Справедливость приговора - базовая социальная ценность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Справедливость приговора - базовая социальная ценность



 

Н.А. Колоколов

 

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции). Данному конституционному принципу соответствует уголовно-правовой принцип справедливости приговора, являющейся общепризнанной правовой ценностью*(1195).

С сожалением приходится констатировать, что человечество за тысячелетия своего существования не разобралось в сущности такого явления, как преступление. Еще меньше общество продвинулось в исследовании проблем назначения наказания. Пока ясно одно, что наказание следует за преступлением, однако цели его назначения весьма расплывчаты. В противостоянии с преступностью следует возлагать надежды не на некое мифическое совершенство уголовного закона, оперативное следствие, скорый суд и эффективный пенитенциарный аппарат, а на реальные достижения в тех сферах управления, которые способствуют нравственному и экономическому развитию общества. Все это - общеизвестные истины, общество же по-прежнему ждет от суда справедливого приговора. В чем же суть этого трудноуловимого качества судебного решения?

Справедливость присуща многим сферам жизни. Воплощаясь в праве и правосудии, она становится жизненной правдой, без которой человек не может обрести почву для уверенного существования и социального творчества. Ученые давно сошлись во мнении, что справедливость - категория общая как для морали, так и права. Г.В. Мальцев отмечает, что нет и не может быть никакой отдельной юридической справедливости, политической или какой-либо иной справедливости, есть только нравственная ценность справедливости, воздействующая через нравственное сознание на различные сферы социальной регуляции, привносящая в них определенную тональность и элементы гармонии*(1196).

Уже в одном слове правда, - писал В.С. Соловьев (1853-1900), выражается единство юридического и нравственного начала: "Ибо что такое право, как не выражение правды. К правде или справедливости, т.е. к тому, что должно и правильно в смысле этическом, сводятся и все добродетели. Дело не в случайной одинаковости терминов, а в однородности и внутренней связи этих самих понятий"*(1197).

Мысль о том, что справедливость как нечто этически правильное пропускает через себя все моральные добродетели, отмечал еще Аристотель (384-322 до н.э.). По его мнению, справедливость - совершенная добродетель, которая сокращает до минимума дистанцию между моралью и правом. Ему вторит и нас современник Г.В. Мальцев, подчеркивая, что правовые нормы, признаваемые в качестве справедливых, не могут и не должны отрицать какие-либо нравственные ценности, становиться на пути осуществления моральных идеалов, противодействовать общественным силам, стремящимся к духовному совершенствованию*(1198).

Одновременно с этим Г.М. Мальцев отмечает, что уважение юристов ко всем нравственным ценностям общества не ведет к одинаковому отношению к ним со стороны права, некоторые нравственные ценности всегда оказываются ближе к праву, чем другие. Это зависит от условий правового регулирования, от практических задач правотворчества и реализации правовых норм в том или ином обществе*(1199).

Председателя Арбитражного суда Свердловской области И.В. Решетникову спросили: для Вас закон и справедливость - разные вещи? На что уважаемый председатель, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ ответила: "Мое поколение юристов воспитывалось на тезисе: "Законно значит справедливо". Грань между законностью и справедливостью тонкая. Юридическое лицо, не заключив договор в письменной форме, выполнило свою часть обязательств. Противоположная сторона отказывается производить оплату. Закон устанавливает недопустимость свидетельских показаний при нарушении формы договора. Следовательно, юридические упущения порождают проигрыш дела. Наверное, сторона полагает, что это несправедливо. Но с точки зрения закона - справедливо. Берясь за предпринимательскую деятельность, ты несешь риск, незнание закона может привести к проигрышу в суде. Поэтому у участников судебных тяжб понятия законности и справедливости могут расходиться. Страшно, когда из-за юридических ошибок страдают интересы ни в чем не повинных людей. В этих случаях жаль людей, но закон суров"*(1200).

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что законное (соответствующее "писаной" норме) далеко не всегда в судебной практике тождественно норме нравственной. В чем же причина этого противоречия? Она кроется в природе справедливости.

