Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебно-психисприческая оценка умственной отсталости
мственная отсталость — это сборная группа устойчивых, патологических состояний, характеризующихся врожденным или рано (до 3 лет) приобретенным общим психическим недоразвитием с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Прежний термин «олигофрения» (от греч. oligos — малый, phren — ум, рассудок), или «малоумие», в настоящее время в соответствии с МКБ-10 заменен на термин «умственная отсталость» (F70-F73). Основными признаками умственной отсталости считаются: • устойчивость или стабильность патологического состояния с интеллектуальным недоразвитием, которое характеризуется тем, что, в отличие от болезни, при данном патологическом состоянии не происходит выздоровления, а может при благоприятных условиях только наблюдаться относительная компенсация интеллектуального дефекта; • тотальность общего психического недоразвития, при котором наряду с интеллектом страдают восприятие, внимание, речь и мышление, память, эмоционально-волевая и двигательная сферы человека; • ограниченный и низкий уровень адаптивного социального функционирования. В связи с тем, что умственную отсталость первоначально стремились определять через ограниченность развития интеллекта, начиная с рубежа XIX-XX вв. в диагностике умственной отсталости стали использовать критерий психометрической оценки или показатель уровня мыслительных способностей. Были разработаны стандартизованные тесты интеллекта, например Векслеровская шкала интеллекта III (WISC-III). Эти тесты оценивают вербальные и визуально-пространственные навыки у детей, включая знание об окружающем мире, представления о сходстве и различии, математические понятия, которые, как предполагается, в своей совокупности составляют общую характеристику интеллекта. Общий интеллект стали определять через коэффициент интеллекта (IQ). По принятым правилам, оценка интеллекта (со средней величиной 100 и стандартным отклонением 15) проводится Часть П. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии исходя из стандартизованных таблиц, где указывается возраст испытуемого и число набранных им баллов. Нормативный уровень интеллекта в соответствии с психометрическим подходом укладывается в два стандартных отклонения от среднего (от 70 до 130). Соответственно, субнормальное интеллектуальное функционирование определяется IQ, равным 70 и ниже (приблизительно 2 стандартных отклонения ниже среднего). Считается, что IQ на 80 % отражает генетический фон умственных способностей, а на 20 % формируется под влиянием средовых факторов. Из средо-вых факторов наибольшее значение имеют социально-экономические факторы и связанные с их действием условия психической депривации или ограниченности социальных активирующих и развивающих стимулов.
Несмотря на свои недостатки, IQ стал основным стандартом для диагностики умственной отсталости. Сегодня количественная оценка интеллектуальной недостаточности является необходимым методом обследования умственной отсталости и входит в характеристику легкой (IQ, 50-69 баллов), умеренной (35-49 баллов), тяжелой (20-34 баллов) и глубокой степени (IQ— ниже 20 баллов) умственной отсталости. Вторая группа оценочных критериев умственной отсталости связана с характеристикой уровня социального функционирования или адаптивности поведения. Дефицит адаптивного функционирования оценивается не менее чем в двух социально значимых сферах: самообслуживание; коммуникации и социальные/межличностные навыки; функциональное умение учиться, осваивать общеобразовательные и профессиональные навыки; регулирование эмоций и саморегулирование; сфор-мированность бытовых (умение готовить, убирать дом, приводить в порядок одежду) и потребительских навыков (обращение с деньгами, умение делать покупки, учитывать расходы). Следует учитывать, что некоторые дети и подростки могут быть хорошо адаптированы к своему окружению, несмотря на то что уровень их интеллектуального развития при оценке общеобразовательных знаний и навыков может быть существенно ниже нормы. Диагностические критерии для умственной отсталости состоят из трех основных признаков: • интеллектуальное функционирование значительно ниже нормы, что определяется посредством тестирования на интеллект или клинической оценки; • нарушение адаптивного функционирования или его дефицит проявляются не менее чем в двух ведущих сферах жизнедеятельности человека;
• интеллектуальные и адаптивные способности ниже среднего уровня выявляются на ранних стадиях возрастного психического развития и должны проявиться до 18-летнего возраста. По особенностям воздействия патобиологических причинных факторов принято выделять три группы умственной отсталости. Первая группа — случаи умственной отсталости, обусловленные действием генетических, наследственных факторов, например болезнь Дауна. Вторая группа — случаи умственной отсталости, возникшие в результате воздействия на зародыш и плод различных патогенных факторов (вирусные заболевания, интоксикации — алкоголь, наркотические средства). Глава 19. Судебно-психиатрическая оценка умственной отсталости 601 Третья группа — случаи умственной отсталости, вызванные органическим поражением плода в период родов (асфиксия, родовая травма), а также травмы головного мозга, нейроинфекции, перенесенные в младенческом периоде. Следовательно, любая патология, действующая на организм, не закончивший своего формирования, может привести к общей или частичной задержке его развития. Выраженность и степень умственной отсталости зависят от времени, локализации воздействия повреждающих факторов. Степень умственной отсталости широко варьирует. В одних, более тяжелых случаях умственная отсталость как психическое недоразвитие с общим нарушением развития речи, ограниченностью умственных способностей и трудностями саморегуляции проявляется с первых лет жизни, т.