Работа М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»



Макс Вебер изучал мировые религии и их влияние на ход истории. Работа «Протестанская этика и дух капитализма» была опубликована в 1905 г.

В данном труде проводит большое социологическое исследование, имеющее своей целью показать особенности присущие протестантскому направлению мировоззрения, в общем, и касательно предпринимательства и капитализма в частности. Так он сравнительно анализирует взаимосвязь между приверженностью к той или иной христианской конфессии и успехом в коммерции.

По мнению Вебера, над миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки.

«Большая "отчужденность от мира", свойственная католицизму, аскетические черты его высших идеалов должны были воспитать в его приверженцах известное равнодушие к земным благам. Эта аргументация действительно лежит в основе распространенной в наши дни сравнительной оценки обоих вероисповеданий. Протестанты, используя эту схему, подвергают критике аскетические идеалы жизненного уклада католиков, католики же в свою очередь упрекают протестантов в "материализме", к которому привела их секуляризация всего содержания жизни».

Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к выводу, что духовные источники капитализма лежат в протестантской вере, и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и духом капитализма.

Один современный писатель сформулировал противоположность обоих вероисповеданий так: "Католик... предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом,…протестант склонен хорошо есть, а католик предпочитает спокойно спать". Однако такого рода аргументация оказывается несостоятельной в тех случаях, когда отдельные люди и группы людей сочетают виртуозность в сфере капиталистических деловых отношений с самой интенсивной формой набожности; подобные случаи отнюдь не единичны, более того, их можно считать характерными для тех протестантских церквей и сект, которые имели наибольшее историческое значение.

Вебер выделяет следующие формы капитализма: 1) политический, 2) авантюрный, 3) экономический. Основная форма – экономический капитализм. Он ориентирован на постоянное развитие производительных сил, здесь важен не столько результат, сколько процесс, даже при ограничении собственного потребления. «Можно считать характерным, что среди прозелитов французских гугенотских церквей, преобладали монахи и представители торгово-промышленных кругов (купцы, ремесленники), причем это положение сохранилось и в период преследований гугенотов. Уже испанцам было известно, что "ересь" (то есть нидерландский кальвинизм) способствует развитию "торгового духа"».

Важно также отметить, что для М. Вебера было наиболее ценно в человеческих и деловых отношениях понимание долга, ответственности. В деловом мире очень важно понимание этики ответственности. Реальная политика капитализма всегда целенаправленна. М. Вебер считает, что подлинные стремления людей можно выяснить только в ходе дискуссии.

«...во франклиновском подходе содержится гамма ощущений, которая тесно соприкасается с определенными религиозными представлениями. Ибо на вопрос, почему же из людей следует "делать деньги", Бенджамин Франклин действует без какой-либо конфессиональной направленности в своей автобиографии отвечает библейским изречением, которое он в молодости постоянно слышал от своего отца, строго кальвиниста: " Видел ли ты человека, проворного в своем деле? Он будет стоять над царями". Приобретение денег при условии, что оно достигается законным путем, является при современном хозяйственном строе результатом и выражением деловитости человека, следующего своему призванию, а эта деловитость, как легко заметить, составляет альфу и омегу морали Франклина»

И далее он пишет: «Современный капиталистический хозяйственный строй это чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются, во всяком случае, для него как отдельного индивида, раз навсегда данными и неизменными». Социальная теория М. Вебера исходит из индивида, из его субъективной осмысленности своих действий. Работа «Протестанская этика и дух капитализма» показывает глубину мысли М. Вебера. Он вырабатывает связь между религиозным убеждением и духом капитализма. И делает вывод, что религия содействовала утверждению рационализма.

 

28.Религия и генезис западного капитализма (в свете теоретических установок К.Маркса и М.Вебера).

