление развития познавательной и эмоционально-волевой сферы.

 

Вопрос 11. Синдром РДА является наиболее характерной моделью:

а) психического недоразвитие; б) поврежденного развития; в) искаженного развития;

г) дисгармонического развития

 

Вопрос 12. Психическое развитие слепоглухих детей является проявлением:

а) поврежденного психического развития; б) дисгармонического развития;

в) искаженного психического развития; г) дефицитарного психического развития.

 

Вопрос 13. Наиболее велика возможность психических нарушений в период:

а) от 0 до 3 лет и от 11 до 15 лет; б) от 4 до 11 лет; в) от 3 до лет и от 13 до 17 лет;

г) от 11 до 15 лет.

 

Вопрос 14. Общий дефект является следствием:

а) нарушения подкорковых регуляторных систем; б) повреждения отдельных анализаторных систем; в) нарушения корковых анализаторных и регуляторных систем;

г) нарушения корковых и подкорковых анализаторных систем.

 

Вопрос 15. Об умственной отсталости говорят в случаях:

а) органического стойкого нарушения преимущественно познавательной сферы;

б) органического стойкого нарушения преимущественно поведенческой и личностной сферы; в) органического нарушения преимущественно познавательной сферы;

г) стойкого нарушения познавательной сферы, вызванное биологическими и социальными факторами.

 

Ключ:

1 в; 2 г; 3 б; 4 а; 5 б; 6 в; 7 б; 8 б; 9 а; 10 г; 11 в; 12 г; 13 а; 14 в; 15 а.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Абилитация (от лат. abilitas - создание возможностей, быть способным к чему-либо) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка. В отношении раннего возраста речь идет о первоначальном формировании способности к чему-либо.

Анамнез (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений о больном, условиях возникновения и протекания у него болезни, окружающей среде, получаемых как от самого больного (субъективный анамнез), так и от окружающих его лиц (объективный анамнез) с целью установления (уточнения) диагноза или разработки основных положений индивидуальной реабилитационной программы.

Аномалия развития (от греч. anomalos - неправильный) понимается как "уклонение от обычного, несходство с обыкновенным, исключение, уклонение, причуда, необычайность, странность".Семантика слова "аномалия" включает наличие нетипичного, иного, при этом данное слово не рассматривается как несущее негативный оттенок. Дополнительное значение аномалии как "отклонения от нормы, общей закономерности; неправильность" (С.И.Ожегов), в этом смысле понятие аномалия сходно по смыслу с понятием девиация, ("отклонение от правильной линии, от должного направления"). Социальную позицию нетипичных людей можно охарактеризовать как предписанную большинством членов общества, назначаемую без учета онтогенетических особенностей или предпочтений.

Аномальные дети ( от греч. anomalos - неправильный) К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития

Астения (от греч. asthenia - слабость) - болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению.

Асфиксия (от греч. а - частица отрицания и sphygmos - пульс) - удушье. При асфиксии наблюдается расстройство дыхания и кровообращения до их полной остановки.

Деменция органическая (от лат. dementiа - безумие, слабоумие) - стойкое, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы, в результате органических и воспалительных заболеваний мозга, черепно-мозговых травм. Возникает вследствие повреждения нормально сформированного мозга (на четвертом году жизни и позже). Интеллектуальный дефект в большинстве случаев необратим. Условно выделяют две формы деменции: резидуально-органического и текущего характера.

Депривация (от лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Характеризуется отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социокультурных контактов.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом.

Дети с особыми образовательными потребностями Новый, не устоявшийся термин; отражающий потребность общества отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека. Он предполагает смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей. В отличие от термина "дети с особыми нуждами" ("Children with Special Needs"), содержание термина "дети с особыми образовательными потребностями" отражает понимание ребёнка с нарушениями в развитии как нуждающегося в "обходных путях" достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.
Детский церебральный паралич (ДЦП), полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения корковых функций, речи.

Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется.

Дизонтогенез психический. Впервые термин «дизонтогения» введен Швальбе (1927), для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченней теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Это нарушение нормального темпа психического развития. Сам термин "задержка" подчеркивает временной характер нарушения, то есть несоответствие уровня психофизического развития паспортному возрасту ребенка.

Запущенность педагогическая – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Как правило, к педагогически запущенным относят детей, не страдающих аномалиями развития, но не обладающих знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности(нередко, однако, эти знания могут быть ребенком усвоены, но не включены им в систему нравственных убеждений, а потому они не оказывают регулирующего влияния на поведение).

Интеграция (от лат. integratio-восстановление, соединение) - включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение - процесс совместного образования обычных и аномальных детей.

