Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
v стремление сохранить лучшие качества умершего в мире живых (частичный каннибализм, поминания), ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 V стремление оберечь себя от гнева духа умершего (влияние представлений о вредоносной магии). Параллельно с развитием погребальных обрядов появляются представления о духе умершего, которые постепенно смешиваются с понятиями о душе человека. Развитие представлений о духах умерших находилось под сильнейшим влиянием мотивов социального характера. Погребальная практика и отношение к умершим определяются в очень сильной степени их социальным положением при жизни, что отражает в себе элементы общественной дифференцации, как уже было сказано выше. Постепенно погребальный культ частично сплетается с культом вождей и царей. В этих случаях неумеренное развитие получает обычай погребального жертвоприношения: в могилу к умершим правителям клали не только множество оружия, украшений, запасов пищи, но и тела его рабов и жён (погребение африканских вождей в Дагомее, Бенине, Ашанти, фараонов Древнего Египта). Впрочем, обычай класть вещи покойника вместе с ним в могилу, по мнению, автора данного труда происходит из табу древнего человека о том, что вещи принадлежат покойнику и трогать их нельзя (однако каким образом эта неосознанная потребность перерождается в убеждение в том, что покойнику эти вещи могут пригодиться, Токарев не уточняет). На почве погребального культа развилось, собственно, представление о загробной жизни и потустороннем мире умерших. У многих народов распространена вера в перевоплощение человека - превращение его в какое-либо животное, реже растение (некоторые племена Африки, Австралии, Океании), возрождение в новом человеческом теле (эскимосы, алгонские племена). Эта идея переселения душ вошла впоследствии в некоторые сложные религиозно-философские системы, например, в Индии она составляет один из основных догматов брахманизма - индуизма и легла в основу буддийского учения, она сохранилась и в некоторых мусульманских сектах (исмаилиты), была усвоена в античном мире пифагорейцами, манихеями. Представление же о загробном мире, как окончательном пристанище душ, значительно более распространено. Наиболее отсталые народы помещают его в одну из сторон света, другие представляют его под водой, на небесах, но наиболее распространено представление о подземном мире душ. Часто присутствуют представления о различности судеб умерших в зависимости от их материального состояния, происхождения или социального положения, то есть потусторонний мир является продолжением земного, а значит, социальные связи в нём сохраняются. Рассмотрим теперь идею о «живом мертвеце», то есть о человеке, который до загробного мира по каким-либо причинам не дошел. Эта идея есть, по существу, не что иное, как персонификация смутного чувства страха, порождающего суеверные представления о покойнике. Именно этот страх и эти суеверные представления и побуждали людей прибегать к таким, так сказать форс-мажорным, средствам обезвреживания покойника, как связывание его, переламывание его костей и т. п. Но откуда взялся сам этот страх? «Страх перед умершим — не врожденное чувство человека, следовательно, он сложился исторически» - считает Токарев. Затем он приводит два на то условия: 1. безотчетное чувство отчужденности мертвеца от живых, которое в значительное мере порождено традицией удалять его; Социальная опосредованность страха перед умершим: покойника боялись не потому что он покойник, а потому что его боялись при жизни. КУЛЬТ ИНИЦИАЦИИ Рассмотренные до сих пор древнейшие формы религии были порождены бессилием первобытного человека, связанностью его деятельности и мышления узкими рамками первобытнообщинного строя. В них фантастически отразились различные стороны этих общественных отношений: кровнородственные, раннеродовые связи (тотемизм); взаимоотношения полов (эротический культ), бессилие перед болезнями (знахарство); смерть сочлена родовой общины, угрожающая ее целости и благополучию (погребальный культ); межродовая и межплеменная рознь (ведовство). Но в этих древних формах религиозно-магических обрядов и представлений не отражались или слабо отражались более широкие формы общественных связей — общеплеменные формы жизни. Под термином «инициация» принято понимать комплекс верований и обрядов, который связан с возрастно-половыми посвятительными обрядами. В них проявляется, прежде всего, стихийное стремление племени к сохранению и воспроизводству сложившегося социального строя, к поддержанию установившихся форм возрастно-полового разделения труда. Наиболее общими чертами раннеплеменного культа являются обязательность прохождения установленных обрядов для всех членов племени в определенном возрасте и разделение обрядов посвящения юношей от обрядов посвящения девушек. Система возрастных посвящений породила специфические, адекватные ей мифологические образы. Таковыми являются, например, образы