Рациональности соответствуют такие понятия, как конкурентные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рациональности соответствуют такие понятия, как конкурентные



Преимущества, стратегия формирования конкурентных преимуществ

[12], потенциал конкурентоспособности. Симптоматично, что этот

Потенциал уже не отождествляется с объемом прибыли. Рентабельность,

Прибыльность по-прежнему фигурируют в ряду важнейших

Характеристик бизнеса. Однако теперь они рассматриваются скорее

Как офаничения успешного бизнеса, чем как его самоцель. Повышение

Значимости человеческого капитала привело к восприятию

Зарплаты не просто в роли элемента себестоимости, но и в качестве

Инвестиций в этот капитал. Соответственно, происходит определенное

Смещение внимания от показателя прибыли к показателю добавленной

Стоимости (условно чистой продукции). На потенциале

развития сфокусировано внимание концепции потенциирования [6].

Она исходит из того, что лидерство в текущей прибыльности — не

Гарантия устойчивого процветания фирмы. Для оценки потенциала

Развития фирмы много значат такие структурные характеристики,

Как доля ежегодно обновляемой продукции, возрастная структура

Оборудования, доля расходов на НИОКР и т.д.

Максимизирующее

(прибыль) поведение

>

ю ^: ^

Ограниченно рациональное

Поведение

Подчиняющееся стратегии

Поведение

Рис. 13. Эволюция трактовки экономической рациональности

Отклонение от максимизирующего прибыль поведения характерно

Для финансово-промышленных фупп. Как показывает практика

[35], фирмы с четкой групповой принадлежностью в среднем

уступают в прибыльности самостоятельным фирмам. Участники

ФПГ демонстрируют более высокую жизнеспособность, чем самостоятельные

компании [27], приспособленность к решению стратегических

задач (см. рис. 14).

Хотя конкретных причин для квазиинтефации обычно несколько

И они могут меняться от случая к случаю, обеспечение долгосрочной

Жизнеспособности партнеров по группе выступает в ка-

Экстраполя-

Ционный подход

>

Расширение многообразия

Рыночных

Структур для последующей

Рыночной

Селекции

^

Упреждающее воздействие

На структуру рынков

(упреждающее формирование

Конкурентных

преимуществ)

Рис. 14. Эволюция принципов учета экономической перспективы

Честве той основополагающей роли ФПГ, которая синтезирует различные

Функции квазиинтеграции. Банкротство компаний, ассоциируемых

С репутацией главного банка ФПГ, редко встречается

В японской практике.

Ради надежности существования приходится отказываться от

Некоторых краткосрочных выгод независимой деятельности. Готовность

Фирмы действовать внутри группы обратно пропорциональна

Ее склонности к риску. Распределение риска среди участников

ФПГ является одной из ведущих функций фуппирования предприятий.

Интеграция в ФПГ рассматривается как неявная схема

Страхования, в которой предприятия выступают одновременно и

страхователями, и страхующимися [35].

Фирма, платящая поставщику повыщенную цену, спасая его от

Банкротства, верит, что он поступит так же, если со временем возникнет

В этом необходимость. Ряд лет японские потребители стали

Могли приобрести некоторые ее виды у корейских или бразильских

Производителей по более низким ценам, но продолжали закупки у

Японских фирм. Распределение потерь в тяжелые времена и достижений

Б хорошие, признание важности роли каждого партнера, отказ

От извлечения односторонних выгод из позиционного неравенства —

Такие принципы выделяют в качестве основы межкорпоративных

отношений в Японии [30, 31]. При этом высказывается мнение, что

Издержки модели распределения риска перекрываются ее долгосрочными

Преимуществами, обеспечивающими адаптивность японской

Экономики к структурным сдвигам в индустриальной эволюции.

Стремление участников ФПГ к долговременной надежности своего

Существования — основа их сотрудничества с государственными

Инстанциями в выработке и реализации национальной стратегии

Экономического развития.

