Использование психологических «якорных» техник становится особенно опасным в условиях этнополитических конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование психологических «якорных» техник становится особенно опасным в условиях этнополитических конфликтов.



Многие разновидности массовых психологических состояний, сформировавшихся в течение исторического периода развития национального самосознания, включая состояния пограничные и агрессивные, уже заложены в этнической памяти и практически в неизменном виде неосознанно (т. е. на уровне коллективного подсознания) передаются из поколения в поколение. Их не нужно специально формировать под конкретную психологическую операцию.

Исторические механизмы инициации этих состояний, не раз срабатывающие в исторической практике межнациональных конфликтов, также известны. Для того чтобы «переключить» население какого-либо этнического анклава из психологического состояния мирного добрососедства в состояние немотивированной агрессии, достаточно лишь незначительно адаптировать формат психологического импульса, инициирующего психологический механизм «переключения состояний», характерных для данного этноса, к современным условиям.

8. В настоящее время в России существуют 2 основные концепции реализации государственной политики в условиях психологической войны – противодействие психологической войне и управление психологической войной.

Концепция противодействия предполагает:

· ИПВ – внешний фактор по отношению к защищаемой системе, и мы не можем повлиять на причины возникновения этого явления, поскольку это происходит где-то за пределами защищаемой системы;

· противодействуя войне, мы вмешиваемся в закономерности формирования и развития данного политического конфликта, нарушаем нормальные темпы его эволюции и изменяем условия перехода от одной фазы развития конфликта к другой (такое вмешательство может нарушить течение психологической войны как политического конфликта и привести даже к ее политической дезорганизации);

· каждый новый конфликт представляет собой новую угрозу для защищаемой системы: чем больше возникает новых конфликтов, тем больше угроз.

Основной недостаток концепции противодействия в том, что цель противодействия – устранение или локализация конфликта в том месте, где он возник, в условиях множественности конфликтов становится недостижима: вступая в борьбу с информационно-политическими конфликтами, мы боремся с частными проявлениями нового социального явления – психологической войны, но не с самим явлением.

Концепция управления психологической войной позволяет достигать целей, недоступных для концепции противодействия: если войной можно управлять, то для общественной стабильности не важно, как много в политическом поле общества таких конфликтов. Ведь как только подобный конфликт где-то возникает, он тут же становится субъектом государственного управления, а значит начинает выполнять в обществе определенную социальную функцию.

При всей агрессивности конструктивные социальные функции у современной ИПВ все-таки есть: это вытеснение из поля международных отношений традиционных форм вооруженной борьбы и т. н. информационное сдерживание. Использование этих функций психологической войны в системе международных отношений (в сочетании с подавлением ее деструктивных составляющих) позволяет рассматривать психологическую войну даже как инструмент информационной политики.

Кроме того, управление информационно-политическими конфликтами не может быть эффективно, если конфликтов недостаточно. В условиях единичности каждый конфликт начинает вести себя индивидуально и так или иначе выходит за рамки общих статистических тенденций и закономерностей, на которых построено информационное управление. Следовательно, множественность конфликтов в концепции управления психологической войной – не препятствие, а основное условие эффективности применения такой концепции на практике.

Дальнейшие перспективные направления исследований в рамках обозначенной в настоящей работе тематики автор видит:

· в разработке национальной российской культурно-цивили­зацион­ной модели и технологий психологического (несилового) воздействия на внутриполитические и международные конфликты, позволяющей России занять достойное место в деятельности по урегулированию международных конфликтов наравне с теми странами, которые такими моделями уже обладают;

· в поиске эффективных методов, способов и технологий психологической защиты сознания и подсознания населения от современных технологий политической стратификации, поляризации и управления цепными поведенческими реакциями, применяемыми в операциях психологической войны;

· в разработке действенных механизмов и технологий управления психологической войной, основанных на новых принципах управляющего воздействия, таких, как управление групповой сплоченностью, управление восприятием, управление рисками в психологических операциях;

· в поиске политических, экономических и иных способов международного регулирования формирующегося рынка технологий ИПВ, контроля за ним через экономические механизмы влияния;

· разработке правовой базы, позволяющей применять международные санкции в отношении государства-агрессора, ведущего психологическую войну.

Автор испытывает глубокую благодарность по отношению ко всем ученым, на труды которых он опирался при проведении данного исследования, и особенно уважаемому консультанту, д-ру полит. наук, профессору Г. Г. Кадымову, дорогим коллегам и соавторам монографии «Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны» профессорам А. И. Петренко и Д. Б. Фролову. Без использования результатов работ обширного списка авторов не удалось бы сформировать целостную картину информационно-психологических процессов и явлений в современном обществе.

Автор рассчитывает, что данная работа не оставит читателя равнодушным, и призывает к широкому и конструктивному диалогу по данной проблеме.