покровителя посвятительных обрядов и хранителя их традиций, иногда они сливаются в один. Для возникновения этого образа мог послужить разный материал: и образы духов-предков, и родовой тотем, и олицетворения небесных явлений, но все эти черты сами по себе отходят на второй план, становятся второстепенными. Главная же функция данного религиозно-мифологического образа - это олицетворение и покровительство ритуалам посвящения, а также сокрытие сути ритуала от непосвящённых. Специфические черты в обрядах посвящения появляются в основном за счёт того, что разные племена связывают эти обряды с образами совершенно различных покровителей. Так, у калифорнийских племён покровителями чаще всего являются тотемические божества, у пигмеев центральной африки - дух леса Торе, у огнеземельцев - небесный дух. Отдалённым пережитком обрядов посвящения являются узаконенные некоторыми классовыми религиями обычаи и обряды, приуроченные к достижению совершеннолетия и зачастую связанные с религией. Так, в Древней Индии по законам Ману каждый член одной из трёх высших каст должен был пройти в определённый момент жизни ритуал посвящения, состоявший в возложении священного шнура и пояса; для брахманов этот обряд совершался на восьмом году жизни (считая от зачатия), для кштариев - на одиннадцатом, для вайшья - на двенадцатом; те, кто в эти сроки не проходил посвящения, считались внекастовыми и подвергались презрению. Аналогичное значение имеет также католический и протестанский обряды первого причастия или церковная конфирмация (у католиков - таинство миропомазания, совершающееся над детьми (7-12 лет); у протестантов - обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14-16 лет) юношей и девушек, достигших совершеннолетия. ПРОМЫСЛОВЫЙ КУЛЬТ Промысловый культ - совокупность любых обрядов, направленных на достижение магическим путём успеха охотничьего, рыбного или иного промысла. Приёмы охотничьей (или рыболовческой) магии, хотя и очень разнообразные, могут быть сведены к нескольким основным группам: ü колдование над промысловым инвентарём; ü охотничьи пляски - подражания животным и различные магические запреты и прочие меры предосторожности на промысле. В основе этих обычаев и связанных с ними верований лежит охотничья практика: приёмы маскировки - имитация охотником животного для незаметного приближения к нему. Религиозно-магические представления зарождаются из элементарных, естественных действий человека, необходимых для выживания. Одной из форм разложения первобытной общины была патриархально-родовая организация. Развитие этого строя порождает такие разновидности промыслового культа, в которых он сохраняет значительную близость к своему первообразу - тотемизму, т.е. также является родовым культом. Индивидуализация же промыслового культа - вполне закономерное отражение индивидуализации промыслового хозяйства. Он обособляется в отдельную форму религии в связи с распадом тех общественных образований, которые были основой тотемической системы верований. Из-за различных форм разложения первобытной общины промысловый культ принимает то родовые, то семейные, то индивидуальные формы, сплетаясь в отдельных случаях с иными формами религии, например, шаманизмом. На почве промыслового культа зарождаются и соответствующие ему анимистические образы. Образы духов-хозяев могут рассматриваться как крайнее выражение олицетворения материальной природы. Это духи леса, реки, моря, посылающие охотнику дичь, это хозяева тех видов животных, которых промышляет охотник. Многие обряды связаны с идеей воскресения животных: над убитым зверем совершаются магические действия с целью оживить его или, точнее, возродить в лице других особей того же вида, задобрить «хозяев». У всех народов, где сохраняется промысловая охота, особенно где она имеет существенное значение для хозяйства людей, встречается промысловый культ и вера в покровителей охоты, которым молятся и отдают часть добычи. Мифологические образы божеств-покровителей охоты сохраняются и в религиях классовых обществ. Черты такого характера влились в образ греческой богини Артемиды, римской Дианы. В христианстве подобные образы получили очень слабое отражение, потому что христианство зародилось и распространилось преимущественно среди земледельческих народов; однако, например, у северорусских поморов с их выраженным промысловым направлением хозяйства развился культ св. Николая Чудотворца как покровителя морских промыслов.
[1] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.18 [2] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.19 [3] Там же. [4] Там же. [5] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.48 [6] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.83 [7] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.99 [8] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.83 [9] Там же. [10] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.122
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.004 с.) |