На распределение усилий ФПГ между решением краткосрочных,

Среднесрочных и перспективных задач влияет ряд факторов,

Среди которых — степень предсказуемости будущего и возможности

Оказать влияние на него. При моноотраслевой ФПГ многое зависит

От стадии жизненного цикла соответствующей отрасли (подотрасли).

Если ФПГ ограничивается технологической цепочкой в

Рамках заходящей отрасли, для постановки перспективных задач

В рамках такой отрасли мало оснований. Другое дело, если ФПГ

Диверсифицирована с охватом восходящей отрасли либо'располагает

Ресурсным потенциалом для преодоления барьеров вхождения

В эту отрасль. Хотя такого рода диверсификация ФПГ может

Снижать предсказуемость будущего, она расширяет возможности

Влияния на него. Тем самым подводится основание под постановку

Долгосрочных задач. Объединение моноотраслевых ФПГ в межотраслевые

Группы способствует усилению стратегической направленности

Действий группирующихся предприятий.

Расширение временного горизонта целей снижает достоверность

Их финансовых характеристик. В роли таких целей предстают долгосрочные

Приоритеты. Они отражают трансформацию философии

ФПГ, стоящих перед нею проблем в замыслы укрепления позиций

Или завоевания плацдармов на рынках товаров и услуг с высокой

Долей добавленной стоимости. Предусматриваемые кратко-

и среднесрочными планами группы изменения ее присутствия на

Уже освоенных рынках предстают как средство реализации этих замыслов,

Повышения конкурентоспособности ФПГ через использование

(а когда и усиление) имеющихся и формирование новых

Сравнительных преимуществ.

Забота об имеющихся преимуществах — статический аспект

Эффективности ФПГ. Однако такая забота во многом обесценивается,

Если не служит созданию новых преимуществ. Этим можно

Объяснить сдержанное отношение в Японии к денежным характеристикам

при оценке отдачи от стратегических решений [8, с. 317].

Долговременная эффективность ФПГ определяется не только умением

Обеспечить высокие объемы реализации и прибыли, но и способностью

Использовать эти ресурсы как трамплин для новых достижений

(динамическая эффективность ФПГ). Если такая способность

В некоторый период не развивается, есть повод усомниться

В успешности деятельности фуппы за этот период. Структура и

Стратегия ФПГ призваны обеспечивать как расширение инвестиционных

Возможностей группы, так и повышение качества использования

Этих возможностей.

Логика анализа экономической интефации с позиций трансак-

Ционных издержек во многом соответствует подходу «от достигнутого

». Интефация рассматривается как способ снижения издержек

по сравнению с достижением того же результата при самостоятельном

Функционировании экономических субъектов. Более универсальной

Представляется оценка фуппирования предприятий с позиций

Упущенного эффекта. Ситуации, когда разобщенность эко-

Комических субъектов переводит ряд результатов в разряд недостижимых,

Возникают как на товарном, так и на фондовом рынках.

Так, если каждый из акционеров уповает на то, что кто-то другой

Из них возьмет на себя агентские расходы по контролю за менеджментом,

А остальные воспользуются благами такого контроля как

«безбилетники», эти блага оказываются недостижимыми.

Высокий уровень налогообложения добавленной стоимости, давление

На рублевую денежную массу в рамках мер макроэкономической

Стабилизации подталкивают российские компании к ин-

Тефации по типу холдингов и единых корпораций. Однако при выборе

Структуры ФПГ недостаточно руководствоваться

Соображениями сокращения налоговой ответственности и экономии

Оборотных средств. Сколь ни существенны эти выгоды, их наращивание

Подлежит критической оценке с позиций динамической

Эффективности, с точки зрения эффекта, теряемого из-за ослабления

Хозяйственны?(мотиваций. Имеются в виду мотивации

руководителей, чья самостоятельность уменьшается.

Расширение спектра ориентиров эффективной экономической



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.03 с.)