––

В завершение автору хотелось бы привести выдержки из интервью, данного им киевскому журналу «Камуфляж» в марте 2006 г., в котором достаточно точно характеризуется ситуация вокруг существующей практики, проблем и перспектив применения технологий информационно-психо­ло­гического воздействия в разрешении современных конфликтов [258].

s Верно ли утверждение, что информаци­онно-психологическая операция – орудие го­сударственной политики?

Безусловно. Особенно интересны психологи­ческие операции, которые сегодня становятся од­ним из основных элементов внешней политики го­сударства. Они проводятся на уровне межгосу­дарственных отношений, внутри коалиций, во вну­тренней политике. Психологические операции привлекают потенциальных «потребителей» тем, что позволяют достигать внешнеполитических
це­лей без существенных затрат, поскольку технологии психологического воздействия относительно дешевые. Во-вторых, осуществляются без сило­вого давления, с элементами манипулирования.

Спецподразделения, проводящие их, есть се­годня практически во всех развитых государст­вах. Но в мире нет механизма международного права, который позволял бы регулировать эту об­ласть внешнеполитических отношений. Как нет и четких международных определений: что можно и что нельзя при проведении психологической операции или ведении психологической войны, какие санкции должны применяться в отношении государства-агрессора, использующего «запре­щенные приемы».

Уверен, что в недалеком будущем психологи­ческие операции будут вытеснять традиционное вооруженное противостояние в международных отношениях. Они не только дешевле, но зачастую эффективнее.

s Но тогда такие «монополисты горячей войны», как вооруженные силы и спецслужбы, могут, попросту говоря, противодействовать этому.

В какой-то мере. Но все равно эти организации нужны. Власть не обойдется без армии и спец­служб. Просто огромные армии трансформируются в небольшие профессиональные вооруженные силы, в состав которых входят подразделения быстрого реагирования и постоянной готовности, на­целенные на решение локальных задач.

К сожалению, российские воен­ные не успевают за теми же американцами, у ко­торых уже давно действуют силы психологичес­ких операций, все роли и действия которых распи­саны вплоть до операционного уровня. У наших государств, ослабленных распадом Союза и заня­тых решением различных «газовых проблем», не хватает времени, чтобы достигнуть такого же уровня совершенства. Хотя подобные службы у нас были, но стремительно устаревают. Поэтому наши структуры, которые могут дать психологи­ческий «отпор» на должном уровне, работают вдо­гонку.

s Насколько часты и успешны такие операц­ии и кто является «законодателем моды» в этой сфере?

Далеко не все страны имеют достаточный опыт успешного проведения такого рода опера­ций, что существенно ограничивает их активность в этом направлении Что же касается ведущих стран, умело осуществляющих масштабные меж­дународные психологические операции, – это бывший СССР, США, Великобритания. Классиче­ская успешная психологическая операция была проведена не вчера. Вот пример из ее «советско­го прошлого».

В 80-х гг., когда СССР активно поддержи­вал национально-освободительные движения, од­на из латиноамериканских стран «созрела» для по­беды политических сил, близких к соцлагерю. Ле­вое правительство должно было прийти к власти в результате победоносной партизанской борьбы. Лидеры движения обратились к советскому руко­водству, а точнее к КГБ, с просьбой: у нас есть лю­ди, готовые сражаться, но они не обучены техни­ке ведения партизанской борьбы. Вскоре на волне одной из вещающих на эту страну радиостанций стали крутить радиоспектакль. Действие происхо­дило в вымышленной стране, где народ поднимал­ся на борьбу с режимом, при этом подробно распи­сывалась тактика партизанской борьбы. Фоном служили личные взаимоотношения героев радио­спектакля. Таким образом будущие повстанцы по­лучили подробные радиоинструкции. В итоге анти­советский режим был свергнут.

Пример из наших дней: бизнес-скандал, свя­занный с птичьим гриппом. Его подоплека совер­шенно понятна – вытеснение одних производите­лей с динамично развивающегося рынка птичьего мяса и приход на их место других. Цена вопроса – миллиарды долларов.

Еще одна «разновидность» тонкой психологиче­ской операции – атипичная пневмония образца 2003 г., о которой сегодня порядком подзабыли. А ведь каков был сюжет и его раскрутка? Война в Ираке – сценарий психологической войны. Хорошо отрежиссированная «мыльная опера», проходив­шая динамично и увлекательно. Боевые действия вооруженных сил Коалиции имели целью «выбро­сить» в медиа-пространство «залп» нужных ново­стей. Под такое воздействие отводилась целая во­енная кампания. Надо сказать, что шла тонкая иг­ра с общественным мнением: его «тренировали», отслеживая обратные реакции, уровень интереса. Когда положительный интерес начинал угасать, кампания сразу же активизировалась Но вдруг – внеплановое «топтание» вокруг Басры, защищае­мой в основном иракскими ополченцами. Рейтинг положительного восприятия войны стал падать, появились выступления с протестом, другие «не­желательные» для американцев факторы. При­шлось «запускать» вирус атипичной пневмонии. В результате были забыты неудачи в Ираке, исчез­ли связанные с ними проблемы во внешней поли­тике. Внимание обывателя переключилось на про­блему, которая «рядом и волнует каждого». А тут и новые победы в иракской войне подоспели.