Природа справедливости во всех случаях одна. Она, в первую очередь, психологическая, так как в ее основе находится деятельность центральной нервной системы человека. Во вторую очередь, она - социальная. В ее основе - практическое сознание. Привычные, давно воспринимаемые человечеством, как данное свыше, повседневные действия. Осуществляя их, люди не задумываются о значимости содеянного, его алгоритме. Интуитивно проводя границу между справедливым и несправедливым, они действуют в таких случаях "механически", "автоматически". Иными словами, мы живем прошлым, априорным знанием, в том числе и накопленными обществом за тысячелетия его развития представлениями о справедливости.

В социальной природе справедливости обнаруживается и некая разумная составляющая, изначально свойственная социальным образованиям - дискурсивное сознание (поведенческая цепочка, в основе которой лежат рассуждения и умозаключения авторов), степень сложности которого и предопределяет уровень оценки "справедливо - несправедливо".

Об объективном характере справедливости как особом коммуникативном средстве свидетельствует ее автономное появление у разных народов, в разные времена. Понятие "справедливость" существует на Земле во множестве языков и всегда имеет тождественное значение.

Совершенно очевидно, что справедливость - это объективно существующее явление, которое к каждому из нас дается в чувственном опыте уже с рождения. Очевидно и другое: доступный нашему чувственному восприятию образ справедливости не раскрывает в полной мере присущего ей содержания. Справедливость - это то, что в рамках текущего научного дискурса принято определять как феномен.

Из этого следует, что применительно к справедливости как к объекту исследования ее образ, если он основан исключительно на чувствах, в человеческом сознании всегда априори будет несовершенен, неполон, неглубок, точнее это будет даже не чувственный образ вообще, а некое субъективно-релятивное подобие образа. И в этом нет ничего удивительного, так как объекты исследования, являющиеся по набору свойственных им качеств феноменами, уже только в силу присущих им имманентных свойств в полном объеме раскрываются исключительно лишь в ходе некоторого особого познания.

Следовательно, справедливость в нашем сознании всегда будет не образом, полученным в результате простого чувственного восприятия действительности, а так называемым сугубо ментальным образом. То есть образом, не только и не столько полученным в ходе непосредственного восприятия чувственного объекта, а образом, в значительной степени "дорисованным", "доработанным" в ходе нашей следующей за чувственным восприятием мыслительной деятельности. Более того, посещающие наше сознание ментальные образы справедливости могут существенно отличаться друг от друга уже потому, что данное нам в ощущении ее чувственное восприятие в каждом конкретном случае будет "дорисовываться" в зависимости от текущей потребности.

Важен вопрос: насколько соответствует оригиналу ментальный образ справедливости? Ответ на него предельно прост: настолько, насколько были совершенны методы познания социально-правового явления, выработанные цивилизацией за годы ее развития. В своих рассуждениях о справедливости судьи обязаны опираться на самые передовые открытия в данной области человеческого познания.

Так познаваемо ли такое социально-правовое явление, как "справедливость"? Не так давно столь же сакраментально звучал вопрос: а познаваемо ли такое природное явление, как "свет"? В настоящее время на последний вопрос существует вполне точный ответ: да, данное явление - познаваемо, измеряемо и предсказуемо! С учетом того, что мир познаваем вообще, возможно, наступят и времена, когда субъективно-релятивные качества, присущие современному образу справедливости, постепенно пойдут на убыль. С учетом вышеприведенных рассуждений попробуем выработать определение понятию "справедливость".

Исходной точкой рассуждений о сущности справедливости примем знания психологии, социологии, философии, политологии и права. В указанных науках существует, по крайней мере, два основных подхода к толкованию понятия "справедливость": атрибутивно-субстанциональный и реляционный. В первом случае справедливость рассматривается как атрибут, субстанциональное свойство субъекта, а то и вообще самодостаточное явление. Во втором справедливость - социальное отношение, взаимодействие на элементарном и сложном коммуникативном уровнях.