е. до 3 лет. В других случаях умственная отсталость может оставаться незамеченной вплоть до завершения начальной школы. В связи с широтой колебаний интеллектуального функционирования при классификации умственной отсталости всегда стремились учитывать степень ее выраженности. МКБ-10 по традиции разделяет степени умственной отсталости на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Лица, страдающие легкой умственной отсталостью (уровень IQ oт 50-55 до 70), составляют наиболее обширную группу (до 85 % общего количества лиц с этим расстройством). У детей с легкой умственной отсталостью наблюдаются небольшие задержки в речевом, эмоциональном и умственном развитии в дошкольном возрасте. Несмотря на эти нарушения, они могут формировать игровые, коммуникативные и простые социальные навыки. При обучении могут овладеть начальными школьными навыками. При отсутствии внимания к развитию ребенка эти задержки психического развития могут оставаться незамеченными до периода обучения в средней школе, когда начинают возникать проблемы с успеваемостью и поведением. В молодом и зрелом возрасте эти пациенты обычно приобретают простые социальные и профессиональные навыки, но им может требоваться руководство или поддержка в трудных социальных ситуациях или при самостоятельных формах работы. Лица, страдающие умеренной умственной отсталостью (уровень IQ от 35-40 до 50-55), составляют около 10 % среди лиц с умственной отсталостью. Они имеют большие интеллектуальные и адаптивные нарушения, чем пациенты с легкой умственной отсталостью. Обычно умственная отсталость умеренной степени обнаруживается в дошкольном возрастном периоде. Это проявляется в различных дефектах органов чувств (зрение, слух), более выраженных расстройствах речи, в нарушениях моторного развития, поэтому общение этих детей, их способности к игровой деятельности и к усвоению простых социальных навыков, включая навыки самообслуживания, ограничены. Они могут усваивать простые навыки только при постоянной поддержке и руководстве со стороны окружающих их взрослых лиц (родители, воспитатели, социальные работники); при достаточном внимании к их развитию — отдельные социальные и простые профессиональные навыки. К зрелому возрасту большинство лиц с умеренной умственной отсталостью способны жить в обществе, выполнять неквалифицированную работу при контроле со стороны или в условиях специализированных производственных структур, обеспечивающих работой лиц с умственной отсталостью.
602 Часть П. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии Лица, имеющие тяжелую умственную отсталость (уровень IQ от 20-25 до 35-40), составляют приблизительно 3-4 % общего числа пациентов с умственной отсталостью. В большинстве случаев они проявляют общее психическое недоразвитие уже с периода раннего детства до 3 лет и всегда обнаруживают выраженную органическую причину отсталости, например генетический дефект или признаки раннего и тяжелого органического поражения головного мозга, что проявляется в различных дефектах и аномалиях развития отдельных органов и систем. Поэтому у этих детей могут быть проблемы с соматическим здоровьем, проявления психомоторной обездвиженности или расторможенности. Формирование речи характеризуется общим недоразвитием. Больные могут произносить короткие фразы, понимают несложную, обращенную к ним чужую речь. Словарный запас, при всей дефектности речи и нарушениях артикуляции, остается очень ограниченным. Кроме того, они обнаруживают элементарные дифференцированные реакции на внешние раздражители, способны ориентироваться в привычной обстановке, но не воспринимают ее изменений. Они узнают своих близких и лиц, обслуживающих их, но совершенно теряются в новой ситуации. С помощью постоянной тренировки их можно приучить к уходу за собой, выполнению несложных, простых действий, не требующих какой-либо активности и квалификации. Эмоциональные реакции их малодифференцированны, обусловлены удовлетворением или неудовлетворением актуальных низших влечений (чувство голода и насыщения, холода и тепла). Спонтанное поведение лишено целенаправленности, отдельные поведенческие акты импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствует альтернативность действий и способность прогнозировать их последствия.
Сильная зависимость от тех, кто о них заботится, значительный дефицит познавательных способностей не позволяют этим больным сформировать представление о себе как о самостоятельной личности и препятствуют разграничению представлений о себе и окружающих как самостоятельных категориях. Несмотря на то что в раннем детстве у них не развивается коммуникативная речь, к возрасту 12-15 лет в условиях специального обучения они могут освоить отдельные буквы алфавита, простой счет. Элементарные навыки ухода за собой они усваивают только при многолетнем обучении и выполняют их при постоянной поддержке. Большинству людей, функционирующих на таком тяжелом уровне умственной отсталости, требуется специальная помощь на протяжении всей жизни. Лица с глубокой умственной отсталостью (уровень IQ ниже 20-25) обнаруживают признаки выраженной задержки развития и патологических аномалий с младенческого периода. С раннего детства у них наблюдаются тяжелые соматические, неврологические дефекты и нарушения сенсомоторного функционирования. У них настолько выражены нарушения двигательной сферы, что они не могут самостоятельно передвигаться, сидят в одной и той же позе, раскачиваются из стороны в сторону, совершают однообразные движения. Такие пациенты не способны к обучению, они не могут усвоить навыки опрятности, их невозможно приучить к самообслуживанию. В их состоянии преобладает пассивно-равнодушное настроение, которое иногда сменяется кратковременными вспышками ярости, хаотического возбуждения, обусловленного, как правило, чувством голода или состоянием Глава 19. Судебно-психиатрическая оценка умственной отсталости 603 дискомфорта. Для обучения этих пациентов навыкам приема пищи, пользования туалетом, одевания требуется интенсивная тренировка и постоянная помощь. В течение всей жизни они нуждаются в постоянной поддержке и вынуждены проживать в условиях специализированных учреждений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.007 с.) |