Этот типичный образчик манипулирования об­щественным мнением – один из эпизодов психологической операции. Резюме – американцы присту­пили к ведению боевых операций, войн нового поко­ления, когда собственно военная операция стано­вится «конвейером» для производства пиар-новостей. Эффект используется для получения целого комп­лекса «дивидендов» в международных отношениях. В их числе и возвращение в «кильватер» союзников США из числа западноевропейцев (французов, немцев), которые начинали из него «выбиваться».

s Значит, и в отношении Украины прово­дятся психологические операции? Как распо­знать, что на нас «напали»?

Нет в мире такого государства, проводяще­го самостоятельную политику, отстаивающего свои интересы и не поддающегося давлению из­вне, в отношении которого не проводились бы психологические операции. Можно сказать, что они неизбежны и закономерны. И Украина, которая динамично развивается, не исключение, а вероятный объект проведения психологических операций, в том числе и со стороны союзников. Ведь эти операции – тайные. Поэтому любое госу­дарство может их проводить, прикрываясь «чистотой» помыслов и намерений, «бескорыстием и дружелюбием». А страна, против которой такая «работа» проводится, обнаруживает направленное воздействие уже «по факту», когда удар нанесен в ущерб ее интересам. Тем не менее, специа­листы могут отыскать внешние признаки проведения психологических операций.

s Спрогнозируйте векторы «приложения основных усилий» при их проведении.

Это нетрудно. Например, в НАТО заинтересованы, чтобы Украина шла с блоком одним кур­сом. Но ведь политика – тот же бизнес. Идет торговля на «повышение и понижение акций». Украина же стратегически интересна и России. Значит, может стать «предметом торга». Не будем забывать о цене, которую Альянс будет вынужден за­платить за принятие Украины в свои ряды – в абсолютно реальных долларах. Но ведь она может варьировать в сторону уменьшения, и процесс этот зависит от массы факторов.

s Можно ли говорить, что существует «ры­нок услуг» по проведению пихологических операций? Какова в таком случае его ем­кость и кто его завоевал?

Такой рынок существует и измеряется в ре­альных денежных единицах. На нем «крутятся» десятки миллиардов долларов. Если речь идет об оказании таких услуг, то они – прерогатива выс­ших органов государства. Россия, кстати сказать, этот рынок еще не освоила. У нее нет норматив­ной базы, регулирующей такой бизнес. А вот у Штатов она есть. Этот рынок действительно очень перспективный, и за лидирующие позиции на нем разворачивается борьба. В «тени» остают­ся формы и методы проведения операций.

Очень интересен в этом отношении и Китай, который становится одной из самых мощных дер­жав. Достаточно походить по тем же американ­ским магазинам, чтобы без всякого труда удосто­вериться в том, что половина из представленного в них – китайского производства. Это говорит о том, что китайцы своей экономической мощью вытесняют американцев со всех рынков. Но для того чтобы разобраться в политике Китая, надо отталкиваться от менталитета народа этой стра­ны. Ее руководство может принять долгосрочный план развития государства, и он будет последова­тельно выполняться последующими поколения­ми. Такому курсу соответствуют и долговремен­ные психологические операции, рассчитанные, возможно, на достижение эффекта лет через пятьдесят.

s Хотелось бы вернуться к уровню наших рядовых граждан. Они, надеюсь, могут чувст­вовать себя защищенными от психологических операций. Или же нет?

Действительно, наибольший ущерб такие операции наносят психике и здоровью рядовых граждан, поэтому государство должно защищать их от любых форм проявления такой агрессии. И в первую очередь от психологических опера­ций извне. Правда, пока система такой защиты еще не выстроена. Важно выявить операцию за­ранее и немедленно начать проводить контрмеры. Хотя, думается, не лишним будет напомнить, что в основе психологической операции нет ничего такого, что не встречалось бы в повседневной жизни. В человеке от рождения заложена масса защитных механизмов, которые формируются воспитанием, нормами морали и нравственности. Проблема же сегодняшнего дня в том, что нынешние агрессивные технологии психологического воздействия настолько изощренны, что с помощью одних только врожденных защитных механизмов с ними уже не справиться.


ЛитературА

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сент.

2. Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности. Проект. Разработан по заказу Совета Безопасности Российской Федерации. М.: Институт психологии РАН, 2000.

3. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1999.

4. Независимая газета, 7 декабря 2007 г.

5. Панарин И. Н. Технологии информационной войны. М.: КСП+, 2003.

6. Панарин И. Н. Информационная война и дипломатия. М., 2004.

7. Панарин И. Н. Информационная война, PR и мировая политика. М.: Горячая линия-Телеком, 2006.

8. Manoïlo A. V. Gestion de la guerre psychologique dans le cadre de la politique informationnelle de l’Etat. М.: Politique et société, № 2, 2004.

9. Manoilo A. V. Methods of Psychological Warfare Research / V.: Proceedings of The Forth International Scientific and Methodic Conference «IES-2004», 2004. P. 372–374.

10. Manoilo A. V. Psychological Warfare Management. / V.: Pro­ceedings of The Forth International Scientific and Methodic Conference «IES-2004», 2004. P. 375–378.

11. Клименко З. В. Кризис и распад Югославской Федерации // Дисс.... канд. полит. наук. М., 1999.

12. Концепция внешней политики Российской Федерации от 17.12.1997 г., в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24.

13. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999. С. 7.

14. Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М.: РАГС, 2001. 118 с. Он же, Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования, 2002 г. М.: Массовые информационные процессы в современной России. Очерки / Отв. ред. А. В. Шевченко. М.: РАГС. С. 20.

15. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999.

16. Расторгуев С. П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1999.

17. Почепцев Г. Г. Психологические войны. «Рефл-бук», «Ваклер», 2000.

18. Прокофьев В. Ф. Тайное оружие информационной войны. Синтег, 1999.

19. Барановский Е. Г., Владиславлева Н. Н. Методы анализа международных конфликтов. М.: Научная книга, 2002.

20. Богатуров А. Д. (Ред.). Системная история международных отношений, 1918–2003. В 4 т. М., 2003.

21. Чилкот Р. Х. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М., 2001. С. 176–200.

22. Singer D. J. The global system and sub-system. A development view. NY: 1971. 1974 г.

23. Лефевр В. А. Рефлексия. М.: Когито-Центр, 2003.

24. Lassel H., Kaplan A., Power and Society: A Framework for political inquiry. New-Havey: 1962.

25. Степанов Е. И. /Ред./. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. М., 1999.

26. Барановский Е. Г., Владиславлева Н. Н. Методы анализа международных конфликтов. М.: Научная книга, 2002.

27. Almond G., Powell B. Comparativ Politics. A Developmental Approach. Boston: 1966.; Easton D. The Analysis of Political Structure. NY, 1990.

28. Алексеева Т. А. Современные политические теории. М., 2000. С. 93.

29. Дубинин Ю. Мастерство переговоров. М., 2007. С. 67–94.

30. Кармин А. С. (Ред.). Конфликтология. СПб., 2000. С. 28–29.

31. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996. С. 93.

32. Егоров С. А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 2003. С. 42–43.

33. Богатуров А.Д. Понятие мировой политики в теоретическом дискурсе // Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ. М., 2005. С. 205.

34. Почепцов Г. Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000.

35. Прокофьев В. Ф. Тайное оружие информационной войны. М.: СИНТЕГ, 1999 (Серия «Информатизация России на пороге XXI в.»).

36. Красько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Минск: Харвест, 1999.

37. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001 (Библиотека практической психологии).

38. Граф С. За пределами мозга. М., 1992.

39. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: ИФ РАН, 1999.

40. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: РАГС, 1998.

41. Кассирэр Э. Техника современных политических мифов // Becтник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1990, № 2.

42. Камакин А. Как лица превращаются в фигуры // Независимая газета, приложение «Фигуры и лица». 31.01.98, № 15 (1586).

43. Шубин А. Россия и мир в 2020 году. Доклад Национального разведывательного совета США «Контуры мирового будущего» М.: Издательство «Европа», 2005.

44. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000, № 24.

45. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. в ред. Закона РФ от 25.12.92, № 4235–1.

46. Указ Президента РФ от 24.12.93, № 2288.

47. Макеев А. В. Политика и безопасность. Монография. М.: Щит-М, 1998.

48. Серебрянников В. В. Политическая безопасность: сущность, проблемы, перспективы // Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. 1997. № 29.

49. Дерюгин Ю. И. Концептуальные основы политической безопасности России // Политическая безопасность России. Информационно-анали­ти­ческий бюллетень. М., 1997. № 29.

50. Лазо В. И. Структурная и индивидуальная детерминация политического конфликта и безопасности в современной России. Автореф. на соиск. уч. степени канд. полит. наук. СПб., 2002.

51. Возжеников А. В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 1999.