В любом случае справедливость - историческая реальность, уникальные и, в то же время, вполне закономерные общественные отношения, социальная природа которых заключается в потенциальной способности человека разумного (homo sapiens) посредством только одному ему ведомых средств речи, знаков и символов мобилизовать свои ресурсы ради достижения целей, как предопределенных на уровне простейших инстинктов, так и поставленных людьми осознанно, разрешать проблемы и напряжение в сфере управления, равно как и наличие у общества права принимать решения и добиваться их обязательного исполнения.

Справедливость - это присущее социальной природе человека необходимое условие функционирования всякой социальной общности, равно как средство всеобщей связи (коммуникации) между людьми в их целедостижении, "символический посредник", обеспечивающий выполнение взаимных обязательств. Фактически позитивно определенная справедливость - институционализация ожидания того, что в известных пределах требованиям общества при распределении ценностей будет уделено серьезное внимание. Можно также утверждать, что справедливость - это признанная определенной общностью людей парадигма поведения в конкретном месте и в конкретный исторический момент.

В числе качеств справедливости неизменно присутствуют такие характеристики, как многоаспектность, сложность и системность. В науке справедливость - еще и проблема, а также характеристика социальной системы, которая в свою очередь задается базисными социальными сценариями. Сущностные качества справедливости характерны для любой местности, любой эпохи, любой человеческой общности.

Однако в общественных науках обоснованно считается, что этого явно недостаточно, поскольку общее определение справедливости в обязательном порядке должно включать следующее. Свидетельство об участии в оценке события не менее двух действующих лиц. В данном отношении могут быть задействованы: как отдельные лица, так и их группы, применительно к уголовному судопроизводству стороны и суд. Если речь идет о социальной справедливости, то в оценке справедливости участвуют многомиллионные общности. Ими генерируются стандарты справедливости, ими же они и исполняются.

Справедливость - сложное системное явление, она неизбежно обладает структурой, элементы аналитического каркаса которой кроются в нравственности и реальной ценности чьего-то поведения для общества в конкретном месте и в конкретный исторический период. Иными словами, если справедливость - это общественные отношения, то интенсивность их генерации и эволюции в обществе всегда далека от постоянства. Следует отметить, что существуют отношения справедливости, в которые вольно или невольно одновременно вступают практически все члены политического общества, проживающие на территории, ограниченной границей конкретного государства, например, отношение россиян к результатам сталинского террора.

В то же время существуют отношения справедливости, которые застрагивают всего лишь определенный круг лиц, а то и вовсе отдельных граждан. В данном случае речь идет о любом уголовном деле. В условиях глобализации со значительной долей определенности можно утверждать об общемировых стандартах справедливости. Чтобы убедится в этом, достаточно проанализировать итоги Нюрнбергского и Токийского судебных процессов, результаты работы Уголовного суда в Гааге.

Справедливость рассматривается как некое "обращающееся" средство, как ресурс, который необходим для осуществления уголовной юстиции. В этом случае справедливость в умах людей предстает как потенциальная мощь, сила, воля или как необъяснимый чудесный дар. Справедливость - устойчивые человеческие отношения, основанные на зависимости одних жизненных обстоятельств от других. Справедливость - не что иное, как функция, блокирующая процессы хаоса и энтропии.

Право на справедливое решение в качестве функции уже не может быть присвоено одним лицом. Функция человеческих отношений неизбежно возвышается над отдельными людьми, делает их заложниками сложных структурных отношений, традиций, навыков политического взаимодействия, социальных практик, а также норм права.

Отчужденная, неперсонифицированная (деперсонифицированная) справедливость мгновенно превращается в бездушную машину власти. Такая справедливость - это уже не обычные взаимоотношения между людьми, когда у участников остается надежда на сохранение у их партнеров хотя бы отдельных субъективных человеческих качеств, например, сострадания матери к заблудшему сыну, а взаимоотношения, обусловленные исключительно жесткой объективной реальностью и свойственной природе прагматизмом. "Битцевский маньяк" для матери - "крест", который предстоит нести всю оставшуюся жизнь, а для общества - смертельный враг.