Наивысшей стадией развития современного общества Вебер считал капитализм, как рациональность в наиболее конкретизированном виде. Основные факторы ГК: не материальные, а духовные явления, из которых главное - протестантская религия, проповедующая неустанный труд, аскетическое поведение, благоразумие. «Аскеза действия находит свое выражение в миру, преобразуя его рационально, с помощью какой-либо профессии». Аскетический протестантизм создал религиозные мотивы именно в сфере мирской профессии, так как ищет религиозного спасения в рационализированном осуществлении своего призвания. Все это в совокупности ведет к накоплению капитала, развитию торговли и предпринимательской деятельности, основанной на доверии и честности. Наиболее полное развитие этот тезис получил в работе Вебера «Прот.этика и дух кап-зма», где автор ставит проблему происхождения западной цивилизации и современного капитализма как одной из ее сторон. Современный западный капитализм характеризуется специфическими чертами, отличающими его от капитализма, который существовал во все времена и во всех странах и ничего общего не имел с той специфической организацией труда и рациональной системой учета, которые возникли на Западе. «Социальная этика капиталистической культуры это представление о профессиональном долге, понимаемая как призвание, как личный призыв Бога». Происхождение ГК связано не только с рядом объективных и отчасти технических перемен, но и с новым направлением творческой инициативы, личной энергии. М. Веберу пришлось полемизировать с такими "авторитетами", как К. Маркс и В. Зомбарт, которые приписывали главную роль в возникновении капитализма (с разными знаками) еврейству, на что М. Вебер резонно отвечал: «Еврейство находилось в сфере политически или спекулятивно ориентированного "авантюристического" капитализма, который у европейцев вызывал отвращение». Маркс не только категорически отрицал конструктивную роль накопительских нравственных установок, но пришел к заключению, что попытка выводить производственный прогресс непосредственно из развития товарного обращения противоречит историческим фактам.В ходе работы над «Капиталом» Маркс убедился, что и чисто логически из простого товарного производства новый строй экономических отношений никак не выводится. Оказалось, что сам по себе рынок не тождественен капитализму - истина, которую по сей день никак не могут усвоить многие наши экономисты. Дело в том, что для организации массового производства, основанного на наемном труде, надобно принципиально новое «бытие»: требуется, чтобы на рынке вдруг появилось массовое, избыточное предложение товара особого рода -свободной рабочей силы. А откуда такой необычный товар мог взяться в традиционных обществах, где основную массу населения составляют крестьяне, связанные общинными отношениями и органично сращенные со средствами своего производства — землей, что практически исключает для них как надобность, так и возможность торговать собой. Пока живо крестьянство (крепостное или свободное) и пока оно составляет большинство населения данной страны, никакие, даже очень крупные деньги в руках разных резвых стяжателей не ведут к существенным изменениям в традиционном народном хозяйстве. Скопленный капитал остается мертвым сокровищем - его невозможно использовать для глубокой крупномасштабной реорганизации производства, ибо на рынке нет массового предложения свободных рабочих рук, подгоняемых к найму подтянутым животом. Глубокое осознание этого обстоятельства - самый важный вклад Маркса в теорию становления капитализма. В отличие от классиков он пришел к заключению: капитализм начинался вовсе не с добродетельного накопления, а с беспощадной аграрной революции. Чтобы наемный труд стал фундаментом производства, власть имущим нужно было начать истребительную войну с большинством своего народа - силой отнять у крестьян землю, выгнать их вон нагишом, так что деваться им было бы некуда кроме фабричной казармы. Никакими законами эволюции рынка такого крутого массового злодейства, как чистка земель в Англии, объяснить было нельзя - Маркс понимал это; поэтому в своем «Капитале», прервав логику чисто экономического умозрительного анализа товарных отношений, он приступил к описанию сути того, что действительно было. «Мы оставляем здесь в стороне чисто экономические пружины аграрной революции, - заявляет он вдруг. - Нас интересуют ее насильственные рычаги». Маркс весьма красочно обрисовал механизм генезиса капитализма как катаклизм, суть которого - чудовищное насилие.

 

29. Мистицизм – созерцание и опустошение. Мистик – не всякий! Задача: полное слияние с Божественным абсолютом. Полное погружение в сакральную реальность. Прекратить профанную деятельность. Человек должен стать сосудом, который наполняется Божеством. Уничтожить в себе индивидуальное. Это и будет Спасение. Созерцательный путь (даосизм, шаманизм, пятидесятники, исихасты, в Индии путь знания йога, католические мистики)

Аскетизм – контролировать свои естественные потребности. Усердие, Постоянство, последовательность. (конфуцианство – служение традиции, принятие мира; кальвигизм – мирская аскеза, преобразование мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.007 с.)