52. Возжеников А. В., Прохожев А. А. Безопасность России: современное понимание, обеспечение. М.: Росэкономфонд «Созидание», 1998.

53. Возжеников А. В., Прохожев А..А. Государственное управление и национальная безопасность России. М.: РАГС, 1999.

54. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М.: Дело, 2005. С. 321–363.

55. Fazio R. H. (1990). Multiple processes by which attitudes guide behavior: The MODE model as integrative framework. In M.Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology (pp. 75–109). New York: Academic Press.

56. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект пресс, 2006. С. 468.

57. Панарин И. Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006.

58. Лебедева Т. Ю. Путь к власти. Франция: выборы Президента / Отв.ред. Я. Н. Засурский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

59. Hachten W. A. (2001). The troubles of journalism: A critical look at what's right and wrong with the press (2nd ed.). Mahwah, NJ: Erlbaum.

60. Jamieson K. H. & Campell K. K. (1988). The interplay of influence: Mass media and their publics news, advertising, politics (2nd ed.). Belmont, CA: Wadsworth.

61. Harris R. J. (1999). A cognitive psychology of mass communication (3rd ed.). Mahwah, NJ: Erlbaum.

62. Jamieson K. H. & Campell, K. K. (1988). The interplay of influence: Mass media and their publics news, advertising, politics (2nd ed.). Belmont, CA: Wadsworth.

63. Graber D. A. (1989). Mass media and American politics (3rd ed.). Washington, DC: Congressional Quarterly Press.

64. Perse E. M. (2001). Media effects and society. Mahwah, NJ: Erlbaum.

65. Riffe D. & Stovall J. G. (1989). Diffusion of news of shuttle disaster: What role for emotional response? Journalism Quarterly, 66. Р. 551–556.

66. Bryant J. and Thompson S. (2002). Fundamentals of Media Effects. Boston, Mc.Craw H.Co.

67. Coser L.A. (1956). The functions of social conflict. New York: Free Press.

68. Larson J. F. (1986). Television and U.S. foreign policy: The case of the Iran hostage crisis. Journal of Communication, 36 (4). Р. 108–130.

69. Kaid L. L. (1996). Political communication. In M. B. Salwen & D. W. Stacks (Eds.), An integrated approach to communication theory and research (pp. 443–457). Mahwah, NJ: Erlbaum.

70. Gamson W. A. & Lasch K. E. (1983). The political culture of social welfare policy. In S. Spiro & Uchtman-Yaar (Eds.), Evaluating the welfare state: Social and political perspectives (pp. 397–415). NY: Academic Press.

71. McLeod J. M. & Detenber B. H. (1999). Framing effects of television news coverage of social protest. Journal of Communication, 49 (3). Р. 3–23

72. Valkcnburg P. M., Semetko H. A. & de Vreese C. H. (1999). The effects of news frames on readethoughts and recall. Communication Research, 26. Р. 550–569.

73. Nelson, Т. Е., Oxley Z. M. & Clawson R. A. (1997). Toward a psychology of framing effects. Political Behavior, 19. Р. 221–246.

74. Bennett W. L. (1988). News: The politics of illusion (2nd cd.). NY: Longman.

75. Hart R. P. (1996). Easy citizenship: Television's curious legacy. Annals of the American Academy of Political and Social Science, 546. Р.109–119.

76. Blumler J. G. & McLeod J. M. (1974). Communication and voter turnout in Britain. In T. Legatt (Ed.) Sociological theory and social research (pp. 265–312). Beverly Hills, CA: Sage;

77. Ivengar S. & Simon A.R (2000). New perspectives and evidence on political communication and campaign effects.

78. Petty R. & Cacioppo J. (1986). Communication and persuasion: Central and peripheral routes to altitude change. NY: Springer-Verlag. Notrow.

79. Fishbein M.& Ajzеn I. (1975). Belief, attitude, intention and behavior. Reading, MA: Addison.

80. Krosnick J. A. (1988). The role of attitude importance in social evaluation: A study of policy preference, presidential candidate evaluations, and voting behavior. Journal of Personality andSocial Psychology, 55. Р. 196–210.

81. Rice R. E. & Atkin C. K. (1989), Public communication campaigns (3rd ed). Thousand Oaks, CA: Sage.

82. McLeod J. M., Kosicki,G. M. & McLeod D. M. (1994). The expanding boundaries of political communication effects. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects: Advances in theory and research (pp. 123–162).

83. McCombs M. E. (1977). Newspapers versus television: Mass communication effects across time. In D. Shaw & M. McCombs (Eds.), The emergence of American political issues: The agenda-settingfunction of the press (pp. 89–105).

84. Iyengar S. & Kinder D.. (1987). News that matters. Chicago: University of Chicago Press.

85. McLeod J. M., Pan Z. & Rucinski,D. (1989, May). Framing a complex issue: A case of social construction of meaning. Paper presented at the annual meeting of the International Communication Association, San Francisco.