Сравнение господствующих в обществе понятий о справедливости с машиной далеко не случайно. Во-первых, они, как и любая машина, весьма сложны. Во-вторых, отношения справедливости в обществе строго упорядочены, а то и регламентированы нормами права, что тоже характерно для любого механизма. В-третьих, большинство отношений справедливости устанавливается для достижения пусть частных, но в то же время конкретных целей, что опять-таки делает систему понятий о справедливости похожей на машину, каждый агрегат которой - часть целого и имеет строго определенное предназначение.

Толкования понятия "справедливость" как независимой от общества самостоятельной и сравнительно устойчиво работающей машины весьма распространены. В научном обороте широко используется термин "справедливость судебной машины". На подсознательном уровне суд в таких случаях воспринимается человеком как некий неподвластный ему Молох, требующий человеческих жертв.

Наконец, справедливость - форма творчества, поскольку позволяет обществу в критических ситуациях находить оригинальные конфигурации старых (новых) ресурсов и функций. Над ресурсами и над функциями надстраиваются содержательная и позитивная коммуникация, порождающая новый смысл, новую увязку целей и средств, а главное - выдвигающая новые критерии и основания справедливости, эффективность целедостижения.

Перечисленные трактовки феномена справедливости не являются взаимоисключающими - они фиксируют ее различные реальные аспекты власти. В современной литературе выделяют, как правило, три таких измерения.

1. Директивный аспект. В соответствии с ним справедливость понимается как реальное качество в человеческих отношениях, что следует рассматривать как ее материальное составляющее.

2. Функциональный (технологический), процессуальный аспект справедливости, т.е. понимание ее как способности, умения, в первую очередь суда, практически реализовать свою потенцию в рамках функции общественного управления.

3. Коммуникативный аспект справедливости, ибо она - это еще и определенный язык, понятный всем субъектам уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений. В любом случае анализу понятия "справедливость" предшествует исследование теории коммуникации. В ее основе лежат такие социально-коммуникативные ценности, как нравственность, мораль, право, правосознание, возможность восстановления справедливости посредством судебного разбирательства и принудительного исполнения судебного решения. При возникновении социально-правовой коммуникации проявляется не чье-то господство, выявляется возможность участникам правоотношения идентифицироваться и решится действовать совместно ради новоприобретенной цели*(1201).

Рассуждая о сущности наказания, его справедливом размере, наш соотечественник, социолог с мировым именем П.А. Сорокин*(1202) еще в начале ХХ в. отметил такое весьма интересное обстоятельство. Карательные акты, будучи по своей природе изначально индивидуальными, обществом постепенно были превращены в шаблоны. В каждой постоянной социальной группе за определенное преступление установлено и вполне определенное наказание. Любой преступный акт, будь то повреждение носа, ушей, зубов, глаза, ноги, руки или пальца, имеет свою цену. Уголовные кодексы - не что иное, как подробный "карательный прейскурант"*(1203). В диспозиции статьи - описание преступного деяния, в санкции - "карательное вознаграждение" за него. Апофеоз такой шаблонизации - наличие в США специальных таблиц, на основе формальных расчетов предопределяющих размер наказания с точностью до месяца.

Шаблонизация кар, по мнению П.А. Сорокина, - не что иное, как частный случай давно изобретенного человечеством менового процесса. С течением времени устанавливается как вид наказания, так и его размер, поэтому можно говорить об определенном преступно-карательном курсе. Как известно, при определении курса обмена неизбежно возникает масса различных условностей, поскольку для человека символическое зачастую более значимо, чем рациональное*(1204).

Размер справедливого наказания зависит от текущего настроения нации или любой другой социальной группы*(1205), которое, в свою очередь, обусловлено наличием страха. Это сильнейшее чувство выступает особой интегрирующей силой*(1206), объединяющей значительную часть населения в деле борьбы с конкретными преступными поведениями.

