Особенности управления кадровым составом таможенных органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности управления кадровым составом таможенных органов



В условиях развития рыночных отношений и ожидаемого вступления в ВТО не только материально-вещественные, но и личностные факторы играют важную роль, особенно в тех сферах, которые связаны с внешнеэкономической, налоговой и правоохранительной деятельностью. Поэтому повышаются требования к непрерывной профессионально - квалификационной подготовке кадров, организации их подбора и расстановки, а также расширению знаний специалистов, способных обеспечить решение как текущих, так и перспективных задач развития таможенной системы.

Кадровый состав таможенных органов комплектовался в сложных геополитических и экономических условиях, среди которых временной фактор играл немаловажную роль. Большая часть работников, не имея специального образования, опыта службы в таможенных органах, овладевала профессиональными навыками в процессе производственной деятельности.

Правительством РФ была принята целевая Федеральная программа развития таможенной службы на 2008-2010гг. и на период до 2015 года. В ней определена одна из основных задач - совершенствование форм и методов управления таможенной системой.

Таможенная система - это динамично развивающаяся отрасль сферы управления. В 1991 г. в таможенных органах работало всего 5778 человек, а в настоящее время уже около 60000 человек, то есть численность работающих увеличилась в 9,2 раза.

Одним из главных факторов, влияющих на профессиональный состав кадров, являются образовательный и квалификационный уровень работников, получаемый путем различных форм обучения и в процессе практической деятельности. Это одно из самых важных звеньев, связывающих квалификационную и профессиональную структуры. Одним из важнейших показателей, отражающих уровень квалификации работников таможенных органов, является количество работников с высшим и среднеспециальным образованием в процентах к общей их численности, т.к. служащий таможенных органов имеет дело с большим количеством нормативных документов, которыми регулируется деятельность таможенной системы. Международная же практика свидетельствует о том, что в развитых странах таможенным служащим приходится иметь дело с несколькими достаточно простыми, но емкими правовыми актами, учиты­вающими положения ГАТТ - 94 и ГАТС.

Исходя из того, что таможенная система осуществляет в первую очередь экономические и правовые функции, важна численность ее работников, имеющих высшее экономическое и юридическое образование. Их удельный вес в общей численности работников системы на сегодня составил 28%. Это означает, что таможенные органы ныне укомплектованы в значительной степени специалистами с непрофильным высшим образованием.

Для таможенной службы представляют также интерес специалисты, обладающие одновременно и экономическими, и правовыми знаниями, — экономисты-правоведы, поскольку они могли бы осуществлять таможенные функции с большей эффективностью. Динамизм развития таможенной системы и задачи, стоящие перед ней, предъявляют повышенные требования к кадровому потенциалу. Как показывает практика, наибольшая творческая активность проявляется у человека в возрасте до 30 лет, имеющего стаж работы до 5 лет. В этой связи представляется важным проанализировать возрастную структуру кадров таможенной системы по категориям работающих.

Отчетные данные ФТС РФ свидетельствуют о том, что удельный вес работников в возрасте до 30 лет составляет 34,5%, 50 лет и старше - всего 5,6%, а имеющих стаж работы до 5 лет 53,7%.

Возрастной состав руководящих работников таможенных органов позволяет рассматривать их как значительный резерв качественного улучшения кадрового потенциала. Так, начальников и заместителей начальников отделов в возрасте менее 50 лет насчитывается 86,9%, а главных специалистов - 88,6%. Важно отметить, что эти категории работающих имеют специальное высшее образование - 88,2% и 81,7%. Специальное высшее образование является необходимым условием эффективной работы руководителей таможенной службы, так как специфика работы требует, чтобы служащие таможенных органов обладали глубокими знаниями в области юриспруденции, экономики, были специалистами широкого профиля, нередко принимающими самостоятельные решения по широкому кругу вопросов.

В условиях совершенствования системы управления таможенными органами целесообразным было бы создание и ведение информационного банка данных по кадрам, потенциально пригодным для таможенной службы. А на его основе возможно также создание и поддержание резерва служащих на замещение основных должностей. Концепция кадровой политики должна разрабатываться как на госу­дарственном уровне, так и на отраслевом. При этом для каждого уровня управления характерны как общие принципы, так и специфические особенности. Тем более, что ФТС РФ, с одной стороны, выполняет функции таможенного ведомства, а с другой, - функции правоохранительных органов.

Основные требования к подбору кадров можно разбить на отдельные составляющие. Так, к деловым качествам специалиста следует отнести:

- профессиональную компетентность;

-знание основ государственного устройства и особенностей функцио­нирования таможенной системы;

- владение одним или несколькими иностранными языками;

- владение основами информатики;

-системное ведение дел.

К моральным качествам следует отнести:

- служебную и политическую нейтральность и непредвзятость;

- соблюдение этических норм таможенного служащего;

- гражданскую зрелость и ответственность;

- антикоррумпированность.

Одним из основных критериев профессионализма таможенника является уровень его образования. Уровень образования с указанием специальности и опыта работы (стажа) должен быть определен номенклатурой должностей, которые подлежат замещению дипломированными специалистами. Указанная номенклатура должна разрабатываться централизованно ГТК РФ.

Другим важным критерием является здоровье. Определение состояния здоровья, индивидуальных особенностей профессиональной пригодности таможенника проводятся через систему методов и приемов медицинского обследования и психофизической диагностики.

Таможенная служба в своих программах по набору кадров должна оказывать предпочтение высокой профессиональной подготовке в области электронной обработки данных. Это связано с тем, что в современных условиях применение новейших перспективных технологий в области информатизации позволяет создать единое информационное пространство таможенных органов, что способствует созданию эффективной системы управления, введению системы контроля за грузами для наиболее полной их оценки, повышению качества и оперативности таможенного контроля. Все возрастающее число сделок между участниками внешнеэкономической деятельности и таможней будет осуществляться путем стандартных посланий по системе EDIFACT для представления в электронном виде деклараций судового груза, товарных деклараций и т.д. Это предъявляет повышенные требования к специалистам по овладению не только компьютерной техникой, но и современным программным продуктом ЮНКТАД по компьютеризации таможенных операций, что значительно сократит время на обработку информации и ее передачу.

Перечень требований к лицам, поступающим на службу в таможенные органы

Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.

Гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет:

личное заявление, документ удостоверяющий личность, трудовую книжку, документы подтверждающие профессиональное образование, медицинское заключение о состоянии здоровья, автобиографию, данные о месте рождения, местах работы (учебы) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (далее - близкие родственники).

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы подлежат проверке. При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости.

Сотрудник таможенного органа не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- состоять членом органа управления коммерческой организации.

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

- использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

- получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

- получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

- принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

- выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;

- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.

Сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Граждане при поступлении на службу в таможенные органы, а также сотрудники таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны ежегодно представлять в органы Государственной налоговой службы Российской Федерации сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания. Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.

Для выпускников образовательных учреждений Федеральной таможенной службы Российской Федерации, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается.

Расходы, связанные с прохождением гражданином, поступающим на службу в таможенные органы, врачебной комиссии учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения, возмещаются ФТС РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.012 с.)