86. Paisley W. (2001). Public communication campaigns: The American experience. Р.16.

87. McGuire W. (1989). Theoretical foundations of campaigns. In R. E. Rice & C. K. Atkin (Eds.), Public communication campaigns (2nd ed., pp. 43–66). Newbury Park, CA: Sage.

88. MсGuire W. (2001). Input and output variables currently promising for constructing persuasive communications. In R.E. Rice & C.K. Atkin (Eds.), Public communication campaigns (3rded., pp. 22–48). Thousand Oaks, CA: Sage.

89. Fazio R. H. (1990). Multiple processes by which attitudes guide behavior: The MODE model as» integrative framework. In M.Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology (pp. 75–109). NY: Academic Press.

90. Ivengar S. & Simon A. R (2000). New perspectives and evidence on political communication and campaign effects. Annual Review of Psychology, 51. Р. 149–169.

91. Kaid L. L. & Bystrom D. G. (Eds.), The electronic election: Perspectives on the 1996 campaign сommunication. Mahwah, NJ: Erlbaum.

92. Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э. Глобальные трансформации: политика, экономика и культура. М.: Праксис, 2004.

93. Amstutz M. R. An Introduction to Political Science: The Management of Conflict. Glenview (Illinois), Scott, Foresman and Company, 1982.

94. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 2003.

95. Смирнов А. И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М., 2005.

96. Декларация принципов построения информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 2003 – Тунис, 2005. Док. WSIS-03/Geneva/ Док.4/R. 12.12.2003.

97. Libicki M. C. What is Information Warfare? Washington, D.C. National Defense University Press, 1995; Stein G. H. Information Warfare // Airpower Journal. Spring 1995.

98. Szafranski R. A. Theory of Information Warfare: Preparing for 2020 // Airpower Journal. Spring 1995.

99. Harley I. A. Role of Information Warfare. Truth and Myths. NTIS, Naval War College. AP-A307348. USA, 1996.

100. Alberts D., Richard E. H. Information Warfare Workshop. Decision Support Working Group Report. 1996; Information Warfare, complex organisations and the power of disruption. University of Arisona, 1997.

101. Переход США к информационной войне // Ин. печать об экон., научно-техн. и воен. потенциале государств-участников СНГ и технических средствах его выявления. Ежемесячный информационный бюллетень. М.: РАН и МНТ РФ, 2000. № 1.

102. Словарь «Webster,s New Collegiate Dictionary», 1978.

103. Словарь «The Random House Dictionary», 1987. V. 2.

104. Theory of Information Warfare. Preparing For 2020 by Colonel Richard Szafranski, USAF.

105. Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М.: Алькор+, 1991.

106. Брусницин Н. А. Информационная война и безопасность. М.: Вита-Пресс, 2001.

107. Цымбал В. И. О концепции информационной войны // Информационный сборник «Безопасность». 1995. № 9.

108. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000.

109. Почепцов Г. Г. Информационно-психологическая война. М.: СИНТЕГ, 2000.

110. Расторгуев С. П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998.

111. Пирумов В. С., Родионов М. А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль. 1997. № 5

112. Жуков В. Взгляды военного руководства США на ведение информационной войны // Зарубежное военное обозрение. 2001. № 1.

113. Information Warfare: Implications for Arms Control. Kings College London, ICSA. UK, 1998.

114. Маркоменко В. Информационное общество и проблемы его безопасности // Федерализм. 1997. № 4.

115. Комов С. А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль. 1996. № 3.

116. Гриняев С. Н. Война в четвертой сфере // НВО. 2000. № 42.

117. Костин Н. А. Общие основы теории информационной борьбы // Военная мысль. 1997. № 3.

118. Чергинец Н. И. Государственная политика в области информа­ционной безопасности: состояние и перспективы развития. Национальная безопасность: управленческие и информационные технологии обеспече­ния. Минск, 2000.

119. Емельянов Г. В., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России. Основные понятия и определения: Уч. пос. / Под общ. ред. проф. А. Прохожева. М.: РАГС, 1999. Ч. 1.

120. Принципы, касающиеся международной информационной безопасности. Проект. Материалы МИД РФ, 2000.

121. Крутских А., Федоров А. О международной информационной безопасности // Международная жизнь. 2000. № 2.

122. Прокофьев В. Ф. Тайное оружие информационной войны. М.: СИНТЕГ, 1999 (Серия «Информатизация России на пороге XXI века»).

123. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М.: Ин-т социально-политичес­ких исследований АСН, 1999.

124. Серебрянников В. В. Социология войны. М.: Научный мир, 1997.