Чтобы удостоверится в том, что это действительно так, достаточно вспомнить события начала лета 2008 г., когда в Москве вдруг начались массовые поджоги автомобилей. Опасаясь за свою собственность, автолюбители поспешили организовать патрулирование на улицах, приняли иные пассивные меры, направленные на предупреждение данного вида преступлений. Приведенный пример носит далеко не единичный характер, многие подобные случаи подробно описаны в юридической литературе*(1207). В этой связи американские криминологи наказание рассматривают как ответ социума преступникам, акцентируя свое внимание лишь на то: соответствует ли усилие общества проблеме.

В настоящее время жители США к наиболее тяжким преступлениям относят: терроризм, сексуальные преступления, сопряженные со смертью потерпевших, некоторые виды насильственных захватов чужой собственности*(1208). Анализ российского законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод, что для определения степени опасности того или иного вида преступлений география существенного значения не имеет. Данное обстоятельство является очередным подтверждением единства международных стандартов в формировании уголовного права и его применении. Очевиден и вывод о том, что опыт одного государства в борьбе с преступностью вполне приемлем и для других государственных и социальных образований, ибо природа преступности едина.

В настоящее время в юридической науке господствует мнение, согласно которому преступность неискоренима*(1209). В этой связи тотальная борьба с преступностью постепенно сменилась попытками установить контроль если не над преступностью в целом, то хотя бы над некоторыми ее частными проявлениями. Очередной такой поворот Россия осуществила 8 декабря 2003 г., существенно смягчив наказания, которые могут быть назначены за наиболее распространенные преступления. Этот акт государственной воли позволил существенно снизить количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, находящихся в местах лишения свободы. Благодаря принятым тогда мерам удалось отказаться от неизбежных для предыдущего этапа уголовной политики ежегодных массовых амнистий. Правильность избранного семь лет назад курса подтверждена относительной стабильностью числа тяжких преступлений.

Либеральное отношение к мелким преступникам имеет и отрицательный эффект, который проявляется в виде увеличения количества рецидивной преступности. Это неизбежно ведет к необходимости концентрации правоохранительных органов на одних и тех же лицах. Вопреки расхожему мнению, для общества более опасна не деятельность преступных сообществ, а громадная масса дезинтегрированных правонарушений, от которых страдает основная масса потерпевших, на защиту которых регулярно отвлекаются значительные кадровые и материальные ресурсы.

Аналогичные проблемы есть и в других странах. В этой связи в 1994 г. в США было принято законоположение, получившее название "третье преступление - последнее". В результате появились такие наказания, как: 25 лет тюремного заключения 27-летнему жителю Техаса за открытое похищение куска пиццы; 40 лет лишения свободы 42-летнему жителю Майами (Флорида) - за кражу 22 рулонов туалетной бумаги. Ведущим прецедентом по данному вопросу является решение Верховного Суда США по делу Р., вынесенное в 1980 г., которым был признан непротиворечащим Конституции США, т.е. справедливым приговор, вынесенный в штате Техас: пожизненное лишение свободы за совершение трех имущественных фелоний на сумму около 230 долларов*(1210).

Заместитель Председателя Верховного Суда Китайской народной республики Хуан Сунъю в октябре 2008 г. снят с занимаемой должности за получение взятки в сумме 5 млн. юаней (730 тыс. руб.), а 19 января 2010 г. осужден к пожизненному лишению свободы с лишением политических прав и конфискацией личного имущества*(1211).

Современному российскому уголовному правосудию подобные крайности пока не ведомы. Какие же требования предъявляют к приговорам в России?