Компенсация психических функций (от лат. corn pensatio — уравновешивание, уравнивание) — сложный многоаспектный процесс перестройки/замещения нарушенных/недоразвитых психофизических функций организма, попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными. Существуют два типа компенсации психических функций: внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, и межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур. Имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. В связи с тем, что нетипичные дети крайне подвержены негативным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки - аффекты, стрессогенные факторы, травмы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется психофизическое развитие. Это явление называется декомпенсация (от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие).

Компенсация психологическая (от лат. corn pensatio — уравновешивание, уравнивание). 1) возмещение недостаточно развитых свойств личности другими, обеспечивающими нужные способности к определенной деятельности; 2) возмещение телесных и физиологических недостатоков свойствами личности.

Нарушения в психофизическом развитии у детей, общее наименование разнообразных нарушенийв психофизическом развитии у детей любого возраста, которое вытеснило употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей". В качестве синонима используется термин "отклонения в психофизическом развитии".

Нарушения двигательные (нарушения функций опорно-двигательного аппарата), отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений. Встречаются у 5-7% детей. Причины: заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, которым страдает большинство детей с Н.д., полиомиелит), врождённые деформации (аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей) или приобретённые заболевания (полиартрит и др.) и травмы. Для всех заболеваний и повреждений основным является двигательный дефект - задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

Нарушения интеллектуальные (умственная отсталость). В отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. Понятие "умственная отсталость" включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: лёгкую (IQ в пределах 40- 69), умеренную (IQ в пределах 35-39), тяжелую (IQ в пределах 20-34), глубокую (IQ ниже 20).

Нарушения сложные (комбинированные), сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка. Подходы к классификации детей со сложным дефектом сроятся по принципу комбинирования сенсорного и интеллектуального дефектов или нескольких сенсорных дефектов, или сочетание сенсорных нарушений с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В современной специальной литературе наиболее точно определена только одна категория сложных нарушений - слепоглухота.

Невроз (от греч. neuron - нерв)– группа нервно-психических расстройств, обусловленных психотравмирующими воздействиями, в основе которых лежит конфликт. Неврозы характеризуются функциональными, как правило, обратимыми, нервно-психическими расстройствами при которых сохраняется способность управлять собой.

Олигофрения. (от греч. olygos-немного, мало; phren-ум) - это стойкое, необратимое, непрогредиентное нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга от момента зачатия до 2-3-х лет. Термин введен в 1915 г. немецким психиатром Крепелином Э., который также впервые начал разрабатывать проблему соотношения утомляемости, работоспособности и психического заболевания

Олигофренопсихология (от греч. olygos-малый, phren-ум) раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями, пути коррекции отклонений в развитии в условиях воспитания и обучения.

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения. Дает родителям и педагогам рекомендации для работы с аномальными детьми.

Ранний детский аутизм (РДА) (от греч. autos - сам), представляет собой особый вариант атипичного развития, при котором нарушение общения является доминирующим во всем развитии и поведении ребенка.

Речевое нарушение. Выделяются: нарушения языковых средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР) и нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект) заикание, проявление речевого негативизма и др.

Специальная психология, область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Становление специальной психологии происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология). За свою почти столетнюю историю специальная психология значительно расширила область своего применения. Современная с пециальная психология обращена и к детям с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха, зрения, ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями и др. Кроме того, помогая преодолевать тяжёлые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, наука накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений.

Структура дефекта (структура нарушений). Для описания происхождения, сочетания и взаимообусловленности различных нарушений в развитии у конкретного ребёнка Л.С.Выготский предложил использовать термины "структура дефекта" или "структура нарушений". Различают первичные и вторичные нарушения развития. Первичные нарушения - это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Вторичные нарушения по своей природе качественно отличны от первичных, хотя и производны от них. Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные нарушения приводят к "выпадениям" ("социальными вывихами") ребёнка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно-исторического опыта. Согласно Л.С.Выготскому их можно предотвратить, если найти "обходные пути", чтобы обеспечить доступ аномального ребёнка к культуре как источнику развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не появляются вслед за первичными. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к новым "социальным вывихам", в результате которых возникают третичные (личностные) нарушения в развитии.

Сурдопсихология (от греч. surdus-глухой) - раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития лиц с нарушениями слуха, пути коррекции отклонений в развитии в условиях воспитания и обучения.

Тифлопсихология (от греч. tiphlos-слепой) - раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития лиц с нарушениями зрения, пути коррекции отклонений в развитии в условиях воспитания и обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.061 с.)