125. Ткач И. А. Разработка концепции информационной войны в интересах национальной безопасности // Информационная безопасность регионов России: Тр. конф. СПб., 2000.

126. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М. А. Вуса. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1999.

127. Цыбульский И. Информационный прессинг: Ему отведена ключевая роль в военной стратегии США // НВО. 1998. № 4.

128. Коупленд Н. Психология и солдат. М., 1992.

129. Soldiers. 1991. March 18.

130. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки / Отв. ред. А. В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002.

131. Грачев Г. В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях // Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. М., 1999.

132. The Washington Post. 1998. May 10.

133. Information Warfare: Implications for Arms Control, Kings College London, ICSA. UK, 1998.

134. Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Операции информационно-психологической войны. Методы, средства, технологии: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М.: Горячая линия-Телеком, 2005.

135. Stein G. H. Information Warfare // Airpower Journal. Spring, 1995.

136. Information Warfare, complex organisations and the power of disruption. University of Arisona, 1997.

137. Кара-Мурза С., Телегин С., Александров А., Мурашкин М. Экспорт революции: Саакашвили, Ющенко… М., 1995.

138. GLOBAL TRENDS 2015: A Dialogue About the Future With Nongovernment Experts (http://www.dni.gov/nic/NIC_global­trend2015.html)

139. Полевые уставы армии США: FM 100-6 «Информационные операции», FM 33-1 «Психологические операции», FM 31-20 «Операционная техника специальной борьбы».; Полевой устав армии США FM33-1 «Психологические операции». М., 1988. С. 23.

140. Кременюк В. А. США и окружающий мир: уравнение со многими неизвестными // США/Канада, экономика, политика, культура. 1999. № 1. С. 7.

141. Жинкина И. Ю. «Национальная мощь» государства как инструмент американской дипломатии // США/Канада, экономика, политика, культура. 1999. № 9. С 83.

142. Занегин Б. Н. США в региональных конфликтах: малые войны и большая политика. США/Канада: экономика, политика, культура. 1999.

143. Отстаивание интересов США с помощью ООН. Интервью с постоянным представителем США при ООН Биллом Ричардсоном // Внешняя политика США. Электронный журнал ЮСИА. Т. 2. № 2. Май 1997. С. 5.

144. Гриняев С. Об основных направлениях строительства нового миропорядка по-американски // Красная звезда. 2002. 27 сент.

145. Красная звезда. 2002. 14 июня.

146. Рыбаков Р. Б. (отв.ред.) Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. М., 2003. С. 17.

147. Галумов Э. Основы PR. М., 2003. С. 275.

148. Блек С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.; СПб.: АСЭС, 1990. С. 190–192.

149. Phillips W. R. Civil-Military Cooperation: Vital to Peace Implementation in Bosnia // NATO Review. 1998. Spring. Vol. 46. # 1. P. 22–25.

150. NATO Civil-Military Coordination (CIMIC) Doctrine AJP-09 [draft].

151. The Alliance's Strategic Concept. Approved by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Washington D. C. on 23d and 24th April 1999. Press Release NAC-S(99)65. 1999.

152. «Цветная» реакция. Два вопроса четырем экспертам. Advertise with Washington ProFile, 11/25/2005 http://www.wash­profile.org/ en/node /4152.

153. Трейнор Иэн. За беспорядками в Киеве стоят американцы // The Guardian. Великобритания. 2004. 26 ноября.

154. Буш разработал стратегию против «негативного поведения» Путина. // Известия. 2007. 16 апр. Http://www.izvestia.ru/ news/news132275.

155. Революция.com. США. Завоевание Востока. Документальный фильм. Франция. 2007. Http://invivio.net/info/3648.htm

156. Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990–2000). М., 2001.

157. Шайхутдинов Р. Демократия в условиях «спецоперации»: как убить государство // «Со-общение». 2005. № 1.

158. Комад Борислав. По сигналу Олбрайт // Вечерние новости. Белград, 2000. 18 мая.

159. Илич Г. Тайная война против Югославии. Http://left.ru/2001/ 23/elich36.html

160. Шмелев Б. А. Балканский кризис. Центрально-восточная Европа во второй половине ХХ века. Т. 3, ч. 1. М., 2002.

161. Редин М. «Революция роз». Шипы отдельно, лепестки отдельно. Www.smi.ru/04/11/23/3051156.html 23.11.2004.

162. Sands D. Необузданная Грузия рвется к демократии // The Washington Times. 2004. 22 ноября. Www.inosmi.ru/translation /214853.html.

163. Силенко Виктор. Манипулятивные технологии «оранжевой революции». К.: Досвітні огні, 2005. № 48–49, декабрь.

164. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа. M., 2000.

165. Авраменко А., Старунский А. Психологические операции НОАК. М.: Зарубежное военное обозрение, 2005. № 4.