Вне зависимости от суровости принято считать, что "лучший" - тот приговор, который не был обжалован. Например, несмотря на активную защиту в суде, правом принесения кассационных жалоб не воспользовались:

Р. наряду с убийством сожительницы, лишивший жизни и ее двоих детей двух лет и одного года, приговоренный Курским областным судом к пожизненному лишению свободы*(1212);

А. и Р., промышлявшие разбойными нападениями на таксистов, виновные также в покушении на убийство супругов Т., а первый и в убийстве несовершеннолетней К., приговоренные Курским областным судом к длительным срокам лишения свободы*(1213);

И. и Ш., совершившие изнасилование и убийство бабушки и малолетней сестры сожительницы первого, приговоренные Курским областным судом И. - к смертной казни, Ш. - к 25 годам лишения свободы*(1214).

Впрочем, права принесения жалоб их, скорее всего, "лишили" содержащиеся вместе с ними другие осужденные, ибо перечисленные лица совершили столь опасные по общечеловеческим стандартам деяния, что сразу же были отвергнуты даже убийцами, виновными в совершении "рядовых" преступлений в отношении взрослых лиц. Результат: эти "рядовые" убийцы не дали Р., И. и Ш. возможность реализовать свое право на обжалование судебных решений. Безусловно, приведенный масштаб измерения справедливости весьма условен, но, как показывает практика, абсолютно реален.

Отсутствие жалоб - прямое свидетельство, что судебное решение, хотя бы формально, удовлетворило всех участников процесса. Следовательно, про такой приговор можно утверждать: он - вероятно справедлив.

Судебная статистика свидетельствует, что назначение реального наказания, как правило, влечет цепочку перепроверок приговора в вышестоящих инстанциях. В 2007 г. только Верховным Судом РФ в кассационном порядке рассмотрено 4551 уголовных дел в отношении 7868 лиц, а количество надзорных жалоб достигло 112 773. Судебными решениями в целом недовольна 1/3 осужденных к реальному лишению свободы.

Лица, обжалующие судебные решения, в основном ставят под сомнение доказанность их вины, правильность квалификации. Число жалоб, указывающих непосредственно на несправедливость приговора гораздо меньше. Тем не менее статистика свидетельствует, что значительное количество судебных решений изменяется исключительно в силу их явной несправедливости.

Так, в 2007 г. в рамках кассационного производства Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ без изменения квалификации содеянного снижена мера наказания в отношении 451 осужденного - 5,7%. Этой же коллегией в порядке надзора приговоры изменены в отношении 720 осужденных, при этом в отношении 610 человек из них наказание снижено без изменения квалификации - 84,7%. Военная коллегия Верховного Суда РФ снизила размер наказания без изменения квалификации в отношении трех человек, а Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев всего 338 дел общей подсудности, не меняя квалификации содеянного, снизил наказание 178 осужденным - 52,7%. Таким образом, Верховный Суд РФ, рассмотрев уголовные дела в отношении 9704 осужденных, в отношении 1242 (12,8%) приговоры расценил как чрезвычайно суровые, т.е. несправедливые. В отношении 21 лица приговоры были отменены в виду их чрезвычайной мягкости - 0,2%.

Приведенное соотношение чрезвычайно суровых и чрезвычайно мягких судебных решений характерно для всей современной России, а это означает, что суды в своей повседневной практике наказание скорее завышают, чем занижают, что, в свою очередь, является прямым свидетельством жесткой судебной политики.

Впрочем, в стране достаточно структур, считающих ее чрезмерно мягкой, следовательно, малоэффективной. Мягкость карательной политики они ставят в вину судьям, многие видят в этом еще и их коррупционное разложение. В 2002 г. суды по делам об убийстве вынесли около 300 приговоров, исполнение которых сочли возможным осуществить с применением ст. 73 УК, т.е. назначили условно. Данное обстоятельство прозвучало как упрек в адрес судей. Отвечая на него, Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев обратил внимание на то, что никто не лишал прокурора права на принесение надзорного представления на чрезмерную мягкость приговора*(1215).

Согласно вышеприведенной статистике число таких представлений стремится к нулю. В практике автора таковых было всего два, и оба они были отклонены вышестоящей инстанцией ввиду их надуманности.

