Соотношение понятий групповая терапия, групповая психокоррекция, групповой тренинг, Т-группа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий групповая терапия, групповая психокоррекция, групповой тренинг, Т-группа.



Групповая терапия – это современная форма психотерапии, основанная на идеях психоанализа, социальной психологии, ТА (транзактного анализа) и других.

Групповая терапия - это психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности. Групповая динамика - это совокупность событий и межличностных взаимодействий в группе.

Понимание себя и других людей;

Повышение адаптации в социуме;

Повышение уверенности в себе и самоуважения;

Преодоление трудностей в общении;

Обретение нового опыта в разрешении конфликтов;

Повышение чувства удовлетворенности жизнью;

Обретение чувства принадлежности, преодоление одиночества…

В терапевтической группе психотерапевтические методы могут применяться для улучшения самопонимания и самопознания, уточнения своих жизненных целей, направления и способа желаемых изменений.

Психотерапевтическая работа в группе помогает увидеть и усовершенствовать привычные модели взаимотношений в социуме, микромоделью которого и является терапевтическая группа.

Терапевтическая группа также является безопасным экспериментальным психологическим пространством, в котором можно пробовать новые способы взаимодействия с людьми и получать на них обратную связь от других участников, тем самым помогая себе выработать наиболее эффективные модели поведения.

Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог.

Психокоррекционная группа - это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие «здесь и теперь», при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Среди коррекционных групп выделяют группы для решения проблем, для обучения межличностным взаимоотношениям, роста (самосовершенствования).

Психокоррекционные группы могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на ее членах (группы встреч).

Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т.д.), а также формой и содержанием предполагаемой психокоррекционной работы.

Противопоказанием для групповой психокоррекционной работы является низкий интеллект клиента.

Наряду с другими методами, групповая психокоррекция применяется в рамках различных теоретических ориентации, определяющих в каждом конкретном случае конкретные цели и задачи; содержательную сторону и интенсивность процессов; тактику психолога; основные психологические мишени; выбор методических приемов.

Объектами коррекционной работы становятся люди либо социально дезорганизованные, либо утратившие связь с какой-либо социальной средой (семья, общественные отношения). Психотерапевт в данном случае пытается найти утраченные связи, вернуть человека в социум, из которого он выпал.

Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику в группе внимания достается меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, объясняющих развитие и успех групповой терапии. Жизнь – это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений человек испытывает потребность в эмоциональном принятии и контакте с другими людьми. Таким образом, опыт, приобретенный в специально организованных группах, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир с реальными переживаниями и взаимодействиями. Такие факторы, как незрелая жизненная позиция, нарушенные партнерские отношения, конфликтные ситуации на работе и дома, социальное влияние и конформизм, повседневно существующие в социуме и в семье, становятся очевидными в психокоррекционной группе и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения. В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир.

Потенциальное преимущество условий группы – это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия происходит понимание ценностей и потребностей других людей, формируется система собственных ценностно-мотивационных установок. В группе участник чувствует себя принятым и получающим помощь. Реакции участников на происходящие в группе события и эмоциональные переживания могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям и навыкам, конструктивным моделям поведения, формировать и корректировать свои партнерские отношения, научиться бесконфликтным способам общения. Возникает определенное ощущение комфортности, когда находишься и взаимодействуешь с равными партнерами, а не только с терапевтом.

Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку участником группы своих установок и поведения, формирует позитивные «Я-концепции».

Группа может также облегчить процесс самоисследования и самопознания, что формирует адекватную самооценку и чувство уверенности в себе. Свою эффективность групповые формы работы доказали при коррекции личности пациентов в период жизненных кризисов.

Наркомания и алкоголизм во многих случаях, могут быть формами духовного кризиса – несформированностью ценностных ориентаций и жизненных позиций, бегством от действительности, поиском свободы в измененном состоянии сознания. Зависимость отличается от других форм духовного кризиса тем, что духовное измерение здесь часто скрыто за разрушительной природой этого расстройства. В процессе развития химической зависимости страдают все уровни жизнедеятельности человека: физический, психологический, социальный.

Т-группа— малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения развитие самопознания. Возникновение Т-группы относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи — проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин — тренинг чувствительности). Т-группы относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения — то есть обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения. Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.

Цели работы Т-групп – самопознание участников, увеличение чувствительности к состоянию партнеров по общению и развитие других навыков, необходимых для продуктивного общения. Могут решаться и более конкретные задачи, связанные с развитием социальных умений. Так, первые Т-группы, возглавляемые в США самим К. Левиным, были направлены на подготовку лидеров, способных эффективно справляться с межгрупповыми конфликтами на расовой почве. Термин «социально-психологический тренинг» чаще всего применяется именно к таким группам. Для них характерна относительно высокая технологичность работы (хотя это и не должно препятствовать спонтанности), активная позиция ведущего, наличие у него более или менее четкого плана занятий.

Другое распространенное направление групповой тренинговой работы и немедицинской психотерапии – это группы встреч, сформировавшиеся в рамках гуманистической психологии К. Роджерса. По сравнению с Т-группами они в большей степени ориентированы на внутренние изменения личности, ведущие к ее росту и более полной реализации потенциалов. Для ведущего таких групп самое важное – уметь создать атмосферу доверия, быть искренним в выражении чувств и следовать принципу «здесь и сейчас». Он занимает в данном случае недирективную позицию. В наиболее радикальном варианте ведущий в начале работы вообще ограничивается одной-двумя общими фразами насчет ответственности участников за происходящее, после чего предоставляет группу самой себе и лишь гораздо позже подключается к ее работе на правах рядового участника.

В противовес Т-группам в группах встреч содержание занятий определяется не столько заранее составленным планом, сколько тем материалом, который предоставляют сами участники. В США подобные занятия были очень популярны в 1960-1970-е гг., однако к настоящему моменту интерес к ним резко снизился, «движение групп встреч иссякло». При работе с подростками более продуктивно следование принципам Т-групп, поскольку подростки эффективней взаимодействуют в структурированных ситуациях общения.

Тренинги могут базироваться и на других психологических направлениях, таких как бихевиоризм (поведенческая психология), гештальт-подход, психодрама, транзактный анализ, телесно – ориентированный подход, нейролингвистическое программирование. Широко используется арт-терапия, представляющая собой не столько самостоятельное направление психологии, сколько систему техник психологического воздействия, объединенных по признаку использования средств визуальной и пластической экспрессии. Зачастую тренинги эклектичны, т. е. сочетают в себе технологии, свойственные разным подходам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.008 с.)