166. Пентагон ведет «психологическую войну» против Ирана, считает Моттаки // РИА «Новости». 2007. 4 окт.

167. Баусин А., Степанов Г. Иран угрожает Джорджу Бушу «ответным ударом». www.izvestia.ru.

168. Морозов Г. И. ООН на рубеже XXI века (кризис миротворчества ООН) // Доклады Института Европы. № 55. М., 1999.

169. Гольц А. Кризис, который всегда с ООН. М.: Ежедневный журнал, 2005. 15 сент. Http://ej.ru.

170. Косьяненко И. Б. Причины и содержание кризиса ООН, 28.08.2007, Ноополис.ру: http://www.noopolis.ru/articles/ 2182.shtml.

171. Сергиенко Владимир. Кризис ООН. Континет. № 19(81)2. 15.10.2002. Www.continent.kz/2002/19/15.html.

172. Косырев Д. Юбилейная судорога ООН. 07.09.2007. Независимая газета. Www.ng.ru/events/2000-09-07/1_spasm.html.

173. Разумный В. Война в Ираке как показатель общего кризиса ООН. М. газета Арраид, 09 (57) 2003. Http://islam.com.ua/ gazeta/ 0903/warinirak.shtml

174. США: дальнейшее будущее Ирака не касается ООН. М.: Газета.ру, 27.03.2003 г. Http://www.gazeta.ru/2003/03/27/l ast81141.shtml.

175. Стоило ли начинать войну? // Эхо планеты. 1991. № 6. С. 10.

176. James Bone and Richard Beeston, America fights to take charge of UN peacekeepers around world. Move could help exit strategy from Iraq. – The Times, November 3, 2006 (Джеймс Боун, Ричард Бистон, Америка борется за контроль над миротворческими силами ООН по всему миру).

177. США хотят получить контроль над миротворческими акциями ООН во всем мире. Newsru. 3 ноября 2006 г. Http://www.newsru.co.il/.

178. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Резюме выводов. Прага, 30–31 января 1992 г.

179. РотфельдА. Д. Европа: переход к безопасности нового типа («inclusive security») // Ежегодник СИПРИ-1998: вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 1999. С.181.

180. Черный В. В., Аляев А. В., Цыкало В. В. Россия в ОБСЕ: что дальше? http://pvlast.ru/.

181. Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 12; Фридмен Л. Силовой потенциал и вакуум безопасности в Европе // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 2.

182. Независимая газета. 2000. № 17. 9 ноября.

183. Сибирский Б. По праву сильного // Новости разведки и контрразведки. 1999. № 17–18 (135). С. 12.

184. Иванов И. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 224.

185. Азимов А. ОБСЕ на распутье. Международная жизнь. 2005. № 2. С. 60.

186. Стамбульские договоренности вновь требуется уточнить. Интервью с руководителем постоянной делегации Совета Федерации Федерального Собрания РФ в Парламентской ассамблее ОБСЕ В. Кулаковым // Независимое военное обозрение (еженедельное приложение к «Независимой газете»). № 46 (406), 3–9 декабря, 2.

187. Самвэлян Т. Э. Международные споры: становление механизма урегулирования в рамках ОБСЕ. М.: Общественные науки и современность, 1998. № 2.

188. Ghehali V. CSCE Velvet Clout. 1993: Int. Defense Review. № 4, p. 285–286

189. The Alliance's New Strategic Concept. Agreed by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Rome on Nov. 7–8, 1991 // NATO Review. 1991. Dec. Vol. 39. # 6.

190. Leurdijk D. The United Nations and NATO in Former Yugoslavia // Atlantishe Perspectief. The Hague. Special Issue. 1994. Vol. 18. # 6. P. 8.

191. The Clinton Administration's Policy on Reforming Multinational Peace Operations. Executive Summary of the Presidential Decision Directive 25. Wash., 1994. P. 1

192. NATO Press Communique M-1(94)3; Declaration of Heads of State and Government Participating in the Meeting of the North Atlantic Council held at NATO HQs. 10-11 Jan. 1994 // NATO Review. 1994. Febr. Vol. 42. # 1. P. 30–33;

193. Aspin L. New NATO, New Europe // Ibid. P. 12–14.

194. Клименко З. В. Кризис и распад Югославской Федерации //Дисс.... канд.полит.наук. М., 1999.

195. Dobbie Ch. A Concept for Post-Cold War Peacekeeping // Survival. 1994. Autumn. Vol. 36. # 3. P. 145.

196. Буш разработал стратегию против «негативного поведения» Путина. // Известия. 2007. 16 апр. Www.Izvestia.Ru/News/ News132275.

197. Выступление Президента России Владимира Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 г. // Известия. 2007. Www.izvestia.ru/politic/ article3101055/.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.164 с.)