Кроме того, В.М. Лебедев подчеркнул, что, назначая справедливое наказание, суд должен учитывать и конкретные обстоятельства каждого дела, в первую очередь, виктимное поведение потерпевшего*(1216). Особое значение имеет степень общественной опасности содеянного виновным.

 

Пример 1. Ш. в течение длительного периода времени жил за счет дочери, злоупотреблял спиртными напитками, заставлял ее убирать за ним "следы своих чрезмерных возлияний". Дочь этого не выдержала и задушила отца. По приговору Коминтерновского районного г. Воронежа от 12.04.2004 ее осудили по ч. 1 ст. 105 УК с применением ст. 64 УК к четырем годам лишения свободы, по правилам ст. 73 УК условно, с испытательным сроком два года.

Участники процесса оснований для обжалования приговора не нашли*(1217).

Если бы уголовное дело в отношении Ш. рассматривал суд с участием присяжных заседателей, то не исключено, что они вообще признали бы Ш. невиновной в виду виктимного поведения потерпевшего. Аналогичные примеры истории широко известны. Например, оправдательные приговоры в отношении В. Засулич, Э.А. Ульмана*(1218), а также известной только узкому кругу специалистов Т., освобожденной из-под стражи в зале Ивановского областного суда*(1219).

Следует отметить, что помимо официальной судебной оценки содеянного виновными существует и иная куда более значимая оценка - общественная. На чрезвычайно суровые приговоры народ отвечает массовыми манифестациями. На чрезмерно мягкие - самосудом. Например, массовое недовольство в среде автомобилистов вызвало осуждение водителя, маневр которого повлек смерть Алтайского губернатора М.С. Евдокимова. Факты самосуда, как правило, направлены в отношении лиц, совершивших преступления сексуального характера в отношении малолетних. Число таких публичных проявлений незначительно, что является признаком одобрения карательной политики, осуществляемой правоохранительными органами. Основа данной политики - законодательная база.

Многие ученые-юристы считают, что справедливость далеко не всегда поддается формализации*(1220). Не случайно до недавнего времени термин "справедливость" в законах вообще отсутствовал. Современный российский законодатель счел необходимым ее официально канонизировать. В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 379 УПК приговор подлежит отмене или изменению в силу его несправедливости.

Раскрывая понятие "справедливость", законодатель применил оригинальный прием, в ст. 383 УПК он дал определение ее антиподу - "несправедливости". Согласно этой специальной норме несправедливым является приговор, по которому было назначено наказание, несоответствующее, во-первых, тяжести преступления, во-вторых, личности осужденного. В-третьих, несправедливы наказания, которые хотя и не выходят за пределы, очерченные санкциями соответствующих норм Особенной части УК, но по своему виду и размеру чрезвычайно суровы или мягки.

Наряду с этим, характеризуя преступление, законодатель на первое место ставит не столько его тяжесть, сколько степень общественной опасности (ч. 1 ст. 14 УК): Ш. (по приведенному выше делу Коминтерновского районного г. Воронежа) совершила тяжкое преступление - убийство, но опасно ли ее деяние для общества - вопрос спорный. Очевидно одно: посторонние люди жертвами ее преступного посягательства не станут. Следовательно, им не следует бояться Ш.

В ст. 60 УК (Общие начала назначения наказания) помимо информации, приведенной в ст. 383 УПК, содержится еще и указание на то, что при назначении наказания следует руководствоваться нормами не только Особенной части, но еще и положениями Общей части УК. Сказанное однозначно свидетельствует, что анализируемая выше норма УПК является бланкетной, а ст. 60 УК отсылочной. Таким образом, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, вроде бы подробно регламентируя механизм назначения наказания, о сущности справедливости содержит весьма скупые сведения.

Неполнота закона, его противоречивость и непостоянство обусловили необходимость организации мониторинга за справедливостью принимаемых судебных решений, как следствие этого, появление соответствующих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 N 1 "О судебном приговоре" рекомендовано при назначении наказания учитывать, во-первых, "характер", во-вторых, "степень" общественной опасности совершенного преступления, в-третьих, личность виновного, в-четвертых, обстоятельства, смягчающее и отягчающее наказание, в-пятых, влияние наказания на исправление осужденного, в-шестых, его же влияние и на условия жизни его семьи (п. 12). Такие же рассуждения о характере и степени общественной опасности можно прочитать и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации наказания" (абз. 2 п. 2).

Сказанное означает, что для суда, рассматривающего уголовное дело, первостепенное значение имеет, конечно же, тяжесть содеянного (в любой стране отношение к убийству одинаково). На втором месте - социальные последствия такого деяния. Показательным в данном случае является весьма характерное для практики последних лет постановление Президиума Верховного Суда РФ.

 

Пример 2. По приговору Санкт-Петербургского городского суда от 08.07.2005 Д. осужден ч. 3 ст. 33, п. "е", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК с применением ст. 64 УК к семи годам лишения свободы, по ч. 2 ст. 222 УК к трем годам лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК по совокупности преступлений к восьми годам лишения свободы. В силу ст. 73 УК наказание принято считать условным с испытательным сроком четыре года.

Согласно приговору Д., вооружив братьев Б. и С. автоматическим оружием, организовал покушение на убийство М. Особо следует отметить, что организатора преступления не беспокоило, что нападение на М. будет совершено на улицах города, рядом с ним могут находиться его дети. Тот факт, что жертвами стрельбы могут оказаться телохранители М., случайные прохожие, Д. не учитывался.

Братья Б. и С., реализуя преступный замысел Д., обстреляли М., однако по причинам, от них независящим, вреда потерпевшему, находившимся рядом с ним охранникам не причинили. Тем не менее, в отличие от организатора преступления, они осуждены к длительным срокам наказания. Несмотря на признание вины всеми осужденными, положения ст. 64 и 73 УК к братьям Б. и С. не принимались.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ усомнилась в справедливости такого приговора, фактически освободившего Д. от наказания, кассационным определением от 28.11.2005 его отменила, дело направила на новое судебное разбирательство. При новом рассмотрении дела суду предлагалось обратить внимание на то, что стрельба по потерпевшим исполнителями по указанию организатора велась из автоматического оружия, с близкого расстояния, на поражение. Это подтверждало выводы органов предварительного расследования о том, что умысел виновных, по крайней мере, был направлен на убийство не только М., но и лиц, находившихся с ним в непосредственной близости.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ обратила внимание и на явную несоразмерность назначенных осужденным наказаний: условно - организатору, сделавшему все, чтобы довести преступный умысел до конца, реально - лицам, преступный замысел не осуществившим.

На данное судебное решение заместитель Генерального прокурора РФ вынес надзорное представление, в котором поставил вопрос о его отмене, мотивируя тем, что Д. своими действиями пресек деятельность преступной группы, возглавляемой М.

Автор представления утверждал, что данные обстоятельства суд первой инстанции обоснованно учел, а суд второй инстанции несправедливо их проигнорировал.

В обоснование свой правовой позиции заместитель Генерального прокурора РФ привел следующие рассуждения.

В ст. 61 УК содержится перечень смягчающих наказание обстоятельств, к которым относится активное способствование раскрытию преступления и изобличение других соучастников преступления. В данной норме не содержится каких-либо указаний относительно того, способствует ли виновный раскрытию преступления, совершенного им лично, либо иного общественно опасного деяния, к которому он непосредственного отношения не имеет.

Кроме того, при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, прямо не предусмотренные ст. 61 УК.

По смыслу ст. 64 УК исключительные обстоятельства, существенно уменьшающие степень общественной опасности преступления, связаны не только с ролью виновного, но также с целями и мотивами преступления, поведением виновного после его совершения. При этом исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие наказание обстоятельства, так и их совокупность. Д. - в прошлом член преступного формирования, организованного М., не желая и далее участвовать в преступной деятельности последнего, а также решив воспрепятствовать совершению новых преступлений, организовал убийство М